Провозглашение Иисуса Сыном Божьим



Согласно иудаистской традиции, в наступившую после Ветхого Завета эпоху Бог сообщал Свою волю голосом с неба; большинство людей верили, что Он больше не говорит через Своих пророков. Таким образом, божественная природа Иисуса подтверждается двумя свидетельствами — пророческим служением Иоанна и голосом с неба. См. также коммент. к Мк. 1:9-11.

Родословие Иисуса

В греко-римских биографиях перечислялись предки, особенно выдающиеся, повсюду, где только возможно. Лука, следуя образцу греко-римских генеалогий, но в отличие от Матфея и ветхозаветных источников, начинает перечисление с непосредственно предшествовавших Иисусу имен и прослеживает Его родословие до самых истоков. Этот метод позволяет ему закончить «Сыном Божьим» (ср.: 1:35-3:22; 4:3).

Более подробно о родословии Иисуса см. в коммент. к Мф. 1:2—16. Богословы предлагают ряд объяснений различных генеалогий, представленных у Матфея и Луки, из которых следует отметить наиболее важные: 1) один автор (вероятно, Матфей) прослеживает родословие Иосифа, а другой — Марии; 2) один автор (вероятно, Матфей) вносит в нее больше духовного, чем буквального смысла; 3) родословные линии потомков пересекаются, потому что одно генеалогическое древо включает несколько ветвей, которые появляются вследствие браков по закону левирата (Втор. 25:5-10).

В греческом обществе мужчины часто вступали на государственную службу в возрасте тридцати лет; левиты тоже начинали свое служение в храме в тридцатилетнем возрасте. Как истый греческий историк Лука говорит: «был лет тридцати», а не приводит точную цифру, как было принято в традиционной еврейской историографии.

Искушение в пустыне

См. более подробный коммент. к Мф. 4:1—11. Здесь Иисус отвечает на вопросы как хороший раввин, опираясь на Писание. Из этого текста явствует, что Иисус ссылается на Писание не для того, чтобы примирить современные воззрения с его авторитетом, а, напротив, использует его как высший нравственный критерий даже с противником, стоящим вне человеческой культуры. (Вряд ли стоит напоминать, что и автор, и его читатели верили в реальное существование дьявола; свойственное некоторым современным читателям символическое толкование дьявола как некоей обобщенной идеи зла не находит в данном тексте никаких оснований.)

Цитируемые здесь (в 4:4,8,12) тексты из Втор. 6:13,16; 8:3 — это повеления Израилю во время испытаний в пустыне. В отличие от Адама, другого «сына» Божьего (3:38), который согрешил, Иисус выдерживает эти испытания (ср.: Быт. 3).

4:1,2. Моисей тоже постился сорок дней и ночей; Израиль находился в пустыне сорок лет.

4:3 . В первом искушении дьявол предлагает Иисусу совершить одно из тех чудес, которые приписывались в древности колдунам, заявлявшим о своей способности превращаться в животных или превращать однивещества в другие, например камни в хлеб.

4:4 . В других еврейских источниках (напр., в Свитках Мертвого моря и позднейших раввинских текстах) цитаты из Писания также предваряются словом «написано».

4:6,7. Формально этот мир не принадлежал сатане (Дан. 4:32), который владел человеческими сердцами и обществами только как узурпатор. Самое большее, на что он был способен, — это сделать Иисуса военно-политическим Мессией, о котором мечтали и которого ждали большинство евреев.

4:8. Текст из Втор. 6:13, который цитирует Иисус, запрещает идолопоклонство (Втор. 6:14) — заповедь, явным нарушением которой было бы поклонение сатане.

4:9—11. Сатана вознес Иисуса на крыло храма, которое выходило в сторону глубокой долины; падение оттуда означало верную смерть. Позднейшие раввины признавали, что сатана и бесы прекрасно знали Писание и умели пользоваться им в своих целях. Здесь сатана цитирует Пс. 90:11,12 вне контекста, поскольку из ст. 10 явствует, что Бог хранит Своих слуг в опасностях, выпадающих на их долю, но не призывает искать такие опасности.

4:12. Иисус цитирует Втор. 6:16, где говорится о том, как израильтяне искушали Бога в Массе, отказываясь признать Его присутствие среди них, пока Он не даст им знамение (Исх. 17:7).

4:13. Для большинства древних читателей отступление сатаны означало, по крайней мере, его временное поражение (ср.: 3авет Иова 27:6; Жизнь Адама 17:2,3, время написания неизвестно).


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!