Международная охрана авторских и смежных прав



 

Унификация авторского права началась в XIX в. – в 1886 г. была подписана Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Государства‑участники основали Бернский союз для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения (его административные функции выполняет ВОИС). Основа Конвенции – материально‑правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование предполагает применение права страны, где испрашивается охрана авторских прав, или закона суда.

При определении субъектов охраны в Бернской конвенции используется территориальный принцип охраны – предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опубликования). Решающим признаком является национальность произведения, однако в отдельных случаях учитывается и национальность автора. Авторы из стран – членов Союза пользуются в других странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах пользуются их собственные граждане, а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Такая же охрана предоставляется авторам – гражданам государств, не входящих в Союз, если их произведения опубликованы в одной из стран Союза. Охрана неопубликованных произведений предоставляется только гражданам государств – членов Союза.

Максимальный срок охраны авторских прав – все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право государства первой публикации произведения.

Конвенция предусматривает две группы авторских прав:

– личные имущественные и неимущественные права, установленные национальным законодательством государства, в котором испрашивается охрана;

– специальные права: исключительное право автора на перевод своего произведения, на его воспроизведение и публичное исполнение, передачу по телевидению и радио, переделку, магнитную запись.

Особенности Бернской конвенции заключаются в ограниченном свободном использовании произведений, наличии формальностей по регистрации произведений, а также в том, что согласно Конвенции каждое государство само определяет применение на своей территории этого начала. Объекты охраны – права автора на все произведения в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный перечень видов таких произведений.

Бернская конвенция – высокий международный стандарт охраны авторских прав. Для развивающихся государств присоединение к Конвенции невыгодно, поскольку для них практически недостижим такой уровень охраны авторских прав. В настоящее время развивающиеся государства настаивают на ревизии норм Бернской конвенции, отмене исключительных прав автора на перевод и безгонорарном опубликовании в этих государствах лучших произведений литературы и науки.

В Преамбуле Всемирной конвенции об авторском праве (г. Женева, 6 сентября 1952 г.) подчеркивается, что ее цель – дополнить действующие нормы международного авторского права, но не заменить или нарушить их. Всемирная конвенция содержит большое количество отсылок к национальному законодательству, меньший объем материально‑правовых предписаний, чем Бернская. Всемирная конвенция устанавливает льготы для развивающихся государств – выдача принудительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; свобода радио и телепередач и свободное использование опубликованных произведений в учебных и научных целях. Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом государства, в котором испрашивается защита, но не короче жизни автора плюс 25 лет после его смерти. Установлен принцип сравнения сроков.

Всемирная конвенция вводит понятие «выпуск произведения в свет» как его воспроизведение в какой‑либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомления с этим произведением. Введен специальный знак охраны авторских прав (copyright) в виде символа, указания обладателей авторского права, года первого выпуска произведения. Если по внутреннему законодательству государства‑участника соблюдение формальностей является обязательным, то формальности считаются соблюденными в отношении произведений граждан других государств‑участников либо произведений, впервые выпущенных в свет вне территории данного государства, при условии, что все экземпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут иметь знак охраны авторского права. Данный знак должен быть размещен «таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется» (п. 1 ст. 3).

Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима:

– выпущенные в свет произведения граждан любого государства‑участника, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, пользуются в каждом другом государстве‑участнике охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые опубликованным на его территории;

– не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства‑участника пользуются в каждом другом государстве‑участнике охраной, которую такое государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан;

– любое государство‑участник может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам лиц без гражданства, постоянно проживающих на его территории.

В доктрине высказывается мнение, что Всемирная конвенция об авторском праве в значительной степени потеряла свое значение, поскольку практически все государства‑участники подписали Бернскую конвенцию.

В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла новый универсальный договор – Договор ВОИС по авторскому праву (г. Женева, 20 декабря 1996 г.), который установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав связана со стимулированием литературного и художественного творчества. Охрана распространяется не только на форму выражения произведения, но и на идеи и процессы. Объекты охраны – компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результат интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению.

Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родственных) прав и установление их самостоятельной защиты связано с распространением «интеллектуального пиратства» (вторичное использование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм). Основные формы охраны смежных прав – право их субъектов разрешать или запрещать вторичное воспроизведение результатов их творческой деятельности.

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (г. Рим, 26 октября 1961 г.) обеспечивает охрану прав исполнителей на их исполнение, фонограммы производителей фонограмм и передачи вещательных организаций. Она основана на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испрашивается охрана. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (г. Женева, 29 октября 1971 г.) обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима, охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно‑правовой защиты. Критерий выбора применимого права – законодательство государства гражданства производителя фонограмм.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (г. Женева, 20 декабря 1996 г.) не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм. Он основан на принципе национального режима охраны: каждое государство‑участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собственным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

 

10.4


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!