Обращение с «исключительными состояниями»



Под этим мы понимаем, например, непрекращающийся крик, катание по полу, когда человек не дает себя успокоить, панические атаки и т. д. Обычно в подобных ситуациях отреагируются старые чувства, и реакция соответствует более раннему возрасту. Иногда речь может идти и о перенятых чувствах.

Здесь опять же очень важно успокоить группу, не испугаться самому и как руководителю расстановки действовать спокойно и обдуманно (см. Weber, 1993, о вторичных чувствах). Если подобное поведение выражается в более мягкой форме, можно попросить этого человека спокойно, глубоко и беззвучно дышать. Кроме того в подобных ситуациях человек скорее приходит в себя, если велеть ему в этот момент посмотреть кому-нибудь в глаза. «Смотри на меня! Ты меня видишь?» Так можно точно определить, находится ли он по-прежнему «где-то далеко» или он «снова здесь». Кто смотрит и находится «здесь и сейчас», тому лишь с большим трудом удается сохранять вторичные чувства. Берт Хеллингер часто просит таких людей что-нибудь описать (например, цвет его глаз), поскольку в этом случае ему приходится внимательно смотреть и описывать. А если вставить при этом какое-нибудь смешное замечание, то ситуация в большинстве случаев полностью разряжается. Иногда то пространство, откуда человек возвращается, мы называем «домашним кино», поскольку обычно речь здесь идет о старых, неоднократно просмотренных и хорошо знакомых «фильмах ужасов» и «чувствах из детства».

Здесь хорош любой способ «раздраматизации». На семинаре во Франции в конце расстановки одна участница, после того как я (Г. В.) попросил ее занять свое место в образе-решении, скорчилась на полу и стала кричать, будто ее режут. Речь шла о ее отношении к продолжающейся всю жизнь болезни. У меня создалось впечатление, что пройдет некоторое время, прежде чем она снова придет в себя, и я был уверен, что это не психотическая декомпенсация. Я успокоил группу, сказал, что ничего страшного тут не происходит, и оставался рядом с ней. Когда она стала уставать от крика, к ней стало легче подойти. Она лежала на животе. Через какое-то время я обеими руками крепко нажал ей на спину, чтобы ей стало труднее дышать и кричать. Эта помощь и слова «Хорошо, что теперь это вышло. Теперь несколько раз глубоко вздохни и посмотри на меня!» позволили ей вскоре уже посмотреть на меня совершенно спокойно. Он встала. Я велел ей сказать еще несколько примиряющих и соглашающихся фраз заместительнице болезни и закончил расстановку. В подобных ситуациях «раздраматизация» является важным компонентом.

Обращение с препсихотическим и психотическим поведением

Ранними признаками «способности» уходить в психотическое поведение являются недоверчивые взгляды, мысли о преследовании, поведение избегания, свободное ассоциирование (от деревяшки к палочке), странные сочетания, туманные намеки, неадекватные ситуации аффекты, взгляды вверх и др.

Если мы предполагаем подобную динамику или замечаем подобные знаки, то спрашиваем: «Ты умеешь отрываться от земли (уходить в иные сферы)?», «Ты мог бы сделать это и на этой неделе?», «Что должно случиться / что должен сделать ты или должны сделать мы, чтобы здесь это стало вероятнее?», «Что делать нам, если ты улетишь?» (или другие вопросы для системной профилактики рецидива и оспаривания медицинской модели болезни (см. Weber и Retzler, 1991). Если кто-то начинает «отрываться от земли», здесь также самое главное — вернуть его в «здесь и теперь» (см. выше). Иногда я на некоторое время сажаю этого человека рядом с собой и периодически мимоходом устанавливаю с ним контакт («Ты пока еще здесь?», краткие прикосновения).

Как поступать, когда с семинара уходят и не возвращаются

В таких случаях важно оставлять или возвращать участникам ответственность за их поведение. Если у нас складывается впечатление, что кто-то из членов группы «планирует» нечто подобное, мы рассказываем всей группе что-нибудь о том, как с этим можно обойтись. Например, говорим: «Я постоянно встречаю родителей, которые навязывают своим почти уже взрослым детям страхи и постоянно уверяют их в том, что там, во внешнем мире, с ними может случиться что-нибудь ужасное. Этим они ослабляют своих детей и лишают их уверенности в себе. Здесь, в группе, может происходить нечто подобное. Если кто-то на некоторое время уходит из группы и вам кажется, что он чем-то отягощен, или если он не появляется снова, лучше всего с добрыми чувствами встать за его спиной и исходить из того, что этот тайм-аут — то, что ему сейчас нужно. Тогда мы все вместе поддержим хорошее решение. Если кому-то нужно время для себя, он в любой момент может на некоторое время уйти и побыть с собой, и тогда каждый полностью отвечает за себя».

С другой стороны, конечно, хорошо, если руководитель расстановки тоже может пойти навстречу участнику, и если он совершил ошибку или слишком жестко его конфронтировал и т. д., то признать это перед ним. Однако он не должен тут же начинать испытывать по этому поводу чувство вины, показывать, как он сокрушается, или в качестве «искупления» делать больше, чем необходимо.

Если у нас возникает ощущение, что кто-то может не прийти после перерыва или на следующий день, мы еще раз заговариваем с ним и спрашиваем о том, как он себя в данный момент чувствует. Или мы спрашиваем кого-нибудь из членов группы: «Предположим, что кто-то в группе размышляет о том, приходить ему завтра или лучше поехать домой, то кто бы это, на твой взгляд, мог быть?» Если он кого-то называет, мы спрашиваем этого человека: «Ты с этим согласен?» — и может быть: «Как велика в процентном отношении вероятность того, что ты...?»

Ситуацией вызова является и такая, когда участник оказывает давление на руководителя с тем, чтобы ему была сделана расстановка, и скрыто намекает, что может прервать семинар, если его очередь скоро не подойдет. «Теперь, наконец, должна быть моя очередь!» или «Я хочу наконец это пройти». А руководитель группы видит, что у него совсем еще нет контакта с конкретным запросом. В таких случаях мы говорим, например: «Мы можем делать что-то лишь тогда, когда считаем это правильным. Расставлять что-то под таким давлением не пойдет на пользу ни тебе, ни нам. Но каждый, у кого мы почувствуем важный для него запрос, получит на этом семинаре возможность вместе с нами над этим поработать». Берт Хеллингер сказал однажды в подобной ситуации: «Меня можно завоевать, но нельзя принудить». Когда возникает нажим, всегда полезно дать себе немного больше времени.


Интервью с Бертом Хеллингером.
«Я - ведомый»

Беседа Вилфрида Неллеса с Бертом Хеллингером во время Первой рабочей конференции «Практика семейной расстановки» в апреле 1997 года

В. И.: Господин Хеллингер, Вы ведете себя как терапевт и все же Вы не терапевт. Кем видите себя Вы сами?

Б. X: С одной стороны, я вижу себя учителем. Но прежде я вижу себя, по сути, ближним, тем, кто на общечеловеческом уровне резонирует с другими и, может быть, что-то приводит в действие. Я — тот, кто ищет гармонии, кто помогает, когда что-то показывается из скрытого. Чему способствуют семейные расстановки, так это тому, что сразу выводят что-то на свет. Но и это на самом деле не то. В принципе я чувствую себя тем, кто взят на службу для чего-то, чего он не понимает.

В. Н.: Но Вы ведь еще и учите. Например, правильно обращаться с экзистенциальными жизненными ситуациями, Вы учите правильной позиции и образу действий для терапевтов и помощников. Откуда Вы это черпаете? Из непонимания?

Б. X.: Да. И для меня тут есть один очень простой ориентир: я чувствую, куда течет поток у меня самого, и в принципе я просто иду с ним туда, куда он течет. И если вдруг это движение прекращается, если я не могу двигаться дальше или замечаю, что я на ложном пути, я просто останавливаюсь. И тогда я могу долго, очень долго, целые месяцы просто ничего не делать и оставаться в этом покое, пока откуда-то извне, часто совершенно неожиданно, ко мне не придет что-то, что даст мне новое направление. Это и есть подлинное. Я совершенно не думаю о том, чтобы кому-то помочь, об экзистенциальных вопросах или чтобы кого-то чему-то научить... Для меня это вообще не вопросы.

В. Я.: В принципе это духовное исполнение Вашей собственной жизни.

Б. X.: Его можно было бы назвать духовным, но я очень сдержан при обращении с такими понятиями. Тут ко мне подошел один чело-веки заговорил о моем вчерашнем докладе («Психотерапия и религия»). Он спросил меня, является ли для меня чем-то важным самоотдача. Я сказал: «Нет, это опять же представление о том, что «я что-то делаю». А тут просто ведет или несет некое поле». Тогда он сказал: «Но разве это тогда не что-то абсолютно естественное, где за этим совершенно ничего не стоит? Когда просто находишься на одной волне с этим естественным?» Я ответил: «Да, это мне созвучно». То есть это последний отказ, отказ от духовного, божественного. Который более всего сообразен таинственному, тому, что есть. И который есть то, что ведет в пустоту.

В. Н.: Долгий же это путь — от священника к этому последнему отказу!

Б. X.: Да, так оно и было... Сан священника совершенно точно стал следствием переплетений и неосознанных поручений моей родительской семьи, которые имели смысл там, но я делал это с полной самоотдачей. А потом я вдруг с чем-то столкнулся, и мне стало совершенно ясно: дальше дороги нет. Благодаря этому я оказался приведен к иному направлению, но снова без всяких планов, со множеством так называемых случайностей, которые, если оглянуться назад, оказываются судьбой или руководством, которому я себя вверяю, но за которое я даже не осмеливаюсь поблагодарить — это опять же было бы слишком много, словно в этом было что-то особенное...

В. Н.: Тут снова было бы некое противопоставление?

Б. X.: Да, как будто я что-то получил. Думаю, на это у меня нет никакого права. Я просто принимаю это как что-то... да, как ведомый, но ведомый очень деликатным образом, который позволяет мне оставаться собой.

В. Н.: Который ведет Вас не от себя, но к себе?

Б. X.: Да, это движение всегда как-то связано с неким вызовом. Когда я какое-то время что-то делаю, то вдруг совершенно отчетливо понимаю: продолжать это делать и в то же время оставаться сосредоточенным невозможно. Вдруг приходит вызов, требующий мужества и нового риска, и, если, так сказать, слепо на него пойти, — это путь продолжения. Он всегда сопряжен с риском. Ведь так идет вперед и жизнь вообще. А мышление в категориях безопасности идет с этим совершенно вразрез.

В. Н.: Мне вспоминается при этом изречение Гераклита: «В одну реку нельзя войти дважды».

Б. X.: Именно так, и река тут двойной образ: человек стоит на берегу и видит, как течет река, он входит в воду, и она его несет, а берег он оставляет позади. Но Гераклит оказал на меня сильное влияние еще и своим образом огня, огня как вспышки познания, внезапно появляющейся из того, что скрыто. Это принципы моей работы в расстановках. Эти образы гармонируют друг с другом и в глубине образуют единство.

В. К: Ваша конкретная работа происходит на терапевтической сцене, Вы называете ее также «системной терапией», но то, что Вы сейчас рассказываете, выходит далеко за рамки терапии.

Б. X: Да, далеко, далеко. Иногда я провожу нацеленную терапию, когда говорю человеку что-то по поводу симптома. Но в принципе моя работа намного шире. Можно назвать это оздоровлением. Не спасением, а оздоровлением, но не в смысле избавления. Оздоровление означает, что из потерянности или переплетения человек вновь обретает связь с чем-то несущим. Чем бы то ни было. Тут есть порядки, которые нам заданы. Соединяясь с ними, мы чувствуем себя шире, мы чувствуем себя целыми и не всегда счастливыми — об этом речь и не идет, боль тоже сюда входит, сюда входит забота, сюда входит вызов — это нечто в высшей степени покойное. Это критерий: человек в высшей степени спокоен. И чтобы еще раз вернуться к образу реки. Она ведь тоже иногда бывает бурной, она тащит человека с собой, почти без сознания. Иногда люди испытывают такое на войне, и тем не менее это та же самая река, с которой ты в гармонии, даже если она несет тебя таким образом, а иногда она течет совсем медленно, она совершенно спокойна, и ты совершенно тих. Сюда входит и то, и другое. И то, и другое — та же самая река.

При этом некоторых она понуждает к жестокому, ужасному для нас, и все же это та река, с которой человек в гармонии. Таким было бы следствие. То есть не только что-то мирное, но и воинственное.

В. Н.: Вы не занимаете тут никакой моральной позиции?

Б. X.: Абсолютно нет! Этого вообще делать нельзя. Я с ужасом иногда смотрю на то, что происходит, но без оценки, без возмущения.

В. Н.: Это напоминает мне одну расстановку с моего собственного семинара. Речь шла о женщине — это была мать клиента, которая в конце войны была изнасилована русским солдатом. Когда я это расставил, заместительница упала на пол с криком: «Это был не только он один, это была вся армия!» Тогда я поставил напротив нее всех мужчин, и когда спросил первого, как он себя чувствует, он только пожал плечами и лаконично ответил: «Это война. На войне именно так!» При этих словах тело женщины резко дернулось. Она подняла глаза и произнесла: «Скажи это еще раз!» Когда он повторил эту фразу, она встала, выпрямилась как свеча, посмотрела на него в упор и сказала: «Вот оно!»

Б. X.: Замечательный пример.

В. Н.: Она обрела свою силу и свое достоинство, и сама почувствовала себя воином, и это принесло ей избавление. Это то, что так глубоко трогает меня в этой работе, — возможность видеть, что когда есть эта гармония с тем, что есть, то жертвы превращаются в тех, кто действует, и это рождает силу.

Б. X.: Если человек, как это обычно бывает, остается при своем негодовании, тогда жертва превращается в зло-дея. Вы совершенно замечательно провели это различие: признавая, они становятся теми, кто действует, а это невероятная разница. Но, к сожалению, в нашем негодующем обществе едва ли есть место чему-то подобному. Негодующие самодовольны. Они не знали страдания сами или его вытеснили. Кто познал и признал страдание или вину, тот оставил негодование позади...

В. Н.: ...и человек становится тихим.

Б. X: Да, тогда он становится тихим и у него есть сила.

В. Н.: То, что Вы здесь говорите, все же очень сильно уходит в область религии, как бы это ни понималось с точки зрения содержания...

Б. X.: Я же только что попытался это блокировать, чтобы этим понятием больше не...

В. Н.: ...даже в смысле «естественной религии» или «религиозной позиции», как прозвучало вчера в Вашем докладе? Как естественное почтение или благоговение?

Б. X: «Религиозная позиция» лишена содержания, в то время как «смирение» или «благоговение» — слова, которые заставляют звучать что-то, в чем человек сразу может себя запереть. Как и «достоинство» или «уважение».

В. Н.: Вы любите использовать эти высокие, несколько старомодно звучащие слова. Но ведь эти понятия, с которыми у многих большие трудности, еще и создают Вам репутацию консерватора.

Б. X.: Да, да. Но тут сразу знаешь, что это такое. Но религиозно ли это, приемлемо ли вообще понятие «религия», это еще вопрос. Ведь существует же определение религии как связи с прошлым или вплетенности в нечто большее, это ведь тоже значит «приходить к гармонии», но является ли это чем-то, что больше природы?.. То, что это больше меня, именно так в любом случае. Но ведь это, так или иначе, опыт того, что вокруг нас есть что-то большее, во что мы вплетены. Можно называть это «большой душой», или «морфогенетическими полями», или как угодно еще, но стоит ли за этим что-то божественное, нам не известно. А для исполнения, для гармонии достаточно самой простой формулировки. Действие которой намного больше, чем если называть это «религиозным» или «духовным». Тут заключен крайний отказ, и именно он делает возможной внутреннюю пустоту.

В этот отказ нас вводят через наше переживание, наши будни, что бы там ни было, через прожитое стремление «принять вызов» и «выдержать испытание». Я пришел к этому не через усилия, не путем медитации или чего-то подобного, вовсе нет. Работая с семьями и видя, насколько мал мой вклад, насколько это управляется откуда-то еще, я отступаю назад. Я не отказывался, просто оказалось, что это самое естественное в мире.

В. Н.: Но для этого нужно повернуться лицом к действительности, принять ее такой, как она есть.

Б. X.: Да, без всяких намерений. На этот счет мне вспоминается замечательная история о буддийском монахе. Одна молодая женщина, родив ребенка, сказала, что этот ребенок от него. Он сказал: «Ах так?» — ушел из монастыря и заботился о ребенке. Через пару лет она ему сказала: «Он вовсе не от тебя, я тебя обманула». На что он снова сказал: «Ах так?» — и вернулся в монастырь. Ведь в принципе это ничего не значит. Для того, кто в гармонии, внешние вещи не значат совершенно ничего. Но я не имею в виду, что это тот идеал, к которому нужно стремиться.

В. Н.: Но ведь очень быстро происходит так, что человек приобретает опыт и создает из него потом теорию, идеал или убеждение. Ведь это легко может случиться и с Вашей работой. Альбрехт Map рассказал сегодня на эту тему прекрасную притчу: черт прогуливается со своим ассистентом, и им встречается человек, только что переживший волнующий опыт в семейной расстановке. Ассистент огорченно обращается к черту: «Так для нас пропала еще одна душа, что нам теперь делать?» На что черт отвечает: «Ничего. Подождем до завтра, он успеет превратить это в убеждение».

Б. X.: Именно. Прекрасный образ. Ведь иногда человек сам бывает убежден, когда он что-то обнаружил. Этого нужно остерегаться, чтобы путь оставался открыт для следующего. Хороший образ здесь дорога, по которой человек идет дальше, если оставит позади все предыдущее, без исключения.

В. Н.: В расстановках есть один момент — все стоят, все уже сказали, как они себя на своих местах чувствуют, — и терапевт от восприятия переходит к действию. Ведь он вмешивается таким образом в жизнь клиента, он оказывает влияние. Позволительно ли это вообще? Что в этот момент происходит у Вас?

Б. X.: Я вообще ничего не думаю. Я просто вижу: момент настал. Я молча стою, и вдруг появляется шаг, который я делаю. Он вытекает из того, что было непосредственного до этого, он не направлен ни к какой цели. Но бывают исключения, когда я уже по исходной расстановке вижу, где решение. А порой я просто не знаю, что дальше, и тогда откуда-то, иногда и из публики, приходит импульс, который я сразу подхватываю. Случаются и ошибки, они тоже часть процесса. Ошибка ведет к возникновению эхо от расставленных заместителей, которое снова возвращает все в колею. Так что и тут есть нечто целебное, на что я полагаюсь.

В. Н.: Но случаются и такие ошибки, которых сразу не замечаешь, и клиент может уйти домой с мнимым решением.

Б. X: Да, но и он несом. Некоторые действительно срываются, и кажется, что терапевт причинил им какое-то зло. Но вдруг начинаешь понимать, что за этим стоит определенный образ, представление о необходимости контроля.

В. Н.: То есть Вы совершенно отходите от терапевта, который что-то решает?

Б. X: Именно. Но это не значит, что я не работаю в направлении решения или делаю вид, будто его не хочу. Ведь поток идет к решению. А коли так, я иду вместе с потоком и радуюсь, если у меня есть решение. Но если движение застопоривается, я отхожу назад. Тогда дальше поток идет у клиента. Тогда вся энергия у него.

В. Н.: Тогда в этом тоже нет ничего плохого. Но для стороннего наблюдателя или даже клиента часто становится шоком, когда терапевт просто прекращает расстановку.

Б. X.: Что на самом деле такое то, что действует? Уж никак не терапевт! То, что действует, это действительность! Если судьба клиента берет меня на службу для решения, это хорошо. И если я себя этому противопоставляю и, так сказать, искусственно стремлюсь достичь решения, — ничего не получается. Этот род стремления к решению обречен на провал.

Если я был в гармонии, то каким бы ни был результат, никто не может что-то отнять от качества моей работы. Но если я действительно что-то сделал неправильно, например, потому что чего-то хотел, я беру на себя за это личную ответственность. Это могут быть тяжелые вещи, с которыми я, возможно, столкнусь. Но и здесь я думаю, что ошибки и вина являются вехами в развитии. Только на поверхности трения снова появляется искра нового познания, новый огонь, который тогда загорается. Представление о том, что путь всегда прям, против всей природы. Если кажется, что что-то пошло не так и я об этом не беспокоюсь, то через несколько дней выясняется совершенно иное. Или если кто-то, наоборот, говорит: да тут вообще ничего не было, то это точно так же ни о чем не говорит. Позиция, которую я занимаю во всех таких случаях, такова: я доверяю клиента его доброй душе.

В. Н.: На меня произвело глубокое впечатление, с каким уважением Вы относитесь к инициативам наблюдающих участников и насколько Вы, кажется, доверяете людям, использующим и распространяющим Ваш метод, которых Вы даже не обучали.

Б. Л.: Меня часто очень трогает то, что тут происходит, я рад, что это идет дальше. Мне кажется полным безумием, когда кто-то хочет засунуть действительность, которую видит, себе в карман. Когда меня спрашивают, можно ли использовать что-то, что я сказал или сделал, это причиняет мне настоящую боль. Как будто у меня есть право распоряжаться действительностью или прозрениями. Они были мне подарены, они есть для каждого. Я получил толчок и передаю эти импульсы дальше, и я рад, если другие по-своему тоже передадут их дальше.

 


ЛИТЕРАТУРА

Achterberg, J. (1990): Gedanken heilen. Reinbek bei Hamburg (Rowohlt). Achterberg, J., B. Dossey und L. Kolkmeier (1996a): Rituale der Heilung. Mtinchen (Goldmann). Achterberg, J. (1996b): Miindliche Mitteilungen wahrend eines Seminars im ZIST, Penzberg. Andersen, T. (1989): Das reflektierende Team. In: T. Andersen (Hrsg): Das reflektierende Team. Dortmund (modernes lernen), S. 19—110. Anderson H., H. Goolishian, L. Winderman (1986): Problem determined Systems: towards transformation in family therapy. J. Strategie and Systemic Therapies (4) 1—14. Beaumont, H., С Beaumont u. J. ten Herkel-Chaudhri (Hrsg.) (1997): Touching Love —Bert Hellinger at Work with Families Systems. Dokumentation of a Three-Day Course for Psychotherapists and their Clients. (Carl-Auer-Systeme Verlag). Beck, U. (1984): Risikogesellschaft. Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt/Main (Suhrkamp). Beck, U. (1991): Das groBe Expertensystem.Wie unmodern ist die moderne Gesell-schaft? Frankfurter Allgemeine Zeitung, 10.7.91. Beck, U. u. E. Beck-Gernsheim (1990): Das ganz normale Chaos der Liebe. Frankfurt Main (Suhrkamp). Beck. U., A. Giddens u. S Lash (1993): Reflexive Modernisierung. Eine Kontroverse.

Frankfurt/Main (Suhrkamp). Beck-Gernsheim, E. (1994): Auf dem Weg in die postfamiliale Familie — Von der Notgemeinschaft zur Wahlverwandtschaft. In: U. Beck u. E. Beck-Gerns-heim(Hrsg.): Riskante Freiheiten. Individualisierung in modernen Gesellschaften.

Frankfurt/Main (Suhrkamp). Bommert, H., T. Henning u. D. Walte (1990): Indikationen zur Familientherapie.

Stuttgart (Kohlhammer). Boszormenyi-Nagy, I. u. G. Spark (1973): Unsichtbare Bindungen. Die Dynamik-familiarer Systeme. Stuttgart (Klett-Cotta). Boszormenyi-Nagy, I. (1987): Foundations of Contextual Therapy; Collected Papers of Boszormenyi-Nagy. New York (Brunner & Mazel). Brandl-Nebehay, A. u. U. Russinger (1995): Systemische Ansatze im Jugendamt — Pfade zwischen Beratung, Hilfe und Kontrolle. Z. System. Then 13 (2) 90—103. Breitenbach, G. u. H. Requardt (1996): Kommentar. Der Ansatz von Bert Hellinger — Ruckfall Oder Vorfall? Zeitschrijt fur Systemische Therapie 14: 47—49. Breuer. H. (1997): Familienaufstellung und Gefuhle, Im vorl. Band S. 128 ff. Buber, M. (1992): Das dialogische Prinzip. Gerungen (Lambert Schneider) 6., durchges.

Auflage. Burr, W. (1993): Evaluation losungsorientierter Kurztherapie. Familiendynamik 18: 11—21.

Biich, V. (1995): Nachbetreuung von Pflegefamilien. In: M. R. Textor u. P. K. Warndorf (Hrsg.): Familienpflege. Forschung, Vermittlung, Beratung. Freiburg i.B. (Lambertus), S. 177—190. Ciompi, L. (1997): Die affektiven Grundlagen des Denkens. Gb'ttingen (Vanden-hoek und Ruprecht).

Cohen D. a. C. Eisdorfer (1986): The loss of self. New York (W.W. Norton). Conen, M.-L. (1996): «Wie konnen wir Ihnen helfen, uns wieder loszuwerden?» Aufsuchende Familientherapie mit Multiproblemfamilien. Z. System. Ther. 14 (3): 178—185.

Cousins, N. (1996): Der Arzt in uns selbst. Reinbek bei Hamburg (Rowohlt). Crittenden, P. M. (1995): Attachment and psychopathology. In: S. Goldberg, — Die zeitlosen Weisheiten des Zen. Worte groBer Meditationsmeister iiber Achtsamkeit,

Einsicht und inneren Fneden. Bern/Miinchen/Wien (Scherz). Dilts, R. (1993): Die Veranderung von Glaubenssystemen; Paderborn (Junfer-mann). Dramatica Software zur computergestiltzten Drehbuchentwicklung. (Screenplay Systems), 1994. Eberspacher, H. E. (1987): Uber die Interaktion von Psyche und Soma in der Funktionellen Entspannung. Vortrag gehalten auf der Tagung des Deutschen Kollegiums fur Psychosomatische Medizin (DKPM) in Schomberg. Eddington, A. S. (1935): New Pathways in Science. Cambridge. Erickson, M. H., E. L. Rossi u. S. L. Rossi (1978): Hypnose. Induktion, psychotherapeut. Anwendung, Beispiele Munchen (Pfeiffer).

Erickson, E. H. (1966): Identitat und Lebenszyklus. Frankfurt/M. (Suhrkamp). Essen, S. (1990): Vom Problemsystem zum Ressourcensystem. In: E.J. Brunner: Von der Familientherapie zur systemischen Perspektive. Heidelberg/Berlin (Springer). Fehlinger, M. und С Essen (1994): Ich und meine Panikattacke. Systemische Modelle fiir Einzeltherapie und Supervision bei Angst- und Panikzustanden. Unveroff.

Arbeitsunterlage, Linz (IFS). Fischer, H. R. (1991): Sprache und Lebensform — Wittgenstein iiber Fraud und die

Geisteskrankheit. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Franke, U. (1996): Systemische Familienaufstellungen. Eine Studie zu systemischer Verstrickung und unterbrochener Hinbewegung unter besonderer Beriicksichtigung von Angstpatienten. Munchen (Profil).

Fuchs, M. (1989): Funktionelle Entspannung. Stuttgart (Hippokrates). Fuhrmann I., H. Gutzmann, E.-M. Neumann u. M. Niemann-Mirmehdi (1995): Abschied vom Ich — Stationen der Alzheimer-Krankheit. Freiburg (Herder). Gauly, B. u. W. Knobbe (1995): Beratung im Spannungsfeld zwischen Herkunftsund Pflegefamilie. In: M. R. Textoru. P. K. Warndorf. (Hrsg.): Familienpflege.

Forschung, Vermittlung, Beratung. Freiburg i.B. (Lambertus), S. 191—201. Gehring, T. M. (1993): Familiensystem-Test. FAST. Weinheim (Beltz). Giddens, A. (1991): Modernity and Self-Identity. Cambridge (Polity Press). Giddens, A. (1993): Wandel der Intimitat. Sexualitat, Liebe und Erotik in modernen Gesellschaften. Frankfurt/Main (Fischer).

Giddens, A. (1995): Konsequenzen der Moderne. Frankfurt/Main (Suhrkamp). Giegerich W. (1988): Psychoanalyse der Atombombe. Bd. 1: Die Atombombe als seelische Wirklichkeit. Versuch iiber den Geist des Christlichen Abendlandes. Zurich (Schweizer Spiegel).

Giegerich W. (1989): Psychoanalyse der Atombombe. Bd. 2: Drachenkampf. Initiation ins Nuklearzeitalter. Zurich (Schweizer Spiegel). Glaser, V. (1994): Eutonie. Das Verhaltensmuster des menschlichen Wohlbefindens. Heidelberg (Haug Verlag).

Glb'ckner, A. (1995): Therapeutische Rituale. Unvero'ffentlichtes Manuskript. Goolishian, H. u. A. Anderson (1988): Menschliche Systeme. Vor welche Probleme sie uns stellen und wie wir mit ihnen arbeiten. In: Reiter et al. (Hrsg.), S. 189-216. Gray W. G. (1994): Magie — Das Praxisbuch der magischen Rituale. Munchen (Goldmann).

Greitemeyer, D. (Hrsg.): Die Therapeutenpersonlichkeit. Wildberg, S. 78-85. Greitemeyer, D. (1997): Sich selbst erkennen, sich selbst fmden, sich selbst erfinden ...

Zeitschrift fur systemischeTherapie 15 (2): 130—134. Grossmann, K. u. K. Grossmann (1995): Fruhkindliche Bindung und Entwicklung individueller Psychodynamik uber den Lebenslauf. Familiendynamik 20: 171—192. Gudat, U. (1987): Systemische Sicht von Pflegeverhaltnissen — Ersatz- oder Erganzungsfamilie? In: Deutsches Jugendinstitut (Hrsg.): Handbuch Beratung im Pflegekinderbereich. Munchen (Verlag Deutsches Jugendinstitut), S. 38—59. Gurtner, M. (1996): Ineinandergreifende Skriptzirkel: ein Modell transaktions-analytischer Paartherapie. Journal fur tiefenpsychologische Transaktionsanalyse, 57—75. Hannemann, S. (1983): Chronische Krankheiten, Materia Medica. 4 Bde. Rep. d. letzten Aufl. v. 1835. Hohenschaftlarn (Barthel & Barthel). Hahnemann, S. (1996): Organon der Heilkunst. Ande sapere. Standardausgabe der 6. Aufl. Heidelberg (Haug).

Haie, A. E. (1994): Der soziometrische Kreislauf. Psychodrama. 7 (2): 19. Hargens, J. (1995): Kurztherapie und Losungen — Kundigkeit und Respektieren.

Familiendynamik 20: 32—43. Heini, P. (1987): Die Technik der visuellen Analyse von Familienstammbaumen.

Familiendynamik 12: 118—138. Heinze, E. (1995): Eltern spielen «Vater, Mutter, ... (Pflege-) Kind». Ein Vorbereitungsseminar fiir Pflegeeltern-Bewerber. Humanistische Psychologie 18: 37—62. Hellinger, B. (1995): Finden, was wirkt. Therapeutische Briefe. Erw. Neuaufl. Munchen

(Kosel). Hellinger, B. (1994): Ordnungen der Liebe. Ein Kursbuch. Heidelberg (Carl Auer Systeme). Hellinger, B. (1995a): Verdichtetes — Sinnspriiche, Kleine Geschichten, Satze der Kraft. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

Hellinger, B. (1995b): Familien-Stellen mit Kranken. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Hellinger, B. u. G. ten Hovel (1996a): Anerkennen, was ist. Gesprache uber Verstrickung und Losung. Munchen. (Kosel).

Hellinger, B. (1996b): Die Mitte fuhlt sich leicht an. Munchen (Kosel). Hellinger, B. (1997): Schicksalsbindungen bei Krebs. Ein Kurs fur Betroffene, ihre Angeho'rigen und Therapeuten. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Hermes, M. u. J. Singer (1995): Systemisches Arbeiten mit Pflegefamilien. Systhema 9: 37-46.

Herrigel E. (1983): Zen in der Kunst des BogenschieBens. 21. Aufl. Miinchen (Barth/Scherz). Hoger, C. u. M. Temme (1995): Systemische Therapie mit einem reflektierenden Team.

Eine Annaherung an Wirksamkeit und Wirkungsweise. System Familie 8: 26—33. Imber-Black, E. (1990): Familien und groBere Systeme. Im Gestriipp der Institutionen.

Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Imber-Black, E., J. Roberts und R. A. Whiting (1993): Rituale in Familie und Familientherapie. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Ingwersen, F. (Hrsg.) (1997): Der Klinikreader. Rastede (Selbstverlag Kleeblatt Klinik) Rastede. Jellouschek, H. u. M. Kohaus-Jellouschek (1993): Intensivseminare fur Paargrappen.

Eine effektive Form von Paar-Kurztherapie. System Familie 101—109. Jellouschek, H. (1992): Die Kunst, als Paar zu leben. Ziirich-Stuttgart (Kreuz). Jena, S. u. F. Wohlert (1990): Bewahrung von Pflegeverhaltnissen. Eine empirische Untersuchung erfolgreicher und gescheiterter Pflegeverhaltnisse. Archiv fur Wissenschaft und Praxis der sozialen Arbeit 21: 52—68. Kafka, F. (1975): Briefe an den Vater. Frankfurt/Main (Fischer). Kaiser, P., J. Rieforth, H. Winkler u. F. Ebbers (1990): Strukturprobleme von Pflegefamilien — Moglichkeiten und Grenzen von Selbsthilfe. Familiendynamik 15: 125—140. Kaiser, P. (1995): Strukturelle Besonderheiten und Probleme von Pflegefamilien. In: M. R. Textor u. P. K. Warndorf (Hrsg.): Familienpflege. Forschung, Vermittlung, Beratung. Freiburg i.B. (Lambertus), S. 67—77. Kienast, B. (1994): Einstellungen von Pflegeeltern zu den leiblichen Eltern von Pflegekindern und erzieherisches Verhalten der Pflegeeltern zum Pflegekind.

Manuskript, Universitat Graz, Naturwissenschaftliche Fakultat. Kinder- und Jugendhilfegesetz (KJHG). In: Sozialgesetzbuch (SHG), Buch VIU, Kinder-und Jugendhilfe. BGB1.1, S. 637. Kinzinger, W. (1982): Das Kind zwischen Herkunfts- und Ersatzfamilie. Der fami-lientherapeutische Aspekt im Pflegestellenwesen. Unsere Jugend 34: 443—452. Korzybski, A. (1933): Science and Sanity. Connecticut. Kb'tter, S. (1994): Besuchskontakte in Pflegefamilien. Das Beziehungsdreieck «Pflegeeltern — Pflegekind — Herkunftseltern». Regensburg (Roderer). Krull, M. (1995): Unreflektiertes patriacharliches Denken. Ein Gesprach mit der Familiensoziologin Marianne Krull. Psychologie heute: 6: 27. Lair, J. С u. W. H. Lechler (1983): Von mir aus nennt es Wahnsinn. Stuttgart (Kreuz). Lauterbach, M. (1995): Die vergessenen Seiten der Familiendynamik. Zur Ableitung eines familienorientierten Psychodramas. Psychodrama 8 (1), 95 ff. Lechler, W. H. (1994): Das Bad Herrenalber Modell. Bad Herrenalb (Forderkreis fur Ganzheitsmedizin Bad Herrenalb e.V). Lenk, W. (1988): Psychotherapeutische Behandlung eines Lipoms im Eigenversuch.

Hypnose und Kognition (April). Lenk, W. (1994): Sexueller MiBbrauch und Rheuma. Hypnose und Kognition, April: 127-137. Lenk, W: (1995): Arbeit mit Teilen. Audiocassette vom Seminar auf dem 2. Europaischen KongreB fur Hypnose und Psychotherapie nach Milton H. Erickson. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

Lenk, W. (1999): Arbeit mit Teilen. Jahrestagung der Milton-Erickson-Gesell-schaft 999 [Videocassette]. Bochum (Video Cooperative Ruhr). LeShan, L. (1993): Psychotherapie gegen Krebs. Stuttgart (Klett-Cotta). LeShan, L. (1995): Diagnose Krebs: Wendepunkt und Neubeginn. Stuttgart (Klett-Cotta). Levold, Т., E. Wedekind, u. H. Georgi (1993): Gewalt in Familien. Systemdynamik und therapeutische Perspektiven. Familiendynamik 18: 286-311. Lussi, P. (1995): Systemische Sozialarbeit. Bern/Stuttgart/Wien (Haupt). Ludewig, K. (1988): Nutzen, Schonheit, Respekt — Drei Grundkategorien fur die Evaluation von Therapie. System Familie 1:103—114. Ludewig, K. (1988): Problem — «Bindeglied» klinischer Probleme. Grundziige eines systemischen Verstandnisses psychosozialer und klinischer Probleme. In: L. Reiter et al. (Hrsg.), 231-250.

Ludewig, K. (1992): Systemische Therapie. Stuttgart (Klett-Cotta). Ludewig, K. (1992): Evaluation systemischer Therapie in einer Kinder- und Jugendpsychiatrie. System Familie 6: 21-35.

Ludewig, K. (1992): Systemische Therapie in Deutschland. Ein Uberblick. Familiendynamik 21: 95-115. Mace, N. L. u. P.V. Rabins (1988): Der 36-Stunden Tag. Die Pflege des verwirrten alteren Menschen, speziell des AIzheimer-Kranken. Bern/Stuttgart (Hans Huber). Madelung, E. (1996): Kurztherapien — Neue Wege zur Lebensgestaltung. Miinchen (Kosel). Matzka, R. u. M. Varga von Kibed (1994): Erklarung der Grundbegriffe von Spencer Browns «Gesetze der Form». In: D. Baecker (Hrsg.): Kalkule der Form. Frankfurt/

Main (Suhrkamp). Meier, Ch. (1996): Warum verteidigte sich Sokrates so ungliicklich? Frankfurter Allgemeine Zeitung/Magazin Nr. 834 vom 23.2.96 [ausfiihrlich in: Ch. Meier (1995):

Athen. Ein Neubeginn der Weltgeschichte (erweiterte Taschenbuchausgabe.

Munchen (Goldmann).] McGoldrick, M. u. R. Gerson (1990): Genogramme in der Familienberatung. Stuttgard (Huber).

Merleau-Ponty, M. (1957): Phenomenologie de la Perception, Paris. Miller, A. (1979): Das Drama des begabten Kindes. Frankfurt/M. (Suhrkamp). Moreno, J. L. (1974): Die Grundlagen der Soziometrie. Opladen (Westdeutscher Verlag). Moreno J. L. (1991): Globale Psychotherapie und Aussichten einer therapeutischen Weltordnung. Jahrbuch filr Psychodrama, psychosoziale Praxis und Gesellschaftspolitik, S. 11 [engl. Orig. 1957]. Muir, R. a. J. Kerr (eds.): Attachment theory: Social, developmental, and clinical perspectives. Hillsdale, NJ (Analytic Press), 367—406. Nienstedt, M. u. A. Westermann (1989): Pflegekinder. Psychologische Beitrage zur Sozialisation von Kindern in Ersatzfamilien. Miinster (Votum). O'Hanlon, W. (1991): Eckpfeiler. Grundlegende Prinzipien der Therapie und Hypnose Milton Ericksons. Hamburg (ISKO-Press).

Peirce, С S. (1983): Phanomen und Logik der Zeichen. Frankfurt/Main (Suhrkamp). Porret, G. A. (1996): Losung — Erkennen und Handeln. Unveroffentlichtes Manuskipt.

Ray, J. u. W. C. Homer (1990): Correlates of effective therapeutic fester parenting.

Residential Treatment for Children and Youth 7: 57-69. G. Resch u. V. Gutmann (1986): Wissenschaftliche Grundlagen der Homoopathie.

Hohenschaftlarn (Barthel & Barthel). Riegas, V. u. Ch. Vetter (1990): Ein Gesprach mit H. Maturana und Beitrage zur Diskussion seines Werkes. In: Riegas, V. u. Ch. Vetter (Hrsg.): Zur Biologie der Kognition. Frankfurt/Main, (Suhrkamp), S. 25. Romero, B. (1991): Gruppen fvir Angehorige dementer alter Menschen. Ziele, Vorgehensweisen und Erfahrangen. In: G. Haag u. J. C. Brengelmann (Hrsg.):

Alte Menschen. Ansatze psychosozialer Hilfen. (Gerhard Rottger Verlag), S. 89-114. Romero, B. (1997): Selbst-Erhaltungs-Therapie (SET): Betreungsprinzipien, psy-chotherapeutische Interventionen und Bewahren des Seibstwissens bei Alz-heimer-Kranken. In: S. Weis u. G. Weber (Hrsg.): Handbuch Morbus Alz-heimer.

Neurobiologie, Diagnose, Therapie. Weinheim (Beltz Psychologie Verlags Union) S. 1209-1252.

Rossi, E. L. a. D. B. Cheek (1988): Mind Body Therapy. New York (W.W. Norton). Roth, J. K. (1990): Heimkinder — Kinder mit mehreren Eltern. Familiendynamik 15: 97-112.

Satir, V. u. M. Baldwin (1988): Familientherapie in Aktion. Paderborn (Junfermann). Satir, V. (1996): Kommunikation, Selbstwert, Kongruenz. Konzepte und Perspektiven familientherapeutischer Praxis. 5. Auflage. Paderborn (Junfermann). Schellenbaum, P. (1992): Nimm deine Couch und geh. Miinchen (Kosel). Scheuerer-Englisch, H. (1995): Die Bindungsdynamik im Familiensystem: Impulse der Bindungstheorie fur die familientherapeutische Praxis. In: G. Spangler u. P.

Zimmermann (Hrsg.): Die Bindungstheorie. Grundlagen, Forschung und Anwendung. Stuttgart (Klett-Cotta), S. 375-395. Schlippe, A. von u. J. Schweitzer (1996): Lehrbuch der systemischen Therapie und Beratung. Gottingen (Vandenhoeck und Ruprecht). Schmid, B. (1986): Systemische Transaktionsanalyse-AnstoBe zu einem erneuten Durchdenken und zur Diskussion transaktionsanalytischer Konzepte aus systemischer Sicht. Wiesloch (Eigendrack), S. 99. Schmidt, G. (1985): Systemische Familientherapie als zirkulare Hypn о therapie.

Familiendynamik 10: 241-264. Schmidt, G. (1993): Modell der «inneren Konferenz». Audiocassette. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Schmidt, G. (1995): Konferenz mit der inneren Familie. Audiocassette. Miinster-schwarzach (Vier Turme Verlag). Schmidt, S. u. B. StrauB (1996): Die Bindungstheorie und ihre Relevanz fur die Psychotherapie. Teil 1: Grundlagen und Methoden der Bindungsforschung.

Psychotherapeut 41: 139-150. Schumann, M. (1987): Herkunftseltern und Pflegeeltern: Konfliktfelder und Briikken zur Verstandigung. In: Deutsches Jugendinstitut (Hrsg.): Handbuch Beratung im Pflegekinderbereich. Miinchen (Verlag Deutsches Jugendinstitut), S. 60-99. Schwartz, R. (1997): Systemische Therapie mit der inneren Familie. Munchen (Pfeiffer).

Schweitzer J. u. G. Weber (1982): Beziehung als Methapher: Die Familienskulptur als diagnostische, therapeutische und Ausbildungstechnik. Familiendynamik 7 (1): 113—128. Schweitzer, J. (1989): Professionelle (Nicht-)Kooperation: Ein Beitrag zur Eskalation dissozialer Karrieren Jugendhcher. Zeitschrift jur systemhche Therapie 7 ,(4): 247—254. Selig, A. L. (1976): The Myth of the Multi-Problem family. Am. J. Orthopsychiatry 46: 526—531. Shazer, S. de (1989): Der Dreh. Uberraschende Wendungen und Losungen in der Kurzzeittherapie. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme), 4. Auflage 1995. Shazer, S. de (1996): Worte waren ursprunglich Zauber. Losungsonentierte Therapie in Theorie und Praxis. Dortmund (modernes lemen).

Shazer, S. de (1992): Das Spiel mit Unterschieden. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Siefer, T. (1996): «Du kommst spater mal in die Firma!» Psychosoziale Dynamik von Familienunternehmen. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Simon, F. B. u. G. Weber (1988): Das Ding an sich. Wie man «Krankheit» erweicht, verflussigt, entdinglicht ... Familiendynamik 13 (1): 57—61. Simon, F. B. u. G. Weber (1989)'. Horch, was kommt von drinnen raus ...?! Uber das Umgehen von und mit Geffihlen. Familiendynamik 13 (1): 57-61. Simon, F. B. (1992): Unterschied, die Unterschiede machen. Berlin (Springer). Simon, F. B. u. G. Weber (1987): Vom Navigieren beim Driften. Die Bedeutung des Kontextes der Therapie. Familiendynamik 12 (4): 355-362.

Simon, F. B. u. A Retzer (1995): Das Hellinger-Phanomen. Psychologie heute 6: 28-31. Simonton, O. C, S. Matthews-Simonton und J. Creighton (1982): Wieder gesund werden.

Reinbek bei Hamburg (Rowohlt). Sparrer, I. (1 997a): Modifikation der Grandprinzipien von Familienaufstellungen beim Ubergang zu systemischen Strukturaufstellungen. Hypnose und Kognition, April 1997. Sparrer, I. (1997b). Losungsaufstellung, Neunfelderaufstellung und Zielannahe-rungsaufstellung: drei Formen der Verbindung von systemischer Aufstellungsarbeit und de Shazers losungsorientierter Kurztherapie. Im vorliegenden Band. Sparrer, I. u. M. Varga von Kibed (1995): Systemische Familientherapie und Strukturaufstellungsarbeit. In: B. Schwerfeger u. K. Koch (Hrsg): Der Therapiefuhrer. Miinchen (Wilhelm Heyne). Sparrer, I. u. M. Varga von Kibed (1996): Theorie und Praxis der systemischen Strukturaufstellungen (zwei Videokassetten). Dortmund (VCR). Sparrer, I. u. M. Varga v. Kibed (1997): Vom Familien-Stellen zur Systemischen Strukturaufstellungsarbeit. Im vorliegenden Band. Sparrer, I. u. M. Varga von Kibed (im Drack a): Systemische Strukturaufstellungen.

Grammatik und Praxis. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Sparrer, I. u. M. Varga von Kibed (im Druck b): Korperliche Selbstwahrnehmung in systemischen Strukturaufstellungen. In: H. Milz u. M. Varga von Kibed (Hrsg.):

Beseelter Leib, verkorperter Geist. Zurich (Walter). Spencer Brown, G. (1969): Laws of Form. London (Allen and Unwin). Staub-Bernasconi, S. (1991): Macht-Quellen. Unveroffentlichtes Arbeitsblatt, Schule der sozialen Arbeit, Zurich.

Stierlin, H. (1988): Zur Beziehung von Einzelperson und System: Der Begriff «Individuation» in systemischer Sicht. In: L. Reiter, E. J. Brunner u. S. Reiter-Theil(Hrsg.): Von der Familientherapie zur systemischen Perspektive Berlin/Heidelberg/New York (Springer). Stierlin, H. (1994): Ich und die anderen. Psychotherapie in einer sich wandelnden Gesellschaft. Stuttgart (Klett-Cotta). Stierlin, H. (1995): Bindungsforschung: eine systemische Sicht. Familiendynamik 20: 201—206. Stosch, Th. von (1988): Personzentrierte Gruppenpsychotherapie in Form von Phantasie-und Rollenspielen mit 4- bis 7jahrigen Kindern: Erfahrungen aus dem teilstationiiren Bereich fiir Vorschulkinder einer Kinder- und Jugendpsychiatrie.

In: U. Esser u. K. Sander (Hrsg.): Personzentrierte Gruppentherapie. Heidelberg (Asanger), S. 162—179. Stosch, Th. von (1989): Langfristige Auswirkungen der Festhaltetherapie fur die Entwicklung von autistischen Kindern — eine Katamnese. XXI. Wissenschaftliche Tagung, Deutsche Gesellschaft fiir Kinderpsychiatrie, Miinchen. Susen, G. R. (1996): Krebs und Hypnose. Munchen (Pfeiffer). Textor, M. R. (1995): Zur Vorbereitung auf die Pflegeelternschaft. Unsere Jugend 47: 503—506. Textor, M. R (1995): Forschungsergebnisse zur Familienpflege. In: M. R. Textor u.

K. P. Warndorf (Hrsg.): Familienpflege. Forschung, Vermittlung, Beratung.

Freiburg i.B. (Lambertus) S. 43—66. Tomm, K. (1994): Die Fragen des Beobachters. Von der ersten zur zweiten Kybernetik in der systemischen Therapie. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Trenkle, B. u. G. Schmidt (1985): Ericksonsche Psychotherapie und Familientherapie. Mb'glichkeiten der Integration. Hypnose und Kognition 2: 5—26. Ule, A. (1997): Operationen und Regeln bei Wittgenstein. Munchen (Peter Lang). Varga v. Kibed, M. (1995): Ganz im Gegenteil... Querdenken als Quelle de VerSnderung.

Munchen (GC Graphic-Consult). Varga v. Kibed, M. (1997a): Bemerkungen uber philosophische Grundlagen und methodische Voraussetzungen der systemischen Aufstellungsarbeit. Im vorliegenden Band. Heidelberg. Varga v. Kibed, M. (1997b): Systemisches Kreativitatstraining: Tetralemma-Auf-stellungen und Aufstellungsarbeit mit Drehbuchautoren; im vorliegenden Band, Heidelberg. Wallach, H., (1986): Homoopathie als Basistherapie. Pladoyer fiir die wissenschaftliche Ernsthaftgkeit der Homoopathie. Heidelberg. Walter, J. L. u. J. E. Peller (1995): LSsungsorientierte Kurztherapie. Dortmund (modernes lernen).

Weber, G. u. H. Stierlin (1989): In Liebe entzweit — Die Heidelberger Familientherapie der Magersucht. Reinbek (Rowohlt). Weber, G. (1991): Die therapeutische Erweichung psychiatrischer Krankheitskonzepte.

Audiocassette. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme). Weber, G. (Hrsg.) (1993): Zweierlei Gliick. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers. Heidelberg (Carl-Auer-Systeme).

Weber G. (1995): Nachwort fur die deutsche Ausgabe. In: E. Dean (1995): Wo ist die Frau, die mich geboren hat? Eine Adoptierte auf der Suche nach ihrer Herkunft.

Munchen (Kosel), S. 183—207. Welter-Enderlin R. (1995): Systemische Paartherapie: Verstehen und Handeln in der Begegnung. System Familie 8: 16—30.

Weizsacker C.F. v. (1997): Die Einheit der Natur. 3. Auflage. Munchen (Hanser). White, M. (1989): Der Vorgang der Befragung: eine literarisch wertvolle Therapie?

Familiendynamik 14: (2) 114—128. White, M. (1992): Therapie als Dekonstruktion. In: J. Schweizer, et al. (Hrsg.):

Systemische Praxis und Postmoderne. Frankfurt (Suhrkamp), Seite 39-63. Wiest, F. u. M. Varga v. Kibed (1997): Homoopathische Systemaufstellungen. Im vorliegenden Band. Wilber, K. (1985): Zwei Weisen des Erkennens. In: N. Walsh u. F. Vaughan (Hrsg.):

Psychologie in der Wende. Munchen (Scherz). Wilber, K. (1988): Die drei Augen der Erkenntnis. Munchen (Kosel). Wilber, K. (1996): Eros, Kosmos, Logos. Frankfurt/Main (W. Kriiger). Jiirg, W. (1985): Koevolution. Die Kunst gemeinsamen Wachsens. Reinbek (Rowohlt). Whitaker, С (1988): Dancing with the Family — a symbolic-experiential Approach, New York (Brunner/Mazel). Wittgenstein, L. (1984): «Tractatus logico-philosophicus» und Philosophische Untersuchungen. In: Werkausgabe, Band 1. Frankfurt/Main (Suhrkamp). Wyatt, T. u. J. Woodsmall (1992): Time Line. NLP-Konzepte. Paderborn (Junfer-mann). Ziegenhain, U. (1996): Vemachlassigung aus der Sicht der neueren Bindungstheone.

In: Kinderschutzzentrum Berlin e.V. (Hrsg.): Risiken und Ressourcen. Vernachlassigungsfamilien, kindliche Entwicklung und preventive Hilfen. Gieflen (Psychosozial-Verlag), S. 83—95.

 


Оглавление

· Предисловие научного редактора

· Предисловие

· Психотерапия и религия Берт Хеллингер

· ОБ ОСНОВАХ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ

· Познание через отказ. Феноменологический путь познания в психотерапии на примере семейной расстановки. Берт Хеллингер

· Место системно-ориентированной психотерапии Берта Хеллингера в спектре краткосрочных методов терапии. Эфа Маделунг

· Заметки о философских основах и методических предпосылках системной работы методом расстановки. Маттиас Варга фон Кибед

· Морфическое поле социальных систем. Руперт Шелдрейк

· О КОНТЕКСТАХ И ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ

· Слушать тихий язык души. Хантер Бомон

· Как создать хорошие условия для семейной расстановки в группах? Петер Крайц

· Практическая работа методом семейной расстановки. Что делать, если я не знаю, что делать дальше? Бертольд Ульзамер

· О технике семейной расстановки. Якоб Роберт Шнайдер

· ОСОБЫЕ ТЕМЫ В СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ

· «Откуда только у меня это?» Ритуал возврата в индивидуальной терапии. Зигфрид Эссен

· Доступ через телесный уровень как помощь в семейной расстановке. Барбара и Ханс Эберхард Эбершпрехер

· Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства. Бригитте Гросс

· ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКИ В РАЗЛИЧНЫХ СЕТТИНГАХ СИСТЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОТА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

· Семейная расстановка с помощью фигур в индивидуальной терапии. Якоб Шнайдер

· Системные интервенции в воображении. Урсула Франке

· Нужна ли дополнительная работа после семейной расстановки? Хайди Байтингер

· СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА И ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПАРАМИ

· Семейная расстановка в рамках групповой терапевтической работы с парами. Маргарете Кохаус-Йеллоушек и Ханс Йеллоушек

· Как удается любовь. Работа Берта Хеллингера с парами в кругу. Йоханнес Нойхаузер

· От пары к семье: когда должен родиться ребенок. Системная работа и семейные расстановки с «беременными парами». Марианне Франке-Грикш

· СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ОСОБЫМИ ГРУППАМИ КЛИЕНТОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИМПТОМАХ. СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА И РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

· Семейная расстановка в детской психиатрии: обогащение терапевтической работы. Томас фон Штош

· СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ И СОМАТИЧЕСКИМИ БОЛЬНЫМИ

· Опыт семейной расстановки в психосоматической реабилитационной клинике. Дагмар Ингверзен и Фридрих Ингверзен

· Опыт использования концепций Берта Хеллингера во врачебной практике с онкологической специализацией. Фреда Айдманн

· Расстановки при симптоматике страхов и панических атаках. Кристине Эссен

· СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ПРИЕМНЫМИ И ОПЕКУНСКИМИ СЕМЬЯМИ

· Проблемы идентичности выросших приемных детей: поиск корней. Анна Ли Шолыд

· Как наша семья превращается в опекунскую? Семейная расстановка претендентами на опекунство. Ахим Ковальчик

· ПЕРЕНОС РАБОТЫ МЕТОДОМ РАССТАНОВКИ НА ДРУГИЕ СИСТЕМЫ

· Супервизия с помощью расстановок. Якоб Р. Шнайдер

· На помощь! Что такое помощь? О применении системной работы с расстановками в супервизиях и консультировании комплексных систем (помощников). Кристине Эссен и Гуни-Лейла Бакса

· От семейной расстановки к системной структурной расстановке. Инза Шпаррер и Маттиас Варга фон Кибед

· Организационные расстановки. Гунтхард Вебер

· УЧИТЬСЯ И УЧИТЬ СЕМЕЙНОЙ РАССТАНОВКЕ

· «Прежде чем откроются глаза, может пройти вся жизнь, но чтобы увидеть, достаточно вспышки». Ангелика Глёкнер

· Изучение неизучаемого. Опыт проведения программы по обучению расстановке Гуни-Лейла Бакса

· Пир-группа как рынок возможностей. Учиться, учить и обмениваться опытом. Михаэль Кнорр

· ОСОБОЕ

· Поклон и внутреннее выпрямление. Джила Роджерс

· Системное мышление и системная работа в школе. Марианне Франке-Грикш

· Системный креативный тренинг: тетралеммные расстановки и работа методом расстановки с авторами сценариев. Маттиас Варга фон Кибед

· Как поступать в некоторых сложных ситуациях во время семейной расстановки. Гунтхард Вебер и Отто Бринк

· Интервью с Бертом Хеллингером. «Я - ведомый»

· ЛИТЕРАТУРА

   

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!