Христос как служитель примирения народов



Древние авторы обычно широко пользовались примерами для подтверждения своих мыслей. Оппонентам, приведенным в замешательство примером опытного учителя, было нелегко опровергнуть его доводы. Продолжая свои рассуждения, начатые в гл. 14, Павел приводит в пример Того, Кто служит высшим и непререкаемым авторитетом для христиан, — Христа.

15:1–3. Пс. 68:10 как нельзя лучше соответствует данному контексту, ибо это псалом о праведном страдальце. Именно поэтому Новый Завет так часто применяет его к Христу (самому праведному страдальцу).

15:4. Павел может сказать, что Слово Божье было «написано нам в назидание», поскольку он верит, как и его иудейские современники, что Писание остается актуальным и в любых новых ситуациях. Это утверждение не означает, что он считал Писания актуальными только для своего поколения, как полагает ряд исследователей, которые опираются на аналогичные толкования комментария к Писаниям, представленного в Свитках Мертвого моря; в самом деле, выражение «нам в наставление» можно легко соотнести со словами Моисея в Исх. 24:12. Еврейский народ находил утешение в учении Писания (2 Мак. 15:9).

15:5. «Быть в единомыслии» в данном случае означает пребывание в единодушии (ср.: 1 Пар. 12:38) любви, а не абсолютного согласия во мнениях (гл. 14).

15:6. «Едиными устами» означает «в унисон», «в один голос»; ср.: Исх. 24:3 (эта глава, вероятно, была еще свежа в памяти Павла; ср.: Рим. 15:4) и 2 Пар. 5:13.

15:7—12. Павел демонстрирует на основании Писаний, что Христос принял не только евреев, но и язычников (Пс. 17:50 = 2 Цар. 22:50; Втор. 32:43 [ср.: Рим. 12:19]; Пс. 116:1; Ис. 11:10). Павел приводит цитаты из разных частей Ветхого Завета и побуждает других проследить за ходом его рассуждений — о том, что Бог взыскует хвалы язычников, так же как и иудеев (напр.: 1 Пар. 16:31; Пс. 21:28; 95:10; 101:23; Ис. 49:23; 60:3,9-14). Эта последняя цитата из Ис. 11:10 представляет собой ясное предсказание том, что язычники обратятся к Мессии и будут спа-<сены в конце времен; у Исайи есть и другие пророчества о язычниках, которые войдут в состав народа Божьего (Ис. 19:23–25; 56:3–8).

15:13. В письма часто включали молитвы и пожелания здоровья, особенно в начале; послания Павла, которые сосредоточены на духовных вопросах, естественно, содержат в себе много молитв, гораздо больше, чем в обычных письмах в древности (15:5,6,33 и др.) — Иудеи обычно использовали молитвы-пожелания, подобные этой, как непосредственное ходатайство, и Павел, несомненно, желает, чтобы она была услышанаБогом и его римскими читателями.

Павел как служитель примирения народов

В заключительной части речи, эпилоге, часто повторяется сказанное во вступлении; Павел использует такие повторы в своем послании, но более эмоционально, будучи переполнен любовью к ближним. В конце письма обычно подчеркивались чувства его автора, то, что греки называли pathos.

15:14 . Греческие авторы часто заверяли своих адресатов в своем искреннем расположении к ним; это помогало читателям слушать с большим вниманием и благосклонностью все послание до конца, а иногда и служило удобным поводом для выражения просьбы. Хотя обычно в письмах могли даваться советы, в меньшей степени это касалось посланий обличительного типа (ср. Послание к Галатам). «Наставления» были самой мягкой формой порицания и обличения, которые могли позволить себе публичные ораторы и искусные писатели в «обвинительных посланиях», и Павел здесь отмечает, что они могут воспользоваться этими наставлениями по отношению друг к другу.

15:15. «Напоминание» было одной из форм нравственного наставления в древности.

15:16. Одним из главных чаяний еврейского народа была мечта о владычестве Израиля в конце времен над язычниками, которые окончательно познают единого истинного Бога и отдадут дань уважения Иерусалиму (напр.: Ис. 60:11–14). Иерусалимские христиане, возможно, рассматривали доставленные Павлом пожертвования для святых (15:25–27) как свидетельство исполнения этого оправдания веры Израиля.

15:17,18. Философы стремились своим образом жизни и учением продемонстрировать принципы, которые они проповедовали, и могли привлекать к этому внимание людей — как к образцу для подражания.

Павел ограничивается тем, что он продемонстрировал своей жизнью и служением.

15:19. Иллирик находился к северу от Македонии, на противоположном Италии берегу Адриатического моря, к западу от Сербскохорватского региона. Это была римская провинция, которая в эллинистическуюэпоху называлась Иллирией.

15:20. Иллирик (15:19), возможно, был одним из районов, где еще не прозвучала Благая весть; к таковым относилась и Испания (15:28).

15:21. Здесь Павел цитирует Ис. 52:15, текст, ясно свидетельствующий о язычниках («царях»), которые противопоставляются народу Мессии, т. е. Израилю, не признавшему Его (53:1–4).

15:22,23. В древних письмах часто обсуждались деловые вопросы, в том числе и планируемые визиты.

15:24. Выражение «проводите меня» подразумевает, что они могли покрыть его дорожные расходы; это могло бы послужить ярким проявлением гостеприимства; и римская церковь сочла бы это честью для себя, будь у нее на то нужные средства. Есть лишь косвенные свидетельства существования крупного еврейского поселения в римской Испании до III в. н. э.; вероятно, там Павел занимался миссионерской деятельностьюсреди тех, кто ничего не знал о Библии. Испания, расположенная на крайнем западе Средиземноморья, рассматривалась древними географами, например Страбо-ном, как край земли (а на востоке эту рольвыполняла Индия); ср.: Деян. 1:8.

15:25,26. «Бедными» в Иудее называли благочестивых (особенно членов Кумранской общины) — возможно потому, что они в своем большинстве были бедными людьми. Иудейские учителя рассматривали законы, требующие попечения бедных, важным испытанием, проверкой того, действительно ли обращенный из язычников принял за-кон Божий. Отсылка денег в Иерусалим была давно сложившейся практикой у иудеев, особенно для уплаты годового налога на храм. Евреи по всему миру проявляли солидарность с Иерусалимом и своей исторической родиной через этот храмовый налог; в данном случае христиане из язычников своими приношениями выражают солидарность с христианами иудейского происхождения. Павел счел необходимым упомянуть в своем Послании к Римлянам этот практический пример межнационального примирения.

Послания Павла чаше определяют церк-ви по городам, где они расположены, а не по провинциям. Культурные связи между провинциями, однако, существовали, и этот отрывок, возможно, указывает на сотрудничество разных церквей.

15:27. Еврейские читатели, воспитанные на Ветхом Завете, обладали гораздо более глубоким чувством ответственности по отношению к другим людям, чем это сейчас характерно для западного общества (Втор. 23:3,4; 2 Цар. 21:1–9). Римское правительство собирало налоги со всего остального мира, но во II в. н. э. церковь в Риме была известна тем, что оказывала материальную поддержку нуждающимся церквам в других регионах империи, а также собирала деньги для освобождения христиан-рабов от работы в рудниках и т. п.

15:28. В древних письмах часто заранее сообщали о предстоящих личных посещениях; путешественнику самому невозможно было найти прямой путь из Сирии или с Востока в Испанию; восточные суда могли доставить только до Рима, откуда путешественник должен был пересесть на корабль в Испанию. Морским путем можно было добраться до Тарракона; можно было также совершить пеший переход до Южной Галлии, а оттуда через Пиренеи — в Тарракон. Это был маршрут длиной более 1 тыс. миль; по суше от Рима до Кордовы было около 17 тыс. миль.

15:29–33. То, что во время путешествия Павла в Иерусалим его могли поджидать опасности в пути, видно из рассказа в Деян. 21, 22; см. соответствующий коммент.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!