Возвышение могилы посредством не только той земли, которая вышла из нее, побелка могилы гипсом, подписание ее, воздвижение на ней строения, сидение на ней.



Эти поступки являются ересью, по причине которой впали в заблуждение иудеи и христиане. В конце концов, все они тоже приводят к язычеству. Передают, что Джабир рассказывал: «Посланник Аллаха, ε , запретил белить могилы гипсом, садиться на них, возводить на них строения, возвышать их над землей и делать на них надписи». Этот хадис передали Муслим, Абу Давуд и аль-Хаким.

 

Совершение намаза в направлении могилы или возле нее.

Передают, что Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что посланник Аллаха, ε, сказал: «Не совершайте намаз по направлению к могилам и не садитесь на них». Этот хадис передал Муслим.

Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха, ε, сказал: «Вся земля является местом для совершения земных поклонов, кроме кладбищ и бань». Этот хадис передал Абу Давуд и ат-Тирмизи.

 

Строительство мечетей на могилах.

Эта ересь тоже относится к заблуждениям иудеев и христиан. Ранее мы уже отмечали, что в хадисе Аиши говорится: «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!».

 

Устроение празднеств на могилах.

Священные тексты содержат ясный запрет на совершение этого еретического поступка, причиняющего большой вред. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, ε, сказал: «Не устраивайте на моей могиле празднеств и не превращайте свои дома в могилы. Испрашивайте для меня благословения, где бы вы ни были, ибо ваши благословения достигают меня». Этот хадис передал Абу Давуд и Ахмад.

 

Совершение путешествия ради посещения могилы.

Поступать так запрещается, потому что в конечном итоге это может привести к язычеству. Передают, что Абу Хурейра, ε, рассказывал, что пророк, ε, сказал: «Запрягать животных можно только для путешествия к трем мечетям: Заповедной мечети, мечети посланника, ε , и мечети аль-Акса». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

 

Вопрос 6. Поиск близости к Аллаху.

а) Определение.

Арабское слово «тавассул» произошло от слова «василя». Лексически оно означает «достижение желаемого», «стремление к цели». В шариате же под ним подразумевается обретение довольства Аллаха и рая посредством совершения узаконенных поступков и избежания запрещенных деяний.

 

б) Значение слова «василя» в Священном Коране.

Это слово встречается в Священном Коране дважды:

1. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите близости к Нему и сражайтесь на Его пути, – быть может, вы преуспеете» (аль-Маида, 35).

2. Всевышний сказал: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (аль-Исра, 57).

В обоих аятах оно означает «близость к Аллаху благодаря совершению богоугодных поступков». Хафиз Ибн Касир в толковании первого аята передал слова Ибн Аббаса о том, что слово «василя» означает «близость». Похожие высказывания он передал со слов Муджахида, Абу Ваиля, аль-Хасана аль-Басри, Абдуллаха бин Касира, ас-Судди, Ибн Зейда и многих других.

Что же касается второго аята, то славный сподвижник Абдуллах бин Масуд разъяснил обстоятельства его ниспослания, которые позволяют лучше уяснить его смысл: «Этот аят был ниспослан по поводу группы арабов, поклонявшихся группе джиннов. Эти джинны обратились в ислам, а поклонявшиеся им люди даже не подозревали об этом».

Из этого ясно видно, что под близостью к Аллаху понимаются все праведные деяния и славные обряды поклонения, посредством которых можно приблизиться к Аллаху. Именно поэтому в аяте говорится: «…ищут близости к своему Господу…» Это значит, что они ищут возможности приблизиться к Аллаху и заслужить Его довольство посредством праведных деяний, которые могут приблизить к Нему.

 

в) Категории поиска близости к Аллаху.

Поиск близости к Аллаху можно разделить на две категории: дозволенный и запрещенный.

 

1. Дозволенный поиск близости к Аллаху – это приближение к Аллаху посредством правильных, узаконенных в шариате поступков. Для того чтобы уяснить это, следует обратиться к Корану и Сунне и узнать, что в них сказано по этому поводу. Если Коран и Сунна называют какой-либо способ приближения законным, то искать близость к Аллаху таким образом разрешается. В противном случае, поступать так запрещается.

 

Шариат дозволяет искать близости к Аллаху тремя способами:

1. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством Его прекрасных имен и великих качеств. Так поступает мусульманин, когда обращается к Аллаху со словами: «О Аллах, я прошу у Тебя благополучия, ведь Ты – Милостивый, Милосердный!» или «О Аллах, я прошу Тебя простить меня и помиловать ради милости Твоей, которая объемлет все сущее!».

Доказательством законности такого способа приближения к Аллаху являются слова Всевышнего: «У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (аль-Араф, 180).

2. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством праведного поступка, совершенного самим рабом. В этом случае человек, например, говорит: «О Аллах, прости меня ради моей веры в Тебя, ради моей любви к Тебе, ради моей приверженности дороге Твоего посланника!» или «О Аллах, я прошу у Тебя избавления ради моей любви к Твоему пророку Мухаммаду, ε, и ради моей веры в него!» Молящийся также может вспомнить какое-либо из существенных праведных деяний, которое он совершил, чтобы посредством него приблизиться к своему Господу. Об этом упоминается в истории троих людей, оказавшихся запертыми в пещере, которую мы еще перескажем.

О законности такого способа свидетельствуют высказывания Всевышнего: «…которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне» (Аль Имран, 16); «Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих» (Аль Имран, 53).

К числу таких доказательств относится и история о трех людях, оказавшихся запертыми в пещере. Абдуллах бин Умар рассказывал, что слышал, как посланник Аллаха, ε, сказал: «Трое людей из числа ваших предшественников шли по дороге, когда начался ливень. Они укрылись в пещере, как вдруг выход из нее оказался загорожен. Тогда один из них сказал: «Клянусь Аллахом, спасти вас может только искренность! Пусть каждый из вас попросит Аллаха помочь ради поступка, о котором ему известно, что он совершил его искренне». Один из них сказал: «О Аллах, был у меня работник, который работал на меня за фарак риса. Затем он ушел от меня и не взял его. Я же взял этот фарак и посеял его, а на заработанные средства я купил коров. Но затем он пришел ко мне и потребовал от меня свой заработок. Тогда я сказал ему: «Ступай к тем коровам и уводи их». Он ответил мне: «Ты должен мне всего лишь фарак риса». Я сказал ему: «Ступай к тем коровам, потому что они куплены на этот фарак, и уводи их». Если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут скала немного отодвинулась. Затем второй сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и каждый вечер я приносил им молоко, которое давали мои овцы. Однажды ночью я задержался и пришел, когда они уже легли спать. Моя жена и мои дети плакали от голода, но я не стал поить их, пока не напились мои родители. Я не захотел будить их и не захотел оставлять их, чтобы они не ослабли, не напившись. Я прождал, пока не рассвело, и если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут скала еще немного отодвинулась, так что они смогли увидеть небо. Затем третий сказал: «О Аллах, у меня была двоюродная сестра, которую я сильно любил. Я пытался соблазнить ее, но она отказалась уступить мне, пока я не дам ей сто динаров. Я смог найти их, пришел к ней и заплатил ей, а она позволила мне овладеть ею. Когда же я воссел между ее ног, она сказала: «Побойся Аллаха и не переходи за печать без права на то. Тогда я встал и оставил ей сто динаров. Если Тебе известно, что я поступил так из страха перед Тобой, то спаси нас!». Тут Аллах спас их, и они выбрались наружу». Этот хадис передал аль-Бухари.

3. Приближение к Аллаху посредством мольбы праведного человека, на принятие мольбы которого можно надеяться. В таком случае мусульманин, например, отправляется к человеку праведному, богобоязненному, заботящемуся о соблюдении законов Аллаха, и просит его попросить за него Господа избавить его от печали и облегчить его участь.

Законность такого способа подтверждается тем, что сподвижники просили пророка, ε, молиться за них в общем и в частности.

В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима приводится следующий хадис Анаса бин Малика: «Однажды в пятницу, когда посланник Аллаха, ε, стоял, читая проповедь, через дверь, расположенную напротив кафедры, вошел мужчина. Он встал лицом к посланнику Аллаха, ε, и сказал: «О посланник Аллаха! Скотина подохла, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь». Тогда посланник Аллаха, ε, поднял руки и сказал: «О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас! О Аллах, напои нас!». Нет, клянусь Аллахом, мы не видели на небе ни единой тучи, ни единого облачка, мы не видели ничего. Между нами и Салой не было ни одного дома, и вдруг из-за нее появилась туча, подобная щиту. Достигнув середины неба, она стала распространяться, а затем полил дождь. Клянусь Аллахом, шесть дней мы не видели солнца. В следующую пятницу, когда посланник Аллаха, ε, стоял, читая проповедь, через ту же самую дверь снова вошел мужчина. Встав лицом к посланнику Аллаха, ε, он сказал: «О посланник Аллаха! Имущество погибло, и мы лишились средств существования. Помолись же Аллаху, чтобы Он прекратил проливать дождь». Посланник Аллаха, ε, поднял руки и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас. О Аллах, на возвышенности, на горы, на холмы, на заросли деревьев». Тут дождь прекратился, и мы вышли и пошли под солнцем». Шарик сказал: «Мы спросили Анаса, был ли это один и тот же мужчина. Он ответил: «Я не знаю».

В сборниках аль-Бухари и Муслима также приводится хадис о том, что среди последователей пророка, ε, будет семьдесят тысяч тех, кто войдет в рай безо всякого расчета и наказания. Затем он сказал: «Это будут те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают только на своего Господа». Тогда поднялся Уккаша бин Михсан и сказал: «Помолись Аллаху, чтобы я стал одним из них». Он сказал: «Ты будешь среди них». Еще одним доказательством может служить упоминание пророком, ε, Увейса аль-Карани, о котором он сказал: «Попросите же его, чтобы он помолился о прощении для вас».

Искать близости к Аллаху таким способом разрешается только тогда, когда человек, которого просят помолиться Аллаху, жив. Обращаться к нему с такими просьбами после его смерти запрещается, потому что он уже не способен совершать деяния.

 

2. Запрещенный поиск близости к Аллаху – это попытка приблизиться к Всевышнему Аллаху посредством поступков, которые шариат не относит к средствам приближения к Господу. Эти деяния одно опаснее другого, и мы перечислим некоторые из них.

1. Приближение к Всевышнему Аллаху посредством мольбы к мертвым и отсутствующим поблизости, обращение к ним с просьбой о спасении, удовлетворении нужд, избавлении от печали и т.п. Все это относится к проявлениям великого многобожия, которое выводит человека из лона ислама.

2. Приближение к Аллаху посредством совершения обрядов поклонения возле могил и мавзолеев, посредством обращения к Аллаху с мольбой возле них, установления на них фонарей, покрывал и т.п. Эти деяния являются проявлениями малого многобожия, несовместимого с совершенным единобожием. Кроме того, все они в конечном итоге приводят к великому многобожию.

3. Приближение к Аллаху благодаря высокому положению пророков и праведников, благодаря тому высокому месту, которое они занимают перед Аллахом. Поступать так запрещено, более того, это является ересью. Аллах не узаконил такой способ приближения к Нему и не позволял его. Всевышний сказал: «Аллах позволил вам это…?» (Йунус, 59). Высокое положение праведников перед Аллахом приносит пользу только им самим, как об этом сказал Всевышний: «Человек получит только то, к чему он стремился» (ан-Наджм, 39). Поэтому такой способ приближения к Аллаху не был известен во времена пророка, ε, и его сподвижников, и многие богословы ясно заявляли о том, что поступать так категорически запрещено.

Имам Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Нельзя говорить во время мольбы: «Я прошу Тебя ради такого-то, или ради Твоих угодников и посланников, или ради Заповедной мечети и Заповедного места».

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!