О Желтом Императоре и о его канонах



 

Величайшую цивилизацию Азии – Древний (а ныне и сверхсовременный) Китай – уже тысячу лет пытаются открыть для себя европейцы, однако нельзя сказать, что мы особенно продвинулись в этом познании со времен Марко Поло. Китай успешно сочетает древнюю философию и астрологию с космическими программами, точные технологии с едой палочками, древнюю медицину с новейшими достижениями техники. Миновав столетний период тяжких испытаний, выпавших на долю китайцев в XX в. (начавшихся, пожалуй, с боксерского восстания и войны с Японией, продолжившихся оккупацией времен Второй мировой войны и господства коммунистов), Китай вошел в новое тысячелетие обновленным, набравшимся экономических сил в торговле со своим «северным соседом». Трудолюбие, старательность, аккуратность китайских рабочих не нуждаются в восхвалениях, это вполне объясняется особенностями китайского менталитета.

Народ Китая уже третью тысячу лет живет в соответствии с принципами дао, и можно сказать, что за этот срок эта философия вполне себя оправдала.

Ключевые концепции философии даосизма изложены в трактате «Дао дэ цзин», создание которого приписывается мудрецу Лао‑цзы (это имя означает буквально «старик‑младенец»), который жил в VI в. до н. э. Традиционно указываемая дата его рождения – 604 г. до н. э. В даосских трактатах «старик‑младенец» рассматривался как глава всех бессмертных, рожденных вместе с небом и землей. Ему приписывались магические способности, в том числе смена облика. Он часто изображался в виде старца верхом на быке.

Важнейшим в даосской философии является учение о дао, которое выступает как субстантивированная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия всего космоса, человека и общества; порождающее начало, генетически предшествующее миру «оформленных» вещей; принцип циклического времени; образ жизни подвижника, стремящегося к единению с дао как онтологической сутью мира. Дао присуща благая сила «дэ» (дословно «добродетель»), посредством которой оно проявляет себя, причем конечные «вещи» выступают как воплощение, или «оформление», дао. К ведущим даосским концепциям относятся также принципы «цзы жань» («естественность», спонтанность дао) и «у вэй» («недеяние», или отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанным на спонтанности дао).

Эти постулаты шокируют энергичных, деятельных европейцев и американцев. Как же так? «Без энергичности нет прогресса…» – воскликнет любой выпускник бесчисленных академий менеджмента. А китаец на это возразит словами «Дао дэ цзин»: «Вся тьма вещей зарождается в недеянии. Поэтому и говорится: „Небо и земля бездействуют и все совершают"».

Более того, китаец легко докажет, что отступление от принципов дао и «недеяния» в чем бы то ни было (науке, технике, политике, семейной жизни) приводит к преждевременной гибели людей, нарушению космической гармонии и смуте. И весь прошедший век и начало нынешнего служит наилучшим тому доказательством. Сравним для примера отношения двух супердержав. Чрезмерная активность реформ в СССР привела к экономическому краху и развалу страны, а соблюдение принципа дао вывело Китай в ряды экономически развитых и благополучных стран.

Однако еще до Лао‑цзы основные принципы китайской философии формировались два тысячелетия, и начало формированию этих принципов было положено не кем иным, как Желтым Императором. Звали его Цинь Ши Хуан‑ди.

Он был первым правителем союза народов, обосновавшихся в районе реки Хуанхэ, которые позднее стали называть себя китайцами. Этот император правил в течение ста лет (2700–2600 гг. до н. э.), примерно в то же время, когда были построены первые пирамиды в Египте. Он получил знания о том, как победить врагов и продлить свою жизнь. Хуанди распространял даосское учение по всему Северному Китаю.

Хуан‑ди приписывают написание трактатов по медицине. Древний трактат «Хуан‑ди нэйцзин» («Канон Желтого Императора о внутреннем»), написанный между 500 и 300 гг. до н. э., является своего рода библией китайской медицины. В нем упоминается об использовании для регуляции в теле человека энергии ци так называемых «бяньши» («каменных игл»).

Этим же императором была создана теория «у‑син» (буквально «пять элементов», «пять стихий», правильнее – «пять действий», «пять фаз», «пять рядов») – одна из основополагающих категорий китайской философии и науки, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания – пространственно‑временные и двигательно‑эволюционные – имеют пятичленную структуру. Этимологическое значение иероглифа «син» – «перекресток дорог» – определяет его семантику – «ряд», «шеренга», «движение», «ходьба». В так называемом космогоническом порядке у‑син – это вода, огонь, металл, дерево, почва – восходят к древнейшим представлениям о пятиричном устройстве земной поверхности (у фан – «пять сторон света», у фэн – «пять ветров‑направлений») или более поздним классификациям результатов хозяйственно‑трудовой деятельности человека («у цай» – «пять материалов»). Развитую форму учение об у‑син обрело в IV–II вв. до н. э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем стало неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины, астрологии, философии.

Китайская астрология – один из наиболее древних разделов философии. Ей как минимум 2000 лет. Первоначально астрология была неразделима с астрономией. Обе рассматривались как одна дисциплина. И издавна в Китае лица, практикующие астрономию и астрологию, были представлены как должностные лица при императорском дворе. В Древнем Китае астрология использовалась для того, чтобы раскрыть будущность нации. Лишь с начала христианской эры астрологию стали использовать для индивидуальных толкований.

Знаки животных – основной аспект китайской астрологии. Знаки основаны не на расположении звезд, как в западной астрологии, а на годе рождения человека. Каждому животному выделен свой год. Существует 12 животных, и они всегда появляются в одном и том же порядке (крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, коза, обезьяна, петух, собака и свинья).

Китайская легенда приписывает создание 12 знаков китайского гороскопа также Желтому Императору Хуан‑ди в 2637 г. до н. э. Другая легенда доверяет создание цикла из 12 животных самому Будде (563–483 гг. до н. э.). Предположительно, он пригласил всех животных навестить его, но по какой‑то причине появились только двенадцать. Чтобы отблагодарить их, Будда дал каждому животному год, который был бы посвящен лишь этому животному на протяжении всей истории. Годы были распределены в том порядке, в котором прибыли животные. Таким образом, животный цикл повторяется каждые 12 лет. Китайский календарь основан на лунном годе (вращение Луны по орбите вокруг Земли). Западный календарь основан на солнечном годе (вращение Земли по орбите вокруг Солнца). Эти два календаря точно не совпадают. Следовательно, каждый лунный год начинается с небольшой разницей в датах по сравнению с солнечным годом.

 

Инь, ян и пять элементов

 

Согласно китайской философии все мироздание контролируется двумя изначальными силами. Это инь и ян. Все может быть классифицировано согласно этой системе: вещи, люди и даже страны. Баланс всего на Земле зависит от баланса или дисбаланса инь и ян.

Идеальный баланс инь и ян изображен на символе, показанном ниже.

 

Символы инь и ян

 

В то время как часть ян (белая) уменьшается, часть инь (черная) увеличивается; когда одна из них в наивысшей точке, другая в точке наименьшего отлива. Часто люди предполагают, что ян – символ мужчины, а инь – женщины. Это не совсем так. Хотя они ассоциируются с противоположными полами, каждый содержит помимо себя также начало (семя) другого.

Инь и ян – противостоящие, однако дополняющие друг друга принципы. Ни один из них не является более важным, чем другой, и только вместе они составляют единое целое.

Ниже указаны некоторые качества, которые часто являются характерными чертами людей с тенденциями инь либо ян.

ИНЬ‑ЛЮДИ: имеют средний вес или истощены, часто высокие, с улыбающимся лицом, любят насыщенные цвета, имеют слабое здоровье, индивидуалисты, интроспективны, отзывчивы, душевны, задумчивы, сообразительны, независимы, склонны к уединению, набожны, непокорны, нематериалистичны, интравертны.

ЯН‑ЛЮДИ: дородны, коммуникабельны, среднего роста, гостеприимны, обладают крепким здоровьем, оптимистичны, имеют серьезные черты лица, активны, погружены в себя, прагматичны, впечатлительны, рационалистичны, эмоционально нестабильны, боятся неудач (банкротства), недоверчивы, самоуверенны, материалистичны, консервативны, вспыльчивы.

В отличие от западной, китайская астрология имеет пять, а не четыре элемента. Они основаны на пяти планетах, которые были видны древним китайским астрономам. Эти элементы:

– Вода (управляется Меркурием);

– Металл (управляется Венерой);

– Огонь (управляется Марсом);

– Дерево (управляется Юпитером);

– Земля (управляется Сатурном).

Каждый из пяти элементов имеет позитивные и негативные стороны. Как и какие из них выражены в людях, зависит от того, относится их животный знак к инь или ян. Чтобы определить, относится ли ваш знак к инь или ян, смотрите таблицу на с. 251. Например, Крыса – янское водное животное. Таким образом, для людей‑Крыс качества элемента Вода выражены позитивно. Кабаны, с другой стороны, иньские водные животные. Поэтому качества элемента Вода выражаются негативно в людях‑Кабанах.

 

ВОДА

 

НЕГАТИВНЫЕ: нелогичность, напряженность, нервозность, чрезмерная чувствительность, субъективность, управляемость, непостоянство, пассивность, зависимость, сверхмнительность.

ПОЗИТИВНЫЕ: артистичность, чувственность, воспитанность, понимание, сочувствие, великодушие, заботливость, покладистость, отсутствие склонности к конфронтации, убедительность.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!