Стихи об испанце Мигуэле Сервете, еретике, сожженном кальвинистами 4 страница



Простимся, позднее творенье

моих навязчивых щедрот,

побед унылое паренье

и утлой нежности полет.

 

О Господи, что движет миром,

пока мы слабо говорим,

что движет образом немилым

и дышит обликом моим.

 

Затем, чтоб с темного газона

от унизительных утрат

сметать межвременные зерна

на победительный асфальт.

 

О, все приходит понемногу

и говорит – живи, живи.

Кружи, кружи передо мною

безумным навыком любви.

 

Свети на горестный посев,

фонарь сегодняшней печали,

и пожимай во тьме плечами

и сокрушайся обо всех.

 

февраль – март 1961

 

* * *

 

 

Приходит март. Я сызнова служу.

В несчастливом кружении событий

изменчивую прелесть нахожу

в смешеньи незначительных наитий.

 

Воскресный свет все менее манит

бежать ежевечерних откровений,

покуда утомительно шумит

на улицах мой век полувоенный.

 

Воскресный свет. Все кажется не та,

не та толпа, и тягостны поклоны.

О, время, послужи, как пустота,

часам, идущим в доме Апполона.

 

А мир живет, как старый однодум,

и снова что‑то страшное бормочет,

покуда мы приравниваем ум

к пределам и деяниям на ощупь.

 

Как мало на земле я проживу,

все занятый невечными делами,

и полдни зимние столпятся над столами,

как будто я их сызнова зову.

 

Но что‑нибудь останется во мне ‑

в живущем или мертвом человеке ‑

и вырвется из мира и извне

расстанется, свободное навеки.

 

Хвала развязке. Занавес. Конец.

Конец. Разъезд. Галантность провожатых,

у светлых лестниц к зеркалам прижатых,

и лавровый заснеженный венец.

 

март 1961

 

Три главы

 

 

Глава 1

 

Когда‑нибудь, болтливый умник,

среди знакомств пройдет зима,

когда в Москве от узких улиц

сойду когда‑нибудь с ума,

 

на шумной родине балтийской

среди худой полувесны

протарахтят полуботинки

по лестнице полувойны,

 

и дверь откроется. О память,

смотри, как улица пуста,

один асфальт под каблуками,

наклон Литейного моста.

 

И в этом ровном полусвете

смешенья равных непогод

не дай нам Бог кого‑то встретить,

ужасен будет пешеход.

 

И с криком сдавленным обратно

ты сразу бросишься, вослед

его шаги и крик в парадном,

дома стоят, парадных нет,

 

да город этот ли? Не этот,

здесь не поймают, не убьют,

сойдут с ума, сведут к поэту,

тепло, предательство, приют.

 

 

Глава 2

 

Полуапрель и полуслякоть, [11]

любви, любви полупитья,

и одинокость, одинакость

над полуправдой бытия,

 

что ж, переменим, переедем,

переживем, полудыша,

о, никогда ни тем, ни этим

не примиренная душа,

 

и все, что менее тоскливо,

напоминает желтый лед,

и небо Финского залива

на невский пригород плывет. [12]

 

Уже не суетный, небрежный,

любовник брошенный, пижон,

забывший скуку побережий

и меру времени – сезон,

 

чего не станет с человеком,

грехи не все, дела не все,

шумит за дюнами и снегом,

шумит за дюнами шоссе,

 

какая разница и разность,

и вот – автобус голубой,

глядишь в окно, и безвозвратность

все тихо едет за тобой.

 

 

Глава 3

 

Ничто не стоит сожалений,

люби, люби, а все одно, ‑

знакомств, любви и поражений

нам переставить не дано.

 

И вот весна. Ступать обратно

сквозь черно‑белые дворы,

где на железные ограды

ложатся легкие стволы

 

и жизнь проходит в переулках,

как обедневшая семья.

Летит на цинковые урны

и липнет снег небытия.

 

Войди в подъезд неосвещенный

и вытри слезы и опять

смотри, смотри, как возмущенный

Борей все гонит воды вспять.

 

Куда ж идти? Вот ряд оконный,

фонарь, парадное, уют,

любовь и смерть, слова знакомых,

и где‑то здесь тебе приют.

 

апрель 1961

 

Гость (поэма)

 

 

Глава 1

 

Друзья мои, ко мне на этот раз.

Вот улица с осенними дворцами,

но не асфальт, покрытая торцами,

друзья мои, вот улица для вас.

 

Здесь бедные любовники, легки,

под вечер в парикмахерских толпятся,

и сигареты белые дымятся,

и белые дрожат воротники.

 

Вот книжный магазин, но небогат

любовью, путешествием, стихами,

и на балконах звякают стаканы,

и занавеси тихо шелестят.

 

Я обращаюсь в слух, я обращаюсь в слух,

вот возгласы и платьев шум нарядный,

как эти звуки родины приятны

и коротко желание услуг.

 

Все жизнь не та, все, кажется, на сердце

лежит иной, несовременный груз,

и все волнует маленькую грудь

в малиновой рубашке фарисейства.

 

Зачем же так. Стихи мои – добрей.

Скорей от этой ругани подстрочной.

Вот фонари, под вывеской молочной

коричневые крылышки дверей.

 

Вот улица, вот улица, не редкость ‑

одним концом в коричневую мглу,

и рядом детство плачет на углу,

а мимо все проносится троллейбус.

 

Когда‑нибудь, со временем, пойму,

что тоньше, поучительнее даже,

что проще и значительней пейзажа

не скажет время сердцу моему.

 

Но до сих пор обильностью врагов

меня портрет все более заботит.

И вот теперь по улице проходит

шагами быстрыми любовь.

 

Не мне спешить, не мне бежать вослед

и на дорогу сталкивать другого,

и жить не так. Но возглас ранних лет

опять летит. – Простите, ради Бога.

 

Постойте же. Вдали Литейный мост.

Вы сами видите – он крыльями разводит.

Постойте же. Ко мне приходит гость,

из будущего времени приходит.

 

 

Глава 2

 

Теперь покурим белых сигарет,

друзья мои, и пиджаки наденем,

и комнату на семь частей поделим,

и каждому достанется портрет.

 

Да, каждому портрет. Друзья, уместно ль

заметить вам, вы знаете, друзья,

приятеля теперь имею я...

Вот комната моя. Из переездов

 

всегда сюда. Родители, семья,

а дым отечественный запах не меняет.

...Приятель чем‑то вас напоминает...

Друзья мои, вот комната моя.

 

Здесь родина. Здесь – будто без прикрас,

здесь – прошлым днем и нынешним театром,

но завтрашний мой день не здесь. О, завтра,

друзья мои, вот комната для вас.

 

Вот комната любви, диван, балкон,

и вот мой стол – вот комната искусства.

А по торцам грузовики трясутся

вдоль вывесок и розовых погон

 

пехотного училища. Приятель

идет ко мне по улице моей.

Вот комната, не знавшая детей,

вот комната родительских кроватей.

 

А что о ней сказать? Не чувствую ее,

не чувствую, могу лишь перечислить.

Вы знаете... Ах нет... Здесь очень чисто,

все это мать, старания ее.

 

Вы знаете, ко мне... Ах, не о том,

о комнате с приятелем, с которым...

А вот отец, когда он был майором,

фотографом он сделался потом.

 

Друзья мои, вот улица и дверь

в мой красный дом, вот шорох листьев мелких

на площади, где дерево и церковь

для тех, кто верит Господу теперь.

 

Друзья мои, вы знаете, дела,

друзья мои, вы ставите стаканы,

друзья мои, вы знаете – пора,

друзья мои с недолгими стихами.

 

Друзья мои, вы знаете, как странно...

Друзья мои, ваш путь обратно прост.

Друзья мои, вот гасятся рекламы.

 

Вы знаете, ко мне приходит гость.

 

 

Глава 3

 

По улице, по улице, свистя,

заглядывая в маленькие окна,

и уличные голуби летят

и клювами колотятся о стекла.

 

Как шепоты, как шелесты грехов,

как занавес, как штора, одинаков,

как посвист ножниц, музыка шагов,

и улица, как белая бумага.

 

То Гаммельн или снова Петербург,

чтоб адресом опять не ошибиться

и за углом почувствовать испуг,

но за углом висит самоубийца.

 

Ко мне приходит гость, ко мне приходит гость.

Гость лестницы единственной на свете,

гость совершенных дел и маленьких знакомств,

гость юности и злобного бессмертья.

 

Гость белой нищеты и белых сигарет,

Гость юмора и шуток непоместных.

Гость неотложных горестных карет,

вечерних и полуночных арестов.

 

Гость озера обид – сих маленьких морей.

Единый гость и цели и движенья.

Гость памяти моей, поэзии моей,

великий Гость побед и униженья.

 

Будь гостем, Гость. Я созову друзей

(пускай они возвеселятся тоже), ‑

веселых победительных гостей

и на Тебя до ужаса похожих.

 

Вот вам приятель – Гость. Вот вам приятель – ложь.

Все та же пара рук. Все та же пара глаз.

Не завсегдатай – Гость, но так на вас похож,

и только имя у него – Отказ.

 

Смотрите на него. Разводятся мосты,

ракеты, киноленты, переломы...

Любите же его. Он – менее, чем стих,

но – более, чем проповеди злобы.

 

Любите же его. Чем станет человек,

когда его столетие возвысит,

когда его возьмет двадцатый век ‑

век маленькой стрельбы и страшных мыслей?

 

Любите же его. Он напрягает мозг

и новым взглядом комнату обводит...

 

...Прощай, мой гость. К тебе приходит Гость.

Приходит Гость. Гость Времени приходит.

 

май 1961, Ленинград

 

Памяти Е. А. Баратынского

 

 

Поэты пушкинской поры,

ребята светские, страдальцы,

пока старательны пиры,

романы русские стандартны

 

летят, как лист календаря,

и как стаканы недопиты,

как жизни после декабря

так одинаково разбиты.

 

Шуми, шуми, Балтийский лед,

неси помещиков обратно.

Печален, Господи, их взлет,

паденье, кажется, печатно.

 

Ох, каламбур. Календари

все липнут к сердцу понемногу,

и смерть от родины вдали

приходит. Значит, слава Богу,

 

что ради выкрика в толпе

минувших лет, минувшей страсти

умолкла песня о себе

за треть столетия.

Но разве

 

о том заботились, любя,

о том пеклись вы, ненавидя?

О нет, вы помнили себя

и поздно поняли, что выйдет

 

на медальоне новых лет

на фоне общего портрета,

но звонких уст поныне нет

на фотографиях столетья.

 

И та свобода хороша,

и той стесненности вы рады!

Смотри, как видела душа

одни великие утраты.

 

Ну, вот и кончились года,

затем и прожитые вами,

чтоб наши чувства иногда

мы звали вашими словами.

 

Поэты пушкинской поры,

любимцы горестной столицы,

вот ваши светские дары,

ребята мертвые, счастливцы.

 

Вы уезжали за моря,

вы забывали про дуэли,

вы столько чувствовали зря,

что умирали, как умели.

 

19 июня 1961, Якутск

 

Витезслав Незвал

 

 

На Карловом мосту ты улыбнешься,

переезжая к жизни еженощно

вагончиками пражского трамвая,

добра не зная, зла не забывая.

 

На Карловом мосту ты снова сходишь

и говоришь себе, что снова хочешь

пойти туда, где город вечерами

тебе в затылок светит фонарями.

 

На Карловом мосту ты снова сходишь,

прохожим в лица пристально посмотришь,

который час кому‑нибудь ответишь,

но больше на мосту себя не встретишь.

 

На Карловом мосту себя запомни:

тебя уносят утренние кони.

Скажи себе, что надо возвратиться,

скажи, что уезжаешь за границу.

 

Когда опять на родину вернешься,

плывет по Влтаве желтый пароходик.

На Карловом мосту ты улыбнешься

и крикнешь мне: печаль твоя проходит.

 

Я говорю, а ты меня не слышишь.

Не крикнешь, нет, и слова не напишешь,

ты мертвых глаз теперь не поднимаешь

и мой, живой, язык не понимаешь.

 

На Карловом мосту – другие лица.

Смотри, как жизнь, что без тебя продлится,

бормочет вновь, спешит за часом час...

Как смерть, что продолжается без нас.

 

29 июня 1961, Якутия

 

* * *

 

 

Уезжай, уезжай, уезжай,

так немного себе остается,

в теплой чашке смертей помешай

эту горечь и голод, и солнце.

 

Что с ней станет, с любовью к тебе,

ничего, все дольешь, не устанешь,

ничего не оставишь судьбе,

слишком хочется пить в Казахстане.

 

Так далеко, как хватит ума

не понять, так хотя бы запомнить,

уезжай за слова, за дома,

за великие спины знакомых.

 

В первый раз, в этот раз, в сотый раз

сожалея о будущем, реже

понимая, что каждый из нас

остается на свете все тем же

 

человеком, который привык,

поездами себя побеждая,

по земле разноситься, как крик,

навсегда в темноте пропадая.

 

29 июня 1961

 

Петербургский роман

(поэма в трех частях)

 

Часть 1. Утро и вечер

 

 

Глава 1

Анатолию Найману

 

Забудь себя и ненадолго

кирпич облупленных казарм,

когда поедешь втихомолку

на Николаевский вокзал,

 

 

когда немногое отринешь,

скользя в машине вдоль реки,

смотри в блестящие витрины

на голубые пиджаки.

 

 

Но много сломанных иголок

на платье времени сгубя,

хотя бы собственных знакомых

любить, как самого себя.

 

 

Ну, вот и хлеб для аналогий,

пока в такси рюкзак и ты.

Храни вас Боже, Анатолий,

значок короткой суеты

 

 

воткните в узкую петлицу,

и посреди зеркальных рам

скользить к ногам, склоняться к лицам

и все любить по вечерам.

 

 

Глава 2

 

Разъезжей улицы развязность,

торцы, прилавки, кутерьма,

ее купеческая праздность,

ее доходные дома.

 

 

А все равно тебе приятно,

друзей стрельбы переживя,

на полстолетия обратно

сюда перевезти себя,

 

 

и головою поумневшей,

не замечающей меня,

склонись до смерти перед спешкой

и злобой нынешнего дня.

 

 

Скорее с Лиговки на Невский,

где магазины через дверь,

где так легко с Комиссаржевской

ты разминулся бы теперь.

 

 

Всего страшней для человека

стоять с поникшей головой

и ждать автобуса и века

на опустевшей мостовой.

 

 

Глава 3 (письмо)

 

Как вдоль коричневой казармы,

в решетку темную гляжу,

когда на узкие каналы

из тех парадных выхожу,

 

 

как все равны тебе делами,

чугун ограды не нужней,

но все понятней вечерами

и все страшней, и все страшней.

 

 

Любимый мой, куда я денусь,

но говорю – живи, живи,

живи все так и нашу бедность

стирай с земли, как пот любви.

 

 

Пойми, пойми, что все мешает,

что век кричит и нет мне сил,

когда столетье разобщает,

хотя б все менее просил.

 

 

Храни тебя, любимый, Боже,

вернись когда‑нибудь домой,

жалей себя все больше, больше,

любимый мой, любимый мой.

 

 

Глава 4

 

Я уезжаю, уезжаю,

опять мы дурно говорим,

опять упасть себе мешаю

пред чешским именем твоим,

 

 

благословляй громадный поезд,

великих тамбуров окно,

в котором, вылезши по пояс,

кричит буфетное вино,

 

 

о, чьи улыбки на колени

встают в нагревшихся купе,

и горький грохот удаленья

опять мерещится судьбе.

 

 

Людмила, Боже мой, как странно,

что вечной полевой порой,

из петербургского романа

уже несчастливый герой,

 

 

любовник брошенный, небрежный,

но прежний, Господи, на вид,

я плачу где‑то на Разъезжей,

а рядом Лиговка шумит.

 

 

Глава 5

 

Моста Литейного склоненность,

ремонт троллейбусных путей,

круженье набережных сонных,

как склонность набожных людей

 

 

твердить одну и ту же фразу,

таков ли шум ночной Невы,

гонимой льдинами на Пасху

меж Малоохтенской травы,

 

 

когда, склонясь через ограду,

глядит в нее худой апрель,

блестит вода, и вечно рядом

плывет мертвец Мазереель,

 

 

и, как всегда в двадцатом веке,

звучит далекая стрельба,

и где‑то ловит человека


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!