Хадис 12. Братство по вере и исламу



 

Сообщается, что слуга посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) , Абу Хамза Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе".   Аль‑Бухари и Муслим.

 

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА

 

Ан‑Навави, да помилует его Аллах Всевышний, пишет в своих комментариях к "Сахиху" Муслима:

Выдающийся имам Абу Мухаммад Абдуллах бин Абу Зайд, в своё время являвшийся имамом маликитов Магриба, сказал:

"Источником всей совокупности благих нравственных принципов служат четыре хаоиса, а именно: слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям),:

"Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит" ,

‑ слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

"Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается" ,

‑ и слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям): "Не гневайся" , ‑ послужившие крaтким наставлением одному человеку, и слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям) :

"Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе" .

Может быть, именно по этой причине имам ан‑Навави, да помилует его Аллах Всевышний, и выбрал эти четыре хадиса для своих "Сорока". С некоторыми из них читатель уже познакомился, другие же, если пожелает Аллах Всевышний, будут приведены ниже.

Аль‑Джардани, автор комментария к "Сорока хадисам" ан Навави пишет:

"Поистине, этот хадис является одной из основ ислама " .

 

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

 

1. Сплочённость мусульманского общества и любовь ee членов друг к другу  

Одна из целей ислама состоит в том, чтобы все люди жили во взаимной любви и дружбе и каждый человек старался бы действовать в общих интересах и ради счастья всего общества в целом. Смысл этого состоит в обеспечении главенства справедливости, распространения спокойствия в душах людей и поддержания духа взаимопомощи и солидарности в отношениях между ними. Однако всё это может осуществиться только в том случае, если каждый член общества будет желать другому такой же счастья, блага и благоденствия, какого желает самому себe. Вот почему, как мы видим, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), связывает подобна желание с верой, называя его одним из свойств веры.

2. Совершенная вера  

Основа веры реализуется через убеждённость сердца, его пoкорность Всемогущему и Великому Аллаху как Господу и веру во все прочие основы, иначе говоря, веру в ангелов, Писаний посланников, Последний день, предустановление и предопределение, а ни от чего больше основа веры не зависит. В этом хадиисе посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), разъясняет нам, что корни веры не утвердятся ни в душе, ни в сердце, а сама вера не достигнет cовершенства, если человек не будет добрым и далёким от эгоизма, ненависти, неприязни и зависти и не станет желать другим людям безопасности от зла и обид, благополучия, снискания благоволения Всемогущего и Великого Аллаха и приближения к Нему, то есть того же, чего он желает самому себе. Достижению подобного совершенства веры в душе мусульманина способствуют нижеследующие факторы:

а ‑ Что касается дозволенных благ и исполнения религиозных обязанностей, то в этом мусульманин должен желать другим того же, чего желает самому себе, ненавидя для них всё то дурное и греховное, что является ненавистным и для него самого.

Передают со слов Му'аза, да будет доволен им Аллах, что однажды он спросил посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), о том, какое проявление веры является наилучшим, на что он среди прочего сказал:

"... и (лучшее состоит в том,) чтобы ты желал людям того же, чего желаешь самому себе, и не желал бы им того, чего себе не желаешь". Ахмад

б‑ Мусульманин должен стараться способствовать исправлению своего брата в исламе, если увидит, что тот допустил какое‑нибудь упущение в выполнении своих обязанностей, или же, что в религии его есть какой‑либо изъян.

в ‑ Он сам должен стараться быть справедливым по отношению к своему брату в исламе, соблюдая его права и придерживаясь такой же справедливости, проявления которой по отношению к себе он ожидает от другого человека.

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль‑Аса, да будет Доволен Аллах ими обоими, что пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Пусть желающий, чтобы его удалили от огня и ввели в рай в (день) смерти своей окажется верующим в Аллаха и в Последний день и относится к людям так же, как хочет он, чтобы с относились к нему".  Муслим

3. Благородство и человечность мусульманина  

Признаком совершенства веры мусульманина является то,что он не только желает другому тех благ, которых желает самому себе, и ненавидит для другого мусульманина то дурное, что нe навистно и ему, но желает блага и немусульманину, особенo если речь идёт о вере. Так, например, он желает, чтобы неверный принял ислам и уверовал, и не желает, чтобы он и дальнейшем придерживался неверия и оставался нечестивцем. Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

".. .и желай людям того же, чего желаешь самому себе, и ты будешь мусульманином" , ан‑Тирмизи.

Вот почему желательно обращаться к Аллаху с мольбами о том, чтобы Он вывел на пусть истинный неверных.

4. Соревнование друг с другом в благих делах являеся признаком веры  

Если мусульманин просит Аллаха Всевышнего наделить его такими достоинствами, в которых другой человек его превосходит, и старается догнать его в этом отношении, это не является признаком недостатка веры или завистливости, наоборот, это свидетельствует о совершенстве веры, ведь среди прочего Аллах Всевышний сказал об этом так:

"...и в стремлении к этому пусть соревнуются друг с другом"  "Oбвешивающие", 26.

5. Идеальное общество является одним из плодов веры  

В этом хадисе пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), побуждает каждого мусульмaнина стараться желать добра людям, чтобы это стало доказaтельством искренности его веры и того, что ислам его хорош.

Следствием осуществления этого и будет возникновение идеального общества, ведь если каждый человек станет желать другому тех же благ, которыми обладает сам, он станет оказывать людям благодеяния и воздерживаться от нанесения им обид. В этом случае и они полюбят его и тоже станут оказывать ему благодеяния, воздерживаясь от нанесения обид. Благодаря этому между всеми людьми будет поддерживаться любовь и среди них распространится благо, а притеснения и зло исчезнут. И если каждый человек будет думать об общих интересах, радуясь тому, что радует всех, и сопереживая боли других, дела этой жизни придут в порядок, как заявил об этом пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказавший:

"Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны [единому) телу: когда какая‑нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются (на это, испытывая) бессонницу и (страдая от) горячки" . ( Аль‑Бухари; Муслим.)

И тогда Аллах Всевышний приведёт общество верующих к славе, уважению и владычеству в мире этом, а в мире вечном членов этого общества будет ждать прекрасное воздаяние.

6 ‑ Общество, лишённое веры, является эгоистичным и презренным обществом  

Если вера в сердцах людей ослабеет и утратит своё совершенство, души их не будут желать блага другим, а вместо этого появятся зависть и стремление к обману. В подобных обстоятельствах в обществе утвердится эгоизм, люди превратятся в волков в человеческом облике, распространится нравственное разложение, восторжествует несправедливость, повсюду проникнут ненависть и взаимная неприязнь, и тогда к такому обществу окажутся применимыми слова Всемогущего и Великого Аллаха, который сказал:

"(Они) мертвы, а не живы, и не ведают, когда будут воскрeшены"  "пчёлы", 21.

7. О чём говорится в этом хадисе  

а ‑ Он побуждает сердца людей к объединению и труду ради приведения в порядок своих дел, и это является как одной из важнейших причин возникновения ислама, так и одной из важнейших целей этой религии.

б ‑ Он стремится внушить отвращение к зависти, поскольку зависть несовместима с совершенством веры, ведь завистник не желает, чтобы кто‑нибудь превзошёл его в благе или хотя бы сравнялся с ним в этом, а, может быть, хочет, чтобы другой лишился блага, даже если тот, кому он завидует, ещё и не обрел его.

в ‑ Вера может увеличиваться и уменьшаться: к её увеличению приводит покорность, а уменьшает её совершение грехов.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!