ПОРЯДНАЯ ГРАМОТА КРЕСТЬЯН НИКИФОРА



ЯКОВЛЕВА СЫНА И СОФОНТИЯ АФАНАСЬЕВА СЫНА ВЯЖИЦКОМУ МОНАСТЫРЮ НА ДЕРЕВНЮ ЛИПОВЕЦ В ЗАВЕРЯЖСКОМ ПОГОСТЕ. 23 НОЯБРЯ 1576 Г.

Порядные грамоты (записи) – договорные грамоты между землевладельцами и крестьянами (главным образом, из числа «вольных людей» – крестьян-бобылей[8] и холопов, получивших отпускные у своих господ). В порядных грамотах определялись: площадь земельного надела, предоставляемого землевладельцем в пользование крестьянам; денежная и натуральная субсидии крестьянам для обзаведения на новом месте хозяйством; период налоговой льготы в несении государственного тягла и повинностей в пользу землевладельца; повинности и платежи крестьянина по истечении льготы; условия выхода крестьянина по истечении срока поряда или вне срока.

Порядные записи не получали удостоверения в государственных учреждениях. Существует мнение о том, что они являлись внутренней документацией монастырей, поскольку в формуляре отсутствует указание на пошлины за совершение сделки.

Несмотря на то, что формула порядных записей, как поземельного договора между землевладельцем и вольными людьми, воспроизводилась и в первой половине XVII в. это отнюдь не свидетельствовало о сохранении за крестьянином в полном объеме права выхода, как полагал В.О. Ключевский. Во многих грамотах XVII в. возможность выхода порядившихся крестьян ограничивалась условием «до государева указа» или бессрочным характером ссуды устанавливалась бессрочная зависимость.

 

Се яз, Микифор Яковлев сын, да яз, Софонтей Афанасьев сын, Васильевы крестьяне Басланова из деревни из Замошья дали есмя на собя запись Вежицкому слуги Тимохы Павлову сыну в том, что порядилися есмя за Николу чюдотворца в Заверяжской погост[9], на деревню в Липовец на штину обжы[10]. А взяли есмя подмоге два рубля московскую[11] да лготы на два годы - в монастырь дани не давати и не ходити на дело[12], от лета 7085 [1576] да до лета 87 [1578]. А живучи нам на той деревни, тягло государьское всякое тянути с волостью вместе, как соху наставим[13]. А за ту подмогу нам и за лготу деревня розпахати, и поля огородити, и старые хоромы починнти, и новые поставити, два хлева да мылня. И как пройдут те лготные два годы, и нам давати в монастырь Николы чюдотворцу оброку по рублю по московскому на год и на дело на монастырское ходити, как иные крестьяне ходят. И не отживем мы тех лготных дву годов, и деревни не розчистив и поль не огородив и хором старых не починив и новых не поставив, да пойдем вон, и нам та подмога монастырская два рубля московская по сей записи отдати слуге Тимофею Павлову. А на то послуси[14]: Еремей Семенов да Конан Никитин. А запись писал Матфеец Федоров сын Вежыцкой слуга лета 7085 ноября в 23 день [23 ноября 1576 г.]

ОПИСАНИЕ ПОМЕСТЬЯ БРАТЬЕВ КРОПОТОВЫХ ПО ПИСЦОВОЙ КНИГЕ ШЕЛОНСКОЙ ПЯТИНЫ[15]. 1552-53 Г.

 

...Петр Михайлов сын Кропотова. В писцовых книгах на­писан в Ретенском погосте, а он жыл в Скнятинском погосте. И Петра не стало лета 7050 [1542], а осталися у него дети Митка, да Васюк, да Иванец, и службу государеву с того поместья служат все три. Деревни за ними, что были Олексеевские Манойлова, деревень и с вопчими[16] 6, а обеж[17] с пустою 11 с четвертью[18], а сошного писма 4 сохи без трети, да четверть обжы; и в тех деревнях пол-9 обжы земля середняя, а 3 обжы без четверти земля худа. Да за ними ж в Ретенском погосте деревни, что были Пречистые Щылова монастыря, да Микифоровские Свинорецкого, да Олферьевские Шимского, да Кузминские Григорьева, да Степановские Ледина, да Палкинские Дорофеева, деревень и с вопчими и с меновными, что выменил у архимандрита Юрьева монастыря, 12, а обеж 14, а сошного писма 5 сох без трети; и в тех деревнях 12 обеж земля середняя, а две обжы земля худая.

Да за ними ж в Скнятинском погосте починок[19] Дмитрове, поставили его ново после писма: дв. Тимошка Ильин, дв. Васюк Демехов, пашни в одном поле 2 коробьи[20] ржы, а в дву потомуж, сена нет, четверть обжы, земля худа.

Да за ними ж 3 пустоши, вопче с Федором да с Иваном с Кропотовыми: пустошь Захарове, пустошь Обросимово, пустошь Сысоево, сено на них косят.

И всего за Миткою з братьею в дву погостех деревень и с вопчими и с меновными и с усадищем[21] 17, да починок, да 3 пустоши, а обеж 20 пол-6 обжы, а сошного писма пол-9 сохи и из тех обеж Митка за братьею пашут на собя 2 обжы[22], а обжа без четверти за ними пуста и доход с ней нейдет.

А с 23 обеж без четверти обжы емлют нынеча доходу из хлеба четверть, а за четвертью емлют денгами за мелкой доход и с ключником[23] и з бобылей 3 рубли 15 алтын в мос­ковское число[24].

А старого доходу с тех обеж шло, по писцо­вым книгам, хлеба поспом[25] 40 пол-5 коробьи ржи, 89 коробей овса, 5 коробей ячмени, 5 коробей пшеницы. И сверх писцовых книг, переимают нового доходу 3 рубля и 8 алтын без 2 денег; а недоимают старого доходу по писцовым кни­гам 22 борана, 22 полти[26] мяса, 22 пятка[27] лну.

Комментарий

Писцовые книги - сводные документы хозяйственных описаний сельской местности и городов, с целью определения размеров государственного тягла. Наиболее ранние из сохранившихся писцовых книг – новгородские книги конца XV в. В 1538-47 гг. была проведена большая общерусская перепись земель. На основании ее единицей взимания тягла стала соха – площадь распаханной земли или некоторое число дворов в городе. Последнее описание было предпринято в 1684-85 гг. (незавершено).

Составление писцовых книг велось по населённым пунктам: город (его укрепления, церкви, лавки, дворы, население), уезд, стан, волость. Отдельно описывались каждое село и деревня.

В писцовые книги записывались землевладельцы, площадь обрабатываемых земель в четвертях[28] (пашня паханная, пашня наездом (не подлежала налогообложению по отношению к землевладельцу, но через три года становилась оброчной или подлежала покупке), пашня перелогом, пашня лесом поросшая («порозшие» земли, пустошь), леса (частного и общего (черный лес) владения), сенокосы, количество крестьянского населения по дворам (в городах – посадское население), размеры государственного тягла (исчисляемые в сохах).

Данные писцовых книг отличаются недостаточной точностью. Во-первых, многие писцы и подьячие просто не умели правильно считать (счет четвертями и десятинами очень сложен, а необходимо было еще и чети перекладывать в сохи). Во-вторых, часто писцы определяли площадь земельных участков «на глазок» («инде больше, инде меньше»), поскольку измерить все земли в России точно было просто физически не возможно (инструментом для измерения была веревка). В-третьих, многие помещики утаивали своих крестьян и выдавали неверные сведения, чтобы уменьшить тягло, в пользу государства. Часто писцы намеренно увеличивали тягло, если находились с помещиками «в недружбе», или уменьшали, если их хорошо «почтили».

По писцовым книгам исчислялась соха. Размеры сохи зави­сели, с одной стороны, от качества (урожайности) земли, с другой – от принадлеж­ности земли определенной социальной категории владельцев.

По качеству различались земли добрые, средние и худые; по принад­лежности – земли служилые (вотчины и поместья), церковные (зем­ли монастырей и церковных иерархов) и черные (государственные земли черносошных крестьян).

Для служилого землевладения соха включала 800 четей доброй, 1000 четей средней и 1200 четей худой земли. Для церковных и мо­настырских земель соха включала соответственно 600, 700 и 800 четей. Для черных земель – 500, 600 и 700 четей (в приводимом документе речь идет о малой новгородской сохе, или сошке, равной трем обжам, или 30 четвертям (15 десятин) в поле).

При существо­вавшем трехпольном севообороте общее количество земли в трех полях, составлявшее соху, утраивалось.

Нетрудно заметить, что размеры сохи были обратно пропорцио­нальны тяжести налогового обложения. Так, например, с условной площади 4000 четвертей доброй земли черносошные крестьяне на государственных землях платили 8 денежных единиц (4000:500 = 8), а владельческие крестьяне на служилых землях платили 5 налого­вых денежных единиц (4000:800 = 5). Однако следует учитывать, что владельческие крестьяне должны были вносить оброк и на содержание своего помещика.

Соха была единицей налогообложения не индивидуальной, а коллективной, общинной. Каждый крестьянский двор вносил свою долю – выть. Например, выть служилой земли (в трех полях): доброй – 12 четвертей, средней – 14 четвертей, худой – 16 четвертей. Посадское население клалось в сохи по дворам. 1 соха = 40 дворов лучших = 80 средних = 160 молодших = 320 слободских.

Писцовые книги, начатые в 1581 г. и законченные в 1592-93 гг., стали юридическим основанием для закрепления крестьянина на определенной земле, за определенным владельцем.

По переписи 1676-78 гг. все подати были переведены с посошного обложения на подворное.

СОБОРНЫЙ ПРИГОВОР 1584 Г. ОБ ОТМЕНЕ ТАРХАНОВ[29]

 

Благоволением Бога и Отца, и споспешением Сына[30], и содейством Святаго Духа, в Троицы славимаго Бога нашего и во единстве поклоняемого милостию, пречистый и преблагословенные владычицы нашия богородицы молитвами, и вели­ких чудотворцев молитвами, повелением, благоворнаго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, мы прео­священный Деонисей митрополит всеа Русии, архиепископ Великаго Новагорода и Пскова Александр … [далее перечислены 36 имен высших церковных иерархов] собрахомся в преименитом граде Москве некоих ради царских вещей, пачеж и о настоящаго ради греха всего христьянства, что Божьим судом великий государь, блаженные памяти благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, во иноцех Иона[31], оставль земное царство, отъиде в небесное царство; а по благосло­венью отца своего, великий государь, благочестивый царь и великий князь Феодор Иванович, всеа Русии самодержец взем скифетр Росиискаго царствия, советоваху с отцом свои и богомольцом, с преосвященным Деонисьем митрополитом, и со всем освященным собором, и со всеми бояры и со всем синклитом[32]: како совокупишася на христьяны туркове и агаряне[33] и литовской король, и все области немецкие, и распыхахуся дивиим образом, гордостию дмяшеся, хотяху потребити православие. И мы сих ради со благочестивым царем нашим поболехом зелне, и многая попеченья о сем благочестивый же царь наш Феодор Иванович всеа Русии с своими бояры и со всем своим синклитом сотвори, якоже довлеет его царской власти.

В сих же и в нас внесена быша некая, яко возложеная, яже по священным епископиям и по святым монастырем в пустошь изнуряютца ради пьянственаго и непотребнаго слабого жития многообразие, многая жив запустения приидоша.

И якоже убо по монастырем сия запустеваху, а х тому от мирских живущее прилагаху, не токмо ж по благословней вине, но и с ухищрением и тяжею, и прибытка никоегож несть, но развее токмо по монастырем в пустошь изнуряетца на пьянственныя и на иные проторы, яже не токмо иноком, но и мирским свыше потребы не подобает творити. И сия убо по монастырем в пустошь изнуряхуся паче потребы, а воинственому чину от сего оскудение приходит велие.

И преж убо о сем, блаженные памяти при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче, а во иноцех Ионе, и сыне его, блаженные памяти царевиче князе Иване, и при освященном Антоние митрополите всеа Русии, и всего освященнаго собора и всего царского синклита, уложена была сице[34], и на утвержение грамоту написавше, утвердиша в лете семь тысящь восмьдесят осмаго году, генваря в пятый на десятый день [15 января 1580]: что с того году и с того дни митрополиту, и архиепископом, и владыкам и монастырем вотчин не покупати, и по душе[35] ни по ком вотчин в монастыри не имати, для воинского оскуденья, что воинство велие прииде во оскудение; и тое бы грамоту переписати и укрепити по тому ж.

Другое ж и о том советоваху и утвердихом, с повелением благочестиваго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, смиренный Деонисий митрополит со всем освященным собором и со всем царским синклитом, о тарханех, чтоб вперед тарха­ном не быти; что земли митрополичи, и архиепископли, и владычни[36] и монастырские в тарханех[37] и с тех никакие царские дани и земских розметов не платят, а воинство служилые люди те их земли оплачивают: и сего ради многое запустение за воинскими людми в вотчинах их и в поместьях, платячи за тарханы; а крестьяне, вышед из-за служилых людей, живут за тарханы во лготе, и от того великая тощета воинским людем прииде.

И сего ради, для великих нуж и тощеты воинским людем, по совету благочестиваго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии, мы преосвященный Деонисей митрополит всеа Русии, и со всем освященным собором, и со всеми бояры и со всем царским синклитом, уложихом сице: да церкви Божия и священный места без мятежа будут, а воин­ской чин на брань противу врагов креста Христова ополчатца крепце, и сице устроихом и утвердихом по тому ж, как отец его, государь блаженные памяти царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии, и сын его, блаженные памяти царевич князь Иван Иванович, утвердили прежнюю грамоту: елико есть земель и земляных угодий, и елико недвижимых вещей, еже есть села и деревни, и пожни и сеножати, что до сего даная, с лета семь тысящь восмьдесят осмаго, генваря месяца пятогонадесять дня [15 января 1580 г.], и возложенная богови в митрополие, и в епископиях и по монастырем, да ничтоже претворяетца, и из митропольи, и из епископьи и из монастырей не исходит, и вотчины никоторым судом ни тяжею у митрополита, и у владык и у монастыря с того лета не емлют и не выкупают; хоти которое место и не утвержено крепостьми[38], и у того монастыря не выкупить; и вперед с манастыри о вотчинах не тягатися, а в монастыри вотчин не давати.

Также от сего году, лета семь тысящь девятьдесят третьяго, месяца сентября перваго числа [1 сентября 1584 г.], на время, до государева царева и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии указу, для воинского чину и оскудения, тарханы, отставити, покаместа земли поустроитца, и помочь во всем учинитца царским осмотрением; а платить тарханом всякие царские подати и земские розметы всяким тарханом от священных, и боярским и княженецким, со всеми людми ровно всей земле, как тарханом, так и всяким служилым людем, и тамга[39] тарханом и всяким людем во то время до государева указу платить, хто ни почнет торговать, чтоб воинство конечно во оскудение от того не было.

И вотчинником вотчин своих вперед, по прежней грамоте и по нынешней, по душам не давати, а давати за них в монастыри денги, которое село чево судит, а село имать вотчинником; а будет у кого роду не будет ближнего, и та вотчина имати на государя, а денги за нее платити ис казны, чтоб в службу служилым людем земли прибавливати.

А митрополиту, и владыкам и монастырем земель не покупати, и закладной[40] не держати.

А хто после сего уложенья купит землю в которой монастырь, или закладня учнет за собою который монастырь держати: и те земли имати на государя безденежно; а которые ныне закладни за митрополитом, и за владыками и за монастыри, и те земли поимати на государя; а в денгах ведает Бог да государь, как своих богомолцов пожалует.

А вперед кияженецких вотчин в монастыри не имати; а хто возмет без государского ведома, и те вотчины взяти на государя безденежно.

А которые монастыри покупили княженецкие вотчины, и те вотчины взяти на государя; а в денгах ведает Бог да государь, как своих богомолцов пожалует.

А вперед митрополиту, и владыкам и монастырем земель не прибавливати некоторыми делы; жити им на тех землях; что ныне за ними, с того лета, как приговор был преж сего, и ныне с лета семь тысящь восмьдесят осмаго, генваря месяца пятогонадесять дня [15 января 1580].

А всякие царские дани платить всяким тарханом от священных, и от бояр и от князей с слу­жилыми людми ровно до государева указу. И в закладчикех за собою торговых людей, с которых идет царские дани, как от священных, так от мирских царского синклита, не держати.

А которое место убогое, земли будет мало, или не будет: и он бьет челом государю, и государь с митрополитом соборне и з бояры приговоря, и устроят тот монастырь землею, как будет пригоже, как бы ему мочно прожити. А на большое утверждение царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии к сей грамоте печать свою приложил. А митрополит Деонисей всеа Русии к сей грамоте печать свою привесил, а руку свою подписал. А архиепископы и епископы печати свои привесили, и руки свои подписали; а архимариты, и игумены и старцы руки свои приложили.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!