Язвы, связанные с первыми четырьмя трубами



Характер судов, связанных с трубами и чашами, обнаруживает прямые параллели с десятью египетскими язвами при исходе (за исключением того, что они численно составляют семь, а не десять, см коммент к Ин 211,о первом из вероятных семи знамений у Иоанна) Как и в других еврейских текстах (напр, у Псевдо-Филона, Артапана), последовательность и даже число язв не столь важны с точки зрения общей образной картины Некоторые из язв обнаруживают свои параллели в других текстах о суде (особенно в Сивиллиных оракулах), но там никогда не наблюдается такой строгой последовательности, как здесь

8:6. См коммент к 8 2

8:7 . Эта язва перекликается с седьмой язвой в Исх 9 24,25

8:8,9. Воды, превращающиеся в кровь, обычно символизируют войну (напр Ис 15 9), но данные стихи перекликаются с первой язвой в Исх 7 20,21 Образ горы, низвергшейся в море, сопоставим с широко распространенными символами в литературе аналогичного характера (напр, горящая звезда, падающая в море, в Сивиллиных оракулах, датируемых примерно тем же временем) (Предполагаемая параллель с горящей горой в Иер 51 25,42 не столь очевидна, хотя и более приемлема, чем в Сивиллиных оракулах, вряд ли Откровение или Сивиллины оракулы зависят друг от друга, но оба автора имели доступ к книге Иеремии)

Эта язва привела к загрязнению источника водоснабжения, оказав тем самым влияние не только на быструю смерть из-за отсутствия воды, но и на долгосрочное опустошение за счет разрушения египетскойирригационной системы и гибели рыбных источников (Исх 7 18)

8:10,11. Как и в предыдущем случае, этот суд схож с отравлением воды из Исх 7 20,21, но здесь речь идет о «полыни», которая делает воду горькой (см Иер 9 15, 23 15, ср Иер 8 14) и часто используется в фигуральном смысле (для обозначения идолопоклонства — Втор 29 18, последствий прелюбодеяния — Прит 5 4, страданий — Пл 3 19) Э га язва поражает местные источники вод, чго, естественно, вызывает озабоченность читателей Иоанна из Азии, особенно из Лаодикии (см коммент к Отк 3 15,16)

8:12. Эта язва перекликается с девятой язвой из Исх 10 22,23, во многих древних текстах говорится о тьме как о жестоком суде, а в Ветхом Завете (см коммент к Отк 6 12,13) и в ряде других еврейских текстов она также связывается с концом времен

Язва, связанная с пятой трубой

8:13. Трижды повторенное слово «горе» показывает, что после трех суровых язв, связанных с четырьмя первыми трубами, надвигается еще более жестокая язва Этим словом часто начинается новое пророчество в 1 Енох, и, вероятно, таково его назначение и здесь

«Орел» (в русской синодальной Библии — «Ангел») был символом имперского Рима, он был изображен на храме Ирода, но здесь этот символ вряд ли уместен Возможно, вследствие того, что орлы использовались как посланники, о чем говорится в ряде текстов (4 Вар), они могут символизировать защиту Божью (Отк 12 14) или, что более вероятно, этот термин здесь (как и в LXX) означает орла-хищника (см 19 17), предвещая тем самым неминуемое действие рока «Посреди неба» — это небесный уровень между престолом Божьим и самыми низкими слоями атмосферы (о делении неба на три части в некоторых древних моделях см в коммент ко 2 Кор 12 2–4 или, напр, во 2 Енох)

9:1,2. Во многих иудейских преданиях говорится о злых ангелах, заточенных в подземных темницах или в реках, ожидающих своего часа, чтобы выйти на свободу и сокрушить все вокруг Некоторые древние авторы высказывали предположение, что «бездна» была конкретным географическим местом на земле (1 Енох), считалось, что ангелы были приписаны к таким местам и имели от них «ключи» Свитки Мертвого моря также говорят о нечестивых как о «сынах бездны» (вероятно, в том смысле, что им предназначена смерть в могиле) Большинство язычников считали звезды божествами, а многие иудеи — ангелами, звезды могли самым естественным образом символизировать ангелов в еврейских текстах, как в данном случае Иоанн использует здесь традиционные образы.

9:3 . Эта язва напоминает восьмую язву в Исх 10 12 — саранчу, но тот факт, что подобный образ проходит через многие апокалиптические и пророческие откровения, видение Иоанна превращает эту саранчу вгораздо более страшный образ Иоиль описывает нашествие саранчи в свете военных действий последнего времени (14 — 2 27), а также саму эту последнюю войну (3 9—17) Иоанн заимствует здесь образную картину у Иоиля, расширяя масштабы наступления саранчи до страшного нашествия

9:4 . См коммент к 7 3 Обычная саранча на корню уничтожает растительность, не оставляя ничего людям

9:5 . Жало скорпиона жалит страшнее всего (3 Цар 12 11, 2 Пар 10 14), но боль, которая не прекращается в течение пяти месяцев, дело неслыханное (9 10, если речь не идет просто о продолжительности действия язвы, один комментатор говорит, что пять месяцев примерно соответствуют жизни обычного вида саранчи) Еврейские тексты часто описывали скорпионов как инструмент суда Божьего

9:6 . Только самые сильные страдания могут вызвать желание умереть (Иер 8 3), но даже в смерти будет отказано во время этой язвы

9:7 . Нашествие саранчи иногда описывается как военная конница (Иоил 2 4), а кони — как неисчислимая саранча (Иер 51 27, ср 51 14) Венцы могли указывать на былые военные победы и подвиги Образ скорпионов с человеческим лицом восходит к преданиям с Востока о ночных кошмарах, в средиземноморских знаках зодиака это было отнесено к созвездию Стрельца, при этом стрелец часто изображался с длинными волосами (см коммент к 9 8) Хотя этот образ не обозначен буквально, Иоанн обыгрывает наиболее страшный для данной культуры вариант, бессознательное чувство неописуемого ужаса, которое навевают грядущие суды

9:8 . Иоиль в 1 6 описывает саранчу с зубами, «как у львов», чтобы подчеркнуть ее опустошительную силу, способную уничтожить урожай и все вокруг У Иоиля этот образ наводил ужас на всех сельских жителей, в Откровении он призван напомнить читателям о свирепости львов, которая стала нарицательной Длинные «волосы, как у женщин» это более ясная аллюзия для большинства читателей Иоанна все в Римской империи знали, что длинные волосы, в отличие от большинства людей в греко-римском обществе, носили «варвары» за пределами империи В контексте военного нашествия у читателей возникала неизбежная ассоциация с парфянами (или в свете апокалиптических явлений, возможно, со стоящими за ними духовными реалиями зла). Наглядной иллюстрацией в данном случае может служить отец правившего императора Домициана (возможно, основанная на вымысле), который смеялся над длинными волосами парфян, сравнивая их с хвостом кометы, предвещавшей его смерть

9:9 . «Стук от колесниц» — образ военного нашествия, заимствованный из описания саранчи у Иоил 2 5, рои саранчи могли быть столь огромными, что звук их перемещения напоминал наступление вражеских пол-чиш, которые сотрясали землю (Иер 8 16) В одном более позднем еврейском тексте чешуя на груди саранчи сравнивается с военными доспехами, здесь Иоанн использует более современный ему образ — «броню».

9:10. Эти хвосты могут быть упомянуты просто потому, что они были оружием скорпионов (9 5), но не исключено и обратное скорпионы упоминаются именно из-за этих хвостов Интересно отметить, что парфяне (9 8) стали известны благодаря своей военной тактике стрельбы из лука с тыла они отступали в горы на конях, а когда римские легионы неосмотрительно преследовали их, парфяне осыпали их градом стрел, сметая целые легионы — до тех пор, пока римляне не осознавали, что их заманивают в ловушку

9:11. «Аваддон» — еврейское название самых глубин земли, загробного мира, царства мертвых (ср. Иов 31 12, Пс 87 12, Прит 27 20), Свитки Мертвого моря также связывают «дух Аваддона» с «ангелом бездны» «Аполлион» по-гречески означает «губитель» (Некоторые исследователи выявляют вторичную связь этого имени с Аполлоном, греческим богом, одним из тотемов которого была саранча, а его инкарнация связала его с императором, ср Отк 2 18 Поскольку имя Аполлион не отражено более нигде, не исключено, что читатели в Азии могли эту аллюзию уловить; в случае предполагаемого бога-покровителя императора это действительно мог быть злой ангел, который, по могуществу Божьему, будет использован против императора; ср.: Исх. 12:12; Чис. 33:4. Но такой намек выглядит несколько туманно.) Последний, вызывающий ужас штрих к этой картине нашествия военной армады с элементами описания саранчи, заимствованными у Иоиля, образами парфян и скорпионов превращает ее в армию ада, посланную самой смертью, которая стремится наполнить свои чаши.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!