Радикально–революционное направление, народничество.



В пореформенный период в русской общественной мысли складываются два революционных центра.

1. В Петербурге – редакция журнала «Современник» (1836–1866): Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов. Чернышевский был сторонником социализма, возмущался эгоизмом помещиков, компромиссными проектами правительства, полагал, что царь заодно с дворянами. Был за максимальные наделы для крестьян при минимальном выкупе. Это более левый центр.

2. В Лондоне – Вольная русская типография А.И. Герцена. В 1847 г. он в эмигрировал на Запад. Им были разработаны основы "русского социализма". Также Герцен считал, что общественным переменам должно предшествовать становление самостоятельной личности, сознающей свое нравственное достоинство: "Нельзя людей освобождать в наружной степени больше, чем они свободны внутри". В 1857 г. А.И. Герцен и Н.П. Огарев начали издание журнала «Колокол» (1857–1867) в Лондоне + альманах "Полярная звезда" (1855–1862), сборники "Голоса из России" (1856–1860). А.И. Герцен стремился дать слово всем вольнолюбивым течениям на страницах своих изданий, что обеспечило им огромную популярность в России, упрекал "Современник" за излишнюю прямолинейность.

 

После отмены крепостного права крестьянское движение достигло апогея, число волнений в 1861 г. подскочило сразу в 10 раз. Крестьяне, узнав об условиях реформы, решили, что "волю подменили господа". Власти прибегли к оружию для усмирения крестьянских волнений: так, в селе Бездна Пензенской губернии были убиты и ранены несколько сот человек. Эти события взбудоражили радикалов, также разочарованных крестьянской реформой.

В 1861–1864 гг. формируется организация «Земля и воля» для подготовки восстания (А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов, братья А.А. и Н.А. Серно–Соловьевичи).Осенью 1861 г. вспыхнули студенческие волнения в Москве Петербурге, Казани, подавленные полицией и войсками. Весной 1862 г. в Петербурге разразились страшные пожары, виновник которых так и не был установлен. В обществе стала нарастать паника; правительство прибегло к репрессиям. Арестовали и отправили на каторгу Н.Г. Чернышевского, хотя его вина не была доказана, ряд других радикалов.

В 1860–е гг. в России распространяется нигилизм (от латинского nigil – ничего). Вождь нигилизма Д.И. Писарев (ведущий публицист журнала "Русское слово") призывал молодежь "крушить направо и налево": если какое-нибудь учреждение или обычай не выдержат удара, значит, их и не стоило сохранять. Писарев отвергал искусства, философию во имя естественных наук, приносящих конкретную пользу. Он считал, что в основе человеческих отношений должны лежать не отвлеченные идеалы, а разумный эгоизм. Самым ярким художественным воплощением нигилиста-"шестидесятника" стал образ Базарова из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".

В 1866 г .Д.В. Каракозов – один из членов московского кружка Н.А. Ишутина совершил покушение на жизнь Александра II: «Я стрелял в него, потому что он вас всех обманул!», - кричал он толпе. После этого правительство перешло в решительное наступление. "Современник" и "Русское слово" были закрыты; радикальное движение временно затихло.

В 1869 г С.Г. Нечаев создал среди московских студентов общество "Народная расправа". В борьбе за волю народа, проповедовал Нечаев, годятся любые средства – шантаж, подлог, провокация. Революционер должен постигнуть только одну науку – "науку истребления и разрушения"; победить самодержавие сможет только скованная жесткой дисциплиной и единоначалием организация. Чтобы "связать кровью" своих последователей, Нечаев заставил их убить одного из членов организации, возмутившегося методами "вождя". Убийц вскоре поймали; процесс над ними прогремел на всю Россию, дал Ф.М. Достоевскому материал для романа "Бесы". Сам Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан России как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости.

"Нечаевщина" ужаснула многих молодых радикалов, решивших пойти иным путем. В начале 1870-х гг. возникает ряд кружков, в которых отвергались принципы "диктаторства", главное внимание уделялось самообразованию, изданию и распространению социалистической литературы. В пореформенный период начал формироваться новый социальный слой профессионалов умственного труда – интеллигенция. Это была разночинная интеллигенция, т.е. состояла она из разных чинов – обедневшего дворянства, духовенства, мещанства, крестьянства. Эти люди, порвав с прежней средой, освобождались от сословных традиций, рвались к решительной переделке мира, враждебно относились к устоям старого строя – государству и церкви. В общественную жизнь разночинцы привносили горькое чувство озлобленности: ведь им приходилось тяжким трудом добиваться того, что "баре" имели от рождения. Самодержавие отстраняло интеллигенцию от политики и общественной деятельности, тем самым еще более озлобляя её. Вместе с тем интеллигенты-разночинцы болезненно переживали разрыв с "простым народом", их мучило чувство вины перед ним. Люди умственного труда в Западной Европе никогда не ощущали себя до такой степени единой, обособленной от остального общества группой. Зато в странах Востока и Латинской Америки, проходивших полосу европеизации, возникали и возникают явления, подобные русской интеллигенции.

Новые идеи на рубеже 1860–1870–х гг. были провозглашены народниками. За идейную основу взяли теорию «русского социализма» Герцена. Считали, что интеллигенция в долгу перед народом, перед крестьянством, поэтому она обязана избавить его от гнета и эксплуатации. Главным средством достижения социальной справедливости народники считали крестьянскую революцию. Поэтому народничество 70-х годов принято называть революционным – в отличие от "либерального народничества" 80-х годов, выступавшего за мирный, просветительский путь преобразований.

Характерной чертой народничества является также преувеличение роли личности в историческом процессе. В основном народники разделяли индивидуалистическую теорию "сильной личности", "героев и толпы". С этой теорией, в частности, была связана народническая тактика "индивидуального террора". Народничество не было уникальным русским явлением: схожие доктрины возникали в Индии, Китае и других странах – там, где многочисленное крестьянство сталкивалось с натиском капитализма.

 

В 70–е гг. оформились 3 идейных течений народничества.

1. Пропагандистское, теоретиком которого являлся П.Л. Лавров, он считал, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды. "Перестройка русского общества, – учил Лавров, – должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа".

2. Бунтарское, идеологом которого был М.А. Бакунин – выходец из тверского дворянства, западник, впоследствии – политический эмигрант, боец европейских революций и один из лидеров анархизма. «Русский мужик, полагал Бакунин, – по природе социалист и бунтарь; интеллигенции же нужно лишь "свистнуть в два пальца" – обратиться к крестьянству и поднять его на бунт».

3. Заговорщицкое – теоретик его – П.Н. Ткачев. Он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социализм в русскую жизнь.

В 1874 г. напряжение в российском обществе вылилось в массовое движение – "хождение в народ". Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни пытались, по теории Бакунина, разжечь крестьянский бунт. Другие просто хотели "отдать долг" народу – лечить, просвещать его. Всеми владели почти религиозный энтузиазм, жертвенный порыв, тяга к нравственному самоочищению, желание порвать с "грязной" средой привилегированного общества. Крестьяне не оправдали надежд – на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Правительство же разгромило "хождение в народ", арестовывая всех, кто вызывал малейшее подозрение.

 

1876 г.

создается организация «Земля и воля»,

в 1879 г. распадается

 

В 1876 г . в Петербурге возникла революционная народническая организация "Земля и воля" (А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов). Это была самая крупная и сплоченная организация за всю историю народничества. Она имела разветвленную сеть филиалов, программу, свой печатный орган. Главной своей задачей землевольцы считали пропаганду и подготовку крестьянской революции. Землевольцы поддерживали и рабочее движение, хотя считали его второстепенным.

В 187I–1878 гг. прошло свыше тридцати политических процессов, причем наказания подчас бывали не в меру тяжелы. Революционеры взялись за оружие. В 1878 г. В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова за то, что он приказал наказать розгами политического заключенного, и ранила его. Засулич оправдал суд присяжных (которому в виде исключения передали дело). Это впервые (!) прозвучало как общественное одобрение террора.

Спустя несколько месяцев после процесса над Засулич прямо на улице террорист С.М. Кравчинский заколол шефа жандармов Н.В. Мезенцева в отместку за казнь революционера, оказавшего вооруженное сопротивление при аресте. Был убит ряд других сановников и жандармских чинов.

 

К концу 1870-х годов в народничестве назрело много расхождений по тактическим вопросам. В 1879 г . произошел раскол "Земли и воли". "Землю" "взяла" себе группа "Черный передел" во главе с Г.В. Плехановым и В.И. Засулич. Отрицая политическую борьбу, «Чёрный передел» попытался продолжить пропаганду в деревне, но был разгромлен правительством. Постепенно в среде лидеров вырастал интерес к пропаганде среди пролетариата. В 80-е годы они перешли на марксистские позиции.

Вторую часть старого лозунга "взяла" группа "Народная воля" (руководители – А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, А.Д. Михайлов). Освобождение народа эти деятели решили начать с захвата власти. Народовольцы полагали, что убийство царя разрушит всю старую политическую систему. После этого революционеры намеревались передать всю власть Учредительному собранию. Они организовали настоящую охоту на царя: в 1879 г ., прокопав сорокаметровый тоннель, взорвали мину под царским поездом; в 1880 г . устроили взрыв в Зимнем дворце (С.Н. Халтурин), убивший и ранивший несколько десятков солдат. Революционеров было немного – несколько сот на всю Россию, но широкое недовольство в тогдашнем обществе делало их грозной силой. Власти наносили ответные удары; они стали особенно ощутимы во времена М.Т. Лорис-Меликова, когда правительство реорганизовало полицию и наладило контакт с умеренными кругами.

1 марта 1881 г. террорист-смертник И.И.Гриневицкий, сам убитый взрывом бомбы, смертельно ранил Александра II (С.Л.Перовская – организатор и участница покушения, ее повесили в Петербурге 3 апреля 1881 г.). Убийство Александра II – высший успех народовольцев – стало началом их заката. Народ остался неподвижен, самодержавие не рухнуло, а умеренное общество отшатнулось от террористов. Началось быстрое внутреннее разложение "Народной воли", прекратившей к середине 80-х годов свое существование.

Последним отзвуком террора стало "второе 1 марта" – неудачное покушение на Александра III, организованное в 1887 г. группой петербургских студентов с участием Александра Ульянова (старшего брата В.И. Ленина). Для радикальной интеллигенции наступили тяжелые времена. "В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла", – писал о 80-х годах А.А. Блок.

Выход из тупика попытались найти "либеральные народники" – талантливые экономисты В.П. Воронцов и Н.Ф. Даниельсон, Н.К. Михайловский – виднейший публицист, социолог, литературный критик. Они предлагали вести крестьянство к социализму на путях мирной, постепенной работы. Лозунгом стали "малые дела" – устройство больниц и школ, защита юридических прав крестьянства, агрономия, экономическая помощь общинам и артелям, в которых народники видели зародыш социализма. "Маленькое дело – вовсе не синоним маленькой цели, – подчеркивали либеральные народники, – «Из маленьких дел слагается жизнь миллионов". Теорию "малых дел" разделяло в 80-е годы большинство земских служащих. Однако пора расцвета народничества в России осталась позади: ему на смену шли из Европы новые радикальные теории.

 

Начало рабочего движения. Марксизм..

В пореформенное время в России происходил быстрый рост численности рабочих, что привело к появлению нового социального движения – рабочего. В 1880– е гг. пролетариат становился все более заметной силой. В индустриальных районах – Петербурге, Москве, Подмосковье – вспыхивали волнения и забастовки. Самой заметной стала Морозовская стачка в Орехово-Зуеве на текстильной фабрике Т.С. Морозова в 1885 г. (ее руководитель – П.А. Моисеенко). 9 тыс. рабочих оставили работу и составили коллективное заявление, требуя не просто улучшить условия их труда, но и изменить общегосударственное рабочее законодательство. На фабрику прибыл губернатор; за ходом стачки следил сам Александр III. Правительственные войска вернули забастовщиков на работу. Зачинщиков арестовали, но суд вынужден был их оправдать, ознакомившись с положением рабочих. Присяжные отвели все обвинения (101 пункт); газеты писали, что это решение – «сто один салютационный выстрел в честь народившегося на Руси рабочего вопроса». Правительство сознавало значение новой общественной силы – в рабочее законодательство были внесены изменения.

Стали возникать рабочие организации, которые ставили перед собой политические задачи. Это – в 1875 г. «Южнороссийский союз рабочих» в Одессе (Е.О. Заславский), в 1878 г. в Петербурге – «Северный союз рабочих» (В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Союзы имели программные документы, составленные под влиянием народнической идеологии. Члены организации ставили перед собой задачу бороться за права пролетариата: ограничение рабочего дня, запрещение детского труда.

Кризис революционного народничества после 1881 г., рост численности пролетариата стали предпосылками распространения в России новой идеологии марксизма, основные идеи которого сводились к пролетарской революции, к переходу из капитализма в коммунизм, к бесклассовому обществу равных, к диктатуре (господству) пролетариата. В 1883 г . в Женеве была создана группа "Освобождение труда". Основателями стали бывшие члены "Черного передела" – Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод и др. Они переводили и распространяли в России труды К. Маркса и Ф. Энгельса. В революционной среде жадно читали сочинения Плеханова – "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", в которых анализировались причины краха народничества в 70-е годы.

Г.В. Плеханов доказывал, что развитие капитализма – непреложный общемировой закон, русская община разлагается и не сможет стать основой социализма. В рамках капитализма должны сложиться материальные предпосылки социализма – крупная промышленность, высокоорганизованная экономика, многочисленный пролетариат. Только после этого может быть организована буржуазно-демократическая революция, а только потом – социалистическая.

Под влиянием группы "Освобождение труда" возникли первые марксистские кружки в России: в Петербурге – Димитра Благоева, П.В.Точисского и М.И. Бруснева, в Казани – Н.Е. Федосеева. Зарождались они в студенческой среде. Прочных связей с рабочими установить им пока не удавалось; полиция достаточно быстро пресекала их деятельность. Русское революционное движение, долго державшееся идеей о самобытности России, стало с распространением марксизма сворачивать в общеевропейское русло. Эпоха широкого распространения марксизма в России была еще впереди.

Постепенно начиналось объединение кружков в союзы. В 1895 г . в Петербурге был создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с В.И. Лениным и Ю.О. Мартовым. В 1898 г . в Минске был проведен I съезд РСДРП. Хотя в нем приняло участие всего 9 человек, съезд принято считать вехой в образовании российской социал–демократии.

 

Таким образом, в пореформенной России сформировался целый ряд общественно–политических течений, представлявших различные социальные слои населения. Большинство из них было оппозиционно настроено по отношению к самодержавию. Со временем это противостояние между властью и мыслящей частью общества только усиливалось.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 884; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!