ТРИ ГЛАВНЫЕ ЭНЕРГИИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХОД НАШЕЙ ЖИЗНИ 6 страница



       ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

       Вопрос: А какое время суток более подходит для деятельности? Утро или вечер?

       Ответ: Конечно, утро. Вы сами можете заметить, что утром все в природе наполнено спокойствием и блаженством, в таком состоянии хочется творить. Если человек в Тамасе (невежестве) – он становится более активным в ночное время, утром же ему начинает хотеться спать.

       Большинство преступлений совершаются ночью. Темнота, мрак – все это характеристики Тамаса. Поэтому ночью нужно спать. Почти все в природе с заходом Солнца погружается в сон, а утром просыпается с восходом Солнца. Вы едва ли когда увидите птицу или животное, прикрывающее глаза от света восходящего Солнца крылом или лапой.

       Нервная система отдыхает примерно с 21:30 до 24:00. Если в это время вы не спите, отдых не будет полноценным, сколько вы бы ни спали. В Аюрведе считается, что бодрствование и, особенно, работа по ночам – это одна из главных причин, вредящих здоровью.

       Исследовательская структура Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) объявила о включении работы в ночную смену в список вероятных канцерогенов – факторов, приводящих к раковым заболеваниям. Утро – время благости (Саттвы), поэтому в это время приходят лучшие творческие идеи, открыта интуиция и т. д. Говорится: «Утро вечера мудренее». Никогда не принимайте серьезных решений вечером – дождитесь утра. Если вы будете следовать этому правилу, вам не придется тратить свою энергию на исправление ошибок.

 


     ГЛАВА 7. Общение

 

       Наша жизнь – это театр, где каждый играет какую-либо роль

       В восточной психологии говорится, что человек подобен хамелеону: он принимает цвет того, с кем общается. Общение определяет нашу жизнь, ведь мы впитываем качества своего окружения, той обстановки, в которой живем. Такова природа человека, и с этим ничего нельзя поделать.

       Однажды был проведен эксперимент: психически устойчивых, успешных студентов поделили на две группы. Первой группе было сказано, что они заключенные, а второй –что они надзиратели, и предложено вести себя в соответствии с этими ролями.

       Через четыре дня эксперимент пришлось прекратить, хотя изначально планировалось, что он будет проводиться неделю: у тех студентов, которые были «заключенными», начались очень сильные депрессии и другие признаки поведения, характерного для заключенных в тюрьме. А «надзиратели» стали вести себя жестко и грубо по отношению к заключенным, хотя это и были их друзья. Один студент-надзиратель даже стал бить их. Они полностью погрузились в тюремную атмосферу.

       Даже артисты, играющие роли злодеев, становятся злее. И есть много обратных примеров, когда обычный актер играл роль святого, и после фильма его жизнь очень менялась: он становился гармоничным и мудрым человеком.

       Жизнь современных актеров зачастую очень трагична, так как им редко приходится играть роли гармоничных, духовно продвинутых людей.

       По большому счету наша жизнь – это большой театр, где мы играем определенные роли. И от того, как мы сыграем нашу роль, зависит наша следующая роль, следующая жизнь. Ведь мы есть вечный дух, который, воплощаясь в этом мире, играет определенные роли – мужчины, женщины; француза, еврея, немца, украинца; инженера, учителя, начальника, и т. д.

       И что интересно: мы сами пишем себе сценарий жизни, сами настраиваем себя на определенные программы (сознательные и бессознательные), поведенческие модели. И чем больше невежества в жизни человека, тем больше в ней мрака и несчастий. И наоборот, чем больше благости –тем больше света, счастья и возможности выбора, тем более осознанной и интересной становится жизнь.

       Кто хотел бы сыграть роль злого, несчастного, скучающего человека, постоянно критикующего других и предъявляющего всему и всем претензии? Так почему же люди выбирают такие роли?

       Общение нужно выбирать

       Поэтому мы осознанно должны выбирать, какие роли играть и с кем общаться. В целом, каждому из нас уже отведена какая-то роль на это воплощение. Мы не можем поменять в этой жизни нацию, родителей, родственников, существенно изменить строение тела. Но даже и в этих рамках у нас есть достаточно большие возможности выбора.

       Если мы хотим понять, кто мы, нам нужно посмотреть на людей, с которыми нас связывают наиболее тесные отношения и с которыми мы проводим большую часть времени.

       Аюрведическая психология считает правильные взаимоотношения основой психического благополучия. Нужно окружить себя гармоничными людьми, теми, кто способствует нашему прогрессу, приносит душевное равновесие, помогает сохранять спокойствие ума. Следует держаться подальше от тех, кто разрушает нашу нервную систему, ведет нас к деградации, лишает спокойствия.

       Общаться с такими людьми стоит только в том случае, если они хотят слушать ваши советы и готовы меняться. Если же нет, то нужно просто молиться за них и желать им счастья.

       Регулярное общение с людьми, способствующими гармоничному развитию, увеличению любви в душе, более целебно и полезно, чем посещение врача. Само присутствие мудрого человека охлаждает и успокаивает ум.

       Думая о ком-то, мы впитываем его энергию. Поэтому восточная философия и восточная психология говорят: «Думайте о Боге, думайте о святых, размышляйте о том, что говорят священные писания, просветленные личности». Именно это дает нам энергию чистой Саттвы, а это уже трансцендентный уровень.

       Есть очень простое правило, следуя которому вы сделаете общение с другими людьми источником счастья и прогресса:

       1. Тем, кто старше нас, нужно оказывать почтение, смиренно служить им и смиренно воспринимать их наставления и пожелания.

       2. С равными нужно дружить, то есть проявлять качества настоящего друга.

       3. О младших и людях ниже нас нужно заботиться, давать им наставления.

       Под старшими подразумеваются и те, кто нас старше физически, и те, кто нас мудрее, и те, кто нас выше по социальному уровню (например, начальник на работе).

       – Фамильярность разрушает отношения.

       – Чем больше невежества и страсти у человека, тем меньше он видит учителей в окружающих людях.

       – Равные – это те, кто с нами примерно одного возраста и образования.

       – Люди ниже нас – это люди менее мудрые, менее образованные, младше по возрасту.

       – Если вы старшим даете наставления, да и равным (когда вас не просят), а с младшими пытаетесь дружить и брать их мировоззрение, учиться у них, то вы быстро разрушите свою жизнь. Это, например, можно увидеть в жизни в условиях современного образования: подросткам позволяют вызывающе, без уважения общаться с учителями, учиться и брать пример с киноактеров, женщин легкого поведения, людей нижайшего морального и нравственного уровня, делать из них кумиров и почитать их. Как следствие, у таких подростков практически исчезает возможность прогрессировать и быть счастливыми и успешными.

       Большинство из нас – это не мы. Наши мысли –это чужие суждения; наша жизнь – мимикрия; наши страсти – цитата.

       Оскар Уайльд

 


     ГЛАВА 8. Философия – основа психологии

 

       Как живое существо попадает в этот мир

       Сейчас мы рассмотрим очень важный материал: о том, как джива (санскр. – «душа, живое существо») попадает в этот материальный мир и как она в нем запутывается.

       Почему мы рассматриваем эту тему – гуны, в том числе и с точки зрения психологии? Потому что, если вы разберетесь в ней, вы очень сильно вырастете как личность, во всех отношениях. Сейчас основная проблема нашей цивилизации заключается в том, что две гунны, Раджас и Тамас, основательно проникли в сознание людей. Поэтому часто бывает так, что с человеком не имеет смысла работать, пока он не очистится. Эта таблица ясно показывает, как джива (живое существо) попадает в этот мир.

       Академик Вернадский называл Махат (Махаттатву) – ноосферой.

       Мы – часть Бога, единая с Ним духовная субстанция. Живое существо изначально находилось в духовном мире (в христианстве – Царство Божье). Это мир, не имеющий никакого отношения к материальному, в нем все ощущают единение с Богом и полны вечности, знания и блаженства, но живое существо по определенным причинам (сейчас мы не будем затрагивать эти теософские моменты) попадает в некий «компот» материальной энергии. Это махататтва – великая материальная энергия, которая состоит из трех гун материальной природы.

       Когда душа приходит из духовного мира, ее первые рождения несут в себе энергетику трансцендентного мира.

       Но в какой бы части материального мира мы ни рождались, у нас есть тело, мы начинаем общаться с другими, и происходит третий шаг – отождествление себя с окружением: «Сейчас я нахожусь в этом мире. Я – такой-то, я йог, я мудрец, я большой / маленький, я отношусь к такому-то роду и племени, а у других такие-то качества». То есть мы начинаем отождествлять себя с материей, гуны взаимодействуют с нашим разумом, и появляется обусловленность.

       Деградация разума

       На первом этапе разум понимает, что душа вечна, что нужно жить любовью к Богу и т. д. Но впоследствии разум немного оскверняется, и появляется ложное эго (аханкара). При его появлении мы начинаем отождествлять себя с тем, чем на самом деле не являемся: с телом, с тонким телом, с разумом и умом.

       В первую очередь происходит отождествление с чувствами и умом. И несмотря на то что ум изначально в благости, он оскверняется страстью и начинает строить планы наслаждения. Его захлестывает страсть, он теряет контроль над чувствами и попадает под их влияние. Он начинает заниматься материальной деятельностью, хотя видит, что это не дает ему удовлетворения. Изначально саттвичный, благостный ум становится страстным. Например, если вы занимаетесь медитацией и ни к чему не привязаны, то ум находится в спокойствии и наслаждении. Но когда на вас влияет энергия аханкары (ложного эго) – ум становится страстным.

       В этом мире всегда есть кто-то выше вас, кто-то ниже вас. Например, у вашего соседа дом лучше, чем у вас, и вы тоже начинаете хотеть дом не хуже, чем у него. Такой страстный ум обретает большую силу. Разум попадает к нему в подчинение, становится слугой, рабом ума, а главное желание ума – удовлетворить чувства. И тогда разум начинает искать способы их удовлетворения. Если разум у человека развит, он может запланировать себе очень разнообразные чувственные наслаждения. В нынешнем обществе создано очень много возможностей для наслаждения чувств.

       Гуны (в основном страсть и невежество) влияют на ум и разум с помощью объектов чувств – и ум начинает буквально бесноваться – потому что чувственные наслаждения не могут сделать его полностью удовлетворенным. Из-за них он становится еще более беспокойным. Видели ли вы человека, который умиротворенно шел бы по какому-нибудь мегаполису, например, по Нью-Йорку или по центральным улицам Москвы? Там такая энергия, что, попав туда, вы, даже помимо своей воли, через некоторое время тоже начнете бежать, даже если сначала просто спокойно шли. В городе практически нет Саттвы, есть лишь невежество и страсть. Гуна благости – это природа, горы.

       Беспокойный ум теряет контроль над чувствами

       Итак, видя рекламу или что-то приятное для чувств, да и просто находясь в огромном мегаполисе, ум, раздираемый различными желаниями, начинает «беситься». Даже если у вас есть дом в горах и вы умиротворенно живете там, то, как только вы спускаетесь в город – вам сразу начинает хотеться купить одно, другое, третье.

       Например, в некоторые уединенные поселения Тибета въезд туристам запрещен. Воздух в этих местах насыщен праной, ум там сразу успокаивается, а местные жители –люди веселые, жизнерадостные – отдадут вам последнее. А что случается с другими деревнями, когда туда приезжают туристы? С ними приходит страсть. Западные люди ходят, фотографируют, на них смотрит местная молодежь, которой начинает тоже хотеться благ, имеющихся у богатых туристов: красивую одежду, косметику и т. п. А все это стоит таких денег, за которые в данной местности можно купить целую деревню. Ум местных жителей начинает приходить в беспокойство. В их спокойный мир входит страсть. В результате за несколько лет такая деревня может скатиться к полной духовной деградации, огромному росту преступности.

       Один из моих духовных учителей сказал: «Духовную культуру Индии не смогли разрушить за сотни лет ни англичане, ни мусульмане. Это сделал за несколько лет телевизор и Интернет».

       Недавно я беседовал с одним детским врачом из Израиля, и он мне рассказывал, как сейчас себя ведут на приеме дети. Например, ребенку нужно сделать небольшой укол или удалить маленькую бородавку – так вот, ребенок начинает кричать еще до того, как врач что-то начинает ему делать. А мать, стоящая рядом, говорит своему чаду: «А ты не терпи. Ну не хочешь – не будем делать». Вот такая информация закладывается с детства: «Не надо терпеть». Но ведь человек, который не может терпеть, автоматически становится рабом чувств, теряет контроль над ними, идет у них на поводу.

       Не раз проводились исследования, когда детям говорили: «Ты должен подождать 15 минут и тогда получишь больше конфет и лучше». Так вот обнаружилось, что те дети, которые могли терпеть, когда вырастали, становились успешными и здоровыми, те же, кто терпеть не мог, вырастая, разрушали свои, а зачастую и жизни других людей.

       В Бхагавад-Гите (издательства «Бхактиведанта Бук Траст») есть одна хорошая иллюстрация. На ней изображены запряженная колесница, которую ведет возница, и сидящий в колеснице человек. Человек – это душа. Возница (разум) посредством вожжей (ум) управляет пятью лошадьми (чувства). Если чувства взбешены – они не слушаются возницу и несутся в пропасть.

       Чувства невозможно насытить. Например, сколько бы вы ни съели «чего-нибудь вкусненького» – назавтра вам опять захочется, причем часто чем больше мы ублажаем чувства, тем больше хочется. Это как чесотка: чем больше чешешь, тем больше чешется. Существует такой психологический прием: чтобы избавиться от тяги к сладостям, можно взять и съесть десять килограммов шоколада. Конечно, съевшему от такого количества сладкого становится плохо и желание пропадает надолго, может, даже на всю жизнь – у ума вырабатывается антипатия. Но этот метод не всегда действенен. У меня в детстве был случай, когда я за полдня съел припрятанный родителями чемодан шоколадных конфет. У меня было сильнейшее отравление, болезненная аллергическая реакция, но... сладкое продолжаю любить до сих пор.

       Удовлетворение чувств не приносит счастья

       Итак, чувства невозможно насытить. Они всегда хотят получать все новое и новое. И ум не может быть спокоен, ведь он постоянно словно несется в повозке, в которую запряжены чувства – эти взбесившиеся лошади. Они взбудоражены, им всегда чего-то хочется, и ум практически не в состоянии их контролировать, – потому что у нас есть концепция, что благодаря удовлетворению чувств мы станем счастливыми, хотя в глубине души все же присутствует знание о том, что счастья это не принесет.

       Например, сейчас в Канаде по субботам и воскресеньям в храм идут лишь единицы, большинство идет в огромные торговые центры, где они могут покупать себе и детям разные вещи для своего удовольствия. Так место храма занял магазин.

       Таким образом, происходит деградация цивилизации. Мы живем в эпоху потребления. В Каббале, например, говорится, что нужно избавиться от эгоизма, стать альтруистом, почувствовать свою связь с Высшим Я. Но современная культура учит отождествлять себя с этим телом, мешком мышц и костей. Чему у нас поклоняются? Получается, что торговому центру, материальному процветанию, стабильности. Как сказал один философ: «Комфорт – это последнее слово цивилизации».

       Душа все больше обуславливается

       Итак, попадая в материальный мир, душа начинает отождествлять себя со своим очередным телом, со своим временным положением, например: «Я йог» или «Я ученый», и обуславливается: «Я должен делать это». И ум, обуреваемый страстью, начинает хотеть занять более высокое положение. Он влияет на разум, выделяет большое количество желаний и вместе с разумом начинает планировать, как эти желания удовлетворить. Престиж для людей зачастую даже важнее удовлетворения чувств. Для людей, которые духовно развиваются, престиж – одно из самых серьезных препятствий. Многим легче отказаться от денег, чем от своего положения в обществе, звания, которого они достигли.

       Ум и разум начинают общение с гунами через объекты чувств. И на этом уровне ум уже настолько обеспокоен желаниями, что теряет способность к управлению чувствами и переходит в Тамас. Наша жизнь нам больше не подвластна, она становится подобной лодке, которую носят волны бурного океана. Теряя способность к самоконтролю, мы еще больше грешим и еще больше обуславливаемся.

       Например, человек становится вором – и начинает хотеть общаться с другими ворами – подобное притягивает подобное. И наоборот, если общение хорошее, то человек может возвыситься, его Тамас уже будет с примесью благости, и наклонности улучшатся. Таким образом, он может подняться.

       Однажды в 1998 году меня пригласили прочитать лекцию в литовской тюрьме, где у меня состоялся разговор с человеком, ответственным там за воспитательную работу. Он рассказал, что в основном сидят молодые люди, получившие по 3–7 лет за совсем небольшие провинности. Например, за мелкие кражи. Молодой человек с небольшой зарплатой приезжает из деревни в город и не может сдержаться – утаскивает с прилавка какую-нибудь вещицу вроде мобильного телефона.

       Как-то раз во время моего посещения обучающего семинара в Швеции был такой случай. Из России приехала группа молодежи, увлекающейся восточными духовными практиками. А это было начало 1990-х годов, сложное время. Один молодой парень зашел в шведский мини-маркет, где, в отличие от России, было практически все. У него загорелись глаза, а денег было мало... Он взял с прилавка спортивные трусы «Адидас», положил их в карман и попытался вынести из магазина, был замечен охранниками, задержан, оштрафован и выслан из страны. А ведь он до этого пять лет занимался духовными практиками и молился Богу! И тем не менее он не смог научиться контролировать чувства. Так и не понял, что счастливым можно быть и без трусов фирмы «Адидас».

       Механизм греха

       Но грех – это не только воровство. Что вообще такое – грех? В Каббале для каждой заповеди есть семь уровней. Например, «Не убей». Первый уровень – «Не убей человека». А самый высокий уровень – «Не убей любви в душе». По большому счету, все остальные виды убийства –это производные от одного большого греха: «Убийство любви в душе». Если мы отреклись от любви в душе – это уже греховно. А неконтролируемый ум постоянно побуждает нас совершать преступления против любви, жить негармоничной жизнью, обманывать себя и других.

       А какое чувство лежит в основе обмана?

       Страх.

       Грех сначала возникает в уме. Человек грешит, чтобы удовлетворить чувства.

       Даже многие великие цари, богатейшие люди не чувствовали себя удовлетворенными и, следовательно, счастливыми, хотя у них и было все для удовлетворения чувств: богатство, обширные владения, много красивых жен, хорошее здоровье, роскошная еда и многое другое. Но чувства удовлетворить невозможно. До некоторой степени удовлетворять чувства нужно, нельзя впадать и в другую крайность – аскетизм (особенно он не рекомендуется женщинам). Но важно не стать рабом ума и чувств.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!