Сущность вещей языком оригами



Наина Курбановна Ильина

Оригами. Необычные модели для развития фантазии

 

Поделки-самоделки –

 

 

Наина Курбановна Ильина

Оригами. Необычные модели для развития фантазии

 

Введение

 

Наше восприятие мира формируется с детства. Каким его рисует ребенок в своем воображении, зависит во многом от окружения. Если малыш растет и развивается, общаясь с интересными людьми, в окружении исполненных духовной красоты предметов, его мир подобен разноцветной радуге. А в прекрасном мире хочется творить и развиваться, для того, чтобы сделать его более совершенным. Для создания прекрасного необходимо обладать тонким чутьем и воображением. Воображение – это раскраска нашего собственного мира. Его развитию у ребенка способствует изготовление разнообразных поделок собственными руками. Через это занятие ребенок учится создавать красоту сам, приобретает навыки для перехода во взрослую жизнь.

Способности и задатки к творческой деятельности имеются у каждого человека, но находят применение далеко не у всех. Эти способности необходимо и можно развивать.

Гармонически правильное развитие детей во многом зависит от эстетического воспитания. С раннего детства у человека формируется чувство прекрасного. И оттого, что в этих представлениях отразилось, зависит и будущее человека, и его внешность, и одежда, и поступки, а также то, как он строит отношения с другими людьми.

Эстетическое воспитание – это не только воспитание посредством труда, знакомством с природой, окружающей средой. Понятия труд, красота и нравственность неразрывно связаны между собой, поэтому детям необходимо трудиться, полюбить трудовую деятельность. У каждого ребенка свои уникальные интеллектуальные и творческие способности, но умение работать руками очень важно, поскольку через него можно воздействовать на творческую работу ума. Дети развиваются, постигают законы красоты, гармонии, формируют творческие способности и воспитывают в себе нравственные качества посредством трудовой деятельности.

Одним из самых доступных материалов для творчества является бумага. Оживая в руках ребенка, она превращается в настоящее произведение искусства, открывая возможности для развития творческой натуры. Работа с бумагой в технике оригами, поскольку это ручной труд, также способствует гармоничному развитию личности. Нет такого ребенка, который бы с младенчества не любил возиться с бумагой. Малыши любят мять, рвать бумажные листы, любимые детские книжки. Психологи говорят, что рваные книжки оказывают благотворное воздействие на маленьких детей, считают это своеобразной подготовкой к творчеству. Подрастая, дети начинают мастерить из листов бумаги готовые отправиться в рейс самолетики, «бомбочки», пароходики, лягушки.

Складывание фигурок из бумаги появлялось буквально в каждой стране после ее изобретения и более‑менее широкого использования, точно так же, как в культуре каждой страны широко распространено складывание из ткани каких‑либо вещей (к ним можно отнести восточные чалмы, греческие туники и индийские сари и иные украшения). Поэтому можно сказать, что складывание фигурок из бумаги вытекает из развития общечеловеческих потребностей и прогресса, но и несет на себе отпечаток характера того человека, что складывает какую‑либо фигурку.

Искусство «оригами», что в переводе с японского означает «складывание из бумаги», появилось одновременно с изобретением бумаги.

В Европе бумагу стали называть по аналогу с ее предшественником – папирусом. Папирус появился в Древнем Египте около 3,5 тыс. лет до н. э. Его делали из тростника. Для изготовления папируса от стебля бамбука брали только нижнюю часть длинной около 60 см. Ее очищали от наружного слоя, а белую сердцевину разделяли на полосы и несколько дней вымачивали в воде. Таким образом, полоски разбухали, а водорастворимые вещества удалялись. Полученные размягченные полоски выдерживали под прессом, затем опять погружали на сутки в воду. Такую операцию проделывали несколько раз до тех пор, пока полоски не приобретали кремовый оттенок и не истончались до полупрозрачного состояния. После этого их окончательно просушивали, прессовали и разглаживали камнем. Но папирус производили лишь до V в. н. э., позже его производство сильно сократилось, а с появлением бумаги папирус утратил значимость и его перестали производить в промышленных масштабах.

Во II в. до н. э. у папируса появился конкурент – пергамент. Его стали производить в Малой Азии в городе Пергаме (от города пергамент и получил свое название). Пергамент служил прекрасным материалом для письма. Ввиду того, что изготавливали его из кожи молодых животных, он был намного прочнее, эластичнее и долговечнее своего конкурента. Да и в использовании он был гораздо удобнее и практичнее. В случае необходимости на нем можно было писать с обеих сторон, смыть ненужный или ошибочный текст. У такого материала был только один недостаток – довольно трудоемкое производство, что отражалось в свою очередь на его цене.

По мнению ученых в III–IV вв. до н. э. уже существовали материалы, напоминающие бумагу. Технологию изготовления этого нового и необычного для того времени материала китайцы могли перенять от туркменов. В восточном Туркестане умельцы научились изготавливать очень тонкий войлок, тщательно размочив небольшие кусочки шерсти в воде, которые впоследствии отлавливали ситом, отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили.

В Китае вместо шерсти стали использовать растительные волокна, а точнее – измельченные кусочки коры тутового дерева, размочаленные стеблями бамбука. В результате получили совершенно новый материал – бумагу.

В 105 г. н. э. чиновник Цай Лунь официально доложил императору о появлении новой технологии. Это и стало считаться официальной датой «появления» бумаги. В VI в. н. э. в Китае возникли бумажные деньги Фэй‑Тянь (летающие монеты).

В Китае секрет изготовления бумаги тщательно охранялся, однако в VII в. н. э. странствующий буддийский монах Дан‑Хо, который «был богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добрался до Японии и передал секрет изготовления бумаги. Таким образом, в 610 г. технологии производства бумаги появились в Японии («Японские хроники»).

В Японии придерживались следующей технологии производства бумаги. Коконы шелкопряда варили, выкладывали на циновку, тщательно промывали, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды просушивали. Верхний слой удаляли, в результате чего на циновке образовывался тонкий волокнистый слой, преобразующийся после отглаживания в лист бумаги. Затем дорогое сырье заменили на более дешевое: на стебли бамбука, древесную кору, коноплю, тряпье. Со временем японская бумага перестала уступать, а впоследствии начала превосходить по качеству китайскую.

Старинная технология производства бумаги существует в Японии и до настоящего времени. Маленькие мастерские и сейчас изготавливают вручную отдельные и дорогие листы бумаги «Ваши». У этой бумаги особенные свойства, она очень прочная, выдерживает несколько тысяч сгибов, и поэтому ее часто используют вместо стекол в японских домах. Бумагу «Ваши» применяли после окончания первой мировой войны при подписании «Версальского договора о мире».

В Европу бумажное производство пришло от арабов в XI–XII вв. Первоначально оно стало развиваться в Италии, Испании и Франции. Позже распространилось и в других странах. Итальянцы внесли некоторые усовершенствования в процесс производства и стали получать бумагу с водяными знаками, заменили для проклейки исходного материала животный клей на растительный и т. д. Изменения привели к получению более качественной массы для производства бумаги.

Наибольшее развитие оригами получило в Японии, которая теперь признана истинной родиной данного вида прикладного творчества.

В Японии оригами не только любимое хобби. У японцев возникла некоторая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ориками»). Примером такого ритуала является изготовление маленьких бумажных коробочек Санбо, в которые клали жертвоприношения в синтоистских храмах (кусочки рыбы и овощей). В XIV в. оригами перестало быть только религиозным атрибутом и достигло императорского двора. Все аристократы, представлявшиеся ко двору, должны были иметь некоторый навык складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, выступали в те времена символом дружбы или пожеланиями удачи для любимого человека.

Такие фигурки часто выражали больше внимания, любви, чем слова записки. Владение искусством оригами являлось признаком хорошего образования и изысканных манер. У некоторых знатных семей фигурки оригами выступали в качестве герба или печати.

У детей из бедных японских семей бумажные игрушки в течение многих веков оставались единственной радостью. Секреты оригами передавались по наследству из поколения в поколение, их тщательно оберегали и сохраняли втайне от посторонних. И лишь когда оригами по праву стало одним из видов японского искусства, его секреты открылись для масс, появились и настоящие любители оригами.

В XVI–XVIII вв. оригами из церемониального искусства преобразовалось в приятное времяпровождение. В этот период появилось много моделей, которые сейчас считаются классическими (японский журавлик (цуру) и др.).

Во второй половине XIX в. Япония перестала быть закрытой страной, в результате чего мир познакомился с элементами ее культуры, в том числе с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Но в Европе и до этого времени существовало ремесло, напоминающее оригами. Испания может похвастаться своим собственным независимым открытием фигурок, например, птичками‑«пахаритами». Но бумага в Европе была материалом редким и дорогим, поэтому в тот период чаще складывали ткань – воротники (в костюмах XVI–XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые стали символом сестры милосердия, монахини, горничной.

В Европе среди почитателей оригами можно выделить Леонардо да Винчи, автора «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола, Льва Толстого.

Немецкий педагог Фридрих Фребель пропагандировал складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Впоследствии школьники разных стран мира стали заниматься оригами с целью развития способностей.

Революционное развитие оригами произошло благодаря усилиям всемирно известного оригамиста Акиры Йошизавы. Акира Йошизава стал автором сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он доказал, что искусство складывания является авторским и способствовал его распространению по всему миру. Знаменитый японец изобрел несложные условные обозначения, позволяющие представить процесс изготовления фигурки в виде серии рисунков – чертежей. Этими условными знаками пользуются большинство людей, занимающихся оригами.

В последние сорок лет оригами достигло наибольшего расцвета: клубы оригамистов появились не только в Японии, но и в Голландии, Англии и многих других развитых странах.

Благодаря оригами из обычного листа бумаги путем его многократного сложения можно создать целый мир из растений, птиц, животных и сказочных существ. Прыгающие лягушки, бумажные кораблики и самолетики, газетные пилотки для защиты головы от солнца, кулечки для семечек – все это простейшие формы оригами, с которыми знаком практически каждый человек. Оригами входит в нашу повседневную жизнь в виде упаковки подарков, создания бумажных пакетов, шкатулок и коробочек для хранения милых сердцу вещей, елочных украшений и т. д. Поэтому в прошлые века оригами являлось обязательным предметом в образовании девушек, развивая у них творческие и художественные способности.

В древние времена, когда бумага была редкостью, только богатые и уважаемые люди могли ее использовать, а техника оригами была искусством для избранных. Первыми начали складывать фигурки из бумаги монахи, вкладывая в них религиозный смысл. Затем бумагу стали использовать в праздничных и свадебных церемониях, в качестве подарков и украшений для дома.

Современные дизайнеры с помощью оригами оформляют витрины магазинов, разнообразные выставки и презентации, используют элементы этого искусства при выполнении театральных, карнавальных и праздничных костюмов. Оригами нашло свою нишу и в строительстве: инженеры оценили надежность и удобство хранения и транспортировки быстровозводимых складчатых конструкций. Некоторые принципы оригами используются при создании раскрывающихся антенн космических кораблей.

Во всем мире оригами нашло своих поклонников, и их число с каждым днем увеличивается. Дети ради занятий любимым искусством отрываются от компьютеров и телевизоров, взрослые поклонники оригами проводят олимпиады, мастер‑классы, выставки, семинары, конференции, создают сайты, затем, подводя итог своему труду, издают журналы и книги и даже снимают фильмы. В Японии, а затем и в других странах, подтвердили, что оригами улучшает память, внимание, общее самочувствие детей и взрослых.

В использовании оригами в учебном процессе, было два заметных минуса:

1. До середины XX в. не было простого и понятного способа описания известных и новых моделей, который обходился бы без непосредственного показа складывания одному человеку другим (словесно описать даже самые простые модели было очень трудно).

2. Устаревшая система образования во многих странах и в XX в. не придает значения творчеству, главная задача обучения – механическое освоение (запоминание, заучивание) уже известного. Например, на занятиях литературой учащимся никогда не предлагают написать стихотворение самим, на занятиях математикой – самому доказать теорему, на биологии – ухаживать за растениями и животными на практике и т. д.

А на занятиях оригами, которые являются именно творческими, все недостатки такого подхода к образованию проявляются с удвоенной силой. Простой и понятный графический язык оригами, состоящий из нескольких видов линий и стрелок, создал Акире Йошизаве, благодаря чему первый минус обучения этому искусству отпал – процесс складывания отныне можно было передать графически, «зарисовать». Чтение получаемых картинок оказалось вполне доступно даже большинству младших школьников. Число схем оригами стало быстро расти и сегодня исчисляется многими тысячами. Среди этого многообразия легко подыскать фигурку на самый разный вкус, подходящую по тематике, разной сложности и трудоемкости…

Это великое изобретение А. Йошизавы навсегда внесло его имя в анналы истории как собственно оригами, так и лингвистики, информатики, воспитания и педагогики, дизайна, оздоровительной и профилактической медицины и т. д. Постоянно изобретая новые оригами, Йошизава находил, придумывал и привносил в массы приемы постепенной и последовательной подготовки учащихся к самостоятельному творчеству в оригами. При таком подходе занятия оригами становились очень интересными для обучающихся. Данный подход все больше распространялся и был назван «творческим оригами».

История оригами в России насчитывает столетия. Доподлинно известно, что Л. Н. Толстой и К. С. Станиславский складывали фигурки из бумаги, любил это занятие и цесаревич, будущий император Николай II.

Современный этап развития оригами в качестве учебного предмета и направления дизайна начинается с конца 1980‑х – начала 1990‑х годов. В это время создаются первые клубы любителей оригами (к примеру, Московский клуб оригами, Омский центр оригами, Киевский клуб оригами), издаются схемы по оригами, сначала среди других «головоломок», затем и отдельно. Выходят брошюры и книги по данному искусству.

Оригами развивает логическое и образное (пространственное) воображение, позитивно влияет на мышление и память и дарит положительные эмоции от самого процесса и результата труда.

Школьники младших классов с большим интересом складывают новые фигурки, с удовольствием играют с ними, дети постарше с помощью оригами наглядно знакомятся с целым рядом геометрических понятий. Медики и физиологи отмечают, что занятия оригами замечательно сказываются на положительном эмоциональном фоне детей, дают отдохнуть от напряженного учебного процесса, избавляют от хронических нервных стрессов. Оригами позволяет выявить и пробудить у детей логическую и образную память, развить мышление, внимание.

Занятие оригами очень нравится малышам. Это искусство кажется им загадкой, и они удивлены невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Это настоящее чудо! Из одного и того же листа можно сделать кораблик, самолетик, шапку, дракона, птиц, животных и множество других интересных вещей. Сколько радости доставляет это ребенку!

Как и в любой игре, самое главное удовольствие доставляет сам процесс, а не конечный результат. Дети испытывают огромное чувство удовлетворения от выполненной своими руками игрушки.

В оригами очень много уровней сложности: от простого самолетика, который может выполнить любой ребенок, до фигур, которые лишь немногие мастера могут сложить. И уровни сложности в данном искусстве будут возрастать непрерывно, это постоянно развивающийся вид деятельности.

Оригами не только поможет интересно провести свободное время, но и разовьет мелкую моторику. Благодаря развитию мелкой моторики оригами оказывает влияние на общее интеллектуальное развитие, в том числе и на речь. Вспомним слова Сухомлинского В. А.: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Оригами помогает конструктивно мыслить, комбинировать, развивает пространственное мышление, творческое воображение, художественный вкус. Оно стимулирует также развитие памяти, ведь чтобы выполнить поделку, ребенок должен запомнить последовательность ее изготовления, а также способы складывания.

Оригами концентрирует внимание, поскольку приходится сосредоточиться на процессе изготовления, если требуется достигнуть желаемого результата. Оригами также развивает интуитивное мышление.

 

Использование оригами на уроках труда не только доставляет радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. Педагоги разных стран утверждают, что данный вид творчества развивает пространственное воображение, влияет на творческие и исследовательские способности, помогает развить чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрирует внимание, повышает уверенность в своих силах и способностях, знакомит детей с основными геометрическими понятиями; расширяет коммуникативные способности; развивает наблюдательность, художественно‑эстетический вкус, приучает к самостоятельности и аккуратности при работе.

Оригами помогает создать игровые ситуации. Выполнив из бумаги маски животных, дети становятся как будто сказочными героями, разыгрывают сценки из сказок. Систематические занятия с ребенком оригами гарантируют его всестороннее развитие и хорошую подготовку к школьному обучению. Дети пятилетнего возраста на занятиях оригами могут сохранять довольно длительное время определенную позу за столом, у них повышается гибкость и точность движений.

Нервная система детей дошкольного возраста легковозбудимая, что проявляется в их малой сосредоточенности, некоторой неуравновешенности. Окостенение скелета ребенка продолжается в течение всего дошкольного возраста. К пяти годам хрящевыми остаются только части костей, кисти рук и ступни ног. Поэтому еще не оформившаяся до конца и не полностью развитая костно‑мышечная ткань туловища, а также рук, не дает пятилетнему ребенку легко и просто выполнять мелкие и точные движения, делать штриховку, плести, складывать. Такие занятия для ребенка дошкольного возраста являются большим трудом. Часто и подолгу заниматься данными видами деятельности ему вредно и очень утомительно. Однако именно занятия оригами очень полезны для развития мелких и точных движений рук, установления координации. Вырезая, раскрашивая, складывая из бумаги, ребенок тренирует свою руку и учится согласовывать ее работу с работой глаза. Такая координация зрения и движения является необходимым условием для дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, его качество повышается. Поэтому важно заниматься с ребенком именно такими видами деятельности. К концу дошкольного возраста скелет малыша уже более крепкий. Его руки не только становятся более сильными, но и более подвижными, ловкими. Координация и точность движений возрастает. Многие выполняемые движения и действия ребенка контролируются его сознанием. Это соответствует возрастным возможностям 6–7‑летних детей. Волевая регуляция движений является большим достижением для семилетнего ребенка. Нервные связи в коре головного мозга детей данного возраста становятся прочными и устойчивыми. У 6–7‑летних детей улучшается вся мыслительная деятельность, которая включена в процесс восприятия. Они начинают анализировать предложенные им предметы, выделяют общие для этих предметов признаки и находят их индивидуальные особенности. Развивающаяся у 6‑7‑летнего ребенка способность произвольно управлять своими действиями особенно четко выступает в их памяти, ведь в таком возрасте еще велико значение интереса для запоминания нужного материала.

Можно сказать, что традиционное японское искусство стало универсальным международным средством мира и дружбы без слов. Теория изобретений говорит о том, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Это и есть оригами, в котором из одной детали (листа) можно выполнить тысячи и тысячи разнообразнейших фигурок.

Большинство игрушек оригами создают из цветной бумаги квадратной или прямоугольной формы, применяя в определенной последовательности способы и приемы сгибания заготовки.

Чувства и эмоции – это то, что влияет на восприятие мира человеком. Именно они формируют отношение человека к вещам, событиям и явлениям. При воспитании важно не только научить, но пробудить чувства. Это возможно осуществить с помощью техники оригами.

 

Легенды об оригами

 

Развить фантазию и воображение ребенка при работе с бумагой и создании оригами помогут легенды, связанные с японской культурой и, в частности, со складыванием фигур оригами.

Самая известная из дошедших до нас легенд об этом японском искусстве напрямую связана с фигуркой оригами – бумажным журавликом.

В восточной культуре журавль символизирует любовь, веру и надежду. Из легенды следует, что если сложить тысячу подобных фигурок, а затем подарить их окружающим людям, то может исполниться самое заветное желание.

По легенде очень давно на земле жил бедный мастер, посвятивший всю свою жизнь оригами. Он был очень добр ко всем и ко всему, что его окружало. Его основным занятием было складывание из листов бумаги различных фигурок, которые он раздавал детям.

Однажды он повстречал на пути странствующего монаха и подарил ему фигурку журавлика. Это растрогало монаха, и он сказал: «Складывай свои фигурки дальше. Главное – твоя вера в их важность. Даже если вокруг война, оставайся верен своему искусству, и оно отблагодарит тебя, сделав богатым и известным».

Через некоторое время на самом деле началась война. Молодые отправились воевать на эту продолжительную и кровопролитную войну. А бедный мастер упрямо продолжал собирать свои фигурки, чем раздражал окружающих людей. Разозлившись, соседи решили сжечь его дом, но оказавшись в нем, они были восхищены разнообразием и великолепием фигурок. Добрый мастер подарил каждому из вошедших в его дом людей понравившуюся фигурку. На глазах у гостей мастер сделал из листа журавлика, который ожил в его руках и улетел – он был вестником мира. Люди воодушевились, поверили в себя, и вскоре одержали победу в войне.

По завершению второй мировой войны журавлик стал олицетворением мира и свободы. Кроме того, он стал символом избавления от ядерной угрозы и лучевой болезни. Это связано с еще одной, очень похожей на быль легендой о девочке по имени Садако Сасаки. В 1945 г. во время бомбардировки Хиросимы она потеряла родителей и сама стала жертвой лучевой болезни. В больнице она начала складывать журавликов из бумаги. Девочка верила в легенду о тысячи журавлей, которые исполняют желания. Она складывала фигурки и непрестанно молилась о своем выздоровлении и о мире на всей планете.

Но желание не осуществилось. Девочка умерла 25 октября 1955 г., сделав лишь 644 журавлика. Но ее идею подхватили люди по всему свету, они складывали журавликов и отправляли их в музей мира, чтобы сбылось хотя бы одно желание девочки о мире на всей земле. В результате маленький бумажный журавлик стал олицетворять мир на планете.

Другая древняя легенда говорила о том, что фигурки оригами хранят в себе часть души человека, который ее сделал. Люди верили, что, складывая фигурки, человек вкладывает в них частичку себя. Говорят, что однажды одного богатого человека отблагодарили, преподнеся ему большой оригамный шар. Но богач не нашел ему места в своем доме и подарил своей пожилой матери, жившей неподалеку. Как‑то ее сын заболел, но злая невестка не разрешила матери навестить. После его смерти, когда матери рассказали о случившемся, она уже все знала, потому что в минуту смерти ее сына шар, который он ей подарил, упал и рассыпался на части.

По мнению японцев, если дар мастера вдруг испортился или порвался, то заболеет сам мастер. Веря в эти приметы, оригамисты просят хранить свой подарок как талисман и редко дарят изготовленные фигурки незнакомцам.

При этом японцы верят в успех и удачу, которые приносят талисманы оригами. Поэтому их нередко используют в качестве символов. Например, значок автомобильной фирмы Митцубиши является фигуркой оригами. Если люди поверят в добрую силу фигурки, она сразу же становится талисманом на удачу. Это нашло отражение в еще одной интересной легенде.

В далекие времена жила богатая девушка, которая не хотела принимать ухаживания бедного юноши. В свою очередь настойчивый влюбленный каждый день клал на ее подоконник букет цветов. Когда пришла зима и живые цветы исчезли, он начал делать их из бумаги, вкладывая в них всю свою любовь. Обычно цветы с подоконника выбрасывала служанка, но однажды она не сделала это и девушка взяла в руки бумажный нарцисс необыкновенной красоты, источающий настоящий, живой аромат. Тогда она осознала силу любви бедного юноши и приняла его ухаживания.

Созданные руками человека фигурки оригами на самом деле обладают особой энергией. Доказано, что в помещениях, где в качестве украшений используются оригами, положительная энергетика во много раз превосходит энергетику в обычных комнатах. Поэтому фигурки оригами даже пытаются применять для излечения от болезней.

 

Философия оригами

 

Оригами можно сравнить с системой видения мира, с иероглифическим письмом, в котором символами вместо иероглифов выступают бумажные фигурки. В символах, переданных через сложенный лист бумаги, находит отражение и окружающий мир, предметы и явления. Через язык оригами перед нами виден весь мир, о котором говорится особым абстрактным языком. Очень интересно установить, что лежит в истоках этого лингвистического механизма. Столь необычно выполненные фигурки тем не менее понятны и доступны всем людям из всех стран мира. Это и объясняет популярность оригами во всём мире. Но в этом искусстве, как и в каждом культурном явлении, которое имеет свои глубокие корни, имеется своя философия и своя уникальная внутренняя концепция. Поэтому, выполняя фигурки из квадрата бумаги, человек получает возможность соприкоснуться с чем‑то большим, чем просто механическое изучение навыков объемно‑пространственного конструирования. У него появляется шанс постичь глубины восточной философии.

Оригами также можно использовать в качестве учебника по формированию объемно‑пространственных символов, которые выполнены при помощи единого художественного и конструктивного закона. Язык оригами имеет четкую и ритмическую организацию. У него есть единый модуль и модульная сетка, что обуславливает гармоничность соотношения малых и больших элементов. Кроме визуальной выразительности, достигнутой при помощи лаконичности и выдержанности в одном ключе всех элементов этого удивительного языка, дизайнеров современности привлекает и основательное конструктивное начало, которое тоже присуще оригами.

В оригами возможности бумаги принимать любую нужную форму используются очень широко. Складка (сгиб, фальцовка) в данном случае имеет самое главное, ключевое значение. Она помогает сделать конструкцию. «В мире постоянны только перемены» – это великое открытие буддизма. И действительно – что делает человек, складывая оригами? Он последовательно развивает нужную ему картину до тех пор, пока не появится в ней то, что требовалось, при этом ничего не убавляя, не отрезая, а только лишь изменяя. Некоторые называют оригами скульптурой, но это не так. Скульптура является искусством со знаком минус (мастер отнимает все, что не является скульптурой). Оригами – это искусство без знаков математики, оно – искусство постоянных перемен. «Все течет, все изменяется» и «дважды нельзя войти в одну реку» – об этих истинах мы узнали от древних греков. Но они, убедившись в этом, отвернулись от логичных изменений, как от помехи, и обратили свое внимание только на общие законы, поиск того, что, пусть и не существует вечно, но по крайней мере не мелькает перед глазами. Японцы сосредоточились на том, что непрочно, создали из этого целое искусство, хрупкое и одновременно вечное.

 

Сущность вещей языком оригами

 

С помощью оригами к человеку приходит некое особое видение мира, чистое, не закрытое внешними признаками. Когда человек смотрит на любую фигурку оригами, то сразу замечает четкую ритмическую организованность, чуждую излишеств и каких бы то ни было украшательств, никакие ненужные, лишние элементы не мешают основной композиции. Они как бы выражают самую сущность вещей и предметов.

Людям, не знакомым с искусством оригами, удивительно: почему, чтобы изобразить, например, собаку, просто не взять и не вырезать ее силуэт из бумаги, не приклеить хвост и уши и не раскрасить ее в какой‑нибудь подходящий для собаки цвет? Мастер оригами на это возразит: если вещь подобна своему прототипу, это не значит, что она правдива. Нужно, выполняя оригами, забыть о внешнем виде того животного, которое делаешь. Главное – увидеть суть, красоту, которая сокрыта в самом оригинале, и лишь намекнуть на нее. Этого будет более чем достаточно. Но это удивительно: неужели, чтобы сделать журавля, необходимо забыть, как он выглядит? Нет, неудивительно. В доказательство можно привести японского бумажного журавлика. Разве он похож на эту птицу? Нисколько! И все‑таки это именно он. Мастеру, впервые сделавшему его, удалось передать в оригами намек на суть самого журавля. Поэтому внешняя схожесть поделки с самим журавлем уже не имела никакого значения. Конечно, если люди этот намек поняли. В оригами важно не то, что сказано, а то, что осталось недосказанным.

То, что в качестве материала для оригами была выбрана именно бумага, несет в себе глубокий символический смысл. Бумага недолговечна, уязвима, поэтому хрупкая поделка очень хорошо ложится на концепцию изменчивого мироздания. Чтобы выполнить какую‑либо конкретную скульптуру из мрамора или глины, мастер выбирает определенный, подходящий именно для этого произведения кусок мрамора или глины. А фигурку оригами нельзя привязывать к какому‑то конкретному листу бумаги. Неизменна лишь квадратная форма листа, но все‑таки каждый раз это новый лист. Традиционные сорта японской бумаги «ваши» прочные, но все же и они не вечны. Так что при неизменном принципе складывания оригами из именно квадратного листа бумаги каждый раз меняется и сама бумага, и форма бумажной фигурки.

Главное в композиции оригами – игра света и тени. Тени, которая отбрасывается объектом или покоится в складках фигурок, отводится основное значение. Создается впечатление, что освещенные части нужны только для того, чтобы подчеркнуть величие и особенность теневых пятен. Равноправие и взаимопроникновение таких темных и светлых сторон оригами символизирует не только единство и борьбу противоположностей инь и ян, но и позволяет посмотреть на мир со стороны, ведь тени подвластно создать настоящий, подлинный образ вещей.

Очень важно обратить внимание на то, как в оригами осуществляется работа с бумагой. Хотя бумага позволяет использовать громадное количество приемов выполнения из плоскости пространственных объектов (сюда можно отнести и вырезание, и скручивание, и лепку из размоченной бумаги), мастера применяют самый естественный, вытекающий из самого материала способ, который проявляет самые существенные для формообразования свойства бумаги. Ребро жесткости в бумагопластике – конструктивная основа. Оригами уникально тем, что ни в одном другом виде народного творчества не получилось выявить и развить бумагу в качестве материала с уникальной выразительностью. Это объясняется и способностью к любованию, созерцанию окружающего мира, которая заложена в самой японской нации, стремлением понять то, как те или иные вещи и материалы существуют, что именно присуще или не присуще тем или иным вещам.

Благодаря развитым коммуникациям и СМИ современная культура быстро превращается в межнациональную. Традиции проникают друг в друга, культуры смешиваются между собой – все это присуще настоящему времени. Из всего того, что накоплено человечеством за тысячелетия, современный человек выхватывает то, что ему могло бы стать интересным и отвечающим современным запросам. Сюда можно отнести оригами, которое обладает целым комплексом принципов, просто необходимых для современного дизайна: модульность, соподчиненность частей в едином целом, условность визуального языка, реализацию действительности при помощи знаков, наличие сетки как моделирующего фактора, выразительность, которая достигается при помощи минимальных средств, ритмическую организованность и многое другое.

Кроме всего вышесказанного, следует отметить, что фигурка оригами – это знак, а визуальные символы в современном мире имеют огромное значение. Мышление современного человека работает в стремительном режиме, ему некогда остановиться и обдумать, поэтому информация лучше усваивается, если она обладает такими чертами, как лаконичность и точность.

Современный мир – это мир сублимированной информации, которая стремится трансформироваться в какой‑либо визуальный образ, знак. Знак сейчас – это самое доступное и востребованное коммуникативное средство. Каждая фирма стремится обзавестись уникальным логотипом, узнаваемым и легко читаемым людьми любой нации и культуры. Эль Лисицкий писал: «Нам известны два вида письменности: знак для каждого понятия – иероглифическое письмо, и знак для каждого звука – буквенное письмо. Преимущества буквы перед иероглифом относительны. Иероглиф интернационален. Это означает следующее: если какой‑нибудь русский, немец или американец запомнит знаки (картинки) для понятий, то он сможет читать по‑китайски или по‑египетски (разумеется, про себя), не зная языка, ибо язык и письменность представляют собой различные, изолированные структуры. В этом и состоит преимущество, которое утратила книга, набранная буквами. И поэтому я думаю, что форма книги в ближайшем будущем станет пластически‑изобразительной… Грядущая книга будет космополитической; для того, чтобы понять ее, потребуется минимальное обучение».

Оригами – это тоже своего рода иероглиф, знак. Не случайно восточное, иероглифическое мышление смогло подарить миру объемно‑пространственное знаковое выражение окружающего мира и действительности – оригами. Именно иероглифическое мышление позволило наделить все фигурки оригами какими‑то общими чертами, оно упорядочило их при помощи модульного жесткого каркаса, отсекло все лишние детали, которые только бы мешали легко и быстро прочитать то, что хочет донести мастер, но оставило ту необходимую долю узнаваемости, которая позволяет знаку не повторять действительность точь‑в‑точь. Оригами – это иероглиф, который вырвался из скучной плоскости листа и превратил его в пространственную, трехмерную знаковую форму.

Можно сказать, что оригами является языком, при помощи которого культура Японии доносит себя в другие страны мира. Оригами – это общение, которое объединяет людей всех возрастов из разных стран. Организации любителей оригами рассредоточены по всему миру. Какие ниши могло бы занять оригами в западном мире? Оригами должно обязательно выучиться говорить на понятном западным людям языке и влиться в современные формы и стадии развития культуры Запада. Если обратиться к работам ранних оригамистов до 50‑х г. XX в., то их поиски, разнообразие их работ вертелось исключительно вокруг размеров квадрата бумаги, они не задавали себе вопрос: «А почему именно квадрат?» В настоящее время этот вопрос задан. Оригами разделилось на три широких потока с множеством ответвлений в каждом. Первый поток – это традиционные оригами, выполненные из квадрата без надрезов. Такое оригами развивается благодаря поискам новых заготовок, из которых затем складывается одно, а иногда даже несколько разных оригами. Также сюда относится поиск новых узлов, которые используются затем и в других работах. Например, роза Кавасаки – ее закрученный узел сейчас встречается во многих сложных моделях. Оригами первого потока достигли высокой технической сложности в течение быстрого времени. Для их выполнения нередко требуется несколько часов даже для искушенных в технике оригами людей. В этом смысле западные модели оригами данного потока намного превосходят по сложности японские традиционные поделки оригами.

Второй поток – это модели, которые выполнены из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, а также из пяти‑, шести‑, восьмиугольников. Последняя новинка потока – оригами из листа писчей бумаги стандартного формата А4.

К моделям второго потока относятся и оригами, выполненные из половинки, четвертушки, восьмушки квадрата и т. д., то есть из двух, трех, четырех квадратов и т. д. Сюда входят и модели, сплетенные из бесконечной ленты, где оригами практически переходит в макраме.

Современные оригамисты, привыкшие мыслить буквенно, постепенно перешли от традиционного японского оригами, в основе которого лежит преобразование квадрата как иероглифа, к современному западному линейному, или аналитическому оригами.

Третий поток был образован, когда оригамист впервые выполнил модель из двух частей, а потом и из трех, четырех и т. д. Эти части называются модулями. Необходимо при этом обратить внимание на то, что отдельные модули, хоть и выполнены из квадратов, теряют свою индивидуальность и сами по себе значат уже не больше, чем отдельная буква в слове. Иероглиф‑картина постепенно сменился линейной строчкой, он превратился в слово, составленное из букв. Восточный иероглиф заменился привычным западному человеку словом. Каждый из крупных потоков потихоньку распался на великое множество отдельных жанров, в которых появились и свои мастера.

Япония для западного человека всегда была загадочной, закрытой для понимания, он может лишь надеяться, что постиг суть восточного отношения к жизни, но на самом деле понимание жизненного процесса в европейском смысле этого слова, которое является нашей сутью, нам никогда не позволит понять Восток до конца. Нужно родиться и вырасти в той загадочной культуре, чтобы понятия о ней были хотя бы минимально достоверны.

Красивые бумажные поделки способствуют развитию фантазии, творческого воображения, сообразительности, порядку и аккуратности. Занимаясь оригами, можно развить внимательность, изобретательность и конструктивное мышление не только у детей, но и у взрослого поколения. Фантазируйте, и в ваших руках расцветет прекрасный цветок, взлетит в небесную даль маленький журавлик или отправится в морское путешествие отважный кораблик.

 

Как и в любом другом виде искусства в оригами можно выделить несколько направлений:

– обычное оригами – складывание бумаги приемами любой сложности, с возможностью использования дополнительных материалов и инструментов, таких как клей, ножницы, карандаши, картон и пленка;

– простое оригами – облегченный вариант складывания с минимальным количеством приемов для начинающих оригамистов и людей с ограниченными двигательными способностями;

– модульное оригами – создание целой фигурки из нескольких одинаковых частей (модулей), причем один модуль складывается из одного листа бумаги, после чего все модули соединяются путем вложения друг в друга;

– кусудама – разновидность модульного оригами, сложенного в виде шара, отдельные модули которого сшиты или склеены между собой, а сам шар прикрепляется сверху на подвеску из нити;

– паттерн – складывание бумаги по развертке (чертежу);

– мокрое складывание – с использованием смоченного водой листа бумаги для придания большей выразительности и плавности изделию;

– денежное оригами – вместо бумаги используют денежные купюры, является прекрасной идеей для подарка.

Понятие модульного оригами впервые встречается в книге «Ranma Zushiki» японского оригамиста Хаята Охоко еще в 1734 г. В ней есть гравюра, которая показывает группу классических моделей оригами, среди них – модульный куб. Этот куб назывался «сундук волшебного сокровища» («таматэбако»). У японского автора Исао Хонда в книге «Мир оригами», изданной в 1965 г., показана та же модель, что и у Хаята Охоко, только называлась «Кубической коробкой». Она состоит из шести модулей – традиционных фигурок «мэнко». Каждый из шести модулей формирует грань куба.

Модульное оригами и до настоящего времени является одной из самых распространенных и популярных техник. Оно стало настолько популярным, что уже сейчас представлено тысячами работ. В этой технике используют не классический принцип складывания фигурок из бумаги, когда применяют лишь один лист бумаги, а несколько листов бумаги разных цветов, размеров и видов. Каждый отдельный лист складывается в отдельный элемент (модуль), при этом применяются правила классического оригами. После того как все отдельные детали сделаны, они собираются в общую фигуру путем вкладывания один в другой. При этом создается сила упругости, благодаря которой фигурка не распадается. В модульном оригами нет ограничения в применении количества листов, что позволяет создавать очень объемные фигуры, поэтому даже самые сложные из них можно будет сделать с легкостью. В модульном оригами существует отличное от других оригами применение нескольких листов, когда можно конструировать только одинаковые по форме детали. При изготовлении довольно сложной модели придется использовать клей либо другое средство, с помощью которого можно будет соединить отдельные части. Только в самых простых случаях – плоских изделиях (например, кубик Сонобе) – отдельные части будут хорошо держаться без дополнительных ухищрений. Но в целом применение клея возможно и в плоских изделиях, если это необходимо.

Модульное оригами подразделяют на два вида: кусудаму и модуль Сонобе.

Кусудама в переводе с японского означает «лекарственный шар». Он представляет собой модель из бумаги, чаще всего формирующую соединением одинаковых модулей в виде пирамид. Обычно это цветы, которые сложены из листа бумаги квадратной формы, а в результате соединения получается шарообразная конструкция. Как правило, в кусудаме отдельные модули сшивают или склеивают. Первоначально кусудамы служили для хранения целебных сборов, трав и различных благовоний, отсюда и пошло название – кусури – «лекарство», тама – «шар». В настоящее время такой вид оригами используют либо для украшения, либо в качестве подарка. Кусудама является одной из важнейших частей оригами. И хотя ее относят к виду модульного оригами, однако таковым она не является. Скорее, ее можно назвать предшественницей модульного оригами, так как в модульном оригами все детали обычно вложены друг в друга, а в кусудаме они сшиты или соединены клеем. Приверженцы классического оригами, которые борются за его чистоту, достаточно скептически относятся к кусудаме из‑за применения в ней сшивки и склейки деталей. Но другие мастера оригами признают, что в начале своей истории при создании оригами довольно часто бумагу разрезали и склеивали. Поэтому большинство мастеров оригами отдают должное кусудаме как важному объекту этого искусства.

Модуль Сонобе – это система модульного оригами, названная в честь ее создателя Мицунобу Сонобе. Применяя данную систему, можно собрать практически любую фигуру. В основе трехмерных фигур лежит тот самый модуль Сонобе (также и его разновидности) – параллелограмм с двумя карманами, с помощью которых все параллелограммы и собираются в необходимую фигуру.

Паттерн удобно применять при создании очень сложных моделей. Идея паттерна была впервые использована еще в 60–70‑х гг. XX в. Многие мастера оригами довольно часто пользовались паттернами для описания своих моделей. Наибольшее распространение паттерны получили в конце прошлого века, так как это более простой и быстрый способ изобразить схему складывания модели, чем пошаговая инструкция; кроме того, паттерн часто используется оригамистами при разработке схемы, что облегчает работу. И главное, рост мастерства и повышение квалификации оригамистов привели к тому, что в последнее время все больше людей научились читать паттерны.

Некоторые все же считают паттерн не таким иллюстративным, как, например, классическая пошаговая инструкция для складывания, которая представляет собой последовательное изображение каждого действия при складывании, но на самом деле это не так. Паттерн не просто несет в себе информацию по складыванию модели, но и «рассказывает», как она была придумана. Современные способы конструирования интересны тем, что даже сам автор модели может не знать последовательности создания, да и вообще ее может и вовсе не существовать, так как в некоторых моделях все складки делаются одновременно, без применения промежуточных.

Использование паттерна интересно тем, что на самом чертеже чаще всего представлены только общие черты будущей модели, а ее окончательный вид и форму ей придает уже сам мастер. В паттернах отсутствуют традиционные обозначения складок. На чертеже можно увидеть сотню штриховых и пунктирных линий, что делает паттерн для новичков довольно сложным и нечитабельным. Именно поэтому этот вид оригами нельзя применять начинающим юным оригамистам. Это «высший пилотаж» работы с бумагой, к которому приходят после освоения других техник. Но в данной технике как ни в одной другой развиваются фантазия, творчество и конструкторские способности.

Технику мокрого оригами разработал сам Акиро Йошидзава. В этой технике фигурки обладают плавностью линий, выразительностью и одновременно жесткостью. До изобретения мокрого складывания идеальным считалось точное определение плоских складок. Лучше всего это можно охарактеризовать математикой оригами. Однако для негеометрических объектов, объектов живой природы, прямые линии неприменимы, так как выглядят неестественно. Мокрое складывание, появившееся сравнительно недавно, является одним из способов создания трехмерных моделей, в полной мере передающих всю красоту оригинала.

Перед тем как использовать эту интересную технику, лучше освоить классическую технику, чтобы изучить все тонкости модели и облегчить работу.

Складки в этой технике не должны быть очень острыми. Не следует проводить по складкам ножницами или ногтем, иначе они очень сильно впитают влагу и легко порвутся. После завершения работы модель необходимо высушить, при этом, чтобы работа не потеряла форму, используют различные предметы, например, булавки, резинки и даже прищепки. Чтобы полученная фигурка высохла быстрее, можно применить фен.

Среди недостатков этой техники можно выделить то, что мокрая бумага очень легко рвется, что усложняет работу. При этом сложно создать многослойные складки – мокрая бумага при этом быстро расползется, к тому же толщина ее обычно не позволяет создавать многослойные складки точно. Но если взять тонкую бумагу, то складки получатся значительно острее и тоньше, а это важно в некоторых моделях (например, при складывании антенн у членистоногих и ногу насекомых).

Важно обратить внимание на то, что на конечный результат повлияет не только выбор заготовки и толщина бумаги, но и точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому при организации работы с детьми следует научить их приемам изготовления оригами, постепенно усложняя последовательность сгибов и остальные приемы обработки бумаги, чтобы научить детей выполнять сначала более простые, а затем и сложные по способам изготовления изделия.

 

Упаковка

 

Технику оригами в Японии часто используют для создания красивого оформления и упаковки подарков.

Культура упаковки в странах Востока, в частности, в Японии развита значительно больше, чем в европейских странах. Эта культура уходит своими корнями в далекое прошлое.

В Японии к ритуалу подношения подарка очень серьезное отношение. Он был разработан скрупулезно и тщательно и фактически не изменился по прошествии веков.

Бумага, этот простой и хрупкий материал, скрывает в себе огромный потенциал и может нести различную символическую нагрузку. Японцы выделяют десятки вариантов церемониального складывания бумаги. Она может раскрыть суть подарка, высказать те тайные пожелания, которые даритель не упомянул.

Для японцев характерно то, что форма подачи подарка важнее его содержания. Бумажную обертку они складывают замысловатыми загибами, завязывают ленточку особым бантом. И весь ритуал дарения, состоящий из умения красиво упаковать преподношение, является не просто традицией, а настоящим искусством.

В частности, в Японии есть традиция упаковки подарка для торжества справа налево, а последовательность действий слева направо – это траурное оформление. Правильно упаковать подарок не менее важно, чем подобрать его.

Упаковка подарка по‑японски называется цуцуми. Произошло это слово от глагола «цуцусиму», который

переводится как «быть осмотрительным, почтительным». Смысл обертки подарка всегда заключался не только в функции придания дополнительной красоты, но и в выражении глубокого почтения. То есть упаковка дара в Японии носила не только материальное, но и духовное, даже сакральное значение.

 

Материалы и инструменты

 

Если вас заинтересовал этот вид искусства и вы решили сделать своими руками оригинальный подарок близким людям или же оригинальное украшение для своего дома, то начинать лучше с азов. Рассмотрим подробнее, что нам может понадобиться для создания небольшого шедевра.

 

Материалы

Естественно, единственным материалом для создания оригами является бумага. Бумагу можно использовать любую – в зависимости от ваших предпочтений и эстетической привлекательности будущей фигурки. Здесь возможны варианты использования цветной бумаги разной толщины и фактуры. Рассмотрим несколько примеров.

1. Для начинающих прекрасно подойдет газетная бумага. С ней несложно постигать азы оригами, так как она легко сгибается. Но такая бумага быстро изнашивается, плохо держит форму и при контакте с водой рвется. Поэтому ее используют для обучения, в простых поделках и в качестве черновых образцов.

2. Самый удобный и распространенный вид бумаги – писчая (или офисная бумага формата А4). Такая бумага состоит из целлюлозы, поэтому содержит достаточное количество клея, который позволяет легко сгибать материал, удерживает форму фигуры и повышает ее устойчивость к воде.

3. Прекрасным качеством и плотностью обладает бумага для рисования (чертежная бумага).

4. Типографская бумага (или журнальная) отличается хорошей гладкостью и гибкостью, держит форму и не подвержена деформации после намокания.

5. Для изготовления игрушек и украшений можно воспользоваться оберточной и самоклеющейся бумагой, эти виды бумаги также хорошо подходят для отделки готового изделия.

6. Если планируется сделать тяжелую, большую фигуру или устойчивую основу, возьмите обойную бумагу или картон, но имейте в виду, что эти материалы достаточно сложно согнуть. Для работы с ними могут потребоваться дополнительные инструменты: клей, ножницы и др.

7. Для создания фона, изготовления украшений и аппликаций подойдет бархатная бумага. Самостоятельно в изготовлении фигур она не используется, так как практически не держит форму и плохо сгибается.

8. Для изготовления подарков, игрушек, елочных украшений, отдельных частей насекомых и птиц используют разноцветную кальку.

9. Особо ценится среди любителей оригами двусторонняя цветная бумага, особенно ее сорт «двусторонняя тонированная». Из нее получаются нарядные и яркие фигурки оригами.

10. Еще один вид бумаги – тисненая (имеющая текстуру). Такая бумага идеально подходит для мокрого складывания, а также для изготовления фигур живых существ (придает им более реалистичный вид).

11. Бумага ручной работы, например японская бумага – «ваши». Складки на такой бумаге выглядят более мягкими. Купить ее можно в магазинах канцелярских товаров.

12. Коробки, банкноты, бумажные полотенца, салфетки и даже туалетная бумага – все может пойти в дело.

Кроме вышеперечисленных видов бумаги выпускается специальная, нарезанная квадратами с различными рисунками, разнообразных цветов и размеров бумага для оригами. Но такую бумагу найти крайне сложно (ее можно приобрести только в специализированных магазинах или через Интернет). Да и стоит она совсем не дешево.

 

Инструменты

Для декорирования изделий и придания им более совершенных форм нелишне иметь под рукой необходимые для этих целей инструменты.

Ножницы пригодятся, чтобы отрезать бумагу необходимого размера. Не забудьте предварительно прочертить карандашом линию отреза.

Гильотина бывает разного размера. С ее помощью можно абсолютно ровно и правильно обрезать край.

Канцелярский нож применяется, если необходимо сделать прорезь в бумаге.

Клей любого вида, с которым вам будет удобно работать, пригодится для приклеивания отдельных декоративных элементов.

Краски, кисти, карандаши, фломастеры – используются для придания изделиям необходимой расцветки и подрисовки отдельных элементов.

 

Общие правила оригами

Первым делом определитесь, с каким материалом вы будете работать. Для обучения подбирайте тонкую, упругую, хорошо сгибающуюся бумагу (желательно цветную). Имейте в виду, что ваша заготовка должна иметь правильную форму. Подготовьте рабочее место за столом. Чтобы изделие выглядело качественно, необходимо научиться точно, со всей тщательностью и аккуратностью складывать и заглаживать сгибы, совмещать углы и стороны. Не поленитесь, освойте все приемы складывания, начиная от простого к сложному, изучите базовые формы – и результат оправдает все ваши ожидания.

Итак, для успешной работы необходимо освоить всю технику оригами – способы складывания (условные обозначения), приемы складывания и базовые формы или стандартные заготовки, на основе которых складываются фигурки, как простые плоские, так и сложные объемные.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!