ЕСЛИ БЫ РУССКИЕ ЧАЩЕ УЛЫБАЛИСЬ, ИХ ЖИЗНЬ БЫЛА БЫ ЛУЧШЕ И ЛЕГЧЕ



 

 

С XV века далай‑ламы являлись главными религиозными лидерами Центральной Азии и всего Гималайского района. Далай‑лама был главой Тибета в те периоды, когда он получал независимость. По буддистскому учению об инкарнации душа умершего далай‑ламы переселяется в ребенка, который становится следующим далай‑ламой. Поэтому все далай‑ламы носят фамилию Гьятцо. Далай‑лама XIV Тенцзин Гьятцо (при рождении его звали Лхамо Тхондуп, что означает «богиня, исполняющая желания») появился на свет 6 июля 1935 года в семье тибетских крестьян, через два года после смерти предыдущего правителя. Только в 1937 году специальная поисковая группа, которая испытала уже множество кандидатов, нашла маленького Лхамо. Ни о чем не подозревая, мальчик опознал вещи покойного далай‑ламы. Вскоре он был провозглашен главой буддистского теократического государства, которое с 1911 года после крушения Цинской империи вновь по всем международным нормам было независимым.

В программу обучения далай‑ламы входили пять «больших» наук (логика, тибетское искусство, санскрит, медицина, буддистская философия) и пять «малых» (поэзия, музыка, драматическое искусство, астрология и риторика). В двадцать четыре года Его Святейшество сдавал экзамены в монастыре, который был основан в 641 году. Экзамены принимали тридцать ученых в присутствии 20 тысяч монахов. Особенно сложным считался философский диспут с пятнадцатью теологами. Далай‑лама блестяще сдал экзамены и получил звание доктора богословия.

В 1949 году войска коммунистического Китая заняли страну с шестимиллионным населением, объявив Тибет исторической частью КНР. Далай‑лама был назначен на символический пост вице‑президента постоянного комитета, однако во всем подчинялся китайскому губернатору. В 1959 году в столице Лхасе вспыхнуло восстание. Людей расстреляли танки и артиллерия, а далай‑лама вынужден был просить убежища в Индии. За ним горными тропами последовали 130 тысяч тибетцев. Поток беженцев не иссякает до сих пор, в Тибете погибло 1,2 миллиона человек, разрушенными оказались 6 тысяч древних монастырей.

В 1961 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признала право тибетского народа на самоопределение и призвала КНР прекратить нарушение фундаментальных свобод и прав человека. В 1965 году Генеральная Ассамблея подтвердила это решение. В 1992 году Международный трибунал в Страсбурге постановил, что присутствие китайской администрации в Тибете следует рассматривать как его оккупацию. Но все эти призывы, как и многие личные инициативы далай‑ламы по решению проблемы Тибета, Китай оставляет без внимания.

В деревне Дхармсала на севере Индии основано правительство Тибета в изгнании. Духовный лидер буддистов провозгласил политику «ненасильственного сопротивления». Эта тактика принесла ему широкую известность и популярность на Западе, способствовала распространению буддизма. Режиссер Бернардо Бертолуччи снял про детские годы далай‑ламы фильм «Маленький Будда», получивший «Оскара», а в 1990 году далай‑лама был удостоен Нобелевской премии мира. В КНР он объявлен государственным преступником. Только за хранение его изображения монахи в Тибете получают три года тюремного заключения.

Разговор с Его Святейшеством Далай‑ламой XIV Тенцзином Гьятцо состоялся в его резиденции в Индии, где он дал собеседнику из России пятичасовую аудиенцию.

 

Вопрос: Ваше Святейшество, прошло уже больше полувека после того, как Китай овладел Тибетом. Вы не признаете насилия ни в каком виде. Но можно ли одной только мирной борьбой решить проблему независимости? Часть тибетской оппозиции, особенно из числа молодежи, которая не хочет ждать еще 50 лет, может взять в руки оружие.

Ответ: Я категорически против этого. Решение тибетской проблемы, в этом я убежден, лежит в области морали, мирных методов без пролития крови. Когда Тибет оставался в полной изоляции, о нем в мире знали очень мало – только то, что это самая высокогорная страна. До сих пор информации о Тибете немного. Китайская администрация распространяет только политически мотивированную, некорректную информацию. Но ведь и Россия в прошлом тоже была изолирована от мира. А сейчас интерес к тибетской духовной культуре, к истории, к природе растет во всем мире. И во всем мире, в том числе в России, создаются группы поддержки независимости Тибета. Меняется отношение к проблеме Тибета и у китайской интеллигенции. Если бы мы убивали людей, такой поддержки бы не было. Особенно велик интерес к тибетскому опыту по самосозиданию, управлению разумом и эмоциями.

Вопрос: В последнее время напряженность в мире растет. Некоторые политологи считают, что мир уже вступил в очередную мировую войну. Какими видятся изменения на планете вам, лауреату Нобелевской премии мира?

Ответ: Прежде всего, мир становится теснее. Если что‑то случилось в одной части планеты, обвал в экономике, экологическая катастрофа, масштабная эпидемия вроде СПИДа или атипичной пневмонии, опасность угрожает каждому. Мир стал един, мир стал меньше и теснее, и каждый человек должен осознавать это. Понимание другого человека, уважение к его мнению в современном мире приобретают все большее значение.

Принцип соблюдения прав человека становится универсальным. И право на сохранение культуры имеют даже отсталые племена. Их культура может быть не особенно продвинутой, но их права от этого меньше не становятся. Несмотря на некоторые недостатки, демократия – это лучшая система устройства общества.

Если общество стремится к сохранению демократии, оно обязано обеспечить свободу информации. Но сами журналисты иногда стремятся показывать лишь негативные вещи, уделяя меньше внимание состраданию. А ведь когда случаются трагедии в Дели, Нью‑Йорке, Мадриде или в Москве, многие проявляют искреннюю заботу о попавших в беду. Надо говорить всю правду о плохом, но надо показывать выход из плохого к хорошему. У людей должна быть уверенность в будущем. Но люди, исходя из газет и телевидения, где видят лишь насилие, думают, что мир становится хуже. Но это обманчивое впечатление – просто мир стал теснее. Я чувствую, я знаю, что мир становится лучше и добрее. Если бы мир становился хуже, нам не стоило бы больше беспокоиться о человечестве. Но ведь это не так. Честное слово!

Вопрос: Ваше Святейшество, вы сами смотрите телевизор, пользуетесь Интернетом?

Ответ: Думаю, что Интернет – очень хорошая вещь. Он не признает никаких границ и свободен даже в тех странах, где власти налагают ограничения на другие средства информации. Но я не пользуюсь Интернетом. По телевизору я смотрю новости и очень люблю программы о природе и животных. Это очень полезно. Именно у природы мы можем научиться многим полезным вещам.

Вопрос: Жестокость и насилие становятся чуть ли не новой мировой религией. В то же время буддизм остается едва ли не единственным учением, которое в принципе отрицает насилие и декларирует сострадание и всепрощение. Может быть, буддизм безнадежно устарел? Или, наоборот, именно буддизм спасет мир?

Ответ: Есть простое правило: что бы мы ни делали, надо всегда помнить о той боли, которую могут принести наши действия другому человеку. Я придерживаюсь трех обязательств, трех убеждений. Первое: я – человеческое существо на планете Земля. Человек – наиболее развитое животное на планете. Мы обладаем разумом, и мы создаем правила для этой планеты. Но на нашу человеческую сущность часто влияют негативные эмоции, и мы должны уметь управлять ими посредством разума, предлагать позитивные решения. Поэтому одной из наших базисных норм является забота о другом человеке и сострадание к нему. Ведь даже некоторые животные выживают только потому, что заботятся друг о друге. Хотя черепаха, к примеру, отложив яйца, навсегда забывает о своих детях. Если молодая черепашка встретит свою мать, не думаю, что у них пробудятся какие‑то особенные чувства. А за нашим ребенком надо ходить несколько лет – гораздо дольше, чем за детенышем любого другого вида. Человеку нужна забота больше, чем любому другому живому существу. Люди испытывают друг к другу привязанность с рождения и иначе выжить не могут. Это одно из ключевых понятий гуманизма вне зависимости от того, какой на дворе век. И это мое первое убеждение.

Второе: я – буддист. И как верующий человек на моем уровне ответственности я в ответе за распространение той гармонии, которую несет буддизм.

И третье: я – тибетец. Более того, я – далай‑лама. Тибетцы как внутри страны, так и вне ее надеются на меня, поэтому я в ответе за них и должен служить им, насколько хватит моих сил. Мы начали подготовку к выборам правительства Тибета в изгнании. Эти выборы будут проведены в течение двух лет. А я начну постепенно отходить от дел. Мне много лет, и пора готовиться к следующему путешествию.

Вопрос: Ваше перевоплощение случится обязательно в Тибете? Возможно ли оно в других странах, например в России?

Ответ: До тех пор, пока Тибет находится под китайской оккупацией, перевоплощение далай‑ламы на моей родине невозможно. Оно обязательно произойдет в какой‑нибудь буддийской семье. Может быть, и в России. В прежние века далай‑ламы рождались и в Монголии, и в Индии. Не исключено, что инкарнация далай‑ламы произойдет в женщине.

Вопрос: В таком случае я хотел бы задать вопрос о российских детях. В нашей стране большой популярностью пользуется поп‑группа «Тату». Недавно они организовали ставшее популярным телешоу «Тату в Поднебесной», то есть фактически у вас в гостях. Две девочки‑подростка поют о гомосексуальной любви. Молодежь в восторге, а люди старшего поколения уверены, что такие песни попирают моральные устои. Каково ваше отношение к этой проблеме?

Ответ: Как верующий человек я считаю, что необходимо избегать связи мужчины с мужчиной, женщины с женщиной. Но для неверующих нетрадиционная сексуальная ориентация не является такой уж острой проблемой, которая важна для безопасности семьи или общества. Люди, вовлеченные в гомосексуальную связь, говорили мне, что они чувствуют дискриминацию в обществе, иногда их могут избить, выгнать из семьи. Это чересчур жестоко. Насилие недопустимо. Но современная музыка и кино слишком много обращаются к сексу, включая гомосексуализм. Это неправильно и выглядит как реклама насилия. Немного секса, немного насилия – без этого сегодня жизнь кажется пресной, не так ли? Молодежь впитывает эти идеи, и потому в школьных классах так часто звучат выстрелы. Если молодой человек увидел на экране ружье, то оно может выстрелить в реальной жизни.

Насилие создает много проблем. Отказ от насилия – это долгий путь, требующий внутренней дисциплины, сострадания, терпения. Пусть я монах, но я понимаю, что секс – это часть человеческой жизни. Но крайности всегда приводят к плохим последствиям. В каждой области должно ощущаться присутствие любви и святости. Это касается всех областей человеческой деятельности. Наука, если забывает о последствиях исследований, тоже оборачивается бедой. Проблемой становится и страстное стремление к деньгам. Некоторые компании думают только о прибыли, погрязают в итоге в коррупции, в скандалах. В жизни все взаимосвязано, а люди иногда проявляют ограниченность, смотрят на проблему только с одной стороны.

Вопрос: Вы выступаете против насилия. Но всякое действие – это в какой‑то мере насилие. Научно‑технический прогресс, к примеру, означает насилие над природой.

Ответ: Я думаю, что наука и технологии, пока не выходят за рамки разумных границ, не приводят к насилию. Нарушение этих границ происходит все из‑за того же одностороннего подхода. Нельзя, к примеру, производить эксперименты над человеком – это экстремальные проявления науки. Я слышал, что в Северной Корее проводят такие опыты. Делали их японцы во время войны, делал Гитлер. Опыты с зародышем или с биологическим оружием недопустимы. О границах допустимости иногда забывают и в экономике, используя современные технологии для сведения лесов в Южной Америки или в прошлом в Тибете. Нельзя думать только о прибыли, забывая о далеких последствиях.

Вопрос: Над человеком опыты недопустимы. А над животными? Если их запретить, то медицина развиваться перестанет.

Ответ: Относительно животных моя позиция основывается на том, что я буддист. Жизнь животного настолько же ценна, как жизнь человека. Я был в Шотландии в университете в Эдинбурге, где проводили эксперименты по клонированию животных. Потом похожие работы я видел в Америке, в Джорджии. И я сказал ученым: если есть острая необходимость в опытах над животными, можно сделать исключение. Но эти эксперименты должны быть сведены до минимума. Например, можно ставить опыты над морскими свинками. Но у животных есть права, и я выступаю за соблюдение этих прав. Мы говорим о правах человека, как будто человек на Земле какое‑то исключительное существо только из‑за того, что он наделен исключительными умственными способностями. Это, безусловно, важное отличие. Но именно поэтому мы должны относиться с уважением ко всем животным, всем живым существам, всем деревьям и цветам.

Вопрос: Современный мир невозможно представить без военных конфликтов. Это печальная реальность. Как быть с правами человека, с состраданием и всепрощением, о которых вы говорите? И разве не бывает случаев, когда только с оружием в руках можно отстоять справедливость?

Ответ: Насилие возможно только как альтернатива более жестокому насилию. Да, бывают ситуации, когда ответное насилие – это единственный способ, чтобы остановить насилие. Вторая мировая война спасла западную цивилизацию и демократию. Война в Корее спасла Южную Корею – сравните уровень экономики, образования, демократии в этой стране и в Северной Корее. Если бы не разразилась война, то миллионы человек пострадали бы значительно сильнее. Но война во Вьетнаме обернулась глобальной трагедией. Относительно войны в Ираке пока трудно сказать, справедлива она или нет. Будущее, еще несколько лет, покажет, как будет развиваться иракское общество и принесла ли война ему пользу. Бывают неприятности, которые оказываются благодетельными. Благоприятный результат, как бы мы ни сожалели поначалу, оправдывает жесткие меры. В истории много таких примеров.

Но современный мир изменился – и я выступаю против насилия в любой форме. Настоящая проблема насилия в его непредсказуемости. Оно легко выходит из‑под контроля и переступает все законы. И я надеюсь, что в будущем войн не будет. Взаимозависимый мир становится меньше, мы должны уважать другие экономические и политические системы, чужое мнение, иные интересы. Через диалог, только через диалог – к взаимопониманию. Это единственный путь! И ведь мир становится лучше. От Австралии до Америки миллионы людей выражают протест против военных действий в Ираке. А раньше, когда одна страна объявляла войну другой, всеобщую мобилизацию встречали с ликованием, люди с гордостью шли на войну.

В 1996 году у меня была аудиенция у королевы‑матери в Великобритании. Я спросил, видит ли она изменения в мире за целый век, становится мир лучше или хуже? Без колебаний королева‑мать ответила: мир стал лучше. И потом сказала: когда она была молодой, в Англии никто не говорил о правах человека, о праве нации на самоопределение. Сейчас эти понятия стали общепризнанными. И я согласен с этим мнением.

Вопрос: Если мир становится меньше, то может ли случиться так, что через какое‑то время мы получим одно правительство, одну универсальную религию?

Ответ: Думаю, что в будущем мир будут населять значительно более умудренные люди, которые осознают свое единство, независимо от происхождения или цвета кожи. В смысле гуманизма – да, это будет один народ. Что‑то подобное было, мне кажется, в СССР. Но я думаю, что если бы сохранились политические и культурные отличия народов, от этого была бы только польза. Все‑таки разная культура, разная религия, разная раса всегда создают проблемы – трудно объединить целый мир в одно государство.

У каждой страны свои особенности, но будущее у всех одно. Думаю, что роль ООН будет возрастать, хотя пока ООН законсервировалась. Самое важное, что ООН – это единое тело всех мировых правительств, а не собрание отдельных людей. Среди ученых и мыслителей становится все больше людей, и я их знаю, которые понимают гуманизм как высшую цель для всего человечества, а не для одного развитого государства или народа. Европейский Союз – хороший пример такого объединения. И я надеюсь, что Россия станет важным членом ЕС. Экономически и географически Россия и Европа тесно связаны.

Что касается религии, то мне кажется, будет лучше, если каждая нация будет верить в своего Бога, в которого она верила всегда. В конце концов, все главные мировые религии говорят об одних ценностях. Разница лишь в языке, который ближе одному или другому народу.

Вопрос: Вы упомянули СССР. Но ведь эта страна бесславно распалась…

Ответ: Я не эксперт, но мне кажется, что ваш распад был вовсе не обязателен. В тот момент какая‑то конфедерация для народов бывшего СССР была вполне возможна.

Вопрос: Ваше Святейшество, изучение духовного опыта становится модным. У нас в стране объявить, что умеешь медитировать, значит завоевать уважение. И на Западе та же картина. Ричард Гир, несмотря на все свои богатства, стал буддистом. Совместима ли суетная популярность с основным принципом учения Будды – конечным познанием истины?

Ответ: Если человек живет богато, никто не говорит, что он должен раздать имущество и уйти в монастырь. Но аскетизм для познания истины подходит лучше. У меня критический взгляд на моду на буддизм. Ведь мы не знаем, каким было истинное послание Будды. И каков истинный путь трансформации наших эмоций и чувств. Наш духовный опыт ограничен, и многие новообращенные буддисты бессмысленно повторяют мантры на санскрите, стоя утром перед статуей. Это не истинный путь к просветлению. И я заметил, что некоторые молитвы (От Manipadme hum) у таких людей, если их произносить все быстрее, звучит как money, money… Не думаю, что такой духовный опыт хоть сколько‑нибудь полезен для познания истины.

Если у человека нет искренней нужды в религии, то и не надо к ней привязываться. Лучше быть просто хорошим человеком. Однажды я говорил с известным чилийским физиком, и он высказал замечательную мысль, что как ученый он не должен быть слишком привязан к науке. Это необычайно точное и глубокое утверждение. Точно так и с религией. Если ты слишком привязан к своей религиозной традиции, ты рискуешь превратиться в религиозного фанатика. Фундаменталисты, а они встречаются не только среди мусульман, но и в других религиях, считают, что любят Бога больше, чем другие люди. И это, так я думаю, просто разновидность религиозного саморазрушения.

Надо сохранять уважение ко всем религиям. Но надо выполнить свой долг: то, во что вы верите, должно быть обязательно вами выполнено в течение жизни. Ваша миссия на Земле должна быть частью вашей жизни. Иного пути к счастью не бывает.

Вопрос: Последний вопрос. Вы бывали в нашей стране. И к вам в Индию приезжали наши соотечественники. Что бы вы могли сказать русскому человеку?

Ответ: Мне кажется, вам надо почаще улыбаться. Вот вы со мной долго разговаривали и ни разу не улыбнулись. А я уже пожилой человек, но умею радоваться жизни. Русские почему‑то очень серьезные. Если бы у вас на лицах чаще была улыбка, то и жизнь стала бы легче и лучше.

 

«Чтобы быть счастливым, нужно жить как можно проще. Иметь как можно меньше желаний и довольствоваться тем, что есть, – вот главное. Люди часто прилагают огромные усилия, чтобы держать под контролем вещи внешнего мира. В качестве примера приведу такой пример – контроль над вооружением. Но если мы не в состоянии контролировать свой внутренний мир, то как же мы можем контролировать вооружение, которое относится к внешнему миру? Настоящий контроль за вооружением означает умение держать под контролем свой гнев.

В данный момент я говорю просто как человек, а не как буддист. Я думаю, говорить от имени человека – это самое важное, потому что идеология и религия существуют для людей, а не наоборот. Идеология и религия вторичны. Мы должны понимать, что главное – человечество.

Моя религия проста – доброта.

Люди прилагают огромные усилия для освоения внешнего мира, например для космических полетов. Однако по‑прежнему существуют огромные пространства внутреннего мира, которые необходимо изучить. И это обойдется гораздо дешевле!

Люди принимают терпимость за проявление слабости. Мне представляется, что это не так. Гнев имеет источником страх, а страх возникает от слабости. Таким образом, если вы сильны, то в вас будет больше мужества. И именно здесь возникает терпимость.

В глубине души мы должны быть по‑настоящему привязаны друг к другу, должны осознавать нашу общую человеческую природу. В то же время мы должны принимать все идеологии и системы как средство для решения всех проблем человечества».

Далай‑лама XIV

 

 

Яды и драгоценности буддизма

 

Будда учил, что для человека существуют три главные драгоценности и три главных яда.

Три драгоценности:

Не делать зла. Творить добро. Очищать разум.

Три яда:

Страстное желание. Ненависть. Невежество.

 

2004

 

Сергей Хрущев, профессор

ЧТОБЫ ПОДНЯТЬ ЭКОНОМИКУ, РОССИЯ ДОЛЖНА КОГО‑ТО ОГРАБИТЬ

 

 

Один из парадоксов времени: эпоха Хрущева казалась современникам простой и наивной, сама фигура первого секретаря была лишена даже намека на загадочность, но спустя десятилетия все очевидности прежних лет вдруг поставили потомков в тупик. И Никита Хрущев, как персонаж непредсказуемого театрального действа, видится уже не комическим, а глубоко трагическим, не понятым и отвергнутым современниками героем. Сын Никиты Хрущева Сергей, доктор технических наук, профессор, несколько десятилетий проработавший в космической отрасли, был одним из самых близких ему людей. Но вот уже почти четверть века сын советского лидера, который вместе с президентом Кеннеди во время Карибского кризиса поставил мир на грань ядерной катастрофы, живет и работает в США, в самом маленьком и уютном штате Род‑Айленд, в университете Брауна и даже получил американское гражданство, не лишившись, впрочем, российского.

 

Вопрос: Сергей Никитич, как бы отнесся ваш отец, лидер сверхдержавы, вступивший в конфронтацию с Америкой на всех фронтах, что его сын стал американским гражданином?

Ответ: Прежде всего, если бы я уехал насовсем, я бы продал дачу и московскую квартиру, в которой мы сейчас беседуем. Я всю жизнь делал ракеты, которые были нацелены на Америку. Но в конце 1980‑х я решил уйти из инженерии в политологию. Но в России это было никому не интересно. Меня пригласили в Америку, и я оказался здесь востребованным на сто процентов. Лекции, конференции, диспуты – у меня не остается времени на ностальгию. Я никого не предавал, в отличие, скажем, от Калугина, с которым я не общаюсь и категорически отказываюсь участвовать в одних мероприятиях.

Что касается возможного отношения отца к моему американскому гражданству, то Никита Сергеевич жил в эпоху холодной войны. И мне в то время тоже в голову бы не пришло, что я могу жить в Америке. Времена меняются, и откуда мы знаем, что сказал бы, к примеру, генерал Вашингтон, который боролся за независимость Америки, о войне в Ираке? Он, вероятно, сказал бы: «Американцы, вы сошла с ума. Настоящие враги не в пустыне, а в Лондоне».

Но, знаете, несмотря на гражданство, из всей американской делегации Фидель Кастро, который когда‑то так дружил с отцом, кубинскую визу не дал только мне.

Вопрос: Хрущев пользовался в Америке огромной популярностью. Удалось ли вам адаптироваться в чужой стране, где вы оказались уже далеко не в самые юные годы? И вообще, насколько отличаются по характеру русские и американцы?

Ответ: Из всех народов мира американцы по характеру к нам, может быть, ближе всех. Я научил их париться в бане с веником – теперь отбоя нет. В бане мы, естественно, говорим о политике, о консерваторах, которые могут погубить Америку. Меня это волнует. Ельцин в России отобрал мои накопления – вдруг Буш в Америке сделает то же самое? Буш, вообще, напоминает мне Гайдара. В экономике чёрт знает что творится, непонятные метания. Был профицит бюджета – теперь дефицит. Дурацкое министерство охраны общественного порядка, до чего даже Берия не додумался, противоракетная оборона, рост бюрократии, армии. Может быть, через десять лет американские банки станут второразрядными конторами.

Вопрос: Вам, новоиспеченному американцу и к тому же бывшему коммунисту, не опасно высказывать такие взгляды?

Ответ: Я живу недалеко от Бостона, вотчины демократов, где Буша не терпят. И я попадаю в масть, но все‑таки проявляю осторожность. Мои коллеги по университету высказываются о Буше гораздо резче. Чего ждать, если у Буша IQ ниже, чем у нормального человека, в полтора раза.

Вопрос: А о России вы не говорите? И есть ли во всех сходствах какие‑то принципиальные различия между русскими и американцами?

Ответ: К России в Америке относятся с легким любопытством, граничащим с равнодушием, политически ее перестали бояться, а шанс стать экономическим партнером в результате гайдаровских реформ она потеряла. Знакомый бизнесмен сказал мне: «Россия превращается в Бразилию – очень большую, с богатыми ресурсами, с бедными людьми и никому не интересную». Главное для американцев – не допустить восстановления России как сверхдержавы. В остальном – пусть живет, как хочет. И еще они очень боятся, что в Америку приедет русская мафия. Последняя новость перед моим отъездом из Америки: наркомафию вместо ленивых мексиканцев возглавили более энергичные русские.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!