КАК ПИСАТЬ И ОФОРМЛЯТЬ РАБОТУ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ



 

"Объектом интереса краеведа может быть местность разного пространственного масштаба и культурно-исторического значения – от большой территории до маленького города, деревни, усадьбы, монастыря, улицы, фабрики, учебного или лечебного заведения, а также история жизни своих родных и близких в данной местности, взаимосвязь местных жителей (особенно общеизвестных) с другими регионами…Занятие краеведением по зову души - всегда краелюбие” (С.Шмидт).

Краевед стремится познать все стороны изучаемого предмета, восстановить историю его создания, собрать и сохранить устные свидетельства, документы и фотографии.

Выбирая объект исследования, полезно (если есть такая возможность) проконсультироваться с местными краеведами, в вузе на кафедре региональной истории, с научными сотрудниками краеведческого музея.

Взявшись за работу, познакомьтесь с объектом вашего исследования поближе. Вооружившись фотоаппаратом, пройдитесь по городу, сфотографируйте храм, улицу, усадьбу (общий вид, отдельные строения, исторические и архитектурные детали здания и т.д.). Фотографии подпишите – они вам понадобятся как приложение к работе, как иллюстрации при возможной публикации в местной прессе или, может быть, для формирования своего собственного архива.

Второй этап – библиографический поиск литературы по теме. Необходимо просмотреть в библиотеке местные краеведческие сборники, справочные издания, альманахи, журналы и газеты, чтобы убедиться, что вы не “изобретаете велосипед”. Как правило, в библиотеках ведутся картотеки или каталоги статей по истории и культуре края. Не огорчайтесь, если не найдете много материалов по нужной теме – это значит, что объект вашего интереса изучен слабо и ценность вашего исследования возрастает.

Постарайтесь расспросить старожилов, соседей, нынешних хозяев интересующего вас памятника (священнослужителей, сотрудников, музейных работников, жильцов) об истории здания, его перестройках, современном состоянии. Записанные с их слов рассказы – тоже важный источник, который, однако, следует проверять на точность и достоверность. Стремитесь больше узнать о людях, строивших и создававших тот или иной памятник.

Третий этап вашей работы – архивный поиск. Архивы бывают городские, районные областные и ведомственные. Если вы живете в другом городе, то в областной архив можно послать запрос по почте, однако, в большинстве архивов это услуга платная. Лучше, конечно же, самому посетить архив, написав письмо-отношение на имя директора, в котором нужно назвать тему и цель работы (см. также раздел "о работе а архивах").

Следует ознакомиться с путеводителем по архиву, доступными обзорами и картотеками. В архивах дела хранятся по фондам, которые формируются из документов учреждений – фабрик, заводов, монастырей, обществ, местных учреждений, органов власти и т.д. В читальном зале можно получить описи по фондам, где приводятся названия конкретных дел. Например, в описях губернского правления, духовной консистории, народного просвещения, комиссии по культам, городского хозяйства, исполкомов и др. вы наверняка найдете интересующие вас сведения.

В дореволюционных фондах (Строительное отделение) можно найти чертежи, рисунки и планы устройства здания и его фасада.

Заказанные по описи дела, как правило, можно получить в читальном зале через несколько дней.

Для выписок из архивных документов, книг, сборников, журналов заведите большую общую тетрадь, создайте понятную вам рациональную систему сокращений. Делая выписки, не забывайте записывать номер фонда, описи, дела и листа – это необходимо для правильного оформления ссылок.

Научитесь правильно составлять библиографическое описание используемой литературы. Посмотрите, как это делается на библиографических карточках в каталоге библиотеки.

Когда вы поработаете в библиотеке, архиве, побеседуете с людьми, посетите место своего исследования, можно приступать к написанию самой работы.

Очень важно точно сформулировать название и выбрать оптимальную структуру конкурсной работы.

Как правило, она состоит из введения, основной части (2-3 главы), заключения, списка используемых литературы и источников, приложений.

Во введении необходимо обосновать выбор темы, определить цель работы и пути ее достижения, определить хронологические рамки исследования. Здесь же можно кратко рассказать о литературе, которой вы пользовались при изучении темы (“Обзор литературы” или “Историографический обзор”). Если вы использовали источники: (опубликованные или неопубликованные) мемуары, дневники, письма, отдельные документы, устные воспоминания, кратко охарактеризуйте их – количество, основные особенности и укажите, что они дали для раскрытия вашей темы. Старайтесь анализировать источники и литературу беспристрастно, объективно, показывая их недостатки и положительные стороны.

Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему. Можно выбрать хронологический способ изложения, то есть, самому последовательно рассказать об истории события, можно выбрать тематический или смешанный – хронологически-тематический способ. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать, то новое, что вы внести в тему.

Следите за стилем изложения, пишите просто и понятно, не стройте сложных, запутанных предложений. Если хотите проверить ваш стиль – прочитайте написанное вслух близким и сразу услышите недостатки в тексте.

Избегайте обширных цитат, если они не из собранных вами устных источников и обязательно делайте библиографические ссылки.

В конце каждой главы обычно делают краткие выводы, а в заключении подводят итоги и показывают историко-культурную ценность приведенных данных, делают выводы о роли изучаемого события , памятника для истории края, города.

Желательно исследовать каждый объект в контексте истории города, политических, социально-экономических и культурных процессов, проходивших в стране в изучаемый период. Важно показать, что жизнь и судьба человека или памятника – часть большой истории.

Всякую исследовательскую работу украшают тщательно подобранные приложения. Это могут быть архивные чертежи или документы. Можно дать полный текст обнаруженных вами неопубликованных источников. Иллюстрировать работу можно, сделав ксерокопии документов или фотографий из государственных или семейных архивов. До революции отдельные церкви, монастыри, общественные здания, виды городских улиц, площадей, набережных, исторических памятников издавались в виде почтовых открыток, коллекции которых, как правило, хранятся в местном музее или находятся у коллекционеров-филокартистов (в областном городе они собираются обычно на обществе филателистов в выходные дни). Копии этих открыток могут быть интересной иллюстрацией к работе. Относитесь бережно к предоставленным вам экземплярам из семейных архивов. Не наклеивайте на бумагу подлинные письма и фотографии.

Если в работе встречается много имен, желательно составление указателя имен (в алфавите фамилий), если же в тексте много названий памятников, улиц – предметно-топографического указателя. Завершает работу список используемой литературы и источников. В первой части списка перечислите источники – сначала неопубликованные архивные, а затем опубликованные – сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов. Во второй части перечислите в алфавитном порядке авторов или названия (если работа без автора) книг и статей, справочно-информационные издания.

Посылая работу на конкурс, обязательно оставьте один экземпляр у себя. Не унывайте, если ваша работа не заняла призового места, – вы можете предложить ее в местный краеведческий сборник, журнал, газету или выступить на заседании краеведческого общества, в музее или библиотеке.

 

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Необходимо как можно более четко сформулировать для самого себя ту задачу, которую вы перед собой поставили. Это поможет вам найти и наиболее выигрышную форму, и подходящее название. Придумать хорошее название для исторической работы нелегко, тем не менее, когда автор опускает руки и просто пишет в качестве заголовка: “Человек в истории”, это ухудшает впечатление.

Вы пишете исследовательскую работу, но при этом совершенно необязательно уподоблять ее мини-курсовой или даже дипломной работе с обязательным вступлением, основной частью и заключением. Не считайте, что вы обязательно должны предварить ваш конкретный рассказ общими и часто чужими или звучащими как чужие вводными словами ради псевдонаукообразности.

Ваша конкурсная работа не литературное эссе, а историческое исследование, поэтому исторические источники – важнейшая ее часть. Все исторические источники, письменные или устные, архивные документы или магнитофонные записи были вами откуда-то получены. Поэтому совершенно необходимо указать их адрес. Например, если в архивах работали не вы сами, а кто-то из ваших наставников, в этом нет ничего плохого, надо лишь в сноске указать, что это документы из такого-то архива и они были вам предоставлены тем-то и тем-то. Если документы взяты вами из семейного архива, это тоже следует указать. Если вы ссылаетесь на сделанное вами интервью или прямо его цитируете, укажите дату и место его проведения. Если вы используете чужую запись, тем более это следует пояснить. На какие бы документы или воспоминания вы бы не ссылались, необходимо указывать, опубликованные это источники или нет.

Всякий чужой текст, приводимый в вашей работе, должен быть выделен кавычками или особым шрифтом, если работа выполняется на компьютере, и обязательно снабжен сноской, в которой следует указать имя автора, название книги или статьи, год издания и страницу. Кстати, это очень важно и в цитировании сделанных вами записей устных рассказов, чтобы понять, где идет ваш собственный текст, а где рассказ вашего собеседника.

Если вы используете документы из частных и семейных архивов, необходимо получить разрешение владельцев на использование предоставленных вам документов. То же самое необходимо делать в отношении интервью. Ваш собеседник должен разрешить вам использовать запись беседы.

С каждым годом все больше становится конкурсных работ, в которых приложением служат аудио- и видеокассеты. На этих кассетах, как правило, записаны интервью с героями ваших работ или (на видео) сюжеты, посвященные зданиям, улицам, церквям и памятникам, о которых идет рассказ. Конечно, создание настоящего видеофильма по исторической теме - дело очень непростое, требующее специальной подготовки и специального умения. Такая работа может быть выполнена лишь целым коллективом участников. Однако, по условиям нашего конкурса, вы можете прислать, как основную работу, и видеофильм, где текст (или подробный сценарий) может наоборот, являться только приложением. Но в любом случае текстовая основа видеофильма обязательно должна быть представлена.

Любую работу очень украшают приложенные к ней фотографии и документы. Однако с попавшими в ваши руки оригиналами надо обращаться чрезвычайно бережно. Прилагать их к конкурсной работе надо лишь в том случае, если вы хотите, чтобы эти оригиналы оказались потом в нашем архиве, где будут храниться все конкурсные работы. Но тогда это надо специально оговорить и обязательно оставить себе копии.

Кроме того, все приложения не могут существовать сами по себе, они должны быть непременно тесно увязаны с текстом вашего исследования.

 Важно, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя будет оцениваться и сам исторический материал, и умение участника конкурса излагать свои мысли.

* * *

Итак, мы призываем участников конкурса стать собирателями того, что хранит в себе народная память. Ведь мы присутствуем при исчезновении целого исторического и социального уклада и все сталкиваемся со “стихией забвения. Забывается все – от государственной идеологии и образа жизни до облика улиц и кухонной утвари. Неосведомленность новых поколений о прошлой жизни грозит обернуться полным взаимонепониманием” (С. Гандлевский).

Поэтому одна из целей нашего конкурса сохранение связи между поколениями.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 963; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!