Разъяснение притчи о сеятеле: понимание слова



Мысль о том, что не все ученики проявят стойкость, находит подтверждение в Ветхом Завете, где одни персонажи (напр., Саул) отказываются от послушания Богу, а другие (напр., Давид) успешно проходят через многие испытания.

13:10. Ученики задавали вопросы учителю до тех пор, пока не выясняли, что он имел в виду.

13:11–13. Раввины использовали притчи для иллюстрации своей мысли, хотя иногда притчи не имели никакого символического смысла и были обычными историями. У раввинов были тайные учения, которые предназначались избранным, самым близким ученикам. Смысл, заложенный в притчах Иисуса, таким образом, мог быть понятен только тем, кто твердо решил стать Его последователем.

13:14,15. В дни Иисуса люди ничем не отличались от современников Исайи в том отношении, что, слушая слово, в действительности не слышали его и не каялись (Ис. 6:9,10).

13:16,17. Некоторые еврейские тексты рассказывают о праведниках Ветхого Завета, которые желали увидеть эру мессианского искупления и полное откровение Бога. Здесь используется известный риторический прием того времени: высказывание о некоем лице (здесь — об Иисусе) указанием на блаженство других лиц (здесь — тех, кто видел Его, в отличие от слепых в 13:15).

13:18–23. Люди, не входящие в число учеников, решают, что им делать с услышанным словом. Раввины иногда говорили, что человек может быть поглощен либо законом, либо заботами этого мира (ст. 22).

Притча о пшенице и плевелах

Богатые землевладельцы контролировали большую часть сельскохозяйственных земель по всей Римской империи; их земли обрабатывали либо свободные крестьяне, либо рабы, которые располагали примернотакими же возможностями, что и свободные (за исключением того, что рабов можно было бить и продавать). Многие из слушателей Иисуса (13:34) могли быть земледельцами-арендаторами, которым была хорошознакома описываемая ситуация.

13:24. Выражение «Царство Небесное подобно человеку…» не означает, что Царство сравнимо только с человеком. Раввинские притчи часто начинались словами: «Чему уподоблю то-то и то-то?», или «С чем сравнить то-то и то-то?», или «То-то и то-то подобно…» Это выражение означает, что предмет обсуждения объясняется всей последующей аналогией, а не только ближайшим словом.

13:25–27. Хлеб был основным продуктом питания в Палестине (и повсюду в Древнем мире); таким образом, пшеница является ключевым элементом в этих притчах. Но вредные сорняки, или плевелы (как чаще всего переводится название сорной травы), на ранних стадиях роста было трудно отличить от пшеницы — вплоть до появления колоса.

13:28,29. Поля обычно засевали весной, но если сорняки обнаруживали слишком поздно, то возникала опасность вместе с сорняками вырвать пшеницу; хозяин не мог допустить такого риска. Когда пшеница и плевелы созревали, жнецы срезали пшеницу «под колос», а плевелы, которые были ниже, убирали отдельно.

13:30. Хотя в I в. Палестина, несомненно, была гораздо богаче лесами, чем в последующие времена, много леса было вырублено уже тогда, и топливо приходилось экономить; плевелы высушивали и использовали на топливо — единственное, на что они были пригодны.

Притчи о горчичном семени и закваске

Смысл обеих притч в том, что могущественное Царство, о котором мечтали все, может произрастать из кажущихся неприметными начал, таких, как Иисус и Его ученики.

13:31,32. Ученые и поныне спорят о том, что за растение вырастает из «горчичного зерна». Но и без всяких догадок ясно, что речь идет о самом малом из семян, известных слушателям Иисуса (семя орхидеи меньше). Главное, что из такого маленького семени вырастал огромный куст, целое дерево. На побережье Галилейского моря высота такого куста достигает десяти, а изредка и пятнадцати футов, хотя обычно не превышает четырех; поскольку это растение однолетнее, птицы не могут вить на нем гнезда ранней весной. Гипербола, использованная Иисусом, позволяет увидеть, как из малого возникает большое; "Царство может начинаться незаметно, но завершится в славе.

Хотя птицы не вьют гнезда на горчичном дереве, они могут укрываться в его листве; здесь у Матфея, вероятно, аллюзия на Дан, 4:12. По некоторым данным, в Палестине горчица выращивалась на полях, а не в садах; сопоставляя Мф. 13:31 и Лк. 13:19, можно убедиться, что каждый из них использовал этот образ с поправкой на соответствующую аудиторию.

13:33. В римских городах были пекарни, но здесь говорится о сельской женщине из Галилеи. Закваска, или дрожжи, вызывает брожение. Из трех мер муки — количества, которое способна замесить одна женщина, — можно было испечь хлеб примерно на сто человек.

Сокровенное учение

См. коммент. к 13:10–13. Матфей цитирует Пс. 77:2, где псалмопевец описывает свое знание в терминах традиционной еврейской премудрости, а затем раскрывает его содержание, рассказывая историю спасительных деяний Бога и непослушания Его народа.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!