Почитание богов и жертвоприношения 6 страница



12 О весовых стандартах, находившихся в ведении царя и храмов, см.: Edzard D. O. Die ''zweite Zwischenzeit'' Babyloniens. Wiesbaden, 1957, с. 81, примеч. 398; ср.: ''волоса с головы его весили двести сиклей по весу царскому'' (2‑я Кн. Царств. XIV, 26).

13 См.: Les sacrifices quotidiens du temple d'Anu. ‑ Thureau‑Dangin F. Rituels accadiens, c. 74‑86.

14 См.: Vaux R. de. Ancient Israel, Its Life and Institutions. N. Y., Toronto and London, 1961, с. 469. Очевидно, что этот институт возник в послепленный период. См. также: Hermann W. Gцtterspeise und Gцttertrank in Ugarit und Israel. ‑ ZATW. 72, 1960, с. 205‑216; Notscher F. Sakrale Mahlzeiten vor Qumran. ‑ Lex Tua Veritas (Festschrift fur Hubert Junker). Ed. H. Gross, F. Meissner. Trier, 1961, с. 145‑174.

15 Это текст GCCI I 405, но см. также ABL 187 rev. 4, где Ашшурбанапал назван наследником престола.

16 См. passim: Bost Р. Die Keilschrifttexte Tiglath‑Pilesers III. Lpz., 1893.

17 О пребенде в старовавилонский период см.: Cocquerillat Denise. Les prйbendes patrimoniales dans les temples a l'йpoque de la l"' dynastie de Babylone. ‑ Revue Internationale des Droits de l'Antiquitй. Third Series. 2, 1955, с. 39‑106.

18 Сходная практика существовала и в Египте. См.: Kees H. Дgypten (Kulturgeschichte des alten Orients, l. Abschnitt). Mьnchen, 1933, с. 248 (о распределении пожертвований в храме Собка в Эль‑Лахуне).

19 См., например: Vincent A. Les rites du balancement (Tenouphah) et du prйlиvement (Teroumah) dans le Sacrifice de Communion de l'Ancien Testament. ‑ Mйlanges Dussaud. Vol. 1, с. 267‑272.

20 Свидетельства, относящиеся к западной практике жертвоприношений, в клинописных текстах из Алалаха см.: Wiseman D. J. The Alalakh Tablets. L., 1953, 126: 15 (''пламя поглотит ягнят и птиц'') и 19.

21 Упоминаиия, собранные с CAD под аапги, ясно показывают, что кровь не играла особой роли в месопотамских культах и даже в магии. В Ветхом завете многократно упоминается ритуальное использование крови (окропление и помазание кровью как средство очищения). Хорошо известно, что на мифологическом уровне кровь имеет очень важное значение.

22 Свидетельство о том, что предсказатель помещался за занавесом, см.: ZA. 51, 1955,170: 25. В письме новоассирийского периода (ABL. 1094: 9) упоминается о том, что занавес задергивался, когда с изображения божества снимали драгоценные украшения.

23 См.: Thureau‑Dangin F. Rituels accadiens, с. 89 и сл.

24 См.: Kantorowicz E. Oriens Augusti ‑ lever du roi. ‑ Dumbarton Oaks Papers. 17, 1963, с. 119‑177, особенно с. 162 и сл.; Hermann Л. Zu den altorientalischen Grundlagen des byzantinischen Zeremoniell. ‑ Jahrbuch fьr Antike und Christentum. 7, 1964, с. 117 и сл.

25 Соответствующий текст опубликован: Pinches Т. G. The Chariot of the Sun at Sippar in Babylonia. ‑ Journal of the Transactions of the Victoria Institute. 60, 1928, с. 132‑133.

26 Превосходный, но далеко не полный обзор этих имен см.: Stamm J. J. Die akkadische Namengebung. Lpz., 1939. Специальные исследования о наборе имен, бытовавшем в определенный период, см.: Biggs R. D. Semitic Names in the Fara Period. ‑ Orienlalia. N. s. 36, 1967, с. 55‑66; Limet H. L'anthroponymie sumйrienne dans les documents de la 3' dynastie d'Ur. P., 1968; Saporetti C. Onomastica medio‑assira. Vols. 1‑2. Rome, 1970. Анализ имен определенного типа и происхождения см.: Oppenheim A. Leo. Die akkadischen Personennamen der Kassiten‑zeit. ‑ Anthropos. 31, 1936, с. 470‑488.

27 Книга Талквиста (Tallqvist K. Akkadische Gцtterepitheta. Helsinki, 1938) знакомит нас с обилием формальных эпитетов, использовавшихся в религиозной литературе. Однако эта книга ‑ скорее сборник материалов, чем шаг к их пониманию.

28 Оанн научил людей искусству письма и рисования, а также разным ремеслам; он научил их селиться в городах и строить храмы. См.: Schnabel P. Ве‑rossos und die babylonisch‑hellenistische Literatur. Lpz., 1923, c. 253. Этимологию имени ''Оанн'' см.: Lambert W. G. ‑ JCS. 16, 1962, с. 74; Hallo W. W. ‑ JAOS. 83, 1963, с. 176, примеч. 79.

29 В текстах II тысячелетия, происходящих из отдаленных областей, Ша‑маш и Адад встречаются вместе. На стеле ВА 7 153 ii 9 и сл. есть упоминание о жертве, принесенной этим двум богам царем Эшнунны (?) в Аррафе. Оба бога упоминаются в формулах проклятия царя Аннубанини и еще одного царя ‑ Луллуба. См.: Sollberger E., Kupper J.‑R. Inscriptions royales sumйriennes et akkadiennes. P., 1971, с. 168, IIIG1 и IIIG2. О древневавилонском происхождении текстов tamоtu, где Шамаш и Адад фигурируют как оракулы, см.: Lambert W. G. ‑ Bibliotheca Orientalis. 23, 1966, с. 164.

30 Об этом материале ср. переводы, приводимые в книгах: Witzel M. Tam‑muzliturgien und Verwandtes. Rome, 1935; Frank С. Kultiieder aus dem Ischtar‑Tamьz Kreis. Lpz., 1939; недавнюю попытку свести эти данные воедино см.: /а‑ cobsen Т. Toward the Image of Tammuz. ‑ History of Religion. 1, 1961, с. 189‑ 213; Gurney O. R. Tammuz Reconsidered: Some Recent Developments. ‑ JSS. 7, 1962, с. 147‑160.

31 Перечень этих символов (без определения их культовых и религиозных функций) см.: Frank С. Bilder und Symbole babylonisch‑assyrischer Gцtter. Lpz., 1906; Douglas Van Buren Elizabeth. Symbols of the Gods in Mesopotamian Art. Rome, 1945; Seidl Ursula. Die babylonischen Kudurru‑Reliefs. ‑ Baghdader Mitteilungen. 4, 1968, с. 7‑220.

32 См. также: Soden W. von. Die Schutzgenien Lamassu und Schedu in der babylonisch‑assyrischen Literatur. ‑ Baghdader Mitteilungen. 3, 1964, с. 148‑156.

33 См.: Cohen M. Genou, famille, force dans le domaine chamito‑sйmitique. ‑ Mйmorial Henri Basset. P., 1928, c. 203.

34 0 simtu ср.: Furlani G. Sul concetto del destino nella religione babilonese e assira. ‑ Aegyptus. 9, 1928, с. 205‑239.

35 Основной материал по этому вопросу см.: Zimmern H. Simat, Sima, Tyche, Mainl. ‑ Islamica. 2, 1926‑1927, с. 574‑584; Langdon S. The Semitic Goddess of Fate, Fortuna, Tyche. ‑ JRAS. 1930, c. 21‑29; Baudissin W. W. Altlostamentliches hajjim in der Bedeutung von Glьck. ‑ Festschrift Sachau, c. 143‑161. О хеттских и иранских материалах см.: Friedrich ). ‑ ZA. 37, 1927, с. 189‑190; Herzfeld E. Zo‑ rqaaipr_apd HJL'L^Vndd Yыl_l Eancfiton.1947 _c 1.77

36 ^''w..uoii.toi,''wo.луичоподоопо, noononii^o uu с. и ucfuuu vtyu ш^,, uu^u±.u r,me.lйm.bi nir.gвl, существует в ранней шумерской и в более поздней двуязычной версии.

37 Cumont F. La double fortune des sйmites. ‑ Etudes Syriennes. P., 1917, с 263‑276; Gagй ]. La thйologie de la victoire impйriale. ‑ Revue Historique. 171‑ 172, 1933, с. 1‑43.

38 Превосходный обзор см. в сборнике статей: La divination en Mйsopotamie ancienne et dans les rйgions voisines. ‑ XIVe Rencontre Assyriolpgique Internationale. P., 1966; внимания заслуживает в первую очередь: Falkenstein A. ''Wahrsagung'' in der sumerischen Ьberlieferung (с. 45‑68). См. также: Nougayrol J. La divination. Ed. A. Caquot, M. Leibovici. Vol. 1. P., 1968, с. 25‑81.

39 Эламский перевод текста астрологического предсказания см.: Scheu V. Dйchiffrement d'un document anzanite relatif aux prйsages. ‑ RA. 13, 1917, с. 29‑59; о хеттских предсказаниях см.: Goetze A. Kleinasien2, с. 148‑151; Hiemschneider К. К. Babylonische Geburtsomina in hethitischer Ьbersetzung (=Studicii /.11 den Bogazkцy‑Texten. Heft 9). Wiesbaden, 1970; он же. Die akkadischen und hethitischen Omentexte aus Bogazkцy (в рукописи).

40 О связанных с этим проблемах см.: Boissier A. Manlique babylonienne et Mantique hittite. P., 1935; Nougayrol J. Les rapports des haruspicines йtrusque et assyro‑babylonienne, et le foie d'argile de Falerii veteres. ‑ CRAIB. 1955, с. 509‑517. См. последнее по времени исследование этой категории текстов: Biggs R. D. A propos des textes de libanomancie. ‑ RA. 63, 1969, с. 73‑74.

42 См. CAD под isqu.

43 См.: Nougayrol f. ‑ OLZ. 51, 1956, с. 41 (со ссылкой на LKA 137 и 138).

44 Об этом обычае см.: Goetze A. Kleinasien, с. 150.

45 Предсказаниями такого рода занимались старухи; толкование снов в Месопотамии тоже было первоначально чисто женским делом. См.: Oppenheim. A. Leo. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. Philadelphia, 1956, с. 221 и сл.

46 В дополнение к ассирийским ''наблюдателям птиц'', настолько важным лицам при дворе, что они должны были приносить клятву на верность царю вместе с другими предсказателями и секретарями (ABL 33), один текст (ADD. 851) называет их в числе предсказателей, доставленных в качестве пленников в Ниневию из Египта.

47 См. ЕА 35.

48 Подтверждение этому в старовавилонском тексте сохранилось, по‑видимому, в BE 6/1 118, где сообщается, что tupsarru дал предсказателю шесть птиц. О тексте из Алалаха см.: Wisenwn D. 1. the Alalakh Tablets. №355; хеттский LU. MUSEN. DU был связан, вероятно, с похожей практикой предсказаний; его функции можно сравнить с ролью древнеримского пуллария (предсказателя, наблюдавшего за поведением священных цыплят), который сопровождал войско ‑ примерно так же, как Ьагй в Месопотамии (ARM 2 22: 23‑26, AKA 551 iii 20, KAR 428 r. 3 и т. д.).

49 См. отрывки, цитируемые в статье: Reiner Erica. Fortune‑Telling in Mesopotamia. ‑ JNES. 19, 1960, с. 28 и сл.

50 См.: Nougayrol J. Divination et vie quotidienne au dйbut du deuxiиme millйnaire av. J.‑C. ‑ Acta Orientalia Neerlandica. Proceedings of the Congress of the Dutch Oriental Society Held in Leiden on the Occasion of Its 50th Anniversary, 8th‑9th May 1970. Ed. P. W. Pestman. Leiden, 1971, с. 28‑36.

51 Такая формулировка, как ''правая половина относится ко мне, левая половина ‑ к врагу'' (СТ 20 44: 59) ‑ pars familiaris в противоположность pars hostilis, ‑ встречается в мссопотамских гаданиях очень редко. В этой связи см. также сложный текст об астрологических и других предсказаниях, рассмотренный Виролло [Virolleaud С. ‑ Babyloniaca. 4, 1910, с. 109‑113) и вторично изданный с моими комментариями: A Babylonian Diviner's Manual. ‑ JNES. 33, 1974, с. 197‑220.

52 Пять старовавилонских табличек (YOS 10 57, 58 и 62, а также СТ 3 2 и сл., 5 4 и сл.) повторяют один и тот же текст с некоторыми различиями. О текстах из Богаакёйя см. KUB 34 5 и KUB 37 198. О гадании на масле в тексте из Ашшура см. KAR 151 r. 31 и сл. Эти последние изданы Петтинато [Pettinato G. Die Цlwahr‑sagung bei den Babyloniern. Vol. 2. Rome, 1966), который использовал также неизвестную ранее старовавилонскую табличку (IM. 2967).

53 Это тексты PBS 1/2 № 99 и UCP 9 367‑377.

54 См., например: Nougayrol J. ‑ "RA. 38,1941, с. 87. О несколько ином способе установления связи с божеством мы узнаем из текста, BBR. № 98‑99: 7‑9, в котором говорится, что предсказатель шептал сообщение в уши жертвенному животному перед тем, как его убивали.

55 Об использовании таких моделей см. предположение, высказанное А. Лео Оппенхеймом (JNES. 13, 1954, с. 143 и сл.); об условиях, в которых должен был действовать предсказатель'в Мари, см.: Finet A. La place du devin dans la sociйtй de Mari. ‑ La divination en Mйsopotamie ancienne, c. 87‑93.

56 См.: Landsberger В., Tadmor H. Fragments of Clay Liver Models from Ha‑ гог. ‑ IEJ. 14, 1964, с. 201‑218. О моделях печени, найденных на Западе, см.: Gadd С. 1. Ideals of Divine Rule in the Ancient East. L., 1948, с. 92. Модели печени и легких дошли до нас также из Угарита (с угаритскими надписями) ‑ см.: Virolleaud С. ‑ CRAIB. 1962, с. 93; Schaeffer G. F.‑A. ‑ AfO. 20,1963, с. 215 (ил. 34) и 210 (ил. 29); Dietrich M., Loretz 0. Beschriftete Lungen‑ und Lebermodelle aus Ugarit. ‑ Ugaritica. Vol. 6, P., 1969, с. 165^‑179. Литературу о таких моделях (в том числе из Алалаха и Мегиддо) см.: Nougayrol J. ‑ La divination en Mйsopotamie ancienne, c. 8. Древневавилонские модели легких опубликованы, например, в YOS 10 4 и 5, модели кишечника ‑ YOS 10 65; см. также: Goetze А. ‑ JCS. 11, 1957, с. 97 и сл. О рисунках внутренностей на табличках с предсказаниями см.: Nougayrol J. ‑ RA. 68, 1974, с. 61 и сл.

57 Гепатоскопия в Мари практиковалась совершенно по‑другому, чем в собственно Вавилонии. Это подтверждают три ''доклада'' из Мари об экстиспиции, опубликованные Нугеролем: Nougayrol J. Rapports palйo‑babyloniens d'haruspices. ‑ JCS. 21,1969, с. 219‑235, особенно с. 226‑232 (тексты L, M и N); см. также письма: ARM 4 54 и 5 65. Следует подчеркнуть два существенных момента, которые прояснились благодаря этим материалам (подобные свидетельства будут, безусловно, умножены в дальнейшем): во‑первых, между местными предсказателями и их собратьями из Вавилонии существовал антагонизм (текст М); во‑вторых, вопрос предсказателю формулировался только в расчете на ответ ''да ‑ нет'' (текст N, стк. г. 6'‑11'), что говорит об отсутствии специальных формулировок, включающих условие и следствие. Я склонен предположить, что в Мари гепатоскопия находилась, если можно так сказать, на уровне фольклора, тогда как в Вавилонии предсказание уже приобрело научный характер: там мы имеем дело с четкими, конкретными выводами, основанными на определенных исходных данных. В Мари к гепатоскопии, по‑видимому, прибегали только с целью получить одобрение или запрет со стороны божества. Это подтверждает письмо, опубликованное в ''Compte‑rendu de la Seconde Rencontre Assyriologique Internationale'' (P., 1951, c. 66 и сл.), анализ которого содержится в моей статье ''Divination and Celestial Observation in the Last Assyrian Empire'' (Centaurus. 14, 1969, с. 132, примеч. 47). Вполне возможно, что у хеттов прорицание тоже носило ''фольклорный'' характер, прежде чем одержал верх научный подход, привнесенный туда из Вавилонии. В пользу этой теории говорит факт существования хеттской терминологии для обозначения различных внутренностей и их особенностей (см.: Laroche E. Sur le vocabulaire de l'haruspicine. ‑ RA. 64, 1970, с. 127‑139).

58 См.: YOS l 45; Bohl F. M. T. Die Tochter des Kцnigs Nabonid. ‑ Symbolae Koschaker. Weimar, 1939, c. 151‑178. По этому поводу см.: Lods A. Le rфle des oracles dans la nomination des rois, des prкtres chez les Israйlites, les Egyptiens et les Grecs. ‑ Mйlanges Maspйro. 1, c. 91‑100.

59 См.: Knudtzon 1. A. Assyrische Gebete an den Sonnengott fьr Staat und kцnigliches Haus. 2 vols. Lpz., 1893; Klauber E. G. Politisch‑religiцse Texte aus der Sargonidenzeit. Lpz., 1913; Aro J. Remarks on the Practice of Extispicy in the Time of Esarhaddon and Assurbanipal. ‑ La divination en Mйsopotamie ancienne, c. 109‑117. В похожей ситуации возникли тексты tamоtu, более древние, но менее известные, так как этих текстов сохранилось очень мало; см.: Lambert W. G. The tamоtu Texts. ‑Там же, с. 119‑123.

60 Попытку анатомической идентификации этих названий см.: Hussey, Mary I. Anatomical Nomenclature in an Akkadian Omen Text. ‑ JCS. 2, 1948, с. 21‑32; Goetze A. ‑ YOS 10, табл. 126; Moran W. L. Some Akkadian Names of the Stomachs of Ruminants. ‑ JCS. 21, 1969, 178‑182; Biggs R. D. Qutnu, masrahu and Related Terms m Babylonian Extispicy. ‑ RA. 63, 1969, с. 159‑167.

61 Nougayrol J. Le foie d'orientation, BM 50494. ‑ RA. 62, 1968, с. 31‑50.

62 Об исторических предзнаменованиях см. примеч. 16 к гл. III.

63 Об одном специфическом типе экстиспиции см.: Nougayrol ). Prйsages mйdicaux de l'haruspicine babylonienne. ‑ Semitica. 6, 1956, с. 5‑14. Следует также отметить необычное сочетание экстиспиции и толкования снов в двух текстах средневавилонского периода ‑ см. соответственно: Lutz H. F. ‑ JAOS. 38, 1918, с. 77‑96 и Scheil V. ‑ RA 14, 1917, с. 146, 149 и сл. Похожий случай, когда небесные предзнаменования являются во сне (YOS I 39 и RT 19 101 и сл.), рассмотрен в моей работе (см.: Oppenheim A. Leo. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. Philadelphia, 1956, c. 205).

64 Полное новейшее издание всех имеющихся фрагментов этой большой и довольно хорошо сохранившейся серии см.: Leichty E. V. The Omen Series summa izbu (=Texts from Cuneiform Sources. 4). Locust Valley, N. Y., 1970. См. также: Riemschneider K. K. Babylonische Geburtsomina in hethitischer Ьbersetzung.

65 См.: Reiner Erica. ‑ JNES. 19, 1960, с. 28.

66 См.: Thureaii‑Dangin F. Rituels accadiens, c. 34: 16; 36 r. 3 и сл.; 38 г. 14 и сл.; 145: 451 и сл.; также отметим тексты в СТ 40 35‑40.

67 См.: MeissnerB. Omina zur Erkenntnis der Eingeweide des Opfertieres. ‑ АЮ. 9, 1933, с. 118‑122. Старовавилонские тексты подобного типа см. YOS 10 47‑49.

68 См.: Reiner Erica. ‑ JNES. 19, 1960, с. 25 и сл.

69 Можно сослаться только на устаревшее и неполное издание этой серии; см.: Notscher F. ‑ Orientalia. 31, с. 39‑42, 51‑54. См. также: Weisberg D. B. An Old Babylonian Forerunner to summa дlu. ‑ HUCA. 40‑41, 1969‑1970, с. 83‑104.

70 См.: Oppenheim A. Leo. ‑ АЮ. 18, 1957‑1958, с. 77, addendum.

71 См.: Oppenheim A. Leo. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East. Philadelphia, 1956, с. 195; Gordon E. I. ‑ BiOr. 17, 1960, с. 129, примеч. 57. По поводу недавно опубликованного тома писем Мари (ARM. 10, Paris, 1967) см.: Moran W. L. New Evidence from Mari on the History of Prophecy. ‑ Biblica. 50, 1969, с. 15‑56, и упоминаемую в этой статье литературу (с. 15 и 56).

72 Об этой книге толкований сновидений см. выше, примеч. 71.

73 См.: Kraus F. R. Texte zur babylonischen Physiognomatik. B., 1939; ом же. Weitere Texte zur babylonischen Physiognomatik. ‑ Orientalia. N. s. 16, 1947, с. 172‑206. Текст из Богазкёйя (аккадский и хеттский) см.: Weidner E. F. ‑ AfO. 15. 1945‑1951, с. 102.

74 См.: Labat R. Traitй akkadien de diagnostics et pronostics mйdicaux. P., 1951; Kinnier Wilson J. V. Two Mйdical Texts from Nimrud. ‑ Iraq. 18, 1956, с. 130‑146; он же. The Nimrud Catalogue of Medical and Physiognomical Omina. ‑ Iraq. 24, 1962, с. 52‑62.

75 См.: Labat H. Traitй akkadien, с. xlix; он. же. Une nouvelle tablette de pronostics mйdicaux. ‑ Syria. 33, 1956, с. 119‑130. Подобный старовавилонский текст см. TLB 2 21.

76 См. PBS 2/2 104. О редких типах предзнаменований см.: W eidner E. F. Ein Losbuch in Keilschrift aus der Seleukidenzeit. ‑ Syria. 33, 1956, с. 175‑183; Nou‑gayrol J. Aleuromancie babylonienne. ‑ Orientalia. N. s. 32. 1963, с. 381‑386.

77 Новейшее издание см.: Lambert W. G. Babylonian Wisdom Literature. Oxford, 1960, с. 110‑115 и табл. 31‑32. Для датировки документа существенно то, что его начало появляется в каталоге предзнаменований серии summa дlu (см. выше, примеч. 69); KAR 407, правая колонка, строка 21 фигурирует в качестве первой строки одной из табличек (53) этой серии. См. также СТ 40 9 Sm 772:16. Критический анализ содержания см.: Diakonoff l. M. A Babylonian Political Pamphlet from about 700 В. С. ‑ Studies in Honour of Benno Landsberger on His 75th Birthday (=AS. 16, 1965), с. 343‑350.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!