Влияние экономических и политических факторов на этнос



Поморы - отличительное самоназвание (этноним) этнической общности коренного населения европейского Севера России – Поморья. Несмотря на многочисленные попытки ассимилировать поморов и представить эту этническую общность лишь как составную часть великорусского этноса (в различных источниках поморов называют этнографической группой, субэтносом, популяцией, сословием, видом профессиональной деятельности, и т.д.), поморы сохранили свое этническое самосознание и считают себя отдельным коренным народом, о чем свидетельствуют результаты переписи населения 2002 года. В ходе всех предыдущих переписей, поморов без их согласия записывали просто "русскими-великороссами", так как дореволюционная российская, а позже и советская этнография отрицали существование поморов, как и ряда других коренных малочисленных этносов России (напр. кряшен, бесермян и др.). Непризнание поморов привело к тому, что комплексного изучения этой этнической общности никогда не проводилось, а первая научная попытка систематизировать знания о поморах была предпринята лишь в 70 гг XX века в работе Т. А. Бернштам "Поморы". Однако и в этом случае рассматривалась лишь одна поморская этнографическая группа - население живущее на берегах Белого моря, а другие поморские этнографические группы были исключены из исследования.

Любопытно, что в процессе проводимой Российским централизованным государством ассимиляции поморов, населению Поморья активно внушалась ложная мысль о том, что поморами следует называть только тех, кто живет непосредственно у моря и занимается морскими (рыбным и зверобойным) промыслами (при этом забывается, что традиционными поморскими промыслами являются и солеварение, и косторезный, и плотницкий, и земледельческий, и целый ряд других промыслов. Даже скотоводство - разведение мезенской породы лошадей и холмогорской породы крупного рогатого скота - это тоже исконно поморские традиционные промыслы). Тем не менее, прежнее название края Поморье, в IXX веке российские власти в большинстве официальных документов стали заменять названием Русский Север (хотя такое название весьма спорно, учитывая, что этнический состав населения не однороден и помимо русских здесь живут карелы, саамы, вепсы, ненцы, коми и др. коренные народы). Поморское же население края, в IXX веке стали называть "северными великороссами", что не соответствовало их реальному самосознанию, но зато соответствовало идеологии ассимиляции, растворения поморов в нации великороссов. В конце IXX начале XX вв подмена понятий Поморье и поморы свелась к тому, что официальные источники стали называть поморами исключительно "промышленников Архангельской губернии, занимающихся рыбными и звериными промыслами на Мурмане" (такое определение, в частности, дает словарь Брокгауза). Несмотря на очевидную абсурдность этого толкования, оно получило развитие, и в советские годы XX века поморами официально называли только рыбаков-колхозников, проживающих непосредственно на берегу Белого моря.

По мнению самих коренных поморов, чьи интересы, начиная с 1992 года, официально представляет Национальный культурный центр "Поморское Возрождение" (старейшая в России этническая поморская общественная организация), этногенез коренного населения нельзя рассматривать как завершившееся, статичное явление. Современный всплеск этнического самосознания поморов необходимо рассматривать с позиций диалектического развития этой этнической общности. И если до недавнего времени поморы соглашались с двойной этнической самоидентификацией (народ - поморы, нация - русские-великороссы), то сегодня не трудно заметить, что этническая общность "русские-великороссы" уже не является нацией по определению, так как современная нация, как известно, носит название "россияне". В настоящее время двойная самоидентификация лишает поморов их прав коренного народа Севера, наносит вред их самобытной культуре, служит подмене культурных понятий. Великороссы сегодня являются лишь одной из национальностей внутри нации россиян, но в отличие от большинства других национальностей России, официально не имеют своей этнической территории, которой они могли бы распоряжаться на правах коренного народа. В СССР великороссы не имели своей национальной республики (РСФСР, в отличие от других советских республик никогда не была национальной "русской" республикой). В результате, внутри современной РФ у русских-великороссов сегодня нет даже своей этнической территории, где они могли бы считаться титульным коренным народом. Таким образом, отказ от своего самоназвания "поморы" в пользу этнонима "русские-великороссы" для коренного населения, означал бы ничем не обоснованный отказ от прав коренного народа на своей исторической родине. Согласиться с такой перспективой представители коренного народа поморов не могут, и сегодня активно добиваются от законодательной и исполнительной ветвей власти включения своей этнической общности в "Перечень коренных малочисленных народов Севера РФ".

Эпоха т.н. "социализма" сегодня сменилась совершенно иными политическими и экономическими, государственными и общественными отношениями, что с одной стороны привело к ускоренному вымиранию коренного народа поморов, но с другой стороны усилило в них чувство этнического самосохранения. Поморы понимают, что сегодня у них есть только два пути развития - регрессивный (если поморы откажутся от своей этнической самоидентификации и окончательно растворятся в иноэтничной великорусской среде) и прогрессивный путь (при котором поморы сохранят себя как самостоятельный коренной этнос и реализуют свои права коренного народа Севера). Та часть коренного поморского населения, которая пойдет по регрессивному пути (откажется от "поморской" самоидентификации в пользу "великорусской"), автоматически лишит себя всех прав коренного населения на территории своих предков, так как на севере России великороссы в отличие от поморов не являются коренным народом).

Этническая самоидентификация - это дело свободного выбора человека, и дальнейшее навязывание поморам великорусской самоидентификации неправомерно. Коренное поморское население должно знать о тех социально-правовых последствиях, которое его ждет в случае отказа от своих прав коренного народа. Стоит отметить тот факт, что катастрофическая ситуация, связанная с исчезновением поморов, является следствием многовековой непродуманной политики централизованного государства в отношении этой самобытной этнической общности.

Надо учитывать, что давление на этническое самосознание поморов с целью их ассимиляции, практически никогда не прекращалось, но все-таки не привело к полному исчезновению этого самосознания. Активное вытеснение этнонима "поморы" обезличенным термином "северяне" (с целью искусственного смешения на понятийном уровне коренного и некоренного населения), лишение поморов традиционной правовой системы и традиционного самоуправления (раннебуржуазные отношения и даже система купли-продажи земли возникли у поморов еще в 15 веке, однако впоследствии были уничтожены централизованным государством), давление на религиозные убеждения поморов (жесточайшие преследования представителей "Поморского старообрядческого толка", запрет поморской культовой архитектуры - обетных, поклонных крестов, часовен, шатровых храмов), разрушение традиционного образа жизни поморов (начиная с царских указов, запрещавших строительство поморских судов и заканчивая разрушительной коллективизацией поморских хозяйств в СССР), разрушение поморской культуры и живого языка - "поморской говори", которую неправомерно называли "диалектом северных великороссов" (т.н. "борьба с пережитками и диалектизмами в СССР"), изъятие районов традиционных поморских промыслов под промышленные и военные объекты, массовые переселения иноэтничного южного населения в Поморье и ряд других негативных факторов, могли бы привести к полному исчезновению поморов как этноса. Но этого не произошло.Однако в результате политики ассимиляции, в которой не трудно увидеть все признаки этноцида поморов, положение этой этнической общности сегодня является катастрофическим, численность поморского коренного населения российского севера стремительно падает, продолжается удручающее вымирание поморских поселений, причем эти негативные процессы усилились именно в последние годы. Национальный культурный центр "Поморское Возрождение" вынужден заявить, что в этноциде поморского народа виноваты все ветви власти, но прежде всего региональная законодательная власть, которая в течение 10 лет отказывалась заниматься поморским вопросом, игнорировала обращения ученых, представителей коренного населения, призывавших законодательно закрепить на региональном уровне статус поморов, как коренного народа Севера, проживающего на территории Архангельской области. Лишь в 2002 году, по инициативе Национального культурного центра "Поморское Возрождение" и поддержке администрации Президента России, поморы были включены во Всероссийский реестр переписи населения с реестровым номером 208.

Результаты всероссийской переписи населения 2002 года являются официальным свидетельством того, что поморы осознают себя отдельным, самостоятельным коренным народом и нуждаются в немедленной правовой защите со стороны государства. Несколько тысяч коренных жителей Архангельской, Мурманской областей и республики Карелия осознанно вписали в графе "национальность" свое этническое самоназвание - помор. Таким образом, у противников признания поморов коренным народом Севера не осталось аргументов для отказа в законном признании этнических прав этой коренной общности. Однако Национальный культурный центр "Поморское Возрождение" вынужден официально заявить, что и сегодня поморы постоянно сталкиваются с фактами бытовой этнической нетерпимости, ксенофобии, а также с не желанием ряда представителей властей признавать этнические права поморов, откровенным невежеством и некомпетентностью в вопросах соблюдения прав Человека. Многие чиновники и законодатели не догадываются о том, что право считать себя коренным народом, в соответствии с международным и российским правом, принадлежит исключительно представителям самого народа, а обязанность государства - не препятствовать этому и обеспечить коренному народу Севера законное соблюдение его этнических прав. Национальный культурный центр "Поморское Возрождение" заявляет, что сегодня поморы в России, и в Архангельской области в частности, по-прежнему остаются бесправным коренным народом. Это коренной народ Севера, не внесенный в государственный "Перечень коренных народов России", несмотря на то, что активно заявляет о своем существовании, требует законодательного закрепления своих прав, что и подтвердила всероссийская перепись населения 2002 года. Сегодня поморы в России являются коренным народом, который подвергаются правовому остракизму и нуждается в защите государства и правозащитных организаций.

Сохранение традиционной хозяйственной модели поморов, особенно экономической триады (рыболовство, охота, оленеводство) является важнейшим условием сохранения их этнической самобытности и тесно связано с будущим среды обитания. Разрушение ее влечет за собой уничтожение традиционно сложившейся системы взаимоотношений этнической общности с окружающей средой. Сохранение этой экономической модели как единого целого необходимо еще и потому, что любая этническая общность формируется и развивается на основе неразрывного материального и духовного освоения окружающей среды. Кроме того, предварительные исследования и полевые наблюдения показали, что, как и в других районах Арктики, одновременное использование нескольких элементов в экономической модели природопользования этих этнических групп населения Кольского севера, исторически оправдано в связи с изменениями ареала традиционного природопользования, ухудшением экологической и социальной обстановки. Недостаточность одного ресурса в системе жизнеобеспечения компенсируется другим. При использовании всех компонентов триады обеспечивается более полная занятость, так как традиционное хозяйство носит сезонный характер. В условиях переходного периода от посттоталитаризма к демократическому государству произошел всплеск самосознания в среде малочисленных народов Севера. Общие противоречия переходного периода, такие, как падение уровня жизни, безработица, удорожание энергоресурсов, усугубили и без того низкое социально-экономическое положение этих этнических групп. В этот период в большей степени проявилась зависимость народов Севера от традиционного природопользования. Сложность природных условий, разнообразие ресурсов, их выборочная освоенность, различный уровень развития производительных сил, преобладающее мигрантное население на Севере России требует новых подходов в индустриальном освоении и в отношении традиционного природопользователя. Исходной позицией в исследовании вопросов устойчивого развития малочисленных народов севера должно быть признание того, что эти группы этносов живут внутри крупномасштабных политических систем. Среда их обитания характеризуется не только природными, но, что не менее важно, общественными условиями. Политический, в большей степени, чем экономический характер, имеет их маргинальность.


Заключение

поморы этнос обычай топоним

Один из музеев поморской культуре находится в поселке Умба. Он существует уже 10 лет и располагается в деревянном доме, похожем на русскую усадьбу XIX века. Многие раритеты дарят музею местные жители. Чего здесь только нет: рыбацкие снасти и предметы быта, праздничные костюмы, и знаменитый терский жемчуг, отличавшийся высоким качеством и богатством цвета. Не случайно жемчуг, добитый в Кузомене и Варзуге, поморы поставляли в царские палаты и на патриарший двор. В коллекции музея - поморские лыжи, которые, в отличие от современных, не нужно было смазывать, катили при любой погоде или терский жемчуг и словарь наиболее употребительных саамских слов, составленный в прошлом веке помором Заборщиковым.

В утвержденном специально для переписи населения алфавитном справочнике появилась новая национальность - помор. И если прежде помором можно было себя только ощущать, то теперь это гордое звание можно носить совершенно официально. Индивидуальный код национальности - 208. С одной стороны, национальность, какой бы она не была, сегодня не указывается и не учитывается нигде, кроме документов переписи. Но, с другой стороны, принадлежность к малым народам - это дополнительные рыбные квоты и право на специальные платежи за использование природных ресурсов.

Русский Север с ХVI века носил название "Поморье". В его территорию входили земли, лежащие в бассейнах рек Северная Двина, Сухона, Онега, Мезень, Печора,а также Кама и Вятка.

Налицо были почти все признаки нации: общность территории с выходом к морю; общность экономической жизни поморских уездов, волостей и городов; особые черты характера, психологического и духовного облика поморов; своеобразие северной культуры. Складывался северорусский язык, от которого нам остались в наследство местные говоры, диалекты и наречия, ставшие предметом тщательного изучения филологов, диалектологов и этнологов.

Поморы - это самостоятельный, коренной этнос Севера, первичная культура которого не была привнесена извне с юга (из Великороссии), а возникла в ходе постепенного, слияния местных угрофинских "протопоморских" культур и культуры первого древнерусского (но, как сказано выше, не "великорусского") населения. В отличие от "растворившихся" в нации великороссов других древнерусских этнических общностей, которые утратили свое этническое самосознание и отличительное самоназвание (напр. вятичи, кривичи, северяне и др.), поморы сохранили свою этническую самоидентификацию до наших дней и сегодня продолжают считать себя поморами. В настоящее время термином "помор" коренное население российского Севера активно отделяет себя от интерэтничной общности "северян".


Литература

1. Т.А.Бернштам - «Поморы»/ Л.Наука 1978г.

2. «Русская народная культура поморья вXIX- нач. XX вв.»/ Л Наука 1983г.

3. А.А.Куратов – «Источниковедение истории и культуры Архангельского севера» /Архангельск. ПГПУ 1992г

4. В.Булатов – «Русский север»1,2,3 том./ Архангельск. ПГУ 1997 г.

5. Б.Шергин – «Поморские были и сказания»/М. 1957 г.

6. В.Киприянов – «Архангельск»/ Родина Ломоносова 1993 г.

Размещено на Allbest.ru


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!