Мы - « националисты ». мы - « шовинисты »



Караул! Националисты, шовинисты родились! - Слышим мы уже заранее возгласы в нашу сторону.

 

Да, мы - «националисты», мы - «патриоты», мы - «шовинисты»! «Каемся», грешные, есть такая «болезнь» «у нас для нас». Но мы «заслуживаем снисходжения» за наше чистосердечное «раскаяние» и «признание». А чтобы убедить читателя, что мы действительно сердечно «каемся», мы расскажем ему все, что только мы намереваемся делать. Мы должны ему признаться, что мы хотим привить свою «болезнь» российскому и украинскому («русского происхождения», потому что «украинского происхождения» давно "больные") пролетариату, мы желаем «расплодить» яд украинского «национализма» и «шовинизма» между кругами российских и украинских («русского происхождения») рабочих, сделать их сторонниками независимой Украины.

 

Это очень тяжкий грех, но ... зато мы «каемся».

 

А для всякого «кающегося» не только дворянина где-нибудь в Москве на Тверской (только не на Фридрихштрассе, на наш взгляд) обязательно искать еще защиту у авторитетов, ссылаться на кого-то другого, чтобы оправдать самого себя: «каяться я каюсь, но это зависит от того, что я хороший, искренний человек, я бы мог и не каяться».

 

Кроме того, всякий социал-шовинист, социал-националист, социал-патриот, как и «чистый» социалист, обязательно ссылается на «Маркса». Начиная род коммунистов «националистов», коммунистов «шовинистов», коммунистов «патриотов», мы хотим тоже показать, что мы не так себе какие-то «шовинисты», «националисты», «патриоты», а также «по Марксу». Разумеется, читатель сразу разберет, что это «подделка» под коммунизм. Мы и в этом «каемся». Но читатель должен вспомнить, что мы живем во время различных войн, а вместе с войной значительно распространились и всякие военные науки. И не надо даже учиться в семинарии, чтобы знать о «применение к местности». Итак, другие используют этот метод, а нам нельзя? Мы покажем, что «наше не хуже вашего»! Вот только вся разница в том, что мы «каемся» и заранее предупреждаем, где, когда и как мы будем «применяться к местности». Разумеется, такое «применение к местности» никакого «применения» к действительности не дает, так же, как и «применение» «екатеринославцев». Наша тактика скорее напоминает тактику Святослава (и Цезаря, как уверяют хорошие друзья одного из нас), который не скрывал, а прямо говорил: иду на Вы! Мы тоже говорим российскому и украинскому («русского происхождения») пролетариату: идем на Вы с «болезнью» украинского «национализма» и т. д., Хотим «отравить» вас самостоятельностью Украины. Или и это «применение к местности»? А здесь мы уже помолчим. Итак, мы сейчас сошлемся на «Маркса», чтобы «оправдать» себя и «обмануть» вас, а также и еще для чего-то.

 

Впрочем, как знаешь, господин брат!

Не дурак, сам себе рассуждай!

 

В. Либкнехт (отец Карла Либкнехта) написал воспоминания о Марксе. В той книжке есть одна очень интересная для нас глава. Мы полагаем, что читатель нас не будет ругать, если мы ему приведем ее здесь почти целиком. Это будет десерт после «екатеринославщины».

 

Вот эта глава:

 

«Патриотизм и что из него выходит»

 

«В самые тяжелые времена эммигрантской жизни все же часто бывает довольно весело, - разумеется, только в тех случаях, когда мы были в таком счастливом состоянии, не умирали от голода. Мы не бедствовали. А попав в безысходное состояние, мы вспоминали о девиз Шеффилда: "короткая, но веселая жизнь". Но кому лезла в голову мысль о смерти? Never say die! Долой воспоминания о смерти! И весело же было: чем положение было труднее, тем веселее становилось нам: против упекшейся нищеты - мы имели одно только лекарство: смех! Кто подвергается черным мыслям, тот принадлежит их власти, попадает и становится их жертвой. Но от звонкого, веселого смеха горе бежит, как черт, услышав, как петух поет.

 

«Это является рецептом, который я всем рекомендую; он всегда останется действенным, пока существует мир. Может, никогда мы так много не смеялись, как тогда, когда наше состояние было особенно плохим.

 

«И чего-чего только мы не вытворяли при нашей бесшабашной веселости!

 

«Бывало и так, что мы возвращались к нашим студенческих шалостей. Однажды вечером явился, в город из своего одинокого пребывания в Highgate Бауэр, знакомый Маркса еще из Берлина, который был с ним в хороших отношениях, несмотря на «Святое семейство» («Die heilge Famille"). Он внес предложение - сделать " пивную прогулку"- Bierreise. Задача была такая: надо было зайти в каждую пивную, которая была между Oxfordstreet i Hempstead Road и что-нибудь выпить. Так как таких кабаков в этой части города было немало, такая задача, даже когда выпивать совсем понемногу, являлось делом очень трудным. Но мы смело взялись за дело и благополучно добрались до конца Tottenham - Court Road. Там из одной залы доносилась до нас громкая песня, и мы вошли и узнали, что это клуб Old Fellows - союз, который имеет по всей Англии свои отделы с госпиталями и похоронными кассами и у которой сейчас проходит свой праздник.

 

«Мы познакомились с некоторыми участниками праздника; они приняли нас, "чужих ", с английским уважением и сразу же повели в одну из комнат. Мы последовали за ними в наилучшем настроении, и разговоры сейчас же перешли, разумеется, на политические темы (что мы немецкие эммигранты - они сразу заметили), и благородные английские мещане, которые очень хотели нас удовлетворить, считали себя обязанными горячо ругать немецких князей и русских юнкеров. "Русские" юнкера должны были, по-видимому, означать" прусских ". Россию - Russia и Пруссию - Prussia в Англии очень часто принимают за одно то же, и причиной этого служит не только сходство в названиях. Некоторое время все шло хорошо: мы должны были часто чокаться, говорить и выслушивать речи (тосты).

 

«Но здесь сразу произошло нечто неожиданное. "Патриотизм" является болезнью, которая захватывает умного человека только за пределами его родной страны. Поскольку в родной стране всегда так много гадкого, что каждый, кто только не болеет параличом мозга и искривлением позвоночника, является застрахованным от этой политической, "падучей"; эта болезнь называется еще шовинизмом и джингоизмом, наиболее страшна она тогда, когда те, кто ею больны, смиренно опускают глаза с именем Бога на устах.

 

"В Саксонии хвалю я Пруссию, а в Пруссии - Саксонию", - говорил Лессинг, вот это и есть разумный патриотизм, который стремится исправить недостатки в родной стране обращая внимание на все хорошее - действительное или мнимое - за рубежом.

 

«Я очень радостно использовал высказывания Лессинга, и лишь одним побоям, которые я получил в молодости, я обязан случаю патриотизма, который случился со мной за рубежом.

 

Это было в Швейцарии. Когда то "Hдfelei", в Цюрихе, чрезмерно смеялись из Германии, я сорвался с места и сказал: "Вместо того, чтобы ругать Германию, вы должны радоваться ее несчастью: только благодаря этому несчастью Швайцарию существует, потому что как только в Германии , как в Италии и Франции, произойдет основательная перестройка, Швайцарии придет конец: немецкая Швайцария сама присоединится к Германии, французская - ко Франции, итальянская - к Италии! " Этот, сделанный мною прогноз будущей политики был довольно глуп; но это происходило в "сумасшедшем" году, и мой патриотизм был очень обижен. Моя речь не встретила особого сочувствия: это можно было заметить по суровым физиономиях слушателей, мне очень горячо противоречили; разговор понемногу успокаивался . Между тем стало поздно, и я пошел домой. Возле пристани, недалеко от моего дома, ко мне подошли неожиданно несколько фигур, и не успел я глазом моргнуть, как мне была подставлена подножка, я упал на землю и, прежде чем поднялся, достал пару увесистых ударов кулаком, после чего нападавшие убежали. Я так и не узнал, кто они были, но ни на минуту не возникло у меня сомнения, что причиной этой неожиданной для меня натиранки да наминанки была моя патриотическая речь в "Hдfelei". И теперь в Лондоне , у этих честных Old Fellows, я попал с моими лишенными родины путниками в такое же положение. Эдгар Бауэр, оскорбленный такими словами, не мог не ответить и стал насмехаться над английскими снобами. Маркс с энтузиазмом сказал похвальную речь в честь немецкой науки и музыки: "Ни одна другая страна не дала миру таких музыкантов, как Бетховен, Моцарт, Гендель, Гайдн; англичане, которые совсем не имеют собственной музыки, стоят, в действительности, намного ниже немцев, которым только плохие экономические и политические условия не позволяли проявить себя в большой практической работе; вообще-то немцы станут впереди всех других народов". Я никогда не слышал от него такой гладкой речи. Я, со своей стороны, в сильных выражениях сделал заявление, что политический строй Англии ни на йоту не лучше германского (здесь хорошую службу сослужили урквартовськи словечка) вся разница только в том, что мы, немцы, признаем ничтожность нашего политического строя, а англичане этого не признают; отсюда следует, что мы, немцы, значительно выше англичан в своей политической интеллигентности.

 

Физиономии наших друзей становились все суровее, так же, как тогда в "Hдfelei", а когда Эдгар Бауэр выдвинул еще более тяжелую артиллерию и стал говорить об английском лицемерии (Cant), в компании послышалось сначала тихое, а затем и громкое: "проклятые иностранцы" (damned foreigners). Пошли угрозы, головы разгорячились, в воздухе зашевелились кулаки, - и мы были досточно догадливы, чтобы выбрать себе благую участь и сделать не без труда почетное отступление ».

 

Мы сейчас покажем, что наш «париотизм» имеет много общего с этим «патриотизмом» «Маркса» (но не только с этим).

 

Прежде всего те события происходили в эмиграции. А мы разве не эмигранты?

 

Затем, относительно смеха. Читатель, наверное, уже заметил, что мы не прочь посмеяться. И он, наверное, думает, что в этом смехе проявляется «хохляцкий юмор», усиливание «у нас для нас» украинских чувств. «Каемся», имеем и такой грех. Но посмотрите: Маркс, Либкнехт "и" их приятели вовсе не были «хохлами», а смеялись много и часто. Следовательно, и в нашем смехе есть не только «хохляцкий юмор». Во-первых, серьезным отношением к смешному является смех (это тоже говорил Маркс). А во-вторых, смех является единственной помощью против сплина или хандры, которая обязательно овладевает после «екатеринославщины».

 

Далее. Мы заболели «патриотизмом» тоже: за пределами нашей родины. Напротив, на родине, на Украине, мы были и будем искренними сторонниками «интернационализма», мы старались и будем стараться «исправлять недостатки родины обращая внимание на все хорошее, - только действительно, а не мнимо - за рубежом». Мы говорили и будем говорить: «национальные» барышни очень хорошие, прямо ангелы, - а откуда же злые женщины берутся?

 

Но мы будем также говорить и об «интернациональных» барышнях.

 

Мы хорошо знаем, что «пролетариат не сделается святым и застрахованным от ошибок и слабостей только от того, что он приведет к социальной революции. Но возможные ошибки (и корыстные интересы - попытаться сесть на шею) приведут непременно к осознанию этой истины ».

 

Российский пролетариат создал социальную революцию. Хвала ему и уважение от всего сердца. Но это еще не значит, что в наследство от царской России он ни капли не захватил ни «империализма», ни «исторических», ни «этнографических» прав. Наоборот, мы на собственном историческом опыте убеждаемся, что он не лишился «слабостей» и «ошибок». Пусть «екатеринославцы» лечат «ошибки», которые были, а наше дело предупредить российский и украинский («русского происхождения») пролетариат от «возможных ошибок». Если нам удастся это сделать легко, скажем, с помощью вот этой брошюры - тем лучше и для нас и для вас. Нет? - Что же делать? Вы должны убедиться тогда позже, когда осуществятся на деле «возможные ошибки». Тогда будет труднее, - правда, но что же делать? Вы нас называете «националистами», «шовинистами». Мы «слов» не боимся и за «словами» не гоняемся, - это мы оставляем «екатеринославцы». Но мы без всяких «слов» прямо и откровенно заявляем: мы не побоимся и настоящего шовинизма, если другого пути не будет. «Клин клином вышибай!» Наш «национализм» и наш «шовинизм» целиком и полностью определяется вашим «интернационализмом»: как вы, так и мы. Только вы прячетесь за «слова», а мы прятаться не хотим. Мы «каемся»!

 

А что от вашего «интернационализма» несет «русским духом», мы, как нам кажется, показали. И плохой политикой, на наш взгляд, было бы «опустить смиренно глаза с именем Маркса на устах».

 

И каждый раз, когда вы будете засылать сватов, как X. Раковский, с пидбрехачами- «екатеринославцами», мы будем прямо и открыто предостерегать и от «интернациональных» барышень.

 

Дорогие, хорошие барышни, и «национальные» и «интернациональные»! Пожалуйста, не воспринимайте наши слов так, будто мы вас не уважаем, ей-богу, мы вас очень любим, горячо в вас влюблены. И за ваши поцелуи, за ваши карие глаза, за ваши чудесные вещи - мы душу готовы отдать. Но ... почему вы обязательно хотите замуж? Но почему вы любите до ... брака? Да ведь вы говорите, что ваш брак такой свободный, что когда захочешь и ... разойдешься! Так зачем же венчаться? Давайте будем лучше любить, любить и петь:

 

Захочу - полюблю, захочу разлюблю.

Я на сердце вольна, жизнь на радость нам дана!

 

Нет, нам хочется прямо и откровенно высказать речь похвалы Украине (иначе аналогия с Марксом не будет полной): вы говорите, что Украина сякая и такая! А укажите нам страну, где пели бы такие чудесные песни, варился бы такой вкусный борщ, ели такие красивые вареники и галушки? Где есть лучше рюмка? А «малороссийский» гопак! А знаете ли вы, какую богатую и красивую литературу имеет украинский народ? А знаете ли вы, что мы имеем своих поэтов, ученых, литераторов, певцов, композиторов, артистов? А где еще есть такой «юмор», как «хохляцкий»? А кто еще такой «хитрый», как «хохол»? Вы ругаете Центральную Раду. А знаете ли вы, что Центральная Рада имеет большие исторические заслуги? А знаете ли вы, что М. Грушевский, который «выдумал» Украину, является великим ученым? А знаете ли вы, что В. Винниченко является большим, чудесным, талантливым писателем, которым могла бы гордиться любая литература? А знаете ли вы, что у М. Грушевского, В.Винниченка можно много кое-чему научиться, тогда как у «екатеринославцев» веют ветры? Потому учиться можно на «екатеринославцах», а не у «екатеринославцев». А знаете ли вы, что ...

 

"Damned hohly" (проклятые хохлы!) - Слышим мы кругом. Люди добрые! Знаете что? Хватит этой аналогии! Пусть на этом аналогия и остановится. Пусть дальше будет уже не по «Марксу». Ну, что с того, что Маркса хотели побить, а В. Либкнехта даже били? Неужели нас надо бить!?

 

А если вы уже таки хотите продолжать аналогию, чтобы убедить нас, так мы вам заранее заявляем, что мы уже убеждены.

 

За весь наш «шовинистический» период нам пришлось услышать только один серьезный аргумент, на который мы ничего не можем ответить. Когда в С. один из нас читал доклад о революции на Украине и высказался за независимость Украины, то после доклада один из слушателей товарищей, загадочно спрашивал: а дальше что написано у Ленина? - и который ничего «дальше у Ленина» не нашел, в частной беседе заявил, что докладчик «контрреволюционер» и его «в чрезвычайку». Но это был частный разговор, и тот товарищ просто ухватился за то, что ему было ближе: он сам был из чрезвычайки.

 

Второй раз тому же самому из нас пришлось говорить о самостоятельности Украины с народным комиссаром национальных дел т. Сталиным. Он тоже нас напугал чрезвычайкой, но увидев, что мы «испугались», поспешил добавить: «Нет, нет, я шучу»! «Каемся», нам таки страшно от той шутки, и мы заявляли, что это такой аргумент, что нам приходится только согласиться. Ответить мы на это ничего не можем. Но мы не можем также здесь «покаяться» еще в одном грехе. Что чрезвычайку мы боимся, это правда, но не очень. Ведь мы «хохлы». А «хохлы» народ хитрый, самого черта обманет. Мы «знали», что нас будут «пугать» чрезвычайкой. Так мы заранее «послали» в чрезвычайку своего человека: бывшего главу бывшего народного секретариата М. Скрипника. А бывший председатель бывшего народного секретариата является самостийником: в его собственном докладе на 2-м екатеринославском Съезде Советов была объявлена Советская Рабоче-Крестьянская Украина самостоятельной. И того постановления Всеукраинского съезда Советов еще никто не отменил. А отменить это постановление может только новый Всеукраинский Съезд Советов Украины.

 

Итак, неужели М. Скрипник не удосужиться - «порадеть родному человечку»?

 

Мы должны «покаяться» еще в одном грехе: нам «страшно» вот чего.

 

В «Манифесте Временного Рабоче-Крестьянского правительства на Украине» сказано: «Всякий, кто будет заставлять или уговаривать выполнять распоряжения гетмана, или Центральной Рады, или их агентов на местах, подлежит расстрелу на месте». Петлюра грозит карами по законам военного времени всякому, кто поможет гетману бежать или кто вздумает создать организацию для захвата власти. Гетман, слава Богу, уже отрекся от своего «престола», но чего доброго - еще существует угроза всем, кто не повинуется его «законной» власти.

 

Мы «каемся» и заявляем всем трем: мы люди смирные, мы только советуем украинским рабочим и крестьянству стать у себя на Украине «хозяевами», поскольку во всем мире уже крестьяне и рабочие стали хозяевами, и еще раз и окончательно объявить на своем Съезде Советов - самостоятельность и независимость Украинской Рабоче-Крестьянской Советской Республики.

 

Но когда наше не в лад, то мы со своим и обратно. Ага! Прячетесь? Испугались? Теперь уже «я не я, лошадь не моя и я сам не извозчик»? Зачем же было заражаться «национализмом» и «шовинизмом»? Эх, вы!

 

Мы снова «каемся» и «оправдываемся». Мы считаем правдивыми слова лорда (помещика!) Генри «Портрета Дорияна Грея» О. Уайльда: "The only way to get rid of a temptation is to yield it!" Есть только один путь освобождения от искушения - поддаться ему! Ну, мы и «поддались». Мы не знали, что это непозволительно. А если непозволительно, то мы дальше будем руководствоваться словами Канта (интеллигента!):

 

«Никто не заставит меня сказать обратное тому, что я думаю, но я не решусь сказать все, что думаю».

 

Мы только изменим немного их так: никто нас не заставит сказать обратное тому, что мы думаем, но мы будем молчать, когда нам запретят сказать все, что мы думаем.

 

Мы говорим, что знаем, и знаем, что говорим.

 

А кто только говорит, что знает? И кто только знает, что говорит?

 

Вопросы т. Ленину

Т. Ленин! Мы должны «покаяться» и перед вами ... Вот эта брошюра написана главным образом для вас ... Совсем не случайным является тот факт, что мы часто ссылались на ваши статьи. И делали мы это не только для того, чтобы сослаться просто на авторитет. И не для того, чтобы «прикрыться» вашим именем, что вот, мол, «сам» Ленин так думает. И не для того, чтобы быть просто «честными с собой» и не выдавать за «свое» то, что сказано другими. В отдельных случаях были и такие мотивы. Но сила не в них.

 

А сила в следующем. Мы не знаем, кто имеет больше права сказать о себе: L'etat c'est moi! (государство - это я!), Людовик XIV Французский, или вы в Советской России. Во всяком случае, в своей партии большевиков вы могли бы сказать это еще заранее, до революции в октябре 1917 года. Во время революции мы не раз видели, с каким талантом вы руководили массовым движением, как метко вы употребляли различные лозунги, как правильно вы нащупывали пульс исторической волны. Мы не раз убеждались в том, что вы недаром находитесь на своем месте. И мы пристально следили за каждым вашим шагом, жестом, словом и везде находили пропорциональность и ответственность. Для нас почти все ваши изгибы и повороты сливаются в одно целое, друг друга дополняют, объясняют. И имя этому целому: Ленин, великий политический тактик и стратег, великий пролетарский вождь, то есть фигура не только исторически великая, а великая морально-политически.

 

Такое у нас сложилось мнение. Но мы так же пристально следили не только за вами, т. Ленин, мы следили и за характером и тенденциями исторической волны, исторических событий, исторических лиц и фигур меньшего калибра, которые так или иначе составляют смысл того исторического процесса, о котором вы можете сказать: Tout cela - c'est moi! (Все это - это я!).

 

И вот вот уже почти месяцев с восемь мы начинаем наблюдать факты, которые нам кажутся не совсем такими, как о них свидетельствует вывеска. Что за чудо? Или мы не замечаем чего-то, или мы ослеплены чем-нибудь «у нас для нас», или это нам «кажется»?

 

Нам приходилось принимать небольшое участие в кругах вашей (и нашей) партии на Украине. Опыт революции на Украине, на наш взгляд, доказывает, что мы потерпели поражение не только потому, что пришли немцы, не только благодаря «оккупации и только оккупации». Наоборот, мы опасаемся, что не будь этой «оккупации», нас, как партию, все равно выгнали бы из Украины и не скоро бы мы тогда оправились. Во всяком случае уже в марте-апреле 1918 года в голове одного из нас, который был в «центре», исторический опыт поставил вопрос: что нас погубило, или «что-то сильнее нас», или то, что было «у нас для нас »? Разумеется, было то и другое. Но можно ли считать то, что было «у нас для нас», только «небольшой погрешностью механизма»?

 

Ответы нам никто не мог дать. Да мы и не обращались почти ни к кому, потому что для одних «вред и олово тупит», а другим некогда, потому что у них есть более важные дела. Мы ни на кого и не полагались. А собрали какой только можно было материал по истории украинского движения, сравнили его с опытом других исторических движений, а также пересмотрели, а кое-что и перевели на украинский язык, «от слова к слову, не минуя ни титла, ниже тии запятой». А тем временем события возникали, факты сыпались, и мы «считались» не только с прошлыми фактами, но и современными, «считали» не только по одиночке, а вставляли их в общую рамку исторической эпохи, в общеисторический процесс социально-экономического, культурно-политического и духовного развития человечества. Так пришли мы к независимости Украины.

 

Мы, разумеется, не могли не заметить, что мы являемся белыми воронами в нашей партии. Потому что долго нас встречали, в лучшем случае, полусочувственным покачиванием головы: бедный, заболел «наболевшим вопросом»! И долго нам приходилось на иронический вопрос: а сколько вас? - Отвечать: раз! Теперь наше положение лучше: нас уже больше, чем это указано «даже» на переплете нашей брошюры. И больше стало благодаря «фактам», что дает нам уверенность, что со временем нас станет и вовсе много. Таковы «факты» «екатеринославцев», дипломатов Советской России и т. д.

 

Нам пришлось наблюдать, как один искренний сторонник объединения и враг самостоятельности Украины, прочитав ваш декрет о независимости Латвии и Литвы и тут же рядом постановление наркома иностранных дел о непризнании независимости Украины и Грузии, ударил по бедрам и вскрикнул: «Меня делают самостийныком!»

 

Наблюдая «екатеринославские» и «дипломатические» факты и сравнивая их с «Писанием и устными преданиями отцов церкви», мы не раз удивленно трепали по бедрам (хотя мы уже и так стали самостийниками): как же это возможно, чтобы такие «факты» могла делать Советская Россия, во главе которой стоит т. Ленин, которого можно назвать Христом самоопределения в России (простите, что мы переняли жаргон «екатеринославской» семинарии: «С кем поведешься, от того и наберешься»!)? Выгородить Ленина, сказать, что он «не знает», что это делается вопреки его воли - нельзя. Признать «екатеринославцем», «румынским интернационалистом» - душа не лежит и «писания и устные предания» препятствуют. Что тут делать? Поехать к самому Ленину и спросить?

 

- Ничего из этого не получится: 1) ему некогда, 2) он спросит: сколько вас? - И мы ответим: раз! - А он скажет, что ему некогда тягаться с «интеллигентиками».

 

Но хохлы народ хитрый. С «интеллигентиками» не считаются, а считаются только с фактами. Хорошо! И мы целых восемь месяцев возились над тем, чтобы поставить все таки т. Ленина перед «фактом», заставить высказать откровенно свое мнение, чтобы уже не было никакого сомнения.

 

Наконец, мы смогли. Вот этой брошюрой, т. Ленин, мы вас ставим перед «фактом». Теперь мы Вас не только просим, но и требуем прямого ответа. Вы должны ответить. Ибо вопрос поставлен не "интеллигентиками», а «фактами». Мало вам еще «фактов»? Они еще будут.

 

Du muЯ du muЯ

Und kostet es mein Leben!

[«Ты должен! ты должен! Хотя казню я жизни (И. В. гетто, «Фавст»)]

 

Т. Ленин! Мы должны «покаяться» еще вот в чем.

Мы не свободны от украинских чувств. "У нас для нас они есть (у одного из нас даже "повышенные"). Существуют этии чувства по крайней мере настолько, ну, чтобы, скажем, понять как следует слова Т. Шевченко:

 

Я так її, я так люблю

Мою Україну убогу,

Що прокляну святого Бога,

За неї душу погублю!

 

Да, мы любим Украину, любим как живу историческую индивидуальность. Мы «каемся». «У нас для нас» Украина является не только географическим термином, «словом», «названием», вместо предыдущего «Южная Россия».

 

Но, несмотря на это, мы должны также «покаяться», что для нас Ваш ответ будет иметь гораздо большее значение. «У нас для нас» Ваш ответ по поводу Украины будет иметь значение проверки интернационализма, испытания святых слов международного единства и солидарности трудящихся масс. За время исторической жизни человечество так много слышало очень хороших слов и видело так много дел, которые не соответствовали словам, что мы имеем право поставить под подозрительное внимание всякое хорошее слово, когда оно ведет ... к какому-то другому делу. Т. Ленин! Докажите не "по-екатеринославскому» необходимость объединения Украины и России, покажите, в чем мы ошибаемся, чем наш анализ конкретных условий жизни и развития украинского движения является неправильным, покажите это на конкретном примере, как надо применять п. 5 резолюции 1913 года, §9 коммунистической программы вообще, - и мы так же откровенно и публично отречемся от независимости Украины, будем искренними сторонниками объединения. Покажите на примере Украины, Грузии, Латвии, Литвы, Белой Руси, Эстонии применение принципа пролетарской политики: права наций на самоопределение. Потому что мы не понимаем вашей политики, и, глядя на нее, мы способны схватиться за голову и вскрикнуть:

 

За что мы головы сложили, дураки казачьи? Или сесть вместе с «недобитым запорожцем» Семеном Палием, склонить голову и вздыхать:

 

Для чого я на світ родився,

Свою Україну любив?

 

Т. Ленин! Мы должны «покаяться» еще в одном.

 

Каким бы для нас не является желанным Ваш взможный ответ, как бы много веса мы ему не придавали, от него не будет зависеть мир. И мы не перестанем верить красивым словам о международной солидарности и солидарность трудящихся масс. В худшем случае мы лишь скажем то, что мы уже сказали в этой брошюре: намного легче сохранить свою женскую добродетель пятилетний девчушке, чем двадцатипятилетний девушке. Поэтому будьте бдительны и т. д.

 

Т. Ленин! Вы можете сказать, что мы лицемерим, когда говорим, что Ваш ответ имеет для нас такое большое значение. Если бы это было так, то мы бы не спешили «плодить» «национализм», «шовинизм» и т. д. Мы должны и здесь «покаяться».

 

Мы считаем, что все имеет свою логику. И, в таком случае, путь, на который ступила Советская Россия, не является случайным. И воздействиям «этого» пути подлежат «и царята и старчата», потому что они все «Адамовы дети», в том числе и вы, т. Ленин. Но мы не закрываем глаза и на то, что если кто и способен уклониться от воздействий этого «пути», то только Вы, т. Ленин. И мы говорим от чистого сердца все, что только накопилось «у нас для нас» во время революции.

 

А, например, совет украинских рабочих и крестьянству создать Украинскую коммунистическую партию (большевиков) мы даем по двум причинам.

 

Во-первых, мы не хотим оказаться в состоянии этого очень хорошего человека, о котором писал Гейне:

[288]

 

[Круг моря, одинокого дикого моря, стоит молодой человек, с тоской в груди, беспомощностью в голове и искривленными губами спрашивает волны О, скажите мне тайну жизни, полную страдания давнюю тайну, над которой множество голов мудрили, головы в шапочках с иероглифамы, головы в тюрбане и в черной ярмулди, головы в париках и тысячи других бедных, потных человеческих голов, - скажите мне, что значит человек? Откуда он пришел? Куда он идет? И кто живет там, наверху, на золотых звездах? - Бормотал волны своим извечным бормотанием, дует ветер, плывут облака, мигают звезды равнодушно и холодно, а дурак ждет ответа].

 

Во-вторых, наше предложение украинским рабочим и крестьянству создать Украинскую коммунистическую партию (большевиков) является логическим выводом нашего анализа современного состояния Украины. Мы думаем, что мы выскажем свое уважение и к Украине и к Вам, т. Ленин, когда искренне пожелаем Украине своего Ленина.

 

В своей речи на собрании ответственных работников коммунистов 27 ноября 1918 года о «революции и мелкобуржуазной демократии» Вы, т. Ленин, между прочим, сказали: «Она (мелкая буржуазия) шла против нас с яростью, доходившей до безумия, потому что мы должны были ломать все ее патриотические чувства. А история сделала так, что патриотизм сейчас обращается в нашу сторону». Что приходилось ломать патриотические чувства буржуазии - это правда. И это свидетельствует о том, как тяжело человеческая мысль приспосабливается к новому объективному состоянию. А объективное состояние России все время революции было таково, что партия большевиков была и оказалась патриотической партией в лучшем понимании этого слова. В начале революции, на объединенных заседаниях «Государственных Дум», кадетский лидер Милюков пытался доказать, что русская революция является революцией «национальной», что в его устах означало, что Россия создала революцию, чтобы вести войну до победоносного конца, то есть - без конца. Надо было сказать, что революция в России была национальной именно потому, что она возникла из стремления выйти любой ценой из войны, чтобы не быть разрушенной и разоренной дотла. Чувство национального самосохранения толкнуло к революции в феврале, как и к революции в октябре. Если бы не злосчастное наступление 18 июня, если бы не угрожали немцы в августе-октябре 1917 года Петрограду, - еще неизвестно, удалось бы большевикам стать во главе России. Парижский пролетариат взял власть в свои руки в 1871 г.. Только тогда, когда наглядно проявилось предательство французской буржуазии. Ради разоружения парижского пролетариата генерал Трошю вел «оборону» так, чтобы Париж быстрее достался пруссакам. А разве случайно аналогичное поведение российской буржуазии? Вспомните поведение ген. Корнилова на московском совещании, сдачу Риги, слова Родзянко: «Петроград в опасности. Я думаю, Бог с ним, с Петроградом ... Когда примут Петроград, флот все равно погибнет ... Там есть суда вполне распущены, не представляющие собой никакой боевой силы ... Боятся, что в Петрограде погибнут центральные учреждения (т.е. Советы и т. д.). На это отвечу, что буду очень рад, когда все эти учреждения погибнут, потому что кроме бедствия, России они ничего не дали ». Здесь много есть аналогичного и поучительного. И только неспособностью мелкой буржуазии, как класса, понять это тогда и можно объяснить ее ярость. Теперь она убедилась в том, что большевики, создавая интернациональное дело, творили одновременно и национальное дело.

 

Но нам интересно в этом процессу следующее. Мелкая буржуазия убедилась в патриотизме большевиков, и она двинулась в партию и советское учреждения. В этом нет ничего вредного. Напротив, давно пора оставить саботаж. Но мелкая буржуазия остается мелкой буржуазией. Она подлежит воздействиям пролетариата, как и со своей стороны влияет на пролетариат. И присмотритесь внимательнее к тому, как отзывается даже в партийной прессе распространение Советской территории. Или не услышите вы, наряду с радостью от распространения «революции», другие нотки: что Россия возвращается в свои довоенные границы? И когда говорят о России, какой она должна быть, прислушайтесь, - говорят о России, какой она была на карте Ильина до войны. Это «случайность»? О, нет! Интернационализм интернационализмом, а то, что мы возрождаем Россию как Россию - само собой. Здесь еще, разумеется, плохого ничего нет, вообще говоря. Да только вот что: а как же будет с «самоопределением»? Почему, например, присоединяется Украина: потому, что она высказалась за объединение (факты свидетельствуют об обратном), или потому, что она является «Южной Россией»? И какая Украина присоединяется? Будет ли присоединена Галичина, Украина по ту сторону Волочиского? И где надо остановиться, чтобы сказать: хватит, дальше «не наше», далее «самоопределились» не за нас?

 

И вот, если взглянуть с этой стороны стороны на процесс распространения Советской России и практику самоопределения, то совсем трудно определить, чем отличается Ваше, т. Ленин, самоопределение от самоопределения Вудро Вильсона?

 

Т. Ленино! Вы на нас не обижайтесь! Ей богу, мы больше Вас уважаем как пролетарского борца, чем многие ваши хвалители. И не для того, чтобы обидеть, а чтобы объяснить наши взгляды, мы расскажем анекдот. Мы, конечно же, «хитрые хохлы», мы обычно употребляем «хохляцкий юмор», но сейчас нам не до смеха. А скажите, пожалуйста, почему бы нам и не посмеяться, даже когда муторно у нас на душе? Почему бы нам не соблюдать советы В. Либкнехта: «короткая, но веселая жизнь»?

 

Итак, послушайте анекдота, т. Ленин!

 

Один поп в субботу вечером, хорошо поужинав и смачно поцеловав попадью, сел в своем кабинете и написал проповедь, которую он должен был сказать завтра после службы в церкви. Как обычно, дома у себя он ходил в старой рясе и в старых штанах (люди иногда очень думают, что попы ходят без штанов, в этом и мы «каемся»). Написав проповедь, он положил ее в карман старых брюк и пошел спать к попадье. Как там он спал, нам до этого нет никакого дела. А только утром, когда зазвонили в церкви, он надел новую рясу и новые штаны, потому что был праздник и в церкви в старом быть не должно. Вот кончилась служба, батюшка выходит перед алтарем и обращается к своей пастве: «Братие во Христе» - а сам шарит по карманам. «Братие во Христе» - туда-сюда лап, хап ... нет проповеди. «Братие во Христе! Делайте так, как у меня написано в старых штанах, аминь!»

 

Вот и все!

 

Товарищ, Ленино! Мы полагаем, что вы с нами согласитесь, когда мы скажем, что паства того батюшки осталась вполне «абстрагированной» от того, как же собственно надо «делать». И ничего удивительного не будет, когда мы на кладбище услышим о той проповеди: странный батюшка, говорит как-то «совсем невнятно», дает «абстрактную формулу».

 

Т. Ленин! Мы полагаем, сам батюшка не мог сказать той речи, потому, что он был совсем «абстрагирован» от того, что он же написал и положил в старые штаны. А написал он так, как полагается на основании «писаний и устного предения отцов церкви».

 

Пусть так. Но при чем здесь этот анекдот? Вот при чем. Паства это не только мелкая буржуазия, но и Ваши же ближайшие товарищи. Почитайте статьи официального органа «коммунистов Украины» и вспомните, что Вы писали по поводу «ребят без штанишек» в статьях: «Критические заметки по национальному вопросу» и «О праве наций на самоопределение» в субботу вечером ... извините .. . накануне войны и революции. «Ребята без штанишек» сейчас танцуют вокруг Вас и не только не стесняются, а еще и со вкусом и причмокиванием делают бесстыдные жесты.

 

Т. Ленин! Мы и здесь «каемся». Мы опасаемся, что Вы сами оказались в положении батюшки и немного забыли, что написано в Ваших старых штанах. Оно и удивительного бы здесь ничего не было. Т. К. Радек в своих воспоминаниях на годовщину революции в октябре 1918 года рассказывает, как он впервые приехал в Россию, и первое, что бросилось ему в глаза в Вашем кабинете, были ваши старые штаны. Эти штаны К. Радек сам покупал Вам в Стокгольме, а теперь посмотрел и не узнал: так они порвалось и износилось, даже стыдно посмотреть, так просвечивалось.

 

Эх, как бы мы хотели ошибиться! Как бы мы хотели, чтобы Вы не забыли того, что написано в старых штанах.

 

Т. Ленин! Мы очень Вас просим простить нам этот анекдот. Не потому, что Вы председатель Совнаркома, царь и бог Советской России, а потому, что Вы-Ленин, потому, что мы считаем Вас честным политическим деятелем, который может ошибаться, но не будет творить худого.

 

И, ей-богу, страшны не мы, Ваши «враги», значительно страшнее для Вас Ваши друзья «екатеринославцы», «дипломаты» и др. С нами Вам можно быстро свести счеты: бей его, я его знаю! И от нас мокрого места не останется. Нет, Вы попробуйте вырваться из того положения, в котором оказались, оказалась Советская Россия благодаря различным «екатеринославцам», «дипломатам» и т. д.!

 

И когда Ваши «ребятишки без штанишек» отдирают такого гопака, производят дикий шабаш на собственной программе, смеются над самоопределением, то что же тогда должна делать мелкая буржуазия?

 

И что останется от Вашей чудесной ноты Вильсону о его самоопределения, кроме «полоски бумаги»? И острый и едкий сарказм, которым пронизана эта нота, - не повернется ли он против Вас, против Советской России? Запорожцы, когда писали свое письмо султану, прямо говорили, что «день у нас такой же, как у вас, поцелуйте за это вот куда нас». Прямо и откровенно. Да ведь у Вас, т. Ленин, должно быть не так, как у Вильсона.

 

Объясните нам, чем Ваше «самоопределение» отличается от «самоопределение» Вудро Вильсона?

 

Т. Ленин! Оглядитесь вокруг: сколько политического раздора! Когда «ребятишки без штанишек» производят свой шабаш, когда «дипломаты» ведут переговоры с «судейскими чиновниками, в роде Шелухина», - т. Ленин, то это же последствия той политики, которую ведет в национальном вопросе Советская Россия, ведете Вы! А эта политика не имеет ни руля, ни парусов и идет, как Бог на душу положит. Мы ошибаемся? В чем? - Покажите! Т. Ленин! Мы могли бы еще многое сказать. Но мы лучше подождем Вашего ответа.

 

И если мы будем иметь физическую и техническую возможность сказать все, что мы думаем, - скажем. А относительно Украины, т. Ленин, мы скажем: может быть сейчас только два ответа: 1) или самостоятельная Украина - тогда должны быть и «свое» правительство и «своя» партия; 2) или Украина это «Южная Россия» - тогда надо прибрать к рукам «ребятишек без штанишек», чтобы они не портили дела.

 

Т. Ленино! Мы просим Вас ответить еще нам на эти вопросы, имеющие для нас «личный» интерес.

Можно ли оставаться членом РКП и отстаивать независимость Украины?

 

Если нельзя, то почему: потому, что отстаивать независимость Украины вообще нельзя, не полагаеться; или потому, что нельзя отстаивать независимость Украины так, как мы отстаиваем?

Если нельзя отстаивать независимость Украины так, как мы отстаиваем, то скажите: как надо отстаивать независимость Украины, чтобы можно было оставаться членом РКП?

 

Т. Ленин! Мы ждем ответа! С фактами считаются! И Ваш ответ, как и молчание - будут фактами огромного значения!

 

Мы сказали, что знали, и сказали, как умели!

 

Пусть кто может, скажет лучше!

 

Слово принадлежит т. Ленину!

 

15-2 декабря 14-1 января 1918-19 года.

 

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!