Глава 1. Материалистический подход



к понятию «психика»-----------------------------------------------------------------------

Глава 2. Идеалистический подход

к понятию «психика»-----------------------------------------------------------------------

Глава 3. Святоотеческий или комплексный подход

к понятию «психика»-----------------------------------------------------------------------

3.1. Общие сведения-----------------------------------------------------------------------------

Глава 4. Происхождение психики и ее структура------------------------

Глава 5. Основные возможности

(психические способности) души------------------------------------------------

Глава 6. О телесных органах (частях тела),

Являющихся органами (инструментами) души

Для проявления ее психических способностей

в физическом мире--------------------------------------------------------------------------

Глава 7. Некоторые особенности психических

способностей души (сердца, ума и воли) -----------------------------------

7.1. Общие сведения----------------------------------------------------------------------------

7.2. О духовной векторности психических способностей души-------------------

   7.2.1. О сердце--------------------------------------------------------------------------------

   7.2.2. Об уме-----------------------------------------------------------------------------------

   7.2.3. О воле-----------------------------------------------------------------------------------

7.3. Об иерархии психических способностей души-----------------------------------

  7.4. О коррелятивности психических способностей души--------------------------  

Глава 8. Различие психических способностей человека

до и после первородного греха----------------------------------------------------     

8.1. Состояние первозданного человека------------------------------------------------

      8.1.1. О физическом состоянии прародителей------------------------------------

    8.1.2. О духовном состоянии прародителей---------------------------------------

8.2. Состояние человека после его грехопадения в раю--------------------------

    8.2.1.О смерти духовной и физической--------------------------------------------

    8.2.2. Об искажении образа Божьего в человеке--------------------------------

8.2.3. О страстях---------------------------------------------------------------------------

    Общие сведения--------------------------------------------------------------------

   Классификация страстей--------------------------------------------------------

8.3. О соотношении духовного и физического состояния человека

до и после грехопадения в раю-------------------------------------------------------------       

Глава 9. Святоотеческая психотерапия,

Как универсальное и действенное

Лечебное средство для человека

(то есть    его души и тела)-----------------------------------------------------------

9.1. Общие сведения-------------------------------------------------------------------------

9.2. Обоснование святоотеческой психотерапии-----------------------------------

Глава 10. К вопросу о терминологии-----------------------------------------

Заключение-----------------------------------------------------------------------------------

Приложения

Тематические цитаты (определения

терминов «психология» и «психика»)------------------------------------

2. О создании Адама-------------------------------------------------------------------

А). Обзор мнений---------------------------------------------------------------------------

Б). Анализ мнений--------------------------------------------------------------------------

К вопросу о том, что в падении прародителей

Основную роль сыграла их чувственная

Сторона и что прародители впали в порочные

помыслы до вкушения ими запретных плодов---------------------

Тематические цитаты---------------------------------------------------------------------

4. Об образе и подобии Божьем в человеке----------------------------

Цитируемая литература------------------------------------------------------

 

 

 

    «Итак, кто может достойно оценить благородство этого существа (человека), соединяющего в себе самом смертное с бессмертным и совмещающего разумное с неразумным, представляющего своей природой образ всего творения и потому называемого “"малым миром", удостоенного столь великого примышления (благоволения) Божия, что ради него — все: и настоящее, и будущее, ради него и Бог соделался человеком, — переходящего в нетление и избегающего смертности ? Созданный по образу и подобию Божию, он (человек) царствует на небе, живет со Христом, есть дитя Божие, обладает всяким началом и властию. Кто может выразить словами преимущества этого существа? Оно переплывает моря, пребывает созерцанием на небе, постигает движение, расстояние и величину звезд, пользуется плодами земли и моря, с пренебрежением относится к диким зверям и большим рыбам; человек преуспевает во всякой науке, искусстве и знании, с отсутствующими, по желанию, беседует посредством письмен, нисколько не затрудняемый телом, предугадывает будущее; над всеми начальствует, всем владеет, всем пользуется, с ангелами и с Богом беседует, приказывает твари, повелевает демонами; исследует природу существующего, усердно пытается постичь существо Божие, делается домом и храмом Божества — и всего этого достигает посредством добродетели и благочестия … Итак, зная какого благородства мы причастны, (зная) что мы составляем небесное растение, не посрамим нашей природы, не окажемся недостойными столь великих дарований и не лишим сами себя толикой власти, славы и блаженства, променяв наслаждение всем вечным на кратковременные и незначительные удовольствия: наоборот, через добрые дела, воздержание от пороков и благонамеренность, чему наиболее содействует обыкновенно Божество, и через молитвы будем охранять наше благородство»                                                                              ( Немесий, епископ Эмесский) ( 20: 35, 36).                                                     *      *      *

«Высоко достоинство человека. Смотри, каковы небо, земля, солнце и луна: и не в них благоволил успокоится Господь, а только в человеке. Поэтому человек драгоценнее всех тварей, даже, осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых, то есть служебных духов. Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: сотворим по образу Нашему и подобию (Быт. 1: 26), а сказал об умной человеческой сущности, разумею бессмертную душу»

                                      (Преподобный Макарий Великий) (117: 149, 150).

Религиозно–философская серия

«Очерки православной

антропологии»[182]

 

 

        

    «Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (Пс. 138: 14).

 

    «Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен. Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить» (святитель Феофан Затворник) (21: 19).

 

    «Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе. Ты убежден в своей незначительности, но дальнейшее рассуждение раскроет твое величие. Вот почему мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал “Дивно познание Тебя через меня” (Пс. 138: 6). Чудесным образом я пришел к познанию Тебя. Каким же образом через меня? Дивно познание Тебя через меня. Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, а через это крохотное создание постиг великого Творца»(святитель Василий Великий) (73. Беседа 10).

 

    «Я знаю, что познание себя самого и познание Бога моего с Его делами — необходимее всех знаний» (святой праведный Иоанн Кронштадтский) (150: 613).

 

    «… Если желаешь познать Бога, прежде познай самого себя, из собственного твоего строения, из собственного твоего состава, из того, что внутри тебя самого; пристально вглядись, как бы в некоторое зеркало, в собственную душу; рассмотри ее стороение, и ты увидишь себя самого созданным по образу и подобию Божию» (преподобный Анастасий Синаит со ссылкой на одного мудреца) (186: 16).

 

    «Кто познал себя, тому дается ведение всего; потому что познать себя есть полнота ведения о всем» (святой Исаак Сирин) (цит. по 97: 6, 7).

 

    «Конечная же цель христианской антропологии — указать человеку путь спасения от того, что искажает его подлинный образ, и направить человека по пути духовного возрастания и соединения со своим Творцом, по образу Которого он создан» (митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной Богословской Комиссии Русской Православной Церкви) (94: 17).

 

   

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий!

Ты даешь нам пищу и питие для тел наших.

Напитай, напои, услади Всемилостивый и души наши

Словом Твоим, которое есть Истина.

Ибо верующий в Тебя не судится

И имеет жизнь вечную. Аминь.

(Ин. 3:15, 16, 18, 36; 5:24; 6: 40, 47)

 

Только у человека — образа Божьего,

наделенного возможностью достижения подобия Божьего,

во всем величии появляется чудесно сбалансированная и

совершенная система психических сил (сердца, ума, воли)

и их проявлений (чувств, мыслей, волевых актов).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!