Беседа 22. К юношам, о том как получать пользу из языческих сочинений.



Перечень вопросов

1. Церковная письменность эпохи Вселенских Соборов. «Золотой век» святоотеческой письменности. Арианство в IV веке: краткий историко-концептуальный обзор. Свв. отцы-Каппадокийцы. Краткий обзор их жизни, деятельности и значения для Церкви.

10. Свт. Василий Великий. Жизнь, личность, произведения.

11. Учение о Святой Троице. Учение свт. Василия о Святом Духе.

 12. Аномейство и полемика против него свт. Василия Великого.

13. Свт. Василий Великий о сотворении мира и критика заблуждений античной космологии. Критика астрологии.

14. Свт. Василий Великий о сотворении и устроении человека. Нравственно-аскетическое учение свт. Василия Великого.

15. Учение о посте.

16. Проблема зла.

17. Отношение к эллинской философии в «К юношам, о том как пользоваться языческими произведениями».

18. Экклезиология свт. Василия и отношение к Римской церкви.

19. Свт. Григорий Богослов. Жизнь, личность, произведения.

20. Учение о богословии и богопознании в 5 Словах о богословии.

21. Триадология и учение о Святом Духе.

22. Христология и полемика против христологических ересей.

23. Учение об Искуплении.

24. Учение о спасении и обожении.

25. Свт. Григорий Богослов как христианский поэт.

26. Экклезиология и критика недостатков церковной жизни.

27. Учение о священстве и пастырское богословие в 3 Слове.

 

ЦЕРКОВНАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ ПЕРИОДА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ

Золотой век святоотеческой письменности. Арианство и борьба Церкви с ним. «Староникейцы» и «новоникейцы».

Лекция

1. Обзор церковной письменности периода Вселенских Соборов, ее тематики, направлений и групп авторов. Понятие о «золотом веке» святоотеческой письменности (IV – нач. V вв.) и его представителях на Востоке (свв. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст) и на Западе (свв. Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Иппонский, Иероним Стридонский).

2. Арианство IV века, его идейные предпосылки и положения. История арианства и его главные представители. Многообразие внутрицерковных догматических направлений (строгие никейцы, омии, омиусиане, аномеи).

3. Осуждение арианства на I и II Вселенских Соборах и православная догматическая позиция по отношению к затронутым арианами вопросам.

Свв. отцы-Каппадокийцы.

Лекция №1

1. Понятие о свв. отцах-Каппадокийцах, общности и различиях между ними.

2. Житие свт. Василия Великого и его усилия на преодоление арианской смуты в Церкви. Творения.

3. Триадология св. Василия (троичная терминология и различение сущности и ипостасей в Боге в 38-м письме, полемика против аномейства в трактате «Против Евномия», православное учение о божестве Сына и Святого Духа в трактате «О Святом Духе», различение сущности и энергий в Боге в письмах 234 – 235).

4. Космология в «Беседах на Шестоднев» и антропология в «Беседах о сотворении человека по образу Божию».

5. Учение о происхождении зла.

План семинарского занятия № 1

Свт. Василий Великий.

1) Жизнь, личность, произведения свт. Василия Великого.

Письмо 38 Григорию брату

2) Употребление терминов «сущность» и «ипостась» применительно ко Святой Троице у т.н. «староникейцев».

3) Учение св. Василия об «общем» и «частном».

4) Человеческие аналогии – доказательства данного учения.

5) Свойства сущности Божией.

6) Ипостасные свойства Лиц Святой Троицы.

Правила нравственные.

1) Время написания, жанр и тематика данного произведения.

2) Учение о служении Богу и его условия:

А) покаяние

Б) чистота

В) исполнение воли Божией и должное намерение при этом

  Г) Уподобление Богу и святым.

Д) Перенесение страданий и скорбей за Христа.

3) Любовь к Богу и ближним.

4) Вера в Бога и ее исповедание.

5) Суд Божий

6) Крещение, Евхавристия и молитва.

7) Учение о грехе вообще, лжи, празднословии и соблазне других.

8) Необходимость обращения к Св. Писанию в жизни христианина.

9) Священное Писание: что в нем запрещается и что одобряется? Различие Ветхого и Нового Заветов.

10) Милосердие.

11) Каким должен быть «предстоятель слова» Божиего? Различение учителей истинных от ложных.

12) Учение о христианских браке и семье.

13) Христианские принципы жизни государства и общества.

14) Итог: каким должен быть христианин?

 

План семинарского занятия № 2

Беседа 22. К юношам, о том как получать пользу из языческих сочинений.

1) К кому обращается св. Василий в данном произведении?

2) Почему вообще христианские юноши должны были пользоваться языческими произведениями?

3) В чем главная проблема для христианских юношей при изучении языческой литературы?

4) Практическая и мировоззренческая суть христианства по св. Василию в данном произведении. Понятие подвига.

5) Подготовительная функция языческих произведений.

6) Что брать христианину из языческих произведений и что оставлять, и каков критерий различения?

7) Добродетель и ее значение.

8) Отношение к телу.

План семинарского занятия № 3


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!