Доказательства предопределения



Вера в предопределение представляет собой один из столпов веры и подтверждается доказательствами из Корана и Сунны.

К доводам из Корана относятся высказывания Всевышнего: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (аль-Камар, 49); «Веление Аллаха является решением предопределенным» (аль-Ахзаб, 38); «Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру (или предопределил ее)» (аль-Фуркан, 2).

Сунна тоже содержит много хадисов, подтверждающих истинность предопределения, Одним из них является хадис о том, как Джибрил спросил Пророка, ε, о столпах веры. Перечисляя их, он упомянул веру «в предопределение с его добром и злом». Полный текст этого хадиса мы привели, когда обсуждали веру в ангелов. Муслим в своем «ас-Сахихе» также передал хадис Абдуллаха б. Амра б. аль-Аса о том, что посланник Аллаха, ε, сказал: «Аллах записал судьбу всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, а Трон Его уже был на воде».

В необходимости веры в предопределение были единодушны сподвижники и их последователи. Муслим в своем «ас-Сахихе» передал слова Тавуса: «Я застал в живых многих сподвижников посланника Аллаха, ε, и они говорили, что все происходит согласно предопределению. Я также слышал, как Абдуллах б. Умар рассказывал, что посланник Аллаха, ε, сказал: «Все зависит от предопределения, даже бессилие и ловкость (или же он сказал: «…даже ловкость и бессилие)». Под ловкостью здесь подразумевается энергичность и мастерство. Имам ан-Навави сказал: «Убедительные доказательства из Корана и Сунны, а также единое мнение сподвижников и авторитетных богословов раннего и позднего периода единогласно свидетельствуют о предопределении Пречистого и Всевышнего Аллаха».

 


Тема II. Ступени предопределения

 

В предопределении Аллаха выделяют четыре ступени, которые подтверждаются священными текстами и признаются богословами.

Первая ступень – знание Аллаха обо всем, что существует и чего не существует, что возможно и что невероятно. Аллах объемлет все это знанием, и Ему известно о том, что уже было, и о том, что будет, и о том, чего не было, и о том, как это могло быть. На это указывают слова Всевышнего: «…чтобы вы знали, что Аллах способен на всякую вещь и что Аллах объемлет знанием всякую вещь» (ат-Талак, 12). В «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн Аббаса о том, что Пророка, ε, спросили о детях язычников, и он сказал: «Аллаху лучше знать, что бы они стали совершать».

Вторая ступень – это запись Всевышним Аллахом всего, что должно произойти до наступления Судного часа. Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко» (аль-Хаджж, 70); «Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали)» (Йа син, 12). К свидетельствам из Сунны относится упомянутый ранее хадис Абдуллаха б. Амра б. аль-Аса о том, что Аллах записал судьбы всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли.

Третья ступень – соизволение Аллаха. Происходит только то, что угодно Аллаху, а то, что Ему не угодно, не может произойти. Всевышний сказал: «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (Йа син, 82); «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (ат-Таквир, 29). Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, ε, сказал: «Пусть никто из вас никогда не говорит: «О Аллах, прости меня, если хочешь! О Аллах, помилуй меня, если хочешь!». И будьте настойчивы в своих мольбах, потому что Аллах делает только то, что желает, и никто не способен принудить Его к чему-либо».

Четвертая ступень – сотворение Всевышним Аллахом всего сущего. Могущество Аллаха абсолютно, и Он создал творения, которые совершают деяния, вместе с их деяниями. Он создал все, что движется, вместе с этими движениями, и сотворил все, что покоится, вместе с этой неподвижностью и покоем. Всевышний сказал: «Аллах – Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи» (аз-Зумар, 62); «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (ас-Саффат, 96). В «ас-Сахихе» имама аль-Бухари приводится хадис Имрана б. Хусайна о том, что Пророк, ε, сказал: «…И был Аллах, и не было ничего, кроме Него. Его Трон находился на воде, и Он написал в Напоминании обо всем сущем, а затем сотворил небеса и землю».

Для того чтобы вера в предопределение была правильной, обязательно верить в эти ступени. А тот, кто отрицает что-либо из этого, тот не уверовал в предопределение полностью. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!