Листинг 21.4. Простой макрос assert()



1: // Листинг 21.4. Макрос ASSERT

2: #define DEBUG

3: #include <iostream.h>

4:

5: #ifndef DEBUG

6: #define ASSERT(x)

7: #else

8: #define ASSERT(x)

9: if (! (x))

10: {

11: cout << "ERROR!! Assert " << #x << " failed\n"; \

12: cout << " on line " << __LINE__ << "\n"; \

13: cout << " in file " << FILE << "\n"; \

14: }

15: #endif

16:

17:

18: int main()

19: {

20: int x = 5;

21: cout << "Первый макрос assert: \n";

22: ASSERT(x==5);

23: cout << "\nВторой макрос assert: \n";

24: ASSERT(x != 5);

25: cout << "\nВыполненоД n";

26: return 0:

27: }

 

Результат:

First assert:

Second assert:

ERROR!! Assert x !=5 failed

on line 24

in file test1704.cpp

Done.

 

Анализ: В строке 2 определяется лексема DEBUG. Обычно это делается из командной строки (или в интегрированной среде разработки) во время компиляции, что позволяет управлять этим процессом. В строках 8-14 определяется макрос assert(). Как правило, это делается в файле заголовка ASSERT.hpp, который следует включить во все файлы источников.

В строке 5 проверяется определение лексемы DEBUG. Если она не определена, макрос assert() определяется таким образом, чтобы вообще не создавался никакой код. Если же лексема DEBUG определена, то выполняются строки кода 8-14.

Сам макрос assert() представляет собой цельное выражение, разбитое на семь строк исходного кода. В строке 9 проверяется значение, переданное как параметр. Если передано значение FALSE, выводится сообщение об ошибках (строки 11 — 13). Если передано значение TRUE, никакие действия не выполняются.

Оладка программы с помощью assert()

 

Многие ошибки допускаются программистами, поскольку они верят в то, что функция возвратит определенное значение, а указатель будет ссылаться на объект, так как это логически очевидно, и забывают о том, что компилятор не подчиняется человеческой логике, а слепо следует командам и инструкциям, даже если они противоречат всякой логике. Программа может работать самым непонятным образом из-за того, что вы забыли инициализировать указатель при объявлении, и поэтому он ссылается на случайные данные, сохранившиеся в связанных с ним ячейках памяти. Макрос assert() поможет в поиске ошибок такого типа при условии, что вы научитесь правильно использовать этот макрос в своих программах. Каждый раз, когда в программе указатель передается как параметр или в виде возврата функции, имеет смысл проверить, действительно ли этот указатель ссылается на реальное значение. В любом месте программы, если ее выполнение зависит от значения некоторой переменной, с помощью макроса assert() вы сможете убедиться в том, что на это значение можно полагаться.

При этом от частого использования макроса assert() вы не несете никаких убытков, поскольку он автоматически удаляется из программы, если не будет определена лексема DEBUG. Более того, присутствие макроса assert() также обеспечивает хорошее внутреннее документирование программы, поскольку наделяет в коде важные моменты, на которые следует обратить внимание в случае модернизации программы.

 

Макрос assert() вместо исключений

 

На прошлом занятии вы узнали, как с помощью исключений можно отслеживать и обрабатывать аварийные ситуации. Важно заметить, что макрос assert() не предназначен для обработки таких исключительных ситуаций, как ввод ошибочных данных, нехватка памяти, невозможность открыть файл и т.д, которые возникают во время выполнения программы. Макрос assert() создан для отслеживания логических и синтаксических ошибок программирования. Следовательно, если макрос assert() срабатывает, это сигнализирует об ошибке непосредственно в коде программы.

Важно понимать, что при передаче программы заказчикам макросы assert() в коде будут удалены. Поэтому если с ошибками выполнения программы удавалось справляться только благодаря макросу assert(), то у заказчика эта программа просто не будет работать.

Распространенной ошибкой является использование макроса assert() для тестирования возвращаемого значения при выполнении операции выделения памяти:

Animal *pCat = new Cat:

Assert(pCat); // неправильное использование макроса pCat->SomeFunction();

Это пример классической ошибки при отладке программы. В данном случае программист пытается с помощью макроса assert() предупредить возникновение исключительной ситуации нехватки свободной памяти. Обычно программист тестирует программу на компьютере с достаточным объемом памяти, поэтому макрос assert()B этом месте программы никогда не сработает. У заказчика может быть устаревшая версия компьютера, поэтому, когда программа доходит до этой точки, обращение к оператору

new терпит крах и программа возвращает NULL (пустой указатель). Однако макроса assert() больше нет в коде, и некому сообщить пользователю о том, что указатель ссылается на NULL. Поэтому, как только дойдет очередь до выражения pCat->SomeFunction(), программа дает сбой.

Возвращение значения NULL при выделения памяти — это не ошибка программирования, а исключительная ситуация. Чтобы программа смогла с честью выйти из этой ситуации, необходимо использовать исключение. Помните, что макрос assert() полностью удаляется из программы, если лексема DEBUG не определена. (Исключения были подробно описаны на занятии 20.)

 

Побочные эффекты

 

Нередко случается так, что ошибка проявляется только после удаления экземпляров макроса assert(). Почти всегда это происходит из-за того, что программа попадает в зависимость от побочных эффектов, вызванных выполнением макроса assert() или другими частями кода, используемыми только для отладки. Например, если записать

ASSERT (x = 5)

при том, что имелась в виду проверка x == 5, вы тем самым создадите чрезвычайно противную ошибку.

Предположим, что как раз до выполнения макроса assert() вызывалась функция, которая установила переменную x равной 0. Используя данный макрос, вы полагали, что выполняете проверку равенства переменной x значению 5. На самом же деле вы устанавливаете значение x равным 5. Тем не менее эта ложная проверка возвращает значение TRUE, поскольку выражение x = 5 не только устанавливает переменную x равной 5, но одновременно и возвращает значение 5, а так как 5 не равно нулю, то это значение расценивается как истинное.

Во время отладки программы макрос assert() не выполняет проверку равенства переменной x значению 5, а присваивает ей это значение, поэтому программа работает прекрасно. Вы готовы передать ее заказчику и отключаете отладку. Теперь макрос assert() удаляется из кода и переменная x не устанавливается равной 5. Но поскольку в результате ошибки в функции переменная x устанавливается равной 0, программа дает сбой.

Рассерженный заказчик возвращает программу, вы восстанавливаете средства отладки, но не тут-то было! Ошибка исчезла. Такие вещи довольно забавно наблюдать со стороны, но не переживать самим, поэтому остерегайтесь побочных эффектов при использовании средств отладки. Если вы видите, что ошибка появляется только при отключении средств отладки, внимательно просмотрите команды отладки с учетом проявления возможных побочных эффектов.

 

Инварианты класса

 

Для многих классов существует ряд условий, которые всегда должны выполняться при завершении работы с функцией-членом класса. Эти обязательные условия выполнения класса называются инвариантами класса. Например, обязательными могут быть следующие условия: объект CIRCLE никогда не должен иметь нулевой радиус или объект ANIMAL всегда должен иметь возраст больше нуля и меньше 100.

Может быть весьма полезным объявление метода Invariants(), который возвращает значение TRUE только в том случае, если каждое из этих условий является истинным. Затем можно вставить макрос ASSERT(Invariants()) в начале и в конце каждого метода класса. В качестве исключения следует помнить, что метод Invariants() не возвращает TRUE до вызова конструктора и после выполнения деструктора. Использование метода Invariants() для обычного класса показано в листинге 21.5.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!