Голос животного или речь животного? 8 страница



Лай нарастающей тональности. Это немного тяжелее описать, хотя, как только вы услышите этот звук, вы безошибочно его определите. Обычно очередь такого лая начинается со звука средней тональности, которая резко повышается. Почти визг, но не совсем высокий и резкий, — другой звук, связанный с игрой. Это не приглашение к игре, он подается в течение игры, особенно в играх-драках. Он демонстрирует волнение и переводится как «Это забавно!» Версию такого лая можно услышать, когда собаки взволнованы ожиданием броска мячика.

 

Рычание

 

Хотя мы имеем представление о рычании как о звуке, связанном с большими и опасными хищниками, такими как тигры, львы и медведи, рычание производят и многие другие животные. Такие кроткие животные, как обыкновенный опоссум и даже некоторые кролики, — рычат. Цель рычания состоит в том, чтобы держать на расстоянии других животных. Рычание может быть отдельным «словом» или может использоваться для модификации лая, чтобы добавить в него немного угрозы.

Мягкое рычание низкой тональности, словно исходящее из грудной клетки. Это классическое рычание уверенного и доминирующего животного, означающее: «Остерегайтесь!» или «Назад!» Оно преднамеренно используется как угроза. Тот, кто слышит такой звук, обычно реагирует на него, удаляясь. Непослушание или неправильная реакция может вызвать нападение. Если собака издает этот звук и резко останавливается, не меняя своей позы на более расслабленную, — берегитесь. Значит, собака решила, что «разговор» не сложился и ей стоит воспользоваться своими острыми зубами. Помните: большинство нападений случается в тишине.

Мягкое рычание, не такое низкое, производимое ртом.

Многие описали бы его как ворчание, а как не рык. Звук, может быть, кажется таковым из-за приподнятой верхней губы. Он, как и предыдущий, означает: «Уходи!» или «Соблюдай дистанцию!» Более высокий звук означает, что животное менее уверенно, предпочитает не вступать в схватку, но будет сражаться, если ему бросить вызов.

Рычание низкой тональности с лаем. Это чистое рычание, переходящее в лай. Он походит на «гррррр-рафф». При добавлении лая, естественно, появляется и более высокая тональность звука. Помните, что более высокая тональность связана с меньшим доминированием и агрессией. Комбинируя лай с рычанием, собака призывает подкрепление. Таким образом, этот звук означает следующее: «Я расстроен и я готов бороться, но, возможно, мне понадобится помощь». Это все еще сигнал, предупреждающий, что лучше держаться подальше. Такая собака предпочтет получить помощь от другого члена стаи, но если вы продолжите давить на нее, она нападет самостоятельно.

Рычание более высокой тональности с лаем. Повышающаяся тональность и добавление лая к рычанию — признак того, что собака значительно менее уверенна. Она говорит: «Я волнуюсь и испугана, но я буду защищаться». Хотя ее уверенность невелика, но это реальная угроза, и животное скорее всего будет сопротивляться, если его атакуют.

Волнообразное рычание. Это рычание с меняющейся тональностью, начинается с пониженной тональности и заканчивается повышенной. Оно может представлять собой короткое отрывистое рычание с меняющейся тональностью. Такие звуки означают: «Я испуган. Если вы приблизитесь ко мне, я буду бороться или убегу». Звук, который издает очень неуверенная собака, когда она агрессивна и напугана. Колебания относительно того, остаться и бороться или убежать, чтобы сохранить жизнь, прослеживаются в изменениях тональности и паузах в рычании.

Шумное рычание средней и высокой тональности со спрятанными зубами. Если вы не очень хорошо знакомы с собаками, такое рычание сложно описать одной фразой. Оно походит на рычание, но нет никаких грохочущих взрывов. Часто лучший способ понять значение звука — посмотреть, при каких обстоятельствах общения демонстрируется такое поведение. Собака не показывает зубы и не приподнимает губу, но рычание слышно. Фактически это означает: «Хорошая игра!», «Я веселюсь!» Обычно такое рычание — часть игры и может перемежаться с заикающимся лаем. Оно указывает на предельную концентрацию, как, например, при перетягивании каната, преследовании собаки с палкой или при игровой агрессии. Когда вы познакомитесь с собаками ближе, вы легко определите это рычание, даже если не будете сознательно его анализировать. О знакомой собаке вы могли бы сказать что-то вроде: «Это несерьезно. Он мне не угрожает».

 

Завывания, вой и облаивание

 

Домашние собаки лают больше, чем волки и другие дикие собачьи братья, но воют они намного меньше. Волчий вой выполняет несколько функций. Одна из них — сбор стаи для охоты. Так как волки охотятся в сумерках и на рассвете, неудивительно, что именно в это время мы вероятнее всего услышим вой волков. Завывания собирают в группу волков, рассеявшихся по лесу, чтобы поспать или побыть в одиночестве до вечера в течение дня. У домашних собак есть пища, предоставляемая их хозяевами, им не нужно собирать свою стаю, чтобы идти на совместную охоту.

Другая функция воя состоит в укреплении единства группы. Услышав вой, члены группы собираются и участвуют в песне стаи. Поэтому часто воют собаки, запертые в одиночестве или изолированные от стаи и семьи. Одинокий вой имеет ту же функцию, что и вой группы — это попытка привлечь других собак.

Не все завывания означают одно и то же.

Завывания с тявканьем. Звучат примерно так: «тяв-тяв-тяв» с длинным финальным воем. Обычно это означает: «Я одинок», «Я чувствую себя брошенным!», «Есть тут кто-ни-будь?» Такой вой вы скорее всего услышите от собаки, удаленной от ее компании, возможно, запертой в подвале или гараже на ночь.

Вой. Традиционный вой, непрерывный, длительный звук. Он может начинаться в более высокой тональности, перейти в среднюю и понижаться к концу. Он более звонкий для человеческого уха, чем завывание с тявканьем, и часто трактуется как жалобный. Вой говорит: «Я здесь!» или «Это моя территория!» Уверенное в себе животное часто воет, просто чтобы напомнить о своем присутствии. Вой часто звучит в ответ на завывания с тявканьем другой собаки, тогда он означает:

«Я тебя слышу!»

В хоре могут участвовать и другие животные. Как только начинается вой, он превращается в радостное торжество, собаки или волки заявляют о своем присутствии и духе товарищества с другими группами. Это можно было бы назвать настоящим собачьим хором. Это вокальное представление может продолжаться долгое время и привлечь многих животных. В течение подобного безудержного концерта собаки демонстрируют свою вокальную восприимчивость. Записи воя волков показали, что воющий волк меняет тональность, когда другие присоединяются к хору. Ни один волк не хочет петь на той же ноте, что использует другой певец в хоре. Мне кажется, что хозяин, который не может ответить на вой собаки и присоединиться к хору, в некоторой степени нарушает свои обязанности члена стаи. Моя жена, однако, против такой практики, особенно, когда соседи могут услышать мой вой и сделать неправильные выводы.

Иногда собаки воют во время музыкального представления. Чаще всего это случается, когда играют духовые инструменты, особенно дудочки, кларнеты, саксофоны или флейты. Они могут завыть и на длинных нотах, подаваемых скрипкой или человеком, держащим высокую ноту во время пения. Видимо, все эти звуки похожи на вой, и услышавшая их собака чувствует потребность ответить на них.

Завывание с лаем. Один из самых грустных звуков, которые может издавать собака. Он начинается с двух или трех взлаиваний и заканчивается завыванием, эта последовательность может быть повторена несколько раз. Обычно его подает собака, изолированная от внешнего мира, например, запертая на весь день без знакомых ей людей или других компаньонов, и вой вызывается приближением человека или собаки. Лай показывает, что животное хочет позвать членов стаи, а завывание говорит об ожидании ответа. Этот звук можно перевести как: «Я одинок и волнуюсь. Почему никто не приходит помочь мне?»

Поскольку вой — попытка собрать стаю и избежать одиночества, то это объясняет поверье, что воющая собака предупреждает о скорой смерти в семье или о беде. Обычно подобный вой связывают с верой в собачьи мистические способности предвидеть будущее. Часто кажется, что собака действительно, как мы вспоминаем позже, выла перед неприятными событиями, и наша вера в собак заставляет нас интерпретировать завывания, предшествующие смерти, как попытку преданного друга предупредить свою человеческую семью об опасности.

Если проигнорировать сверхъестественные способности, то обнаружится простое объяснение собачьему «пред-видению». Предположим, в доме кто-то болен. Из-за беспокойства о больном человеке собаку, живущую в доме, переселяют на время во двор или запирают ее, поскольку она может побеспокоить больного, стать источником шума, который его потревожит. Собака, обычно окруженная семьей или даже спавшая в комнате больного человека до его заболевания, теперь оказывается в одиночестве. Такая изоляция может заставить ее выть. Если человек серьезно болен, то вероятность его смерти повышается. Впоследствии люди вспомнят только то, что: «Дедушкина собака никогда раньше не выла, но в ночь его смерти она выла так мрачно! Она знала, что скоро он умрет». Возможно, раньше она действительно не выла, потому что ее не запирали и не изолировали от семьи. А той ночью, поскольку дедушка был очень плох, семья решила собаку изолировать. Из таких случайных взаимосвязей вырастают легенды. Конечно, если нам нужен сюжет для эпизода «Секретных материалов» или «Сумеречной зоны», то мы должны придерживаться мистической версии.

Облаивание. Облаивание сильно отличается от лая и издается собакой, идущей по следу. Если сравнить эти звуки, обнаружится определенное сходство, но облаивание все же мелодичнее. Оно содержит много изменяющихся тональностей вместо единственной на протяжении длительного времени. Мне кажется, что облаивание — это комбинация завываний, похожая на звук йодля. И конечно, в этих звуках гораздо больше эмоций, они часто наполнены веселым энтузиазмом.

Собаки облаивают, чтобы сообщить, что уловили запах добычи. То же желание «собрать всех вокруг себя», которое проявляется через вой, только вызвано оно не одиночеством, а необходимостью сотрудничества на охоте. Так как одновременно сразу несколько собак стаи могут уловить запах добычи, облаивание интерпретируется другими членами стаи как «Следуйте за мной! Я чую запах». Когда запах усиливается по мере приближения стаи к добыче, облаивание становится менее мелодичным, а отдельные звуковые фрагменты — менее продолжительными, но следуют чаще, и сообщение меняет свое значение: «Давайте возьмем его!» или «Теперь все вместе!»

 

Скулеж, писк и хныканье

 

Звуки самой высокой тональности, издаваемые собаками, интерпретируются англичанами как скулеж или хныканье. Такая тональность имеет свое значение: ноющий хочет, чтобы слушатели приблизились к нему, и показать им то, что вызывает у него опасение. Эти звуки издают и щенки, желая сообщить, что находятся в мирном настроении или чего-то требуют. Скулеж предполагает отсутствие угрозы. Он выражает также зависимость и нужду в чем-либо.

Исследователи поведения животных находят, что эти короткие высокие звуки имеют свою специфику. Их издают молодые особи большинства живущих на планете позвоночных, будь то волк, медведь, аллигатор, цыпленок или утка. У них есть две важных особенности. Во-первых, их очень легко услышать и вычленить из других звуков окружающей среды. Во-вторых, местоположение источника подобных звуков довольно трудно определить. Обе особенности чрезвычайно важны для общения между матерью и ее потомством. Мать должна слышать сигналы, которые подают малыши. Однако сигналы не должны выдать место, где скрыт помет, потенциальному хищнику. То, что местоположение по звуку определить трудно, не является проблемой для матери, которая точно знает, где она оставила детей.

У щенков действительно очень простой языковой код. Чем громче и чаще скулеж и хныканье, тем выше необходимость в общении. Скулящие щенки пытаются сообщить о своих потребностях. Они могут хотеть есть или общаться, или играть. Скулеж может быть вызван физическими ощущениями, например, полным мочевым пузырем. Если он игнорируется, то становится более интенсивным и частым, пока щенок не поймет, что никто не собирается отвечать ему.

Жалобное и несчастное («Я хочу» или «Мне надо») скуление повышается к концу фразы. Звук достигает такой высокой частоты, что начинает походить на скрип мела по классной доске и может вызвать такие же неприятные ощущения. В самом громком своем варианте он очень похож на лай и визг одновременно. Звук настолько неприятен, что его невозможно проигнорировать, он не дает уснуть. Так что это надежное средство привлечения внимания.

Мы можем отличить упомянутый выше звук от скулежа, вызванного волнением. Звук, издаваемый при волнении, похож на скулеж, но он издается с перерывами в несколько секунд. К концу фразы тональность звука понижается или он просто исчезает без изменения тональности, так что не вызывает у слушателя такого дискомфорта, как скулеж щенка. Кроме того, такой скулеж сопровождается специфическими движениями тела. Следуют взгляды на хозяина, затем вращение в небольшом танце, собака может взглянуть то в глаза хозяину, то на дверь, если ожидает прогулки, или, возможно, она сначала смотрит на хозяина, а потом на буфет ил и миску, если ожидает обеда. Мой ретривер Один будет издавать частые звуки, сначала пристально глядя на меня, а затем переводя свой взгляд на полку, где я оставляю летающую тарелку (фрисби), и вновь глядя на меня. Значение такого поведения очевидно, он будто говорит: «Пойдем, захватим фрисби и поиграем».

Взрослые собаки используют подобные звуки при определенных обстоятельствах. Когда взрослая особь использует «щенячьи слова», она хочет казаться меньше, быть похожей на щенка в присутствии собаки-лидера или угрожающего животного. Эти детские звуки говорят слушателю: «Я маленький и слабый, я не угроза». Они также могут быть просьбой о помощи.

Мягкое хныканье. Это один из самых душераздирающих звуков, издаваемых собакой. Он означает: «Я поранился!» или «Я боюсь!» Человек чаще всего слышит его в кабинете ветеринара, когда собака страдает или когда находится в новом месте, которое пугает ее. Часто при этом собака отводит глаза, чтобы избежать визуального контакта с окружающими и показать, что она испугана. Удивительно слышать от взрослого животного звук, похожий на жалобное мяуканье, издаваемый маленькими щенками, когда они голодны, замерзли или обеспокоены. Факт, что взрослый хищник изображает испуганного щенка, — ясный признак физического или психологического испытания, которому подвергается собака.

Стон или стон с йодлем. Этот звук можно передать так: «йовел-вовел-овел-вовел». Он подается в более низкой тональности, чем скулеж или хныканье, но тональность повышается к середине или концу фразы. Это звук ожидания, собака волнуется и ждет, когда ее заметят. Она говорит: «Я взволнован!» или «Пойдем!», обычно собака подает его, когда ждет, что произойдет то, что она любит. По неясным причинам некоторые собаки используют еще один звук, означающий те же самые эмоции. Я называю его «зеванием-завыванием». Из названия понятно, что это один из видов воя (немного более высокой тональности, чем типичный вой), смешанный со звуком, похожим на зевок, выходит что-то вроде хриплого «хуууууууаххууууу». Я понятия не имею, почему некоторые собаки выбирают стон с йодлем, тогда как другие используют зевание с завыванием или даже беспокойный скулеж, чтобы выразить ожидание чего-то приятного.

Визги отличаются от лая высокой тональностью и содержат элементы воя, соединенного с лаем. Большинство людей отмечает, что визги собак очень неприятны.

Одиночный визг или очень короткое высокое гавканье. Это эквивалент человеческого крика «Ай!» (или какого-нибудь короткого ругательства) в ответ на внезапную Неожиданную боль. Его может издать щенок, когда мать наказывает его. Визг после сильного укуса во время игры обычно прекращает раунд игровых боев щенков, это один из методов, которым щенков учат ослаблять или не применять укус в течение игры или во время других контактов с членами стаи или помета.

Несколько визгов. Очевидный сигнал, означающий: «Я ранен!» или «Мне очень страшно». Это ответ на серьезную опасность или боль. Ряд повторяющихся визгов можно услышать, когда собака убегает после драки от серьезной угрозы или после болезненного столкновения. В таких обстоятельствах другие собаки — участники инцидента не будут преследовать подавшего этот звук. Очевидно, этот визг читается как признак сдачи позиций. Звук обычно предотвращает дальнейшую агрессию — после того как собака сдалась, агрессия больше не нужна.

 

Крики

 

Этот звук напоминает многим смесь крика ребенка, испытавшего сильную боль или панику, и длинного визга. Звуковые взрывы повторяются с промежутком в несколько секунд. Этот звук собака издает, испытав очень сильную боль или испугавшись того, что представляет угрозу для ее жизни. Такой звук безошибочно свидетельствует о беде, хотя сложно понять, кто именно издает его. Я слышал такой крик несколько раз в своей жизни. Однажды я принял его за плач ребенка, попавшего в беду, и понесся через строительную площадку, чтобы помочь. Звук передает такую муку, что я был бы счастлив никогда не услышать его снова.

В прочных стаях в природе или в семьях, содержащих несколько собак, услышав такой крик, все остальные собаки бегут к товарищу, издавшему его. Это не говорит об их смелости или о том, что они хотят поддержать товарища, сигнализирующего о тревоге. Они приближаются осторожно на случай, если рядом окажется хищник, привлеченный криком их товарища по стае, и станет опасностью для остальных.

Но крик о помощи смертельно опасен в присутствии незнакомых собак. Крик животного, боящегося смерти, может вызвать хищническую реакцию в другой собаке. Он заставляет чужака напасть на кричащую собаку. Это не признак злобы. Нужно помнить, что собаки — охотники. Для них крик — это голос раненого животного. Признак добычи, раненой и уязвимой, инициирует быстрое нападение. Тот факт, что по таким крикам нельзя определить, подает ли их собака или другое животное, по-видимому, увеличивает вероятность нападения.

Я видел подобную ситуацию рядом с выставкой собак. Человек вел малинуа (бельгийскую овчарку с короткой шерстью, похожую на немецкую) на поводке к зданию, где проводилась выставка. Поблизости припарковался фургон, водитель вышел и открыл заднюю дверку. Прежде чем он успел что-то сделать, из машины выскочил красивый белый кобель самоедской лайки. К несчастью, собака приземлилась именно в том месте, где кто-то оставил разбитую бутылку. Острое стекло порезало лапу самоеда, и он начал кричать. Малинуа, до сих пор спокойный, ни разу не проявивший агрессии ни к одной встретившейся ему собаке, внезапно рванул вперед, выдернув поводок из рук хозяина. К тому времени, когда собак разняли, у самоеда текла кровь не только от пореза стеклом, но и от укусов малинуа. Крик неизвестного животного заставил хищника нападать.

Люди должны научиться внимательно относиться к крику, так как это важный сигнал, свидетельствующий о собачьей ссоре. Вообще я советую людям не вмешиваться в конфликт Двух собак. Есть правила и ритуалы, используемые собаками, чтобы выяснить вопросы социальной иерархии, дележа территории и своих вещей. Поединки проходят согласно этим правилам, до кровопролития доходит редко, за исключением случайных покусов ушей или незначительных царапин. Если собаки показывают зубы и издают рык борьбы (такое громкое непрерывное рычание, иногда со звуками, походящими на крик человека «Эй!»), то это обычный спор. И если их оставить в покое и позволить самим решить между собой свои споры, борьба закончится быстро и без насилия. Обычно одна из собак отступает и демонстрирует, что сдается. В таком случае инцидент исчерпан. Но иногда случается, что плохо воспитанная собака не понимает покорных жестов другой собаки и игнорирует сигнал остановить борьбу. Она продолжает битву, и тогда противник начинает кричать. В таких обстоятельствах нужно остановить драку, иначе побежденный может быть сильно ранен или даже убит.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!