Основы мировоззрения индуизма 10 страница



[27] Если смотреть шире, то можно увидеть общую для древнего Востока тенденцию: не позднее 800 г. до н.э. в «великих культурах древности» от Греции до Китая происходит кардинальный сдвиг в процессе мироосмысления; появляются «пророки» нового типа и первые философы; возникают духовные движения, имеющие следствием сложение религиозных и философских систем всемирного значения, что определяет пути дальнейшего развития человечества вплоть до XVI в.

[28] Есть убедительная версия (которая объясняет некоторые положения Авесты, где говорится о странах с длинными зимами), что рождение Заратуштры и начальный период его деятельности имели место в зоне степей, т.е. в Скифии — от Сыр-Дарьи на юге до поречья Верхнего Иртыша и Алтая на севере («арийский простор» Авесты, «прародина Ариев», главный признак коей — длинная зима, нашедшая своё отражение в Авесте). И именно здесь, по зороастрийскому преданию, на берегу реки Datуа Заратуштра пережил своё «Богоявление» в тридцать лет — «встречу с единственным извечным Богом», именуемым Ахура Мазда (Господь Мудрый), и его шестью эманациями (абстрактными сущностями и одновременно духами природных стихий), образующими вместе с ним «Божественнную семерицу».

[29] Содержание религиозной системы зороастризма мы рассмотрим в одной из следующих глав.

[30] Знакомая задержка распространения веры — такая же была и у Мухаммада.

[31] Приводится по книге: Бертельс Е.Э. «Избранные труды: История персидско-таджикской литературы». Отв. ред. И.С. Брагинский. — М., 1960 г.

[32] По преданию, Виштаспу была предложена чаша с вином и мангом, после чего царь уснул, а его душа отправилась в потусторонний мир. Там ей были обещаны все радости Рая в случае, если царь примет зороастризм. Жречество могло проделывать такие магические инициации с применением наркотических средств. Ведь Заратуштра был жрецом… Но это всего лишь легенда.

[33] В этом тоже проявилась помощь Свыше.

[34] Вообще же есть некоторые сходства в алгоритмике становления зороастризма и исторического ислама. Видимо в этой алгоритмике выражены основные особенности мировосприятия и мировоззрения людей скотоводческого Востока: они сначала долго сопротивляются лучшему, а затем все и сразу безрассудно принимают новшества на веру, после чего догматизируют основные положения веры, сделав из неё красивую ритуальную вывеску. Но при сравнении не надо забывать, что между появлением этих двух религиозных систем — более 1000 лет.

[35] Опять общая алгоритмика с проявившейся позднее алгоритмикой становления исторического ислама. Бог поддержал Заратуштру и царя Виштаспу.

[36] Историю становления зороастрийской веры мы рассмотрим в одной из следующих глав.

[37] Вспомним, что через 1000 лет получилось так, что другой восточный «пророк», Мухаммад, тоже как бы передал своё учение через родственников и друзей (после чего исторический ислам охватил огромные территории): такова клановость Востока, складывающаяся столетиями до прихода «пророков».

[38] Одновременно такая мистика указывала и на предстоящий трудный и долгий путь становления зороастризма, связанный с инерцией преодоления древнего индоиранского политеизма.

[39] Согласно легенде текст Авесты был уничтожен Александром Македонским, а затем восстановлен по памяти зороастрийскими священниками.

[40] При этом надо учитывать, что другие конгломераты племён в других областях Евразийского континента прошли этот этап либо раньше либо позже.

[41] Этот процесс описан во второй книге учебного курса.

[42] А мыследеятельность самого Заратуштры была ключевой по отношению к возможности получения ответов.

[43] А от жрецов-шаманов мода на хаому распространялась и обычным людям, что грозило массовой наркотизацией населения.

[44] Впоследствии на территории Персии в VI — IV вв. до н.э. установилась разновидность зороастризма — маздеизм — религиозная система, основанная на культе единого бога Ахура-Мазды.

[45] Уже при первых царях Персидской державы Ахеменидов (VI в. до н.э.), вероятно при Дарии I, Ахура-Мазду стали изображать наподобие несколько видоизменённого ассирийского бога Ашшура.

В Персеполисе — древней столице Ахеменидов (близ современного города Исфахан) — изображение бога Ахура-Мазды, высеченное по приказу Дария I, представляет собой фигуру царя с распростёртыми крыльями, с солнечным диском вокруг головы, в тиаре (короне), которую венчает шар со звездой. В руке он держит гривну — символ власти.

[46] У Ахура-Мазды — Слово, у Воху-Маны — Мысль, у Арты — Дело.

[47] Перевод В.И.Абаева

[48] Друдж (Друг) — в зороастризме понятие лжи, отождествляемой со злом.

[49] Последние двое — первые приверженцы Заратуштры, его сторонники (наша сноска).

[50] Судя по надписям (на скалах, стенах дворцов, глиняных табличках) Дария I и Ксеркса, религиозная система Ахеменидов во многом напоминала зороастризм: верховным божеством признавался Ахура-Мазда, хотя культ древних богов по-прежнему существовал. Неотъемлемой частью ахеменидской религии был дуализм: противопоставление благого начала злому. Вместе с тем ряд положений и особая терминология в значительной степени отличались от зороастрийских.

[51] Последнее обычно происходит на “автомате”: вредоносный “пророк” может попасть в матрицу самоуничтожения, в которую он сам и напросился, выступив против Божиего Промысла (исчерпав личное попущение Свыше). Таковы примеры завершения земной жизни библейского «пророка» Исаии, Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), апостола Павла и многих других.

[52] Мы попробуем кратко разделить что правильно, а что ложно в зороастризме взглядом современного человека.

[53] Заратуштра проповедовал учение, возвещённое ему, по его словам, “Богом” Ахура-Маздой — по этому можно судить об эгрегориальном происхождении зороастризма. Эгрегор же, который усилился и возвысился при Заратуштре условно назывался «Ахура-Мазда», откуда пошёл маздеизм (возвышение культа Мазды над разнообразными проявлениями богов).

[54] Символическое объединение культов солнечного египетского Амона-Ра и сияющего солнечного Мазды произошло в III-IV веках н.э. — одновременно с принятием “христианства” в Римской империи.

[55] Космогония (от греческого kosmogonia: kosmos - мир, Вселенная и gone, goneia - рождение ) — в самом общем смысле: область знания, описывающая происхождение Мира.

[56] Налицо параллели с библейским потопом. Во втором фаргарде (главе) Видевдаты излагается легенда об «Йиме Сияющем» — мудром правителе, при котором долгое время, около девятисот лет, люди благоденствовали («золотой век» иранской мифологии). Однако Йиму бог Ахура-Мазда предупреждает о кознях Ангра-Майнью, в результате которых землю «посетит лютая, смертоносная зима, выпадут обильные снега, а когда они растают, вода затопит весь мир», и Ахура-Мазда приказывает Йиме соорудить вар (убежище, ограду), чтобы защитить всё живое от зимы и холода: мелкий и крупный скот, людей, собак, птиц, огонь и т.п. Йима внял предупреждениям Ахура-Мазда и построил вар, а в стенах его должен был соорудить жилища для людей и помещения для скота, запастись провиантом и водой. Выполнив приказание верховного бога, Йима таким образом спас всё живое на земле.

[57] Намёк на преемственность, которую потом приписали Христу.

[58] Отражение в мифологии зороастризма обычных для тех мест извержений вулканов. Однако эти же «потоки расплавленного металла» вошли в новозаветный Апокалипсис.

[59] Библейский Апокалипсис красочно описывает «разделение» людей…

[60] Почему так, мы рассмотрим в одной из следующих глав, когда речь будет идти о содержании восточного дуализма.

[61] Параллели с библейским описанием Апокалипсиса.

[62] В этом можно увидеть бессознательную ностальгию по “элитной” культуре погибшей Атлантиды.

[63] А в этом можно увидеть естественно возникшую тоску по нормальной, полноценной природной нише, которая всегда была в дефиците в той географической среде, где родился (либо переродился?) восточный дуализм.

[64] Публикуется по книге: Залеман К.Г. «Очерк истории древнеперсидской литературы». Всеобщая история литературы. Под ред. В.Ф. Корша. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1880 г.

[65] Перестановка стихов девятого и десятого требуется смыслом — примечание переводчика.

[66] «Словом «канон» изначально называлась деревянная трость (линейка), которую использовали для проведения прямой линии или для проверки прямизны какой-либо линии» (Панайотис И. Бумис «Непогрешимость Православия». Перевод с греческого, Москва, 2001).

«Слово «канон» было внесено в наш язык из греческого латинской Вульгатой, однако первоначально оно происходит из древнееврейского «канех», что означает «трость». Трость использовалась в качестве мерила длины (ср. Иез. 40,3), и вследствие этого слово «канех» получило также значение масштаба, стандарта, правила». (Как возникла Библия? Глава «Канонические книги и апокрифы» — перевод с немецкого оригинала 1979 by Uitgave Evangelische Omroep, Hilversum, название оригинала: Het ontstaan van de bijbel. Русское издание 1992. http://www.svitlo.net/bibloteka/kakw/kakw6.html ).

«В переводе с греческого слово «канон» значит правило, мерило. Оно происходит от аккадского слова «кан`у», или еврейского קנה «кан`е», означавшего трость, которой производили измерения». (А.Мень. «Исагогика». §5. Состав, содержание и установление ветхозаветного канона, http://www.bible-center.ru/book/isagogika/001/000/005).

«Греческое слово κανών происходит от еврейского трость, тростник, и имеет первоначально узко-материальное значение: палка, правило, прямая трость, которой что-либо измеряется, всякая мера, имеющая прямое направление…» (П.А.Юнгеров (1856–1921). «Введение в Ветхий Завет. Книга 1. Второй отдел. История канона священных ветхозаветных книг»).

[67] Самоубийственную крайность этого явления — полное игнорирование Божией Мhры (неразличение русла Промысла) при властном воздействии людей на окружающий мир выразил певец-либерал, кумир молодёжи А.Макаревич:

«Не стоит прогибаться под изменчивый мир. Пусть лучше он прогнётся под нас».

[68] Поскольку он был достоянием древнейших национально-государственных цивилизаций, таких как Междуречье, Шумеры и пр.

[69] Могли как-то изменяться некоторые частные явления и объекты, переходя из вида добрых в злые и наоборот, но общая картина оставалась прежней — политеистической.

[70] Представлены в мифе как самые лучшие регионы Земли.

[71] Приводится по книге: «Авеста в русских переводах (1861-1996)». Сост., общ. ред., примеч., справ. Разд. И.В. Рака. – СПб, 1997. В предисловии к «Географической поэме» И.В.Рак пишет:

«Авестийские космогонические и космологические мифы известны по жреческому трактату «Бундахишн» («Первотворение»), являющемуся среднеперсидским переложением утраченного 4-го наска (Дамтат-каска) Авесты с многочисленными изменениями и вставками. Сохранившиеся же тексты «Младшей Авесты» практически не содержат ни сведений о начальном этапе творения, которые дополняли бы учение «Гат», ни антропоморфных описаний устройства Вселенной — зато в 1-м фрагарде «Видевдата» довольно подробно рассказывается о сотворении стран внутри Хванираты. Этот миф традиционно называют “Географической поэмой”».

[72] «Добрые» духи-“боги”.

[73] Вот откуда в библейской концепции оказалось понятие о «нечистой силе».

[74] Это неточность: не всех «животных кроме собаки и человека» убивали зороастрийские маги, но многих убивали.

[75] По зороастрийским представлениям, существует пять классов животных: “водные”, “подземные”, “небесные”, “земные”, и “корова”, представляющая пятый класс — класс домашних животных. Но кроме такого деления есть ещё деление на «чистых» и «нечистых».

[76] Традиция вошла в иудаизм: запрет употребления некошерного мяса.

[77] Что явилось основой восточной «расистской» доктрины разделения людей по сословиям и кастам.

[78] Как это близко “христианской” вере.

[79] Также у зороастрийцев была разработана система личностного совершенства (типа древней йоги) — как и у всех восточных религий.

[80] В зороастризме даже космические тела поделены на «хорошие» и «плохие». А гармония космоса якобы держится на противоборстве противоположных сил. Интересно, какая была бы “гармония”, если бы в космосе действительно одни бы «силы» следили за «порядком», а другие вели бы «подпольно-подрывную» деятельность по отношению к созданию первых. При таком положении дел кроме хаоса войны ничего другого представить невозможно.

[81] Об этом многократно сказано в Коране.

[82] Наше Мироздание сотворено Богом, поэтому оно называется «тварным Мирозданием» — где предопределена жизнь каждой тваре. В наше время слово «тварь», к сожалению, приняло негативный оттенок. Чтобы при изложении материала не вызывать этот бессознательный негатив, мы заменили его словом «творение».

[83] Согласно Авесте:

Эра «Разделения» является возобновлением эры «Творения», за исключением того, что не предвидится первоначальная единичность одушевлённых существ. Горы и долины уступят место гладкой равнине, но там, где сначала было одно растение, одно животное и один человек, навсегда останется то большое и разнообразное множество растений и живых существ, появившихся с тех пор. Точно так же и многие божества, созданные Ахура-Маздой, продолжат своё раздельное бытие.

Нужно ли сначала уничтожать якобы «вредные» существа, чтобы потом их опять воссоздать?

[84] Как это уже многократно происходило в нашей цивилизации.

[85] Так и выделилась когда-то из индоиранского конгломерата прарусская цивилизация, локализованная Восточно-Европейской равниной.

[86] С одновременным созданием искусственных психически “комфортных” условий существования, чтобы люди, удовлетворённые догмой, не задумывались о Жизни и о её живом Языке.

[87] Часто в понятие «собака» входили и некоторые другие «полезные» животные: ёж, лиса, ласка, дикобраз…

[88] Из Видевдаты (Авеста, Видевдат, фрагард 13 «Собака») можно узнать, что за причинения вреда собаке — верующему зороастрийцу обещали самое «страшное»:

«3. И если кто-либо, о Спитама-Заратуштра, убьёт Ванхапару, дикую остромордую собаку, которую злословящие люди называют именем Дужака, то повредит свою душу на девять поколений, для которых мост Чинвад станет непроходимым, если он при жизни не искупит [этого греха] перед Сраошей».

[89] В системе ценностей зороастризма. Это можно понять: «когда все люди стали бы такими же преданными хозяину, как собака — пороки общества исчезли бы и наступила бы “эра нравстенности”…». В общем: «берите пример с собаки…». Что касается хозяина, то искать его не приходилось: общество было кастовым и кастовая дисциплина сама собой определяла иерархию взаимного подчинения, на верху которой находилось местное “жречество”.

[90] Этим собака магически приравнивалась к умирающему, либо даже выставлялась “священнее”, “праведнее” последнего — тем самым окружающим показывалось превосходство собачьей преданности над «греховностью» уходящей души.

[91] “Святость” собачьей преданности закреплялась на эгрегориальном уровне людских эгрегоров, создавая в них автоматизмы «собачье-хозяйских» взаимоотношений.

[92] Приводится по тексту: «Хрестоматия по истории Древнего Востока». Ч. 2. Под ред. акад. М.А. Коростовцева, д.и.н. И.С. Кацнельсона, проф. В.И. Кузищина. М., 1980 г.

[93] Учитель, наставник — первым и высшим из которых был и остаётся сам «непревзойдённый учитель» Заратуштра.

[94] Правда.

[95] Paгa — Рей, город и местность в Мидии близ современного Тегерана; упоминается в «Географической поэме» в числе “лучших стран” «Видевдат» 1.15). Некоторые исследователи (приверженцы так называемой “мидийской теории” происхождения Авесты) локализуют в Paгe родину Заратуштры (примечание переводчика).

[96] Это должно значить, что в то время как остальные страны, признавая авторитет Заратуштры, имели собственного Рату, в стране Раги таковым является сам глава зороастрийской веры, что могло бы указывать на особую связь с этой страной Заратуштры (примечание переводчика).

[97] Могут быть возражения со стороны сторонников зороастризма, что иранские зороастрийцы не поддерживали кастовость своего общества (так как это до сих пор принято в Индии), а кастовость была «естественным» социальным устройством древних государств-цивилизаций (таких как государство Ахеменидов или поздняя империя Сасанидов). Но нас интересует не «естественность» или «искусственность» кастового деления восточного общества, а то — что эти древние зороастрийские цивилизации передали свой религиозный опыт благообразного прикрытия жизненной несправедливости другим цивилизациям, а сами при этом прекратили своё существование.

Ярким примером поддержки кастовости зороастрийскими традициями является опыт обряда «очищения». Фанатичное отношение к обряду очищения проявлялось до некоторой степени в отношении насассаларов — представителей низшей касты, занимавшихся грязной работой, “осквернявшей” зороастрийца. Община обычно считала насассаларов, «нечистыми», хотя постоянно прибегала к их услугам. Насассалары жили отдельно не только от других членов общины, но даже от членов собственной семьи. Они носили особую одежду, на руки надевали перчатки, а в древности давали знать о своём появлении в публичных местах на базарах позваниванием колокольчиков. Как это знакомо по истории России последних нескольких веков до революции 1917 года: “элита”-знать чуралась мужика-крестьянина, считая его “грязным” и необразованным, но пользовалась результатами его труда — особенно при крепостничестве. И всё это — последствия библейской агрессии на Русь…

Зороастрийцы всегда сторонились насассаларов. Их не приглашали в гости, на свадьбу. Во время больших торжеств и праздников, массовых гуляний, вне дома зороастрийцы хотя формально и не смели их прогонять, однако сторонились их, предпочитая посылать им праздничные подарки домой. Но и дома, несмотря на то что после каждого обряда похорон насассалары совершали обряд омовения, они ели в отдельной посуде, не могли подойти к домашнему очагу, для того, чтобы зажечь лампу, они должны были просить об этом своих близких. Когда насассалары начали отказываться от своей профессии (а с конца XIX в. это происходило довольно часто), они подвергались тяжёлому обряду очищения.

[98] Рецидив (от латинского recidivus – возвращающийся) — возобновление, возвращение, повторение чего-нибудь (обычно нежелательного).

[99] В общем зороастрийская “справедливость” — духовная система, закрепляющая в обществе “мягкое” рабовладение: когда рабы довольны своим положением, а “господа” довольны верностью рабов. В этом отношении зороастризм шагнул далеко вперёд многих рабовладельческих обществ своего времени, закрепив систему духовного обеспечения устойчивого рабовладения. И родилась такая духовная система на ведическом Востоке, привыкшем к духовным практикам.

[100] Кротость и покорность в зороастризме не распространялась на врагов цивилизации и касалась лишь внутреннего порядка. Об этом 60 глава Младшей Ясны:

«Благопожелание “дому сему”

5. Пусть одолеют в этом доме послушание [Сраоша] — непослушание, мир — ссору, щедрость — скаредность, вера — неверие, правдивое слово — лживое слово, Праведность [Аша] — Ложь [Друдж]».

[101] Цитируем по тексту: Оранский И.М. «Введение в иранскую филологию». Изд. 2-е, дополн. Сост. И.М. Стеблин-Каменский; Отв. ред. А.Л. Грюнберг. М., 1988 г.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!