Рецензия на заключение комплексной судебной 22 страница



- данные об использованных технических средствах и инструментарии, с указанием их технических характеристик, даты последней метрологической поверки;

- обоснование и объяснение примененных методов, их валидность, погрешность;

- справочно-нормативные материалы (инструкции, постановления, приказы), которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов с указанием даты и места их издания;

- экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждения, обосновывающего вывод по решаемому вопросу <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Возможности производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России / Под общ. ред. начальника Управления судебно-экспертных учреждений Минюста России Т.П. Москвиной. М.: РФЦСЭ при МЮ РФ, 2004.

 

Обоснованность заключения эксперта предполагает научную, логическую и методическую грамотность проведенного исследования и изложения его результатов, а также подтверждение выводов эксперта соответствующими фактами и аргументами. Таким аргументом, имеющим объективный характер, служит развернутая характеристика примененных методов и выявленных признаков, а также детальное описание хода и результатов проведенных исследований.

Методы, средства, сведения, на которые опирается эксперт, должны быть научно обоснованы, апробированы и достоверно установлены <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. ред. первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.И. Радченко. М.: Юрайт, 1999. С. 148.

 

Одно из основных требований к методикам, используемым при производстве судебных фоноскопических экспертиз, - это воспроизводимость результатов - общий принцип научного познания. Отсутствие в заключении эксперта-фоноскописта ссылок на методики или научную литературу неизбежно вызывают сомнение в достоверности и надежности сделанных выводов и порождают дополнительные вопросы.

Так, при поиске следов компьютерного монтажа фонограмм зачастую упускается из внимания возможность наличия следов цифровой обработки вследствие модификации фонограмм-оригиналов с помощью специальной компьютерной программы, после чего они могли быть перезаписаны на любой - цифровой или аналоговый - носитель, представляемый на экспертизу. "В итоге получается аналоговая фонограмма с цифровым монтажом. И далеко не каждый эксперт сможет это установить. Во многом ответственность за такое положение несут и ведущие экспертные учреждения России, которые до сих пор не вооружили экспертов полноценной методикой исследования цифровых фонограмм" <1>.

--------------------------------

<1> Зубова П.И., Смирнова С.А. О проблемах криминалистического исследования цифровых фонограмм речи // Публикации сотрудников ГУ СЗРЦСЭ.

 

Как известно, научный анализ - это проверка объективными методами субъективного впечатления. В процессе научного анализа вырабатывается научная концепция на основе логичных и аргументированных доказательств. В процессе анализа происходит выделение существенных для данного объекта свойств и качеств и отсеивание несущественных.

Отсутствие в заключении эксперта объективных признаков, характеризующих присутствующие на фонограммах следы цифровой обработки, позволяет оценить проведенное исследование как необъективное, неполное и невсестороннее, а выводы как недостоверные и научно необоснованные.

Никак нельзя считать обоснованным встречающиеся на практике утверждения некоторых экспертов, что "наличие признаков копирования на спорных фонограммах в таких случаях не рассматривается как наличие признаков монтажа". Современные средства цифровой обработки фонограмм позволяют провести любую корректировку сигнала, изначально полученного в цифровом виде. Поэтому при отсутствии информации о том, кто, как, при каких обстоятельствах, при помощи каких технических средств производил запись фонограмм-оригиналов на диск компьютера в цифровой форме, где и как он хранился и как было произведено копирование на аналоговые кассеты, корректным мог быть только лишь вывод о вероятном отсутствии признаков монтажа.

Если экспертами дополнительные материалы или сведения о том, какие технические средства использовались для производства звукозаписи исследуемых переговоров, не запрашивались, аппаратура не представлялась и не исследовалась, то такая неполнота материалов, представленных на фоноскопическую экспертизу, создает неустранимые сомнения в правильности полученных выводов, объективности проведенного исследования и доброкачественности использованных материалов.

В соответствии с Государственным стандартом "Запись и воспроизведение информации" (ГОСТ 13699-91) монтажом фонограммы называется "объединение двух или более частей одной или нескольких ранее записанных фонограмм путем перезаписи, при котором могут вноситься изменения в записываемую информацию и может изменяться очередность фрагментов". Понятие "монтаж фонограммы" в научной литературе определяется как "искусственный подбор информации в определенной последовательности на магнитной фонограмме, который заключается в удалении, добавлении и прерывании или перемещении местами отдельных фрагментов записи" <1>.

--------------------------------

<1> Словарь основных терминов судебно-почерковедческой, судебно-автороведческой и судебно-фоноскопических экспертиз. М.: ВНИИСЭ МЮ СССР, 1978.

 

Все изменения или нарушения целостности фонограммы, а также изготовление полностью смонтированной записи производятся путем определенных по смыслу и значению действий с сигналами звуковой информации и их источниками. Эти действия могут быть направлены на уменьшение количества звуковой (в том числе вербальной или акустической) информации, на ее увеличение, перестановку в ином порядке, замену одних источников звука другими, подбор необходимой информации от определенных источников звука, а также на объединение разнородных и разобщенных по времени и месту возникновения звуковых сигналов в единое целое <1>. Монтаж может быть линейный, когда изменяется последовательность, порядок и содержание дискретных фрагментов (элементов) записи, и нелинейным, когда изменение содержания производится внутри элемента фонограммы, записанной на диске компьютера.

--------------------------------

<1> Галяшина Е.И. Прикладные основы судебной фоноскопической экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. СПб.: Питер, 2002.

 

Известно, что развитие современных технических средств звукозаписи значительно упростило производство электроакустического монтажа за счет применения различных специальных монтажных устройств, а также выборочной перезаписи на новую (или даже ту же) ленту (аудиокассету) <1>. Применение средств цифровой звукозаписи позволяет проводить редактирование и монтаж фонограмм практически с любой необходимой степенью точности, почти не оставляя следов монтажных переходов. При этом использование высококачественной перезаписи позволяет практически полностью маскировать следы монтажа. Современные компьютерные технологии или профессиональная студийная аппаратура позволяют скрывать следы монтажа, сглаживая участки перехода при вставке или микшировании звуковых сигналов <2>.

--------------------------------

<1> Галяшина Е.И. Магнитная фонограмма как вещественное доказательство // Материалы конференции "Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России". М.: Изд. МВД РФ, 1994; Галяшина Е.И. Возможности видеофоноскопической экспертизы в раскрытии и расследовании преступлений // Вестник МВД России. М.: Изд. МВД РФ, 1994. С. 67.

<2> Шушпанов С.В. Метод диагностики монтажа фонограмм с помощью фазовых сонофильмов. Информатизация правоохранительных систем. IX Международная научная конференция (7 - 8 июня 2000 г.). Сборник трудов. С. 523 - 526. Автор (Шушпанов С.В.) предлагает метод определения и обозначения мест "склеек" смонтированных участков, вставок или микширования фонограмм, чтобы "определять признаки монтажа аналоговых фонограмм, выполненного даже с применением компьютерных технологий", на основе исследования фазовой компоненты комплексного спектра, "отражаемой в виде цвета, на обычном сонофильме".

 

В литературе нередко высказываются мнения специалистов, что "в сложившейся ситуации, когда после вывода эксперта об электронном монтаже фонограммы следует с большой вероятностью вывод о ее фальсификации и при недостаточно надежных способах его обнаружения, многие эксперты считают более рациональным избегать категорического вывода об электронном монтаже и указывают лишь на наличие или отсутствие его признаков <1>. При этом сами признаки монтажа могут трактоваться неоднозначно".

--------------------------------

<1> Современные проблемы судебной фоноскопической экспертизы. Харьков, 1999. С. 39.

 

Бытующая в некоторых экспертных заключениях фоноскопической экспертизы формулировка "признаков монтажа не имеется или не обнаружено" может означать только, что эксперты не выявили признаков монтажа (например, из-за недостаточной чувствительности измерительной аппаратуры, высокой степени ее погрешности, большой величине ошибки измерений, а также по иным причинам). Из этого никак не следует, что фонограмма аутентична, т.е. подлинна.

При наличии признаков цифровой обработки на фонограммах, полученных путем копирования с фонограмм, которые исходно пребывали на персональном компьютере, отсутствие явных следов монтажа в принципе не исключает возможность изготовления фонограммы путем монтажа, следы которого намеренно скрыты, уничтожены или замаскированы при копировании на аналоговую кассету.

Такой вывод об отсутствии признаков монтажа на аналоговой кассете, полученной при копировании с цифровой фонограммы с диска персонального компьютера, лишь указывает, что следы (признаки) монтажа не были найдены, обнаружены (хотя они объективно, может, и есть, но эксперты их не заметили, не увидели) <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см., напр.: Галяшина Е.И. Прикладные основы судебной фоноскопической экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. СПб.: Питер, 2003.

 

5. При решении вопроса о выявлении признаков монтажа фонограмм на фоноскопическую экспертизу направляются фонограммы-копии, а не фонограммы-оригиналы, не представляется использованная для производства фонограмм звукозаписывающая аппаратура.

В то же время согласно общим методическим требованиям для корректного вывода об отсутствии признаков монтажа первичных фонограмм по фонограммам-копиям необходимо провести сравнение фонограмм копий с фонограммами-оригиналами. При наличии различных изменений, указывающих на нарушение непрерывности фиксации речевого сигнала, для корректного установления причин их появления необходимо представление звукозаписывающей аппаратуры, использованной для записи фонограммы-оригинала и изготовления фонограммы-копии.

Поэтому предъявление на экспертизу первичных записей (фонограмм-оригиналов) и устройства звукозаписи обязательно.

Установить экспертным путем, что цифровая фонограмма, с которой была сделана копия на аналоговую кассету, не подвергалась монтажу, можно лишь в одном случае, а именно фонограмма записана конкретным цифровым устройством, которое не позволяет манипулировать данными.

Это объясняется тем, что цифровая запись существенно отличается своими свойствами от аналоговой. С точки зрения экспертизы наиболее важны такие ее свойства, как дискретность и неискаженность при передаче и хранении. Эти свойства цифровой записи затрудняют диагностику факта копирования в тех случаях, когда устройство записи позволяет заменить носитель данных или скопировать данные с компьютера на другой носитель.

В аналоговой записи фиксируемый сигнал представлен в виде непрерывной функции, физически связанной со свойствами конкретного носителя. Любые искусственные изменения информации вызывают нарушение непрерывности функции сигнала, что в большинстве случаев может быть установлено экспертным путем.

В цифровой записи фиксируемый сигнал представлен в виде дискретной последовательности значений, не имеющих физической связи между собой и носителем информации. Если цифровая запись производится от источника звука сразу на жесткий диск компьютера, то она может подвергаться различным модификациям и процедурам: копированию, стиранию, редактированию, монтажу - без проявления признаков ее изменения.

Цифровое представление звуковых данных позволяет производить практически любые манипуляции с ними без выявления первичных признаков монтажа.

В ряде случаев изменения первичной цифровой информации можно установить экспертным путем по вторичным признакам, которые обусловлены низкой квалификацией или ошибками оператора, производящего манипуляции с первичной информацией, низким качеством и техническими ограничениями оборудования, т.е. не в каждом случае.

При копировании цифровой фонограммы, подвергшейся манипуляциям, модификации и монтажу на аналоговый носитель, вторичные признаки могут быть утрачены и замаскированы.

С решением вопроса о целостности фонограммы связаны и идентификационные исследования: лингвистические синтаксические признаки могут быть задействованы, только если достоверно исключена возможность изготовления фонограммы путем монтажа.

Как известно, электронный цифровой монтаж (или нелинейный) цифровой фонограммы осуществляется с помощью любого звукового редактора (программ обработки звука). При этом звуковой сигнал в цифровой форме разбивается на фрагменты, которые состыковываются в необходимой последовательности друг с другом. Далее каждый стык - монтажный переход - и вся фонограмма, находящаяся на жестком диске компьютера, обрабатывается различными фильтрами и программами редактирования сигналов. Окончательно смонтированная фонограмма выводится через цифроаналоговый преобразователь (имеется в комплекте любого мультимедийного компьютера) компьютера и записывается на обычную магнитофонную кассету с помощью магнитофона.

В составе современных редакторов звукового сигнала в цифровой форме есть множество средств для изменения уровня, тембра, спектра и многих других свойств обрабатываемого сигнала. Оператор, обрабатывающий фонограмму, контролирует результат на слух и визуально, просматривая сигналограммы (осциллограммы, спектрограммы и т.п.). Вся эта технология развивалась и применяется для монтажа музыкальных произведений, получила всеобщее массовое распространение на телевидении и радио.

Описание цифрового монтажа с изложением подробнейших деталей общедоступно и изложено во многих любительских и профессиональных изданиях, руководствах к программам - электронным звуковым редакторам и "цифровым музыкальным студиям" (см., напр., руководство: Секунов Н.Ю. Обработка звука на PC. СПб.: БХВ-Петербург, 2001 или Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Звуковая студия в PC. СПб.: БХВ-Петербург, 1998. 256 с.).

Дополнительную сложность в обнаружении признаков монтажа на аналоговых копиях с цифровых фонограмм создает тот факт, что записанные переговоры могли вестись по телефонам сотовой мобильной связи.

Если кто-либо выполняет монтаж новой фонограммы на основе цифровой записи одной или нескольких фонограмм переговоров абонентов, ведущих переговоры по сотовой телефонной сети, например GSM, то при размещении точек монтажных переходов в паузах между репликами разговора обнаружение таких точек монтажного перехода является особо сложной задачей, требующей особых методов исследования (см.: Тимко Е.В., Усков К.Ю. Проблемы криминалистического исследования цифровых фонограмм. Труды Киевского НИИ судебных экспертиз. 2001). Причем выполнить такой монтаж несложно, а вот обнаружить его следы при перезаписи на аналоговую кассету будет крайне затруднительно, если вообще возможно.

Это объясняется тем, что на участках речевых пауз по самой природе цифрового кодирования по алгоритму GSM имеется не реальный звуковой сигнал, а искусственный сигнал "комфортного" шума. В случае использования для монтажа фонограмм, в которых переговоры велись абонентами в одной и той же относительно тихой окружающей обстановке с одних и тех же телефонных аппаратов, обнаружить на участках монтажных переходов простые признаки монтажа обычно не представляется возможным, поскольку между репликами стандартной фонограммы в GSM-канале имеются участки вставки искусственного "комфортного" шума.

Отличить участки, вставленные самим алгоритмом кодирования GSM при передаче искусственно вставленных в процессе монтажа фонограммы участков шума вместе с последующими репликами, стандартными инструментальными методами практически невозможно, так как в местах таких монтажных переходов отсутствуют щелчки, скачки уровня и частотного диапазона шумов, импульсы включения/выключения аппаратуры записи, обрывки слов или фраз, нарушения логического единства разговоров.

На фальсифицированной с помощью компьютерного монтажа фонограмме телефонных переговоров, которые велись по сотовой связи, регистрировались на цифровом носителе, а потом были перезаписаны на обычную аналоговую компакт-кассету, явные признаки монтажа могут отсутствовать. Для обнаружения такого монтажа необходимо использование более сложных процедур технического анализа, например коррелограммный и фазовый анализ сигнала фонограмм.

6. При проведении идентификационных исследований не всегда правильно и полно применяются все рекомендованные методики.

Так, в распоряжение эксперта должны, как правило, представляться "оригиналы фонограмм, подлежащие исследованию", "тексты всех фонограмм", "установочные данные на подозреваемого (сведения о месте и дате рождения, национальности, родном языке, образовании, специальности, профессии, месте наиболее длительного проживания, знании иностранных языков), информация о технических условиях звукозаписи (дата, время, тракт передачи, тип магнитофона и микрофона, характеристика помещения).

Наличие магнитофона, на котором записана фонограмма, дает возможность начать экспертное исследование с непосредственного изучения его основных электроакустических параметров, в результате чего определяются все характеристики аппарата, способные влиять на степень и характер выраженности признаков, существенных для решения вопросов, поставленных перед экспертом. Такое исследование позволяет скорректировать влияние частотных и амплитудных искажений, выявить несоответствие скоростей записи и воспроизведения и тем самым повысить выраженность признаков устной речи, точность и достоверность их измерения.

Грубой ошибкой является проведение идентификационных исследований голоса и речи не по фонограммам-оригиналам, а по фонограммам-копиям, которые могли быть изготовлены путем монтажа, без учета технических условий производства записи первичных фонограмм в цифровой форме на диске компьютера и последующего их копирования на аналоговый носитель. Тем самым нарушается основное методологическое требование методики "Диалект" об оценке всех параметров тракта передачи и записи сигнала для оценки достоверности идентификационно значимых признаков. Согласно названной методике типовые фонограммы, по которым может быть проведен полный комплекс идентификационных исследований и вычислены все предусмотренные в системе "Диалект" признаки, должны соответствовать следующим требованиям:

- средний диапазон частот от 0 до 3700 Гц;


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!