БИЛЕТ № 40 западная культура XIX- нач. XX вв. ...

Nbsp; БИЛЕТ № 34 западная культура XVI-XVII вв. XVI в. прошел под знаком гуманизма, который охватил Италию, Р.В., Германию, Венгрию, Францию, Англию, Испанию, Португалию, Польшу, отчасти Скандинавию. Существовали различные течения гуманизма, от эпикурейско-гедонистического до гражданского. Центрами ренессансной культуры наряду с бюргерско-патрицианскими городами становятся дворы дворян, государей, вельмож, где поощрялось изысканное художественное творчество, нередко придававшее культуре черты элитарности. Возросла роль меценатства, менялся социальный статус художников, ученых, которые были вынуждены работать по заказам знати, добывая места при дворах.Реформация, а затем и контрреформация, привели к кризису гуманизма, ударив по жизнерадостному ренессансному мировоззрению, приведя к его ослаблению (40-е гг. XVI в.), поставив под сомнение осуществимость многих его идеалов и подчеркнув их иллюзорность.В XVI-XVII вв. большие успехи делало естествознание в Западной Европе. Это было связано с коренным переломом в развитии науки, подъемом производства и материальной культурой вообще. Развитие промышленности, многочисленные изобретения дали толчок к теоретической разработке многих научных вопросов.Первой отраслью естествознания, в которой проявился новый научный дух, была астрономия, где на смену геоцентрической теории пришла гелиоцентрическая. Перелом в физике наступил в XVII в. и был связан с деятельностью Галилея, его физика была основана на опыте и применении точных математических методов для анализа и обобщает данные опыта.В это время закладываются основы современной алгебры. В области ботаники и зоологии создаются многотомные, снабженные зарисовками описания растений и животныхВпервые стали составляться гербарии. Появляются первые естественно-научные музеи. Успехи появляются и в изучении человеческого организма. В начале XVI в. на смену, а порой в дополнение к средневековой алхимии приходит ятрохимия, т.е. врачебная химия. Один из ее основоположников был врач и естествоиспытатель Теофраст фон Гогенхейм (Парацельс).В XVI в. стали широко использоваться возможности печати. Одним из виднейших печатников того время был и Кристоф Плантен (1514-1589).В XVI-XVII вв. переживает успехи картография. В первой половине XVI в. центрами картографии были города Италии – Венеция, Генуя, Флоренция, Рим. С середины XVI в. центр развития картографии передвигается из Италии в Р.В., Фландрию. Видными картографами становятся Герард Меркатор, Авраам Ортелий и Виллем Янсзоон Блау, и француз Никола Сансон. До начала XVI в. городских библиотек не было. Они стали возникать благодаря реформации. Это были городские, школьные, университетские. Хорошие библиотеки были в иезуитских школах, а также в Сорбонне, Оксфорде, Кембридже,В XVI-XVII вв. выросло потребление сахара.С XVII в. появляется собственно мода, с 1672 г., когда вышел первый журнал мод. Причем, быть одетым как король, значит выразить свою верноподданность.С середины XV-XVI вв. наблюдается рост нищенства, бродяжничества. Среди бедняков и нищих существовала своя иерархия – привилегированные, домашние бедняки, обитатели приютов, госпиталей, конвентов. БИЛЕТ № 35 западная культура XVIII века XVIII в. был последним историческим этапом длительной переходной от феодализма к капитализму эпохи. Содержание исторического процесса составляло утверждение господства классических форм развитого буржуазно-капиталистического общества и его культуры. Этот процесс проходил по-разному в разных странах.В Англии — промышленная революция, переход к машинной капиталистической индустрии. Во Франции — подготовка к классической буржуазной революции, освобожденной от религиозной оболочки в выражении своих политических и социальных идеалов. Но, несмотря на национальную специфику политической и культурной революции отдельных стран, основные черты их общности заключались в кризисе феодализма и его идеологии и в формировании прогрессивной идеологии просветителей. XVIII в. — век разума, век просвещения, век философов, социологов, экономистов. Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. В Германии складывается школа классической немецкой идеалистической философии (Кант, Фихте). В Италии Джамбаттиста Вико осуществляет диалектизацию философии нового времени. В Англии философия Беркли дает теоретическое обоснование религиозному мировоззрению, а скептицизм Юма играет роль теоретического обоснования утилитарного и рассудочного мировоззрения буржуазии. Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.Шарль Луи Монтескье (1689— 1755) в своих произведениях «Персидские письма» (1721), «О духе законов» (1748) выступает против феодализма и неограниченной монархии.Самым выдающимся вождем умеренного крыла французского Просвещения был Вольтер (1694—1778) Его огромный талант нашел выражение в разнообразных, блестящих по форме литературных, философских, исторических произведениях, насыщенных ненавистью к феодальному государству и религиозному фанатизмуНовым этапом в развитии французского Просвещения XVIII в. была деятельность Жана-Жака Руссо (1712—1778), идеолога революционной мелкой буржуазииXVIII в. характеризуется одновременным развитием науки и техники. Становится научной дисциплиной политэкономия благодаря Адаму Смиту и французским физиократам. Наука все больше связана с производством, техникой, получает ускоренное развитие. Лавуазье, так же как Ломоносов в России, заложил основы химии как современной науки. Создаются новые машины, подготавливающие переход к индустриальному веку.В XVIII в. берет начало процесс решительного изменения в соотношении видов и жанров искусства, получивший завершение в следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки, достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись обрела уже в XVI—XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства. Дополняя друг друга, они удовлетворяют потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее движения и становления. Создание в XVIII в. Бахом, Моцартом, Глюком, Гайдном таких музыкальных форм, как фуга, симфония, соната, раскрыло способность музыки передавать тончайшие нюансы и процесс становления переживаний человека.Значительны в XVIII в. успехи театрального искусства, драматургии, тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим творческим направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли театрального искусства. XVIII в. — век портрета, но уже на новом витке развития культуры. Мастера XVIII в. создали искусство утонченное, дифференцированное, анализирующее тончайшие нюансы чувств и настроений. Изящная интимность, сдержанная лиричность, вежливо-беспощадная аналитическая наблюдательность — таковы художественные особенности портретов Латура, Гейнсборо, Гудона. Умение передать тончайшие оттенки настроения, подметить характерное отличает галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди. Эти качества художественного восприятия жизни впервые с такой последовательностью утверждались в искусстве, но ценой частичной утраты художественных завоеваний прошлого.Формирование новой культуры происходит весьма неравномерно в различных странах.В XVIII в. сокращается церковное зодчество и возрастает объем гражданского строительства. Архитектуру характеризует стиль позднего барокко — еще более динамически усложненного, декоративно-перегруженного, менее величавого и монументального. Дальнейшее развитие претерпевает и классицистическое направление.Искусство XVIII в. завершается грандиозной эпопеей — творчеством великого испанца Франциска Гойи. БИЛЕТ №36 культура россии в XVI-XVII вв. Культура в XVI в. На духовную культуру XVI в., как и прежде, определяющее значение оказывала церковь, ее учения и догмы, основанныена религиозном мировидении. Однако духовная культура,особенно народных масс, не была свободной отязыческо-христианских или даже языческих представлений.Это проявлялось в традиционных обрядах и празднествах. XVI в. для России – время, когда закончился процесс объединения земель вокруг Москвы. Складывается общерусская художественная школа. Во втор. пол. века, в результате походов Ивана Грозного, государство вдвое увеличило свои территории (присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств), что не могло не сказаться на культуре (очень большое влияние татарской культуры). Главный международный партнер России – Англия. Англичане, например, открыли первую аптеку в Москве. Архитектура Появились шатровые храмы, во втор пол. века – обращение к формам древних крупных многоглавых храмов. Строятся трапезные храмы. Живопись Главное внимание уделено не ликам, а фигурам, движению, архитектурным и растительным мотивам, повествовательному сюжету. Вновь, как в эпоху Киевской Руси, одежды прописывают золотом (асист). Появляется строгановская школа живописи с тонким письмом, изысканным колоритом. Появление первых парсун (портретов) в конце века, одна из ранних – изображение Ивана Грозного (хранится в Стокгольме). Декоративно-прикладное искусство Расцвет! Декор подчинен форме предмета, а не забивает ее, как это будет в XVII в. Подобный расцвет был только в эпоху Киевской Руси. Но самое главное – появление книгопечатания на Руси. По приказу Ивана Грозного в Москве был построен Печатный двор. Иван Федоров выпустил “Апостол” (1564) Литература Главный жанр – публицистика (например, переписка И.Грозного с кн. А.Курбским). А самая популярная книга (рукописная) – “Домострой” – энциклопедия по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, слуг, отношения к близким людям и т.д. Культурная жизнь XVII в., как, впрочем, и вся общественная жизнь этого времени, находилась как бы на перепутье,когда, по словам современников, "старина и новизнаперемешалися". Исследооателп приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре "нового времени".Определяющим в происходящем культурном перевороте стало обращение к личностному началу, к человеку.Современный исследователь русской культуры А.М.Панченко на примере развития литературы показывает истоки этого культурного феномена XVII столетия. В Смуту "словесность -была практически свободна от внелитературных запретов, от правительственного и церковного контроля", а русский писатель "пользовался "свободой слова" и правом идеологического выбора. В оценке персонажей он не зависел от их положения на лестнице социальной, церковной, государственной иерархии, даже если они занимали самые верхние ступени... Это способствовало "открытию характера"в искусстве в целом - открытии, которое стало необратимым завоеванием". БИЛЕТ №37 культура россии XVIII вв.  Эпоха Петра I сыграла огромную роль в истории русской культуры. В начале XVIII в. происходит переход от средневековья к культуре нового времени, все сферы жизни общества подвергаются европеизации, происходит секуляризация культуры. Петровская эпоха всегда вызывала споры своей сложностью и неоднозначностью. Однако реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, с национальными традициями, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Появляется авторство. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, пользовалось поддержкой государства. Но наряду с появлением этих тенденций, художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер. В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров. Существенным элементом новой словесности стала новая, силлабо-тоническая система стихосложения, введенная поэтом и переводчиком В.К. Тредиаковским. Она основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до сих пор является основой русской поэзии.Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и "низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию. На рубеже XVIII – XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, интересом к чувствам конкретного человека. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина ("Бедная Лиза") и А.П. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"), XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова. В 1756 г. в Петербурге был создан первый государственный театр. Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь военных побед России. В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева.Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов.Середина XVIII века в архитектуре была ознаменована сложением явления, которое получило название "русского барокко" – в дворцах Ф.Б. Растрелли причудливо сочетаются барочная пластика стен и рокайльный орнамент, вынесенный из интерьера на стены фасадов.Основоположниками русского классицизма стали В.И. Баженов, И.Е. Старов, создавшие архитектурную классику, основанную на использовании приемов французского неоклассицизма. С именем М.Ф. Казакова связано появление многих архитектурных памятников Москвы.XVIII столетие стало периодом необыкновенно интенсивного культурного развития страны, поскольку в это время. Россия открывала для себя достижения западноевропейской культуры, накопленные на протяжении столетий (начиная с эпохи Возрождения). В XVIII в. отечественная школа в литературе, театральном и изобразительном искусстве развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской культуры, подготавливая взлет национальной культуры в XIX в. БИЛЕТ № 38 культура россии первой половины-середины XIX в. Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время се «золотым иском». Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра Т и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописиПросвещение и образование. Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII — начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища Для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц.Наука. В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 — 40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно прежде всего связано с именем А. Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.воим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло.Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта — создание крупных ансамблей.В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом — формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время. БИЛЕТ № 39 культура россии начала XX в. Общая характеристика: Российская культура начала XX века достойно продолжила традиции великой культуры XIX века, хотя развивалась в существенно иных исторических условиях. Характерны: бурный расцвет культуры; народность, гуманизм, революционность, демократизм, интернационализм; глубоко национальный характер русской культуры; традиционализм и новаторство. Мировое значение отечественной культуры: поиск и открытия русских ученых во многом определили основные направления всей мировой культуры, мощный импульс ее развития.Просвещение: К 1913 г. в России было всего 27% грамотных, но темпы роста образованности и грамотности высокие. Начальное образование: накануне войны Дума подняла вопрос о всеобщем начальном образовании (был отложен). Среднее образование: в гимназиях было ослаблено классическое направление, расширены права выпускников реальных училищ, создана сеть коммерческих училищ. Печать: 17 октября 1905 г. была отменена цензура. В 1912 г. в России выходила 1131 газета на 24 языках. Издательская деятельность: 1913 г. - издано 106 млн. экземпляров книг. 1916 г. - отмечено 50-летие просветительского издательства Сытина.Общественные науки: Ковалевский (работы в области права и социологии). История: Ключевский, Милюков, Покровский (выдающиеся работы по истории). Философия: Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский. Технические науки: Циолковский (создатель теории ракетного двигателя, основоположник космонавтики), Павлов (автор идеи об условных рефлексах), Лебедев (физик) и др. Литература и поэзия: Чехов, Бунин, Куприн, Брюсов, Блок и др. Живопись: Врубель, Серов и др. Скульптура: Андреев, Коненков. Театр: новую эру в развитии театрального искусства открыл Московский Художественный театр. Событием мирового масштаба явились русские балетные сезоны в Париже, организованные в 1907-1913 гг. Дягилевым. Музыка: Римский-Корсаков, Скрябин, Стравинский.Пробуждение национального самосознания, которым отмечено начало XX века в истории народов России, способствовало творчество украинского писателя Франко, белорусского литератора Купалы, литовского художника и музыканта Чюрлениса и др. Несмотря на великодержавную политику царизма, тенденция культурного возрождения была свойственна всем нациям и народностям Российской империи.

БИЛЕТ № 40 западная культура XIX- нач. XX вв. ...

БИЛЕТ № 41 заадная культура ХХ века культура европейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В.И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление» (1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности Человечество своей жизнью стало единым целым» Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя— индустриализацию производства и массовое потребление;— единые средства передвижения и передачи информации;— интернациональную науку и доступное практически всем образование;— стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.После Второй мировой войны, в условиях «холодной воины», между Западом и Востоком происходит более расширенное употребление понятия «тоталитаризм», которое содержит как политологическую, так и социологическую характеристику данного явления. Однако социокультурный опыт XX в показал не только несостоятельность тоталитарных режимов, но и выработал у западноевропейцев устойчивое неприятие насилия и репрессий Развитие демократии, признание прав человека определяющими в жизни общества, гуманизация всех сфер общественной жизни создают фундамент для самого главного социокультурного завоевания Западной Европы XX в. — свободы человека.Не менее сложной проблемой ушедшего столетия стала и возможность самой жизни человека на Земле. XX в., с его большими и малыми войнами, революциями, слепой верой в научно-технический прогресс, не только стал временем массового уничтожения людей, но и исподволь подготовил сознание оставшихся в живых к разрушению цивилизации в целом. После окончания Второй мировой войны стало ясно, что международное сообщество должно совместно, согласованно разрешить ряд глобальных проблем (от фр global — всеобщий; лат globus — шар), затрагивающих его жизненные интересы. Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная сие тема был подготовлен двумя процессами своего развития.— декадентством (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, еприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;— авангардом (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать ечто новое, противоречащее традиционным художествен-ым установкам.В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн—X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.Первым в XX столетии течением модернистского искусства считается фовизм. Фовистами назвала французская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная выставочная деятельность была наиболее интенсивной в 1902—1907 ггДругим направлением модернизма стал дадаизм (фр dadaisme от duda — лошадка, конек; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) — авангардистское направление в западноевропейском искусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во время Первой мировой войны (1916).Сюрреализм (от фр. surrealisme — надреализм, сверхреализм) — авангардистское направление в художественной культуре XX в, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественное направление сюрреализм возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга.Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил себя в живописи.Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точным воссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярность получило творчество известного испанского художника С. Дали.Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — художественное направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни. Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Map -ка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались в публицистические драмы — в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и И. Бехера напоминала памфлеты и воззвания Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты в области цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х гг. XX в Однако главная его черта — обостренно-контрастное видение мира — серьезно повлияла на художественную культуру многих стран Европы и Америки.Супрематизм (от лат supremus — высший) — разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом Супрематизма. Текстовой вариант своего манифеста он назвал «От разума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматривает новое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и как продолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности и возобладанию в нем функций жизнестроения».Модерн помог стать одним из видов искусства кинематографу. Весь сложный состав художественных приемов, который сформировался к началу нашего века, модерн реализовал и в новом виде искусства, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и тем самым собственно кино как искусство по преимуществу изобразительное Модернистским, по сути, был дореволюционный кинематограф русского режиссера Е. Бауэра, чьи фильмы можно поставить в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова-Мусатова, с современными им театральными постановками начала XX в.Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985) и др.В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX в культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений— сохранение среды обитания человека;— создание благоприятных условий для развития личности;— формирование достойного качества жизни людей;— реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой дятельности.

БИЛЕТ № 42 см. Билет № 45

Билет № 43. культура и глобальные проблемы современности Среди глобальных проблем современности выделяют три основных группы: Проблемы общественно-политического характера. К ним относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между передовыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки.Проблемы, связанные с взаимоотношениями между человечеством и обществом. Речь идет о ликвидации нищеты, голода и неграмотности, о борьбе с болезнями, о прекращении роста населения, предвидении и предотвращении отрицательных последствий научно-технической революции и рациональном использовании ее достижений на благо общества и личности.Экологические проблемы. Они возникают в сфере отношений между обществом и природой. К ним относятся: охрана и восстановление окружающей среды, атмосферы, почвы, воды; обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами, включая продовольствие, сырье и источники энергии.
Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами.Причины возникновения глобальных проблем
-это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Например - война.
-кризис мировой цивилизации связан с выросшей экономической мощью человека. Воздействие человека на природу по своим последствиям сопоставимы с самыми грозными стихийными силами.
-глобальный кризис связан с неравномерностью развития стран и культур. Люди, живущие в разных странах, с различным политическим строем, по достигнутому уровню развития они обитают в исторически разных культурных эпохах.

БИЛЕТ № 44 культура советской эпохи  Двадцатые годы были одними из самых многообещающих в культуре советской эпохи. По хронологии, практически целое десятилетие оказалось стадией развития общества, весьма отличавшейся от последующей (усиление государственной деспотии) и предыдущей (Серебряный век).Уникальность двадцатых состояла, в первую очередь из возможностей творческого плюрализма с многообразием форм социального и экономического развития, в значительной открытости и динамичности политической жизни, а так же огромном, по сравнению с последующими временами духовном богатстве.Эти годы выделяются активной деятельностью таких выдающихся ученых, исторических личностей как Павлов, Вавилов, Чаянов, Булгаков, Платонов, Шолохов и многих других. При всей своей противоречивости, те годы в культуре советской эпохибыли временем альтернатив, временем борьбы за будущее страны.Пафос и трагедия, сконцентрированные в гражданской войне и революции, нашли свой выход в творчестве художников, писателей, актеров и скульпторов. Творческие группы, различные течения и организации, появлялись, словно грибы после дождя. Все они стремились выставить себя единственными представителями интересов партии и пролетариата.Возникло одно из крупнейших объединений художников – АХРР (Ассоциация художников революционной России), в него вошли Иогансон, Дейнека, Бродский, и другие представители реалистического направления. Революция так жестала новым импульсом для авангардистского искусства культуры советской эпохи. Его иапазон простирался от стиля, похожего на русское народное искусство, до кубизма и футуризма.Негативный опыт 20-х годов, когда авангардисты и реалисты пыталисьначисто отрицать искусство друг друга, показал нам всю тупиковость постановки вопроса «или -или» не только в искусстве, но и в экономике с политикой.В 30-егоды возобновились чудовищные погромы, направленные на инакомыслящих, которых обвинили во всех неудачах. Административно-командная система, опирающаяся на огромные низовые массы, вела с ними свою игру, создавая образ врага в лице старой интеллигенции.Крупнейшими деятелями мировой культуры былинаши соотечественники, жившие вдали от России: певец Шаляпин; писатели и поэты Бунин, Куприн, Ремизов, Цветаева, Мережковский;композиторы Рахманинов, Глазунов, Стравинский; художник Коровин.В 60-е годы в культуре советской эпохи появились надежды на реальные перемены после развенчания культа личности. Вышли в свет рассказы Солженицына «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича» вызвавшие сильнейший резонанс в обществе. Они были высокохудожественными, потрясающе правдивымии буквально всколыхнули всю Россию, способную думать. Солженицын оказался тесным образом связан со всем тем, что происходило с нашей страной за последние десятилетия. Его победное и мужественное единоборство с тоталитарной системой с помощьюправдивого слова дает нам веское основание увидеть в нем не только великого писателя, но и сознательногогражданина. Он во многом смог открыть глаза людям на ход новейшей истории России и ее культурного развития.В восьмидесятые «перестроечные» годы культура советской эпохи стала открытой для демократических свобод. Из длительного забвения постепенно возвращается блистательная культура Серебряного века, запрещенные ранее произведения искусства. На людей буквально хлынул поток «новых» произведений, документов, фактов,свидетельств из разных культурных периодов собственной истории. Советская культура рубежа веков дала миру целый «поэтический континент» состоящий изглубоких мыслителей,тончайших лириков, серьезных прозаиков, обогатившихеё.Возрождение культуры советской эпохи являлось важнейшим условием обновления общества, в котором накопилось немало проблем. Новые пласты духовной культуры, открывшиеся в последнее десятилетие, скрытые ранее неизданные художественные и философские произведения, никогда не исполнявшиеся музыкальные сочинения, запрещенные картины и кинофильмы.Материальная база культуры советской эпохи находилась в состоянии глубокого кризиса. Разрушенные и горящие библиотеки, нехватка театральных и концертных залов, отсутствие инвестиций, направленных на распространение и поддержку ценностей классической народной культуры, создают сильный контраст со взрывом интереса к культурным ценностям, который присущ многим странам того периода.Несмотря на огромный культурный потенциал советской эпохи, накопленный предшествующими поколениями, происходит постепенное духовное обнищание народа. Оно выразилось в массовом бескультурье – одной из главных причин многих бед в экономике. На почве бездуховности происходит упадок морали, увеличивается количество преступлений и возрастает насилие.В сложных исторических и политических условиях Россия смогла выстоять, создав свою самобытную и оригинальную культуру.и советская культура – однозначно разные понятия. Многоликую и многослойную культуру в эпоху

БИЛЕТ № 45 современная культура россии ...(не судите строго) Что происходит с культурой сегодня, какие проблемы и трудности она переживает? Кто составляет ее славу и гордость? Есть мнение, что "именно в эпоху СССР - эпоху несвободы, у нас был Бродский - лауреат Нобелевской премии, были Пастернак, Шолохов". В интервью журналистам "АИФ" (№6, 2004) знаменитый кинорежиссер Андрей Кончаловский высказал свое мнение, парадоксальное и спорное : ": культура - это не Бродский и Пушкин. Культура - это то, как вы ходите в туалет: Бродский, Пушкин и иже с ними не имеют никакого отношения к глубинной русской культуре - это только поверхность, тонкий плащ. К сожалению, упадок русской культуры связан с тем, что обилие информации медленно съедает духовный опыт человечества. Опыт не прибавляется, а исчезает: Сегодня, если даже появится великий поэт, его уже никто не услышит. Роль поэзии кончилась. Сегодня и кино кончилось, искусство потеряло свой авторитет, свою привлекательность для широких масс".

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!