Проблема познания Бога и доказательства его бытия в философии Ф. Аквинского.



Исходным принципом в учении Аквината является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Аквинат разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй – «истины откровения». Конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог. Бог – первопричина и конечная цель сущего, как чистая форма и чистая актуальность. Слияние первопринципа формы и материи рождают мир индивидуальных явлений. Индивидуальность человека – личностное единство дули и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосущна: она – субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Основополагающий принцип познания – реальное существование всеобщего. Познание начинается с чувствительного опыта под действием внешних объектов. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. Благодаря образу, вещь входит в душу, в духовное царство мыслей. Истина по Аквинскому – соответствие интеллекта и вещи. Нельзя одновремнно нечто утверждать и отрица. В своих этических воззрениях Аквинский опирался на принцип свободы воли человека, на цчение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. Зло – менее совершенное благо. Важнейшей идеей в этике Аквинского является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель человеческого устремления. Политика, по мнению Аквината, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства. Несмотря на то, что Аквинат, казалось бы, говорил о самостоятельных сферах природы и разума, он в то же время утверждал, что естественная и мирская сфера власти, в конечном счете, подчинены духовной. Духовное бытие людей - компетенция церкви как воспитателя. Именно церковь, воспитывая в людях добродетель, направляет земное блаженство таким образом, чтобы оно привело к счастью на небесах. Так Аквинат доказывал гармонию двух институтов в христианском обществе: церкви и государства.

Общая характеристика философии Возрождения.

Социально-культурные предпосылки становления философии Возрождения: 1. Соц-эконом. Результат становления городского сословия (торговцы, ремесленники, литераторы) интерес к человеку, к личности. 2. Соц-культурные. –ослабление позиций католической церкви, укрепление светского государства, - налаживание контактов с арабами и византийцами, - возвращение античности, обращение к антропологич тематике. Влияние оказали: компас (арабы), порох (китайцы), ликвидация рыцарства на военное дело, механические часы. Менее зависит от церковного времени, ликвидация монополии церкви на время, печатный станок (доступ книг, рост грамотности и образованности, разрушение монополии церкви на образование). Периодизация и основные особенности. С начала 14 века и до конца 16. I. Географич периодиз.: 1. итальянское (14-конец 15), 2. европейское (конец 15 – конец 16). II. Проблемная периодиз. 1. 14 в – гуманистич, 15 в – антропоцентризский, 16в – натурфилосовский. Особенности: антропоцентризм: в центре фил познания человек и антропологич проблематика. От античности – понимание чел-ка как микрокосмос, акцент на том, что чел-к образ и подобие Бога. Человек – тоже творец. Значение труда повышается. Гуманизм. Система воззрений, утверждающ ценности чел личности, признающ её права и свободы, подчёркив индивидуал и неповторим каждого чел-ка, считающ идеальными нормами отношение между людьми принципы равенства и справедливости. Акцент на каждом человеке. Пантеизм - Все бог. Бог повсюду, он все и везде. Система воззрений, согласно кот бог растворяется в природе, мире. Антисхоластическая направленность. Не устраивала отвлеченность способа, не научность. Антиклерикализм. Критика церкви, её представителей и сторонников. Редко представители философии были филос по приемуществу.   


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!