Разница в производстве чая и мате



Кто знаком с производством чая, тот сможет отметить существенную разницу в производстве, ведь листья камелии, прежде чем в действительности стать чаем, проходят другую последовательность этапов обработки. Такая технология производства вполне применима ко всем другим травяным чаям, в частности, правильный чай из кипрея (иван-чая), вы самостоятельно можете изготовить именно так:

Завяливание: необходимо рассыпать листья слоем не толще 5 сантиметров, положить их в тень, где они будут лежать, пока не завянут. Обычно на это требуются сутки.

Скручивание: листья все еще полны влаги. Скручивайте их таким образом чтобы они дали сок.

Ферментация: листья рассыпают слоем в 5 сантиметров на противень, накрыв мокрой тканью и выдерживая при температуре в 26 °C в течение шести – десяти часов.

Сушка: в течение сорока минут при температуре 100 градусов.

Что ж, как нам кажется, разница очевидна. Производители чая не останавливают ферментацию, и в этом самое главное отличие от производства качественной йербы.

Чайный лист как таковой не прижился в Южной Америке. Нет, чайный куст там растет, и аргентинцы даже производят из него чай, хотя урожай и невелик. Вся Южная Америка, этот огромный континент, производит чая меньше, чем крошечная Япония. Конечно, все это можно списать на то, что место занято плантациями с кофе, а также мате, но не только. Местный климат для чайного листа не совсем хорош, да еще, к тому же, древние индейские племена испокон веков пьют мате, приучили к нему деятелей конкисты. К чему отдавать предпочтение чаю, когда под боком собственный кофеинсодержащий напиток?

Объем производства и экспорт

Первое место по производству и экспорту мате занимает Аргентина, и в этой стране преобладают именно плантации, чего не скажешь, например, о Бразилии, где зачастую мате производят из листьев деревьев, растущих в диком виде в лесах, или являющихся продуктом, произведенным из смешанных областей.

Что касается Аргентины, то в последние годы селекционеры вели разработку новых сортов, что увенчалось успехом. В этой стране производство сосредоточено в провинции Миссионес, в которой оно составляет 60 % валового дохода, и в провинции Корриентес с 7 %.

«Серебро» держит Бразилия, а «бронзу» Парагвай. По данным на 2010 год, сбор свежего листа в Аргентине составил 750 тысяч тонн, в то время как в Бразилии этот показатель оценивался в 470 тысяч тонн. Здесь необходимо сделать акцент: эти цифры характеризуют именно свежий лист, а не готовую продукцию. Из 750 тысяч тонн свежего листа Аргентина произвела лишь 250 тысяч тонн готового мате.

Кто производит всю эту продукцию? Только в Аргентине насчитывается около 20 тысяч производителей, многие из которых, являются небольшими семейными фирмами. Кроме того, многие фермеры-йербатеро вообще не производят мате, а лишь сдают лист более крупным производителям. Однако самые крупные производители контролируют весь процесс производства: начиная от посадки падуба, и заканчивая упаковкой и выводом продукции на прилавок. Несмотря на наличие такого большого количества производителей, количество марок не так уж и велико: около 250.

Аргентина экспортирует около 16 % произведенного мате, примерно 40 тысяч тонн в год. Основным покупателем, конечно же, является Сирия, скупая 61 % всего экспортируемого мате. Дале следуют: Чили, Бразилия (удивительно, своего мате что ли мало?), Испания, США, Ливан, Уругвай и Парагвай. В США увеличение продаж связывают с растущим интересом жителей к мате, как к средству от ожирения.

Пора пить йерба мате!

«Созерцание» мате, или подготовка к употреблению

Перед тем, как засыпать ваш мате в калабасу, проделайте нехитрые манипуляции. Разумеется, если вам некуда спешить. Вскрыв пачку, насыпьте йербу в какую-либо посудину. Посмотрите, что из себя представляет мате? Чего больше? Листьев, веточек, пыли? Таким образом, вы составите первичное мнение о продукте. Обратите внимание на цвет. Вдохните аромат: он должен быть однородным и насыщенным, слегка дымным. Вы сразу запомните его: аромат мате особенный, он не должен пахнуть ни какой-то травой, ни, боже упаси, веником и соломой. Однако не вдыхайте глубоко: пылеобразные частицы легко поднимаются вверх.

Доставьте себе наслаждение созерцанием. Превратите это действо в маленький праздник. Все в этой жизни зависит от настроя. И если это ваше первое знакомство с мате, то этот нехитрый ритуал придаст вашему питью шарма.

После заварки мате в калабасе, аромат меняется, становясь более насыщенным и терпким. Даже после того, как калабаса очищена, запах останется: неуловимо копчено-горький. Кому-то он не нравится, и такие люди предпочитают убрать этот запах, обработав калабасу коньяком. Но если не нравится запах, как можно вообще пить?

Поэтому не торопитесь, отдавшись созерцанию. И, мы уверены, после такого вступления, вам обязательно понравится.

Ощущения от питья мате

Хочется поделиться ощущениями многих людей, которые пьют мате уже достаточно давно. Пожалуй, это может показаться даже необычным, но мате притягивает, словно магнит. И это вдвойне удивительно, потому что мате – не алкоголь, не наркотик, и даже не сладкая газировка. Тем не менее, его все время хочется. Хочется вдохнуть его запах, ощутить его вкус. Еще один парадокс: когда, казалось бы, ты уже вполне напился йербы и уже больше не хочешь пить, ты встаешь и идешь заниматься своими делами. Стойкое послевкусие, притаившееся, то ли на нёбе, то ли на языке, а то, может, и в голове, не дает тебе позабыть о мате. Предположим, тебе даже удалось потом чем-нибудь перекусить, и даже почистить зубы; послевкусие все равно с тобой. И оно говорит: «Иди, выпей йербы еще! Вот она, ты ее даже не высыпал из калабасы».

Мате удивительно «цепкий» напиток. Человек, который его полюбил, будет идти с ним по жизни вместе.

Свидетельством тому служит рассказ Татьяны Кихтенко, которая родилась в уругвайской колонии «Новый Израиль» в 1930 году. Когда она вышла замуж за уругвайского коммуниста (по национальности русского) и уехала в Россию, то не смогла отказаться от мате. Она говорила: «Мы скучали по мате и старались найти ему здесь заменитель. Покупаем в аптеке душицу, зверобой, другие травы. Из этой смеси приготовляем мате…».

Это всего лишь небольшая зарисовка, крохотное эссе, но знайте, когда-нибудь вы прочувствуете эти строки всерьез, потому что сладкое послевкусие йербы войдет и в вашу жизнь. Так же, как мате вошел в сердца миллионов людей на всех четырех континентах.

Слагаемые церемонии

• Церемония употребления мате состоит из пяти слагаемых.

• Вода.

• Калабаса.

• Бомбилья.

• Пава (или, в современных условиях, термос).

• Мате.

На каждом пункте стоит остановиться по отдельности.

Вода для мате

Говоря о воде, которая предназначалась для приготовления мате, гуарани, повстречайте вы их, в первую очередь будут иметь ввиду чистейшие струи водопадов Игуасу. Именно эта вода считается наиболее «божественной». Гуарани были первыми людьми, которые поселились здесь, и, как и всё, чему они давали имя, назвали водопады просто и не затейливо: «Большая вода» («и» – вода, «гуасу» – большая). Здесь, в национальном парке Игуасу в диком виде растет парагвайский падуб, из которого сейчас изготавливается мате Rios. Водопады уникальны: шум низвергающейся воды слышен за несколько километров, недаром гуарани считали этот водопад центром силы, где располагался вход в иной мир.

Тут нельзя не воспользоваться случаем, и не рассказать о том, как возникли эти водопады, притом, что легенда-то принадлежит всё тем же гуарани.

В реке Игуасу жил бог-змея по имени М’бой. Ему приносились в жертву девственницы племени. Однажды мимо реки проходила красивая девушка, по имени Наипи, вместе со своим женихом Тарубой (свадьба должна была состояться через несколько недель). Увидел бог-змея красавицу и понял, что прекрасней женщины нет на свете. И сказал он, что хочет ее к себе в жертву. Старейшины не могли ослушаться, так как отцом М’боя был всемогущий бог Тупа! Тем не менее, Таруба считал, что может спасти свою возлюбленную: он был великим воином. Влюбленные договорились встретиться на реке. Однако М’бой увидел, как девушка села в лодку, и бросился за возлюбленными в погоню. Таруба греб изо всех сил, и у него получалось держать дистанцию между лодкой и змеем. Это привело М’боя в ярость, и его тело разрослось до ширины реки. Но и это не испугало храброго воина Тарубу! Он греб еще сильнее! Тогда М’бой пришел в полнейшее бешенство и стал создавать на пути влюбленных пороги, низвергать реку в созданные им обрывы, и случилось так, что куда бы не поворачивала лодка, всюду она натыкалась на воду, которая преграждала ей путь. Стихия все больше разыгрывалась, и, в конце концов, и юноша, и девушка были выброшены из лодки. М’бой превратил Наипи в камень у основания водопада, а Тарубу в дерево, произрастающее на вершине. Он разделил их с умыслом: теперь они отлично видели друг друга, но не могли соединиться вместе, соприкоснувшись, как два влюбленных сердца. Но М’бой ошибся! Каждый раз туристы могут видеть радугу, протянувшуюся от камня (в аргентинской стороне) к дереву (на бразильской территории): это Таруба и Наипи показывают нам, что всё-таки наперекор судьбе они вместе!

Эта легенда является, как заверили нас представители Всемирного фонда дикой природы (WWF), наиболее распространенной у гуарани, поэтому на ней и остановимся, хотя, как говорится, всегда есть варианты…

Не у всех есть счастливая возможность воспользоваться уникальным даром природы, и взять воду из такого места, где творец Тупа (а, по утвержденной легенде его сын) соединил воедино мате и воду, тем самым будто подтолкнув гуарани к этому напитку. У большинства людей из водопровода течет самая обычная вода, и к водопадам эта жидкость не имеет ни малейшего отношения. Так можно ли с помощью нее приготовить мате?

Давайте получим определенные знания. Во-первых, не будем спешить заваривать мате по-европейски, то есть так, как чаще всего это делают в российских кофейнях. От такого первого знакомства останется неприятный осадок и, возможно, новое знакомство будет оттягиваться вновь и вновь.

Во-вторых, все нужно делать не спеша. В конце концов, если вы решили насладиться мате не на ходу, и, тем более, впервые, то это уже церемония, а слово «церемония» откладывает определенный отпечаток на ваши действия.

Поэтому все-таки продолжим нашу тему, и попробуем правильно подобрать воду.

Вода легко может изменить вкус любого настоя, отвара. Поэтому с пиететом к воде стоит относиться не только при заваривании мате. В Китае с особым трепетом подходят к выбору воды для заваривания чая. Там говорят, что «чай является духом воды, тогда как вода является телом чая. В плохой воде не проявится дух, плохой же чай изуродует тело».

Тоже самое можно сказать и применительно к мате.

Воду нужно выбирать с особенной тщательностью, поскольку вода, имеющая ярко выраженные примеси, может кардинально поменять вкус мате. Поэтому идеальным вариантом служит мягкая родниковая, или горная ключевая вода. А они, как писалось еще в Большой медицинской энциклопедии 1928 года, выходят на поверхность в равнинных местностях в речных долинах и оврагах; иногда выходы водоносных слоев наблюдаются на пологих склонах возвышенностей. Однако в наше время не все имеют возможность выбираться на природу, чтобы набрать чистейшей воды. Поэтому в условиях мегаполиса выходом из ситуации может служить бутилированная вода надлежащего качества.

Если провести параллель с китайской чайной церемонией, то можно отметить, что в «Чайном каноне» Лу Юя было написано, что «всех выше горная вода, посередине вода рек, та, что в колодцах, ниже всех».

Пренебрегать выбором воды нельзя и по той простой причине, что вода играет ведущую роль в терморегуляции организма, поддерживает гомеостаз, и это свойство дает нам возможность адаптироваться к перепадам окружающей среды. Вода – это наше всё. И, думая, чем вы будете заваривать мате, подумайте в первую очередь о себе.

На первый взгляд может показаться, что в отличие от элитных сортов чая, которые имеют утонченную вкусовую гамму, мате являет собой мощную вкусовую составляющую, которая перекроет все и чей вкус испортить довольно сложно Но так кажется только на первый взгляд. С каждым разом будет приходить понимание того, что вода все-таки должна быть «правильной».

«Правильная» вода не должна быть «жесткой», то есть содержать в себе большого количества солей кальция и магния. Это связано с тем, что названные минералы затрудняют экстрадирование, тем самым нарушается раскрытие букета вкуса, так как он уничтожается сернокислыми и углекислыми соединениями. Ваш выбор должен быть отдан «мягкой» воде. И, конечно же, не может идти речи о хлорированной воде. Эта вода мертва. И лучшее, что вы можете сделать, так это как следует подвергнуть ее фильтрации.

Калабаса

Немного истории и ботаники

Для того чтобы начать пить мате, кроме воды и самой йербы потребуется калабаса с бомбильей. Строго говоря, слово «калабаса» относится не только к сосуду, из которого пьют мате. Если обратиться к истории, то слово «калабаса» (как calabaza) происходит от персидского слова kharbuz, что обозначало дыню. Этот термин попал в Европу, из испанского языка его заимствовали французы, и в данный момент словом «calabash» французы обозначают тыкву, произрастающую на цветном континенте, Африке, а словом «calabaza» они называют тыкву, произрастающую в Америке. Сначала имевшее хождение преимущественно в Мезоамерике, слово калабаса в конечном счете распространилось на все страны испанского колониального влияния. Добралось это слово и до территории современных Соединенных Штатов Америки, а, конкретнее, Калифорнии. Здесь есть город, который называется Калабасас, названный, как не трудно догадаться, в честь тыквы. В этом городе что-то вроде культа этого растения: регулярно проводятся фестивали тыквы, в чем, разумеется, жители Калабасаса не одиноки: такие мероприятия есть и в России, и во всей объединенной Европе.

Изготовление посуды из тыквы было достаточно распространено, как у кечуа, так и у гуарани. В империи инков, при дворе императора, как отмечал Фелипе Уаман Пума де Айяла, были специальные художники, которые занимались только тем, что расписывали сосуды тыквы и горшки (керос), сделанные из них же. Сосуды из тыквы находили самое широкое применение в быту: из тыквы делали всевозможные тарелки, стаканы, горшки для хранения продуктов и много-много чего еще. Интересным является применение сосуда из тыквы в качестве метательного снаряда: в нее засыпался перец, и такая «бомба» использовалась во время ведения боевых действий.

Сосуды для мате изготавливаются из определенного сорта, который называется горлянкой или лагенарией обыкновенной (лат. Lagenaria siceraria, прежде лат. Lagenaria vulgaris). Это растение выращивается ради ее плодов, используемых преимущественно для производства сосудов для мате. Примечательно, что до прихода испанцев, индейцы не знали съедобных тыкв. Все они выращивались лишь для изготовления каких-либо предметов, как, например, музыкальный инструмент гуиро. На тыкве делались насечки, а музыкант проводил по нему скребком, издавая стрекочущие звуки. Также еще одним инструментом, изготовленным из тыквы-горлянки является йербаматофоно (известный также как йербаматофоно д’амур). Как считается, этот инструмент был распространен на территории Рио-де-ла-Плата много веков назад, но затем забыт. Вспомнили о нем лишь в 1960 году музыканты из аргентинской группы Les Luthiers, когда специально для них мастер Карлос Иральди изготовил первые в современной истории йербаматофоны. Они представляют собой две скрепленные половинки калабасы (до этого разрезанной пополам), с отверстием для губ и выхода звука. Музыкант, нагнетая воздух в йербаматофоно, издает дребезжащие звуки.

Тем не менее, наибольшей популярности лагенария достигла именно благодаря тому, что из нее изготавливают сосуды для мате. Влияние тыквы было таково, что археологи, делая очередные раскопки, обнаружили керамические сосуды, форма которых, по-видимому, копировалась с горлянки.

Сейчас наиболее распространены сосуды диаметром 7—12 сантиметров и вместимостью 50—100 мл.

Применение тыквенной калабасы для питья мате предпочтительно по двум причинам. Во-первых, стенки лагенарии изнутри пористые, благодаря чему мате лучше заваривается (позволим себе применить это слово), а, во-вторых, внешняя стенка не пропускает воду, однако позволяет проникать кислороду воздуха, благодаря чему мате обогащается им. Конечно, это не кислородный коктейль, но все же…

Стоит отметить, что кечуа называли сосуд для мате очень просто и незатейливо: мати. А вот гуарани называли его словом Каальгуа (Kaalgua), которое состоит из нескольких слов, где Каа – трава, Ль – вода, Гуа – емкость для жидкости. Дословный перевод – емкость для жидкости.

Но на их землю пришли испанцы, которые принесли новые слова и новые пристрастия. Каальгуа – для завоевателей это было слишком сложно, поэтому сосуд для мате они назвали калабасой. Сейчас калабаса – это уже не обязательно тыква (правда, до сих пор считается, что именно тыква может создать идеальные условия для раскрытия вкуса мате). Со временем калабасы научились делать из всевозможных материалов, от стекла до дерева. А вот калабасы из тыквы со временем превратились в настоящее искусство. Их стали обтягивать кожей (особенно в тех районах, где они не произрастали и считались редкостью), украшать орнаментом, драгоценными металлами и делать для них подставки. Разнообразию не было конца. На тыквенных калабасах гравировались имена хозяев, потому что калабаса – это вещь интимная.

Сейчас цены на калабасы варьируются в широких пределах в зависимости от их художественной ценности; разброс может быть в сотни раз.

Правда, когда-то было время, когда и денег-то никаких не существовало. Были только мате и калабасы, и именно про низ гуарани сложили свою легенду.

Легенда о калабасе

Как вы уже знаете, легенда о происхождении гуарани гласит, что этот народ приплыл на землю современного континента Южная Америка откуда-то издалека.

Легенда, которая будет рассказана чуть ниже, дает возможность предположить, что их прародиной могла оказаться так искренне разыскиваемая Христофором Колумбом Индия, так как в этой легенде четко прослеживается идея реинкарнации, чего не встретишь больше ни в одной из современных религий, хотя, признаться, религии древних имели много общих черт, и вполне возможно, что прародиной гуарани могла оказаться языческая Африка, которая по праву считается колыбелью человечества.

Так это или нет, еще предстоит узнать, легенда же о калабасе такова:

«Людям гуарани пришлось не просто так искать нового места на Земле. Виной бегства с насиженных мест были не природные катаклизмы, разрушившие их быт и привычный уклад жизни. Давно известно, что для того, чтобы могущественные боги были благосклонны к людям, им стоит приносить жертвы. Так уж заведено, что не все боги готовы принять в дар овощи и фрукты, а также животных, положенных на алтарь. Одному из богов, чьего имени история не сохранила, предназначались лишь самые красивые девушки племени. Раз в год, на праздник весеннего солнцестояния, на алтаре оказывалась очередная невинная красавица в возрасте до семнадцати лет. И вот однажды юная девушка, зная, что через несколько дней ее начнут готовить к обряду жертвоприношения, возымев строптивый нрав и нечестивые помыслы, как говорили потом старейшины, сбежала (как похоже на легенду про Игуасу!). Грозный бог уже видел лицо своей избранницы. По древнему ритуалу, красавица была показана изваянию божества еще в один из осенних месяцев. Поэтому, старейшины никак не могли поменять девушку на другую, так как ее уже «одобрил» бог. В назначенный день на пустой алтарь ударила молния, земля разверзлась, и стали рушиться деревья в пропасть, и реки бежать вспять, и звезды падать с небес на землю. Людей охватил суеверный ужас. Поняли они, что прогневали бога. Вокруг неслись селевые потоки, уничтожавшие селение за селением.

Лишь немногим из народа гуарани удалось спастись, сразу же пустившись в путь, на нескольких утлых лодках. Среди них был и возлюбленный девушки, который, в отличие от соплеменников, не проклинал ее.

Плыли они долго. И еще многие дни и ночи видели люди на горизонте ярость разбушевавшегося бога. Вскоре перед ними предстал бескрайний океан. Юноша заметил, что рядом с лодкой плывет небольшая сухая тыковка, формой напоминающая женщину. Никому не сказав об этом, на следующее утро он снова обнаружил ее справа по борту. Так продолжалось до тех пор, пока они не достигли берега своей новой родины.

Старик, первым выходивший из их лодки, тяжелой ногой наступил на тыковку, раздавив ее.

«Он еще раз убил мою возлюбленную. Теперь навсегда», – подумал юноша.

Люди ушли вглубь материка. Через год сердце юноши подсказало прийти на берег, который он назвал Берегом Любви. К его удивлению, он обнаружил около пяти новых тыковок с очертаниями женщины. Это была тыква-горлянка, калабаса.

Бережно собрав тыковки, он отнес их в племя. Новые боги, уже подарившие им мате, не подсказали, как сохранить чудесный напиток и из чего его пить. Теперь у людей была тыковка. Новые боги не могли расколдовать красавицу, но они сделали так, что люди племени простили ее, доверив девушке-калабасе самое ценное, что у них было: зеленое золото – йерба мате».

Тыквенные калабасы

По большому счету, все калабасы, красивые, и не очень, дорогие и простенькие, являются модификациями двух подтипов: поро (поронго) и гальеты.

Что это за типы сосудов? Если сказать честно, то это две части одной и той же тыквы. Представьте себе тыкву-лагенарию, и отрежьте ее верхнюю часть – получите поронго (которую еще называют бразильской тыквой), оставшаяся нижняя (толстенькая и приплюснутая) и будет гальета.

Чем же они хороши? Некоторые считают, что грушеобразную калабасу – поронго лучше использовать для сладкого мате, а гальету – для горького. Нам кажется, что это все ерунда, пусть все пьют из того, из чего нравится.

Гальета

Или просто калабаса – это самый распространенный вид тыквы. Распространен он, возможно, из-за своей дешевизны, которая возникает из-за того, что некоторые тыквы вырастают не грушеобразной формы, поэтому поронго из них сделать никак не получится. А, раз не получится, значит, простых калабас, типа гальета, будет на рынке больше. Отсюда – небольшая цена. Чем еще она хороша? Это идеальный вариант для одного человека: немного мате, немного воды. Идиллия. Только вы, и мате…

Поронго

Это слово, как предполагают, возникло от слова puru из языка кечуа, которым, так же, как и словом mati, обозначали тыкву. Как правило, поронго имеет достаточно крепкие стенки, поэтому, в отличие от гальеты, более долговечна. Однако у нее есть один ощутимый минус: эта калабаса не может самостоятельно стоять, поэтому для поронго всегда покупается подставка, если таковая не идет в комплекте… Порой можно обойтись и без подставки. Это случается тогда, когда вы выезжаете на природу. Тогда заостренный край поронго можно просто-напросто воткнуть в землю, или в специально приготовленную для этого случая ямку. Что еще? Так как она часто больших размеров, нежели гальета, именно ее удобнее всего использовать для питья в большой компании, особенно проводя церемонию. В эту тыкву вы насыплете больше мате, он будет не так быстро вымываться, и, как следствие, ваше матепитие будет более продолжительным и глубоким.

Если немного углубиться в историю, то заметим, что поронго в испанском является синонимом горлянки. Испанские исследователи отмечали, что тыква горлянка во многом космополитична: при раскопках ее находили и в Азии. А в Африке и Америке горлянка обнаруживалась при раскопках пластов земли, относящихся к XII тысячелетию до нашей эры. Из этого был сделан вывод, что горлянка, она же поронго, переплывала океаны, когда плод созревал и самостоятельно высыхал, что уж подтвердила древняя легенда гуарани.

К сожалению, скачать более из интернета в таком формате не удалось. Надеюсь, отрывок (более половины книги) вам понравился! Ганна


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!