Негативная обусловленность качеств



1. Вы не хороши, или недостаточно хороши.

2. Нет никого, чтобы указать вам путь к нахождению того, кто вы на самом деле.

3. Ваша ценность определяется тем, что вы делаете.

4. Жизнь развивается по закону джунглей, и чтобы сиять, вы должны соревноваться и бороться.

 

 

Обусловленность, которую большинство из нас получает в отношении собственных качеств, резко контрастирует с историями о том, как духовные мастера направляют учеников в развитии их дарований. Это ценные вдохновляющие истории о том, как нам расцвести в изяществе. У меня был такой опыт. Когда двадцать лет назад я впервые приехал в Индию, в ашрам моего мастера, у меня было твердое намерение работать в этом сообществе терапевтом. Мне нравилась идея комбинировать терапию и медитацию, и я думал, что не может быть ничего чудеснее, чем делать то, что я люблю, во вдохновляющей обстановке. Люди сотнями съезжались со всего мира, чтобы расти и учиться. Кроме того, те, кто помогал людям в этом месте, делали новую оригинальную работу, сочетая последние трансперсональные методы психологии с медитацией, под личным руководством просветленного мастера. Чтобы осуществить мечту, я оставил процветающую практику в Калифорнии.

Начиная работать в коммуне, я намеревался быстро стать одним из терапевтов элитной группы. Вместо этого я провел семь лет, делая что угодно, но только не занимаясь терапией. Я мыл посуду, убирал комнаты резидентов, столярничал и строил, водил автобусы, имел медицинскую практику — я делал все, кроме того, чем я хотел заниматься. Я пережил агонию. Я не хотел покидать сообщество, потому что это было единственное место, где я хотел быть. Все же мне пришлось наблюдать, как мои самые близкие друзья делают в точности то, что хотел делать я, и бояться, что никогда не смогу осуществить свое творческое предназначение. Каждый год я писал письмо моему мастеру, спрашивая его, не думает ли он, что я готов. Каждый раз он отвечал, что то, чем я занимаюсь, мне прекрасно подходит.

В конце концов, потеряв всякую надежду на то, что моя мечта осуществится, я получил послание с приглашением начать работать терапевтом. Довольно странно, но, в конце концов, я начал испытывать удовлетворение от того, что делал. Теперь я неописуемо благодарен за то болезненное время. Я вижу, что это было своего рода периодом тренировки, и он научил меня человечности. Я осознаю, что успех моей работы — скорее результат пяти лет ожидания, чем всех лет обучения. Кроме того, то время выработало во мне целеустремленность. Недавно один из друзей спросил меня, что происходило с моей страстью к терапии все те годы, которые я ждал. Я задумался на мгновение и ответил, что ожидание заставило меня осознать, что ничто не помешает мне осуществить мечту. Уверенность разожгла внутри меня огонь, который помог мне пройти через все разочарования, поражения, отвержения и преграды, встречавшиеся по пути.

Мастер признает дарования ученика, но подвергает его испытаниям, которые строят в нем медитацию, силу характера, способность быть стойким, доверие, сострадание и терпение. Мой мастер всегда ясно говорил, что наши навыки — это не мы, и наша человеческая ценность не определяется тем, что мы хорошо умеем делать. Наше дарование — это естественное разворачивание сонастроенности с жизнью и развитие собственного внутреннего чувства совершенства. Успех или поражение неважны, важно только настроиться на выражение наших способностей в гармонии и потоке существования. Важно только углубление нашей медитации — осознанность, способность быть в моменте с нашим искусством. Фактически, само искусство — только лаборатория для медитации, ничего больше. Все искусства равны. Различается только степень преданности, гармоничности и присутствия. Все, что нам нравится делать, и к чему у нас есть естественный талант, равно. Будь то садоводство, боевые искусства, игра на флейте, приготовление еды, целительство или заваривание чая.

Когда нам не хватает гармонии и настроенности на собственные таланты, мы можем начать стремиться достичь других качеств и взвешивать собственные достижения, сравнивая себя с другими. Это болезненное и нескончаемое усилие, которое очевидно уводит нас от центра. Как только мы начинаем осознавать качества и дарования, которые были в нас всегда, мы также начинаем видеть, что их ценность не зависит от сравнения и даже признания. Просто мы именно такие.

 

Это просто факт — каждый уникален, и у каждого есть определенная индивидуальность. Нужно только отбросить идеи о том, какими люди должны быть, и заменить той философией, что, какими бы люди ни были, они красивы. Весь мир людей может быть таким любящим и радостным местом, если мы сможем принимать людей такими как есть...

Ошо

 

 

Упражнения

 

 

1

 

Сядьте и закройте глаза. Уделите несколько мгновений тому, чтобы настроиться на внутреннее. Вообразите, что сидите напротив кого-то, кто глубоко вас любит и видит ваши дарования и уникальность лучше вас самих. Что бы этот человек сказал о вас? Может быть, вы захотите это записать.

 

 

2

 

Влияет ли соревнование и сравнение на цветение ваших качеств? Как вы с этим справляетесь? Какие конкретные стратегии вы используете, чтобы расцвести в творчестве? Как эти стратегии отражают ваши убеждения о соревновании и сравнении?

 

 

3

 

Теперь вообразите мир без соревнования и сравнения. Как бы ваши качества расцвели в таком мире?

 

Ключи

 

 

1

 

Нас приучили верить, что наша ценность основывается на представлении результатов, и что нам нужно соревноваться, чтобы наши качества расцвели. Большинство из нас, вместо поддержки в развитии естественных качеств, получили подавление, отсутствие поддержки или осуждение.

 

 

2

 

Вследствие негативной обусловленности мы верим, что жизнь развивается по законам джунглей. Мы откликаемся на это учение, либо подавляясь в стыде, либо толкая себя к его преодолению. Наши отношения с естественными качествами полны напряжения, борьбы и страха.

 

 

3

 

Есть другой способ, который духовные мастера применяли веками, — направляя учеников к тому, чтобы найти себя и свои дарования. Этот способ не основан на соревновании, сравнении и борьбе и для западного ума непонятен. Он основан на вхождении в свой внутренний мир и построении внутренней решимости. Он предполагает углубление связи с существованием и позволение естественным дарованиям развернуться в результате внутреннего процесса. Он основан на том, чтобы обнаружить изящество и отпустить борьбу.

 

Заключение

 

 

Есть история о дзэнском студенте, который пришел к мастеру, Банкею, с вопросом.

— Мастер, — сказал он, — я страдаю от стихийного гнева. Как мне научиться с ним справляться?

— Покажи мне этот гнев, — ответил мастер, — это звучит интересно.

— Я не могу его показать, потому что прямо сейчас его нет.

— Но тогда принеси его мне, когда он появится.

— Но я не смогу его тебе принести, когда он со мной случится, — возразил студент. — Он возникает неожиданно, и я обязательно его потеряю, прежде чем дойду до тебя.

— В таком случае, — сказал Банкей, — он не может быть частью твоей настоящей природы. Бсли бы он был ее частью, ты мог бы мне его показать в любое время. Когда ты родился, у тебя его не было — поэтому, наверное, он пришел к тебе снаружи.

(История из карт Ошо Нео Таро)

 

Мы можем сказать то же самое не только о гневе, но и обо всех остальных аспектах Эмоционального Ребенка. Это не части нашей истинной природы. Все же мы живем так, словно это ее части. Мы можем задаться вопросом, какой бы была жизнь и какой бы была любовь, если бы они не управлялись Эмоциональным Ребенком? Что происходит, когда мы оказываемся на некотором расстоянии от ожиданий, обвинений, реакций и всех стратегий манипуляций и контроля над другими? Какой бы была любовь без драмы, которую она провоцирует? Что случилось бы с нашей жизнью, если бы у нас было некоторое пространство от собственной тяги к достижению и непрерывного самоосуждения? Станет ли любовь скучной и пустой? Без постоянного подталкивания к мотивированию себя перестанет ли развиваться наше творчество? Без пристального взгляда нашего внутреннего судьи, начнем ли мы дегенерировать в психопатов?

Эти вопросы, безусловно, возникают у меня. Но я могу признать, что они приходят из ума, из страхов и недоверия моей обусловленности. Я осознаю, что прошлое цепляется ко мне в форме всех моделей поведения и чувств, живущих внутри моего Эмоционального Ребенка. Они знакомы и безопасны. Они дают мне отождествленность. Без них я легко теряюсь. Но с ними моя жизнь становится бедствием. Разотождествление с Эмоциональным Ребенком — это процесс, требующий много времени, терпения и стойкости. Но мне помогает осознание того, что мне это нужно. Любовь не основывается на потребности, любовь основывается на сознании. В сознании я могу отделиться от нуждающегося Ребенка внутри и увидеть, что это только часть ума, созданная негативной обусловленностью. Это не значит, что я должен отрицать внутреннюю раненую часть себя, но могу признать, что она основана на прошлом. У нее нет реальности в настоящем. Не без причины Гаутама Будда сказал: «Ты достаточен сам по себе».

Любовь, которую я разделяю с Аманой, не основывается на том, что мы нуждаемся друг в друге. Она основывается на том, что мы делимся сознанием, и на уважении друг к другу как к отдельным существам. Мы можем признавать, что у каждого из нас внутри есть Эмоциональный Ребенок со всем недоверием, стыдом, страхом, гневом и горем, который иногда проявляется в бессознательных реакциях, ожиданиях или нечувствительности. Но Эмоциональный Ребенок не создает любви. Напротив, он ее саботирует, когда я его не осознаю. Если Эмоциональный Ребенок не управляет моей жизнью, жар и страсть исчезают. Жизнь становится гораздо более прохладной. Она горяча и драматична из-за страхов Эмоционального Ребенка. По мере того как я становлюсь более центрированным внутри и более комфортно чувствую себя в одиночестве, страсть теряет свою хватку. Но я нашел, что вместо того, чтобы уменьшить любовь, это ее углубляет.

Много лет назад я не мог себе представить, что творчество и способность добиваться успеха могут случиться без участия моего внутреннего погонщика. Я боялся, что просто сдамся собственной неуверенности. Учитель, который направлял и поддерживал меня в моем творческом развитии, часто мне говорил: «Криш, как ты можешь дать существованию шанс доказать тебе, что все происходит правильно и в правильное время, если ты все время подгоняешь себя и что-то делаешь?» Для меня одним из самых больших вызовов было не позволять амбициям и страхам руководить мною в этой области. Все же я ясно вижу из прошлого опыта, что все кончается хорошо и без моего постоянного вмешательства. Удаление Эмоционального Ребенка из области творческого выражения принесло мне громадное облегчение. Дарования остаются прежними и выходят на поверхность прекрасным и струящимся образом, даже если я не «заставляю события случаться». Постепенно я начинаю видеть, что погонщик во мне не имеет никаких заслуг.

Без судьи, оценивающего каждое мое действие, я свободен расслабиться в жизни, естественно учась доверять собственному разуму, чувствительности и внутренней мотивации расти и найти себя. Все эти персонажи: погонщик, судья, нуждающийся ребенок — возникают в уме в ответ на страх. Когда-то мы верили, что они нужны. Но теперь они бесполезны и продолжают действовать как автоматические, бессознательные пережитки прошлого. С осознанностью и состраданием мы можем мягко отложить их в сторону и вернуться к своей истинной природе — доверию к тому, что у нас есть все, что нам нужно, чтобы жить гораздо более естественно и спонтанно. Чем большего расстояния я добиваюсь от моделей поведения и чувств Эмоционального Ребенка, тем более отношу заслуги к тем качествам, которым они принадлежат, — центрированности, талантам, состраданию, сердечности и внутреннему молчанию. Эти аспекты моего существа не всегда получали признание. Но чем более я их признаю, тем глубже расслабляюсь. Я принимаю, что в каких-то отношениях я стою у начала долгого путешествия. Но в конце туннеля я вижу свет.

 

 

...Я вам ничего не говорю о рае и аде, наказании или награде. Я просто вам говорю: продолжайте умирать для прошлого, чтобы оно не обременяло вам голову. И не живите в будущем, которого еще нет. Соберите всю энергию здесь и сейчас. Излейте ее в это мгновение, во всей тотальности, во всей интенсивности, к которой вы только способны... Бояться нечего.

Существование — ваша мать. Вы — его части. Оно не может вас затопить, оно не может вас разрушить. Чем более вы его знаете, тем более чувствуете поддержку и энергию; чем более вы его знаете, тем более чувствуете себя блаженными; тем более вы есть...

Ошо

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке ModernLib.Ru

Все книги автора

Эта же книга в других форматах


[1] 

[2] 

[3] 

[4] 

[5] 

[6] 

[7] 

[8] 

[9] 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!