Использование арттерапии в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата



арттерапия психотерапия двигательный опорный

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития и формирования художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. [9]

Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства.

Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.[1]

Применительно к специальному образованию арттерапия рассматривается как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.[9]

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется двумя путями:

— путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;

— путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).[11]

Можно отметить два механизма психологической коррекции с помощью арттерапии (О. А. Карабанова, 1997):

— когда искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать травмирующую ситуацию и найти выход из нее, используя креативные способности ребенка;

— когда под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский,).

Коррекционные возможности арттерапии обусловлены предоставлением ребенку с проблемами возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребенком в процессе арттерапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его самопризнания.[1]

Показателями для использования арттерапии в коррекционной работе с детьми с проблемами развития являются нарушения в развитии личности:

— отклонения в развитии психоэмоциональной сферы (эмоциональная депривация, переживание эмоционального отвержения, чувства одиночества, трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, фобиче-ские реакции);

— нарушение коммуникативно-рефлексивных процессов (наличие конфликтных межличностных отношений, внутрисемейных ситуаций, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самоприятия);

— психосоматические отклонения в развитии (в дыхательной, сердечнососудистой, двигательной, вегетативной и центральной нервной системах.[9]

На основании данных диагностики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата у них наблюдаются нарушения познавательной деятельности, в частности умственной, в том числе умственной работоспособности; недостаточность словесного опосредования, например нарушение вербализации; изменение способов общения, бедность социального опыта; не сформированностъ общей и мелкой моторики. Трудности при приеме и переработке информации, трудности словесного опосредования, особенно вербализации, искажение запоминаемого материала ведут к нарушениям в развитии мышления, в частности, к замедленному формированию процессов обобщения и отвлечения, трудностям символизации.[3]

Речевые нарушения выявляются у большинства больных ДЦП, чаще всего — различные формы дизартрии. Выраженность дизартрических нарушений может быть разной — от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. В самых тяжелых случаях может наблюдаться анартрия (отсутствие речи вследствие тяжелого поражения артикуляционного аппарата). Нарушения звукопроизношения в большинстве случаев сочетаются с общим недоразвитием речи.

Наличие речевых нарушений часто снижает мотивацию к речевому общению, ведет к трудностям речевого контакта. У части детей, преимущественно с гиперкинетической формой ДЦП, выраженные дизартрические расстройства сочетаются с нарушениями слуха. У 20 - 25 % детей имеются и нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения.[10]

Формирование познавательных процессов при ДЦП характеризуется задержкой и неравномерным развитием отдельных психических функций. У многих детей отмечаются трудности в развитии восприятия и формировании пространственных и временных представлений, схемы тела.

Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Следует отметить, что у большинства этих детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, однако физические недостатки (нарушения двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности.[3]

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерны особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера. Развитие таких качеств у данной группы детей связано с двумя причинами — ранним осознанием физического дефекта и переживаниями своей неполноценности, а также с неправильным воспитанием, часто встречающимся в тех семьях, где растут дети с двигательными нарушениями. Особенностью этого воспитания является гиперопека, ограничивающая активность и самостоятельность ребенка.[11]

Еще одной важной особенностью личностного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является наличие страхов, связанных с двигательными ограничениями — дети и подростки боятся падения, высоты. На основе этих психологически понятных страхов возникает страх новой обстановки, боязнь остаться в одиночестве, постоянная тревога за свое здоровье.[10]

Все эти особенности, характеризующие нарушения развития у детей данной группы, требуют целенаправленной коррекции и профилактики.

Основными направлениями коррекционной работы, в частности коррекционной работы средствами искусства, являются:

— стимуляция двигательной активности, коррекция нарушений общей и мелкой моторики, коррекция нарушений звукопроизношения, формирование темпоритмической и интонационной сторон речи, развитие связной речи;

— формирование познавательной, личностной активности, самостоятельности, расширение социальных контактов;

— профилактика и коррекция тормозимых и ипохондрических черт характера, страхов, эгоистических тенденций в формировании личности;

— профилактика и коррекция коммуникативных нарушений, возникающих как из-за речевых нарушений, так и вследствие социальных ограничений;

— развитие всех видов восприятия, временных, пространственных представлений, представлений о схеме тела, подготовка руки к письму, развитие графических навыков и изодеятельности.

Интегративный и комплексный подход в процессе психокоррекции и социальной реабилитации и развитии детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата имеет эффективность и выражается в положительных изменениях двигательной, познавательной ,эмоционально- личностной сфер. [1]

В работах Г. В. Кузнецовой (1990, 2000) показано, что у детей, двигательные нарушения которых вызваны ДЦП, изобразительная деятельность не формируется без специального обучения. Это затрудняет школьное обучение детей, ведет к ограничению эмоционального опыта. Специальная коррекционная работа средствами изобразительной деятельности может сыграть огромную роль в профилактике у таких детей не только нарушений школьных навыков, но и в преодолении нарушений личностного развития. [10]

Еще одним направлением в коррекционной работе средствами искусства при двигательных нарушениях является музыкальное воспитание и музыкальная терапия. Особую важность это направление имеет в тех случаях, когда патология связана с нарушениями мышечного тонуса — специально подобранное музыкальное воздействие способствует нормализации нарушенного тонуса. [11]

Но самым важным направлением в работе с этим контингентом, несомненно, является кинезиотерапия. Кинезитерапия включает в себя все формы лечения движением и состоит из средств, непосредственно восстанавливающих двигательные функции (ЛФК, лечебная гимнастика, движения в воде, электростимуляция, массаж и др.) В психолого-педагогической практике используют следующие виды кинезиотерапии: танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику. В языке жеста, мимики, в позах, движениях всегда отражается внутреннее эмоциональное, душевное состояние ребенка, происходит развитие и нормализация нарушений двигательной сферы.

У детей с ДЦП ритмические упражнения под музыку очень важны для стабилизации нормального положения головы, развития умения расслаблять мышцы и подавлять патологические синергии и синкинезии и др. Они создают положительный эмоциональный настрой.

Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом разных видов кинезитерапии. О взаимосвязи эмоционального состояния и мышечного тонуса, состояния тела указывал И. М. Сеченов. В связи с этим использование танцетерапии, коррекционной ритмики в работе с дошкольниками с нарушениями опорно - двигательного аппарата обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. При этом танец и ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения, так как зачастую дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата ограничены в процессе самовыражения, стесняются неуклюжести и своих ограниченных двигательных возможностей. создание благоприятных условия для выражения себя в танце или других ритмических движениях позволяет им преодолеть данные проблемы. В занятия могут быть включены также элементы хореографической гимнастики, формирующие правильную осанку тела. [3]

Другим видом арттерапии, дающим положительные результаты в психокоррекционной работе с дошкольниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата используемым в специальном образовательном учреждении, является музыкотерапия (рецептивная, активная, интегративная).

Музыкально-терапевтические сеансы, проводимые психологом, могут осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой (3-5 чел.) формах. Рецептивная музыкотерапия, используется в работе с дошкольниками, которые имеют эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, переживают состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества, отличаются повышенной тревожностью, импульсивностью.

Занятия средствами рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с проблемами направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, катарсис, выход посредством восприятия музыки из психотравмирующей ребенка ситуации. Для активизации зрительных образов можно использовать различную медитативную музыку, передающую картины природы в аудиозаписи: «Морской прибой», «Волшебство леса», «Рассвет в лесу», «Шум дождя», «Искрящийся ручей» и др. После прослушивания в беседе с ребенком психолог выясняет, что «видел», чувствовал, «делал» ребенок в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать. Такое восприятие музыки с момента «выхода» за пределы реальной ситуации обеспечивает снятие напряжения, отвлечение от психотравмирующей ребенка ситуации. Исследования показывают, что восемь-десять целенаправленных музыкотерапевтических сеансов позволяют получить значительное улучшение психоэмоционального состояния, ослабления мышечного напряжения, снять гиперкинезы у ребенка.[9]

Активно на занятиях с детьми имеющими проблемы в развитии двигательной сферы используется сказкотерапия. Она позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Психологи, применяющие сказки, часто отмечают, что на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне.

Сказкотерапевтический процесс предполагает включение разных видов народных и авторских сказок: дидактических (в которых одушевляются абстрактные символы — буквы, цифры, звуки, арифметические действия и т. д.); психотерапевтических (раскрывающих глубинный смысл происходящих событий, помогающих ребенку увидеть ситуацию со стороны); психокоррекционных (положительно влияющих на поведение ребенка); медитативных (направленных на осознание себя в настоящем «здесь и сейчас», на улучшение детско-родительского взаимодействия, отношения к окружающему, раскрывающих личностный потенциал ребенка).[1]

Перечисленные варианты сказок моделируются психологом с учетом актуальной ситуации и подаются в разной интерпретации: анализ, сочинение, рассказывание с последующим рисованием сюжета, с его инсценированием с помощью кукольного персонажа, разыгрывание сказки в песочнице и др.).[12]

Изотерапия в коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выполняет широкий спектр задач- способствует решению эмоциональных проблем (страхи, неуверенность в себе, тревожность) способствует развитию навыков рисования, творческих способностей, а также развивает мелкую моторику рук. Практический опыт показывает, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации. [16]

Проведение рисуночной терапии с детьми осуществляется психологом в форме специальных занятий, где детям предлагаются различные задания. О. А. Карабанова выделяет пять типов заданий, используемых в практике проведения рисуночной терапии: предметно-тематический тип; образно-тематический; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами; задания на совместную деятельность.

Предметно-тематический тип — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными — «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.

Образно-символический тип — в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребенка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств — «Радость», «Гнев», «Удивление».

Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции — задания, основанные на принципе проекции, — «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление — «Рисование по точкам».

Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей — «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм и их уничтожение по типу игр «разрушение—строительство»).

Задания на совместную деятельность — могут включать задания всех четырех указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений. Проведение рисуночной терапии реализуется на занятиях с психологом в директивной и не директивной формах. При директивной — перед ребенком ставится задача в прямой форме, в виде темы рисования и оказывается помощь на этапе поиска формы выражения темы.

При не директивной форме ребенку предоставляется свобода в выборе темы и формы изображения и эмоциональная поддержка, а при необходимости, в силу ограничения двигательных способностей данной категории детей — техническая помощь в придании выразительности детскому рисунку. [9]

В специальную группу методов обучения можно выделить применение технических средств обучения, среди которых — магнитофонные устройства, видеоаппаратура, киноаппаратура, музыкальные центры, электропроигрыватель, диапроектор, диапозитивы, диафильмы, радио- и телепередачи, компьютерные программы.[11]

В настоящее время в практику специального образования входят все новые формы развития детей средствами искусства, одно из значительных достижений в этой сфере и принадлежит художнику Красному Ю.Е., который разработал и внедрил в практику концепцию творческого развития детей средствами анимационного кино (так называемую "анимационную педагогику"). Он разработал курс творческого развития для детей, больных церебральным параличом, успешно осуществил ряд международных проектов по социализации детей-инвалидов. В его студии успешно решаются задачи приобщения детей к миру искусства, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер детей, приобщение к процессу развития детей родителей. Дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата создавая рисунки вместе с родителями, социализируются в обществе здоровых сверстников, которые создают мультфильмы с использованием их рисунков.[8]

Эти средства расширяют возможности педагога, позволяют сделать педагогический процесс ярким, зрелищным, убедительным. Кроме того, не всем детям доступно посещение театров, музеев, картинных галерей. Особенно технические средства незаменимы, если речь идет о произведениях мировой художественной культуры.

Таким образом, в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наряду с традиционными методами психокоррекции целесообразно, а иногда и единственно возможно использовать разнообразные методы арттерапии.

Интегративный и комплексный подход в процессе использования на занятиях аттерапевтических методов, представляется мне наиболее оптимальной формой работы с данной категорией детей, так как обеспечивает эффективность коррекции и развития и выражается в положительных изменениях двигательной, познавательной ,эмоционально- личностной сфер, и процессе социальной реабилитации.


Заключение

 

Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Эффективность использования нетрадиционных методов в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой того или иного метода, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Посредством участия в интересной творческой деятельности ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.  Ребенку зачастую значительно легче выразить свои чувства в музыке, рисовании, а не словами. В подобной творческой деятельности проявляется активное взаимодействие, возникает партнерство, развиваются фантазия и самостоятельность. С помощью нетрадиционных методов специальное коррекционное воздействие направляется косвенно (опосредованно) - на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений с взрослыми сверстниками.

В работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, наряду с традиционными методами психокоррекции целесообразно, а иногда и единственно возможно использовать разнообразные методы арттерапии. Отечественные и зарубежные авторы рекомендуют использовать в коррекционной работе с такими детьми различные виды искусства. В современной психолого-педагогической литературе выделяются следующие методы эстетического воздействия на ребенка: музыкотерапия, кинезитерапия, изотерапия, библиотерапия, имаготерапия, цветотерапия. Но наряду со значением выше перечисленных методов особое значение в процессе работы с детьми, имеющими нарушения опорно- двигательного аппарата играют метод кинезиотерапии, способствующий развитию и нормализации нарушений двигательной сферы. В психолого-педагогической практике используют следующие виды кинезиотерапии: танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику.

Благодаря использованию и комплексному сочетанию методов арттерапии возможна коррекция психомоторной сферы, эмоционального состояния детей, развитие позитивных личностных качеств (уверенности в себе, независимости, активности) обеспечение более успешной и адаптации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что арттерапия, являясь источником и индикатором общего психического развития детей открывает широкие перспективы в процессе обучения и воспитания, социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 


Список литературы

1. Вартапетова Г.М., Гребенникова И.Н., Прохорова А.В., Кирякина Л.И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 118 с.

2. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей.- Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.

3. Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М.: Книголюб, 2008. – 176 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – Спб.: Златоуст, 1998 - 355 с.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. – Спб.: Изд-во: Речь,2008 г.-159с.

6. Копытин А.И. Арт-терапия. Хрестоматия. – Спб.: Изд-во: Питер, 2002.- 320с.

7. Копытин А.И. Руководство по групповой АРТ-терапии. – Спб.: Изд-во: Речь, 2003 г.-320 с.

8. Красный Ю.Е. Арт-всегда терапия. -M.: Изд-во: МЦУПК, 2006.- 204 с.

9. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.– M.: Изд-во: Академия, 2001.- 248 с.

10. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Изд-во Академия, 2001.-192 с.

11. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Гриф МО РФ. — М.: Изд-во: МГСУ, 2001.- 195 с.

12. СаковичН.А. Практика сказкотерапии. -СПб.:Речь, 2004. — 224 с.

13. Свистовская Е.Е., Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков. –М.: Когито-Центр, 2010 г.-197 с.

14. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию.-М.: Когито-Центр, 2007 г.-95 с.

15. Ферс М. Грег Тайный мир рисунка: Пер, с англ. - СПб.: Европейский Дом, 2000. - 176 с.

16. Шевченко. М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех!- СПб.: Изд-во Питер, 2007 г.-96 с.

Размещено на Allbest.ru


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 693; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!