Пропагандистские коммуникативные технологии.



Тема 5. Мобилизационные формы политической коммуникации

План лекции:

1. Понятие и специфика мобилизационной политической коммуникации.

2. Пропагандистские коммуникативные технологии.

3. Мифотворчество как пропагандистская технология.

 

Понятие и специфика мобилизационной политической коммуникации.

Специфика мобилизационной политической коммуникации, по определению Л. Дж. Мартина в том, что она представляет собой «акт убеждения с помощью информации» в отличие от «управления продвижением информации».

К мобилизационным (от лат. «mobilis» – подвижный) способам организации информационных потоков и политической коммуникации относятся пропаганда и агитация (вербальная, символическая, образная), идеологическая диверсия (отклонение, отвлечение), психологическая война.

Г. Лассуэлл ещё в 1927 году писал: «Пропаганда – это управление коллективными аттитьюдами (установками) посредством манипулирования значимыми символами».

Пропаганда не может быть плохой или хорошей с точки зрения этики, она должна быть эффективной как «массовое убеждение» с целью насаждения политической мифологии.

В наставлении вооружённым силам США «Введение в психологическую войну» появились понятия «белой пропаганды» ( пропаганда для своих, та, что идентифицирует источник информации), «серой» (не идентифицирует источник информации) и «чёрной» (для врагов и выдаётся за исходящую из иного источника, чем подлинный»).

Политическая пропаганда (от лат. «propagare» – распространять) представляет собой основную форму односторонней и монологической организации информационных потоков в сфере власти, формирующуюся без учета мнений реципиента и на основе остро критического отношения коммуникатора к позициям своих конкурентов.

Д. Лиллекер даёт такое определение: «Пропаганда - это коммуникация, которая была разработана одной социальной группой с целью – повлиять на мнение, установки и поведение других. В пропаганде часто используют символизм и риторику, она обращена» к эмоциональному и иррациональному аспектам нашего восприятия».

Хотя данный тип коммуникации сложился практически одновременно с появлением политики, соответствующий термин появился лишь в начале XVII в. – в 1622 году (в связи с характеристикой деятельности учрежденного папой Григорием XV миссионерского общества «Конгрегация распространения веры», призванного бороться против еретиков и проповедовать католическую веру).

Агитация (от лат. «agitatio» – побуждение к чему- либо) как разновидность немаркетинговых коммуникаций основной акцент делает на изменение практической активности поведения реципиента. Если пропаганда создает и распространяет некие мыслительные схемы, то агитация пытается стимулировать поведенческую активность людей, насадить определённые культурные образцы их поведения и взаимодействия в сфере политики.

Исходя из функционального предназначения и строится агитация. В результате транслируются не все компоненты идеологической системы, а лишь те, которые непосредственно стимулируют поведенческие реакции. По этой причине основной идейный материал, с которым «работает» агитация, сосредоточен в основном в программных документах партий и правительств, политических требованиях и директивах, лозунгах и призывах.

В классическом понимании выделяют три основные черты пропагандистско-агитационного типа коммуникации: 1) целенаправленное распространение информации, 2) игнорирование интересов реципиента и 3) неприятие позиций оппонентов.

Пропаганда и агитация прежде всего призваны позиционировать положение того или иного актора, легитимизировать его политический статус, а также способствовать укреплению его властных позиций. Так что в этом смысле мобилизационная формы коммуникации тяготеет к монополизации информационного пространства.

Как писал в «Майн кампф» А. Гитлер, «функция пропаганды заключается... вовсе не в том, чтобы тщательно обдумывать и взвешивать правоту различных людей. Она заключается в выделении одной правоты, в защиту которой эта пропаганда намерена выступить. Ее задача состоит отнюдь не в объективном исследовании истины и последующем изложении этой истины перед массами с академической честностью, поскольку такое исследование способно оказывать предпочтение врагу; ее задача состоит в служении нашей собственной правоте, всегда и непоколебимо... Как только наша собственная пропаганда признает хотя бы слабый проблеск справедливости с другой стороны, закладывается основа сомнения в нашей собственной правоте».

Несмотря на то, что пропаганду чаще ассоциируют с тоталитарным режимом и социальным контролем, в XXI веке она стала основой большей части «правительственной информации». Сегодня она является частью политической рекламы, перманентного проведения кампаний и пиар-государства.

В основе настоящей пропаганды лежат три основных элемента: риторика, миф и символизм. Создатели пропаганды стремятся использовать все эти три элемента, чтобы обратиться к нашим основным эмоциональным импульсам.

К особенностям пропагандистской деятельности относятся следующие:

*Цель пропаганды состоит в том, чтобы текст сообщения и то, что скрывается за ним, привлекло внимание реципиента, вызвало в нем внутренний конфликт или укрепило предвзятое отношение, которое мы зачастую в себе не признаем.

• В пропаганде сделан акцент на тех изменениях, которые могут стать возможными благодаря действиям реципиента. При этом негативные события из прошлого в ней будут сравниваться с тем светлым будущим, которое станет возможным вследствие предпринятых действий.

• С помощью пропаганды формируется впечатление, что информация, поданная в ней – это объективная правда, за которой никто не стоит и которая исходит из общественной сферы, и не направлена на то, чтобы повлиять на аудиторию.

• В пропаганде аудитория рассматривается как пассивный объект, в ней нет и намека на то, что аудитория может использовать дифференциальное декодирование, чтобы «отсеять» определенные элементы сообщения и тем самым лишить себя мотива к каким-либо действиям.

• В пропаганде неприкрыто и явно используются визуальные, риторические и символические средства, но они должны быть понятными для общества, и должен существовать простой и универсальный способ декодировать их так, как это нужно самому создателю пропаганды.

Пропаганда не обязательно является формой распространения исключительно корпоративных и пристрастных позиций. Она может быть и весьма позитивным информационным процессом, несущим людям нужную им информацию.

К. Поппер исходил из того, что любое масштабное распространение информации невозможно без постановки воспитательных задач. Пропаганда оценивается им и с точки зрения качества распространяемых сведений, использования технологий убеждения.

Очень часто, играя на формальном праве населения знать все о том, что происходит, СМИ искусственно возбуждают политические страсти и дестабилизируют ситуацию. Иными словами, в политике нередко бывают ситуации, когда целесообразно не учитывать информационные потребности массового реципиента. В подобных случаях применение пропагандистских технологий вполне уместно и конструктивно.

Пропаганда стремится к максимальному расширению аудитории и, следовательно, она способна апеллировать только к тем оценкам, реакциям, которые разделяет большинство населения.

Пропагандистские коммуникативные технологии.

Пропагандистские технологиихарактеризуются следующим образом:

1) Пропагандистские технологии выступают как предельно эмоционально насыщенные способы передачи информации. Гитлер писал, что воздействие пропаганды «должно быть нацелено главным образом на эмоции и только в очень ограниченной степени на... интеллект». И добавлял, что «следует избегать чрезмерных интеллектуальных запросов по отношению к нашему народу...».

В связи с этим уместно вспомнить, что многие публичные информационные акции в Германии 1930-х годов (ночные факельные шествия отрядов СС, многотысячные митинги и театрализованные представления) предпринимались именно с целью оказать эмоциональное воздействие на массовое сознание, «заразить» людей определенным психологическим настроем, подавить внутреннее сопротивление стоящим за этими действиями идеям.

2) Чтобы эмоциональная форма не подавляла содержание пропаганды, пропагандистские технологии насыщается символическим значением. Это сближает пропагандистские технологии с приемами, характерными скорее для мифологического сознания.

3) В пропагандистских технологиях обязательно присутствует упрощение и многократное тиражирование унифицированных оценочных реакций по тем или иным информационным поводам. Сошлемся на доктора Геббельса, который утверждал, что «пропаганда... всегда должна быть простой и без конца повторяющейся. В конечном счете самых существенных результатов во влиянии на общественное мнение достигает только тот, кто способен свести свои проблемы к простейшим выражениям и у кого хватит смелости постоянно повторять их в этой упрощенной форме, несмотря на возражения интеллектуалов».

Однако следует учесть, что настойчивая и повсеместная пропаганда не означает использования примитивных, «топорных» методов информирования. Скорее напротив. Для пропаганды, решающей задачу реального, а не показного контроля над сознанием граждан, характерны высокая избирательность коммуникационного влияния, стремление учитывать возрастные, демографические, социальные и иные параметры аудитории, ее осведомленность о предмете .

4) В пропагандистских технологиях информация кодируется и доносится так, чтобы создать так называемый импликативный эффект, т.е. обеспечить такую самооценку реципиента, когда он сохраняет уверенность, что распространяемые идеи он выбрал свободно и самостоятельно.

«Вот в чем секрет пропаганды, — писал Й. Геббельс,— тот, кого предполагается убедить, должен быть полностью погружен в идеи этой самой пропаганды, не замечая при этом, что ими поглощен».

К рациональным пропагандистским технологиям относятся:

1. «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет;

2. «Рекомендация» («свидетельство») – использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или партии имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей;

3. «Перенос» – идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.

4. «Простые люди» («свои ребята») – идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.;

5. «Подтасовка карт» – откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;

6. «Блестящая посредственность» («наведение румян») – оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается;

7. «Общий вагон» («вместе со всеми») – достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Другое название последнего приёма – «повозка с оркестром». При тоталитарных режимах это был едва ли не основной прием налаживания массовой коммуникации. Как провозглашал Гитлер, идеалом его государства должен стать лозунг: «Один рейх, один фюрер, один народ». Например, во время вьетнамской войны, не всеми одобрявшейся в обществе, администрация президента США Р. Никсона организовала более 50 тыс. писем поддержки, якобы полученных главой государства от своих сограждан. Это широко разрекламированная фабрикация имела успех и помогла правительству проводить эту внешнеполитическую линию.

К пропагандистским технологиям относят также:

1) диверсию внимания — технологию сосредоточения внимания общественности на малозначимых событиях, чтобы заслонить невыгодные пропагандистам политические события;

2) логические «ловушки», которые искусственно создают некие противоречия в оценке ситуации, а затем предлагают человеку «единственный выход» из ситуации. Показательно в этом плане использование так называемого эффекта когнитивного диссонанса (Л. Фестингер). Человека, сталкивающегося с двумя несовместимыми оценками событий, подводят к тому, что способ ослабления этого внутреннего конфликта неразрывно связан с сохранением личного достоинства. А это требует от него внутреннего согласия с предлагаемым способом искажения информации;

3) значительный манипуляционный потенциал заложен и в приеме ложных аналогий, представляющем собой способ проекции (путем внешних сравнений) на оппонента негативных намерений или действий, которые он не совершал.

4) в информационном пространстве постоянно присутствует и так называемый объективный подход, т.е. пристрастный подбор и комментирование фактов (в том числе и за счет включения посторонних, не относящихся к делу сведений и даже сознательной фабрикации событий), направленных на то, чтобы сформировать некую «очевидную» для общественного мнения социальную тенденцию или же политическую линию поведения субъекта.

5) различные способы «героизации действительности» (заставляющие людей повторять чьи-то «подвиги»).

Выделяют также различные приемы семантического манипулирования:

1) политическая номинация – введение в политический дискурс таких терминов, которые закрепляли бы в обыденном словаре (и сознании) человека искусственно заданные смыслы и акценты в трактовке событий. Например, человек, собирающий сведения за границей в пользу нашей страны, объявляется «разведчиком», а в пользу другой стороны – «шпионом».

2) «лингвистическая депривация», состоящая в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина — нет проблемы).

Современные пропагандистские технологии характеризуются переходом от рациональных технологий убеждения к иррациональным технологиям внушения, или методам индоктринации. Показательна в этом смысле методика нейролингвистического программирования.

Так, например, используется такой метод, как «якорение пикового опыта». Суть его заключается в следующем: выступающий вызывает у слушателей положительные эмоции и в момент пика переживаний аудитории подкрепляет свою речь запоминающимся жестом (якорем). В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания.

Ещё один приём НЛП – «ловушка для сознания» – включения в речь бесчисленных подробностей, в которых сознание вязнет, что позволяет быстро переходить на подсознательный уровень, который даёт сознанию инструкцию быть внимательным.

В качестве примера авторы пособия «Политический менеджмент» Г. Атаманчук и А. Гирник приводять следущий текст: «Если бы вы оказались в Париже необычайно жарким летним утром 3 июля 1852 года на набережной Сены, вы обязательно обратили бы внимание на человека, который стоял в подъезде очень дорогого отеля. Человек был одет не по сезону в плотный плащ из дорогой шерстяной ткани. В руке человек держал трость из чёрного дерева с золотым набалдашником в виде головы льва. Внимание привлекал также его особенный южный загар, который гармонировал с резкими, но поразительно гармоничными чертами лица. Вы просто не могли бы не обратить внимание на этого человека — и не удивительно – это был знаменитый путешественник Жак Морель собственной персоной, и к нему было приковано внимание парижской публики на протяжении десяти лет!

Но вам нужно было бы обратить внимание на другого человека – очень просто и небогато одетого, он скользнул в подъезд ближайшего магазинчика и исчез, вовсе не привлекая к себе внимания. Его звали Клод Лекокю, никто в жизни не обращал на него внимания, так он и умер неизвестным...»

Посредством подобного текста внимание концентрируются на обилии деталей, отвлекая сознание от пустоты содержания.

К приёмам нейролингвистического программирования также относятся: интонации (например, увещевательные, «материнские», утвердительные); слова-якори: ( типа «вона працює», «він врятує»); комбинации контрастных цветов (например, голубой на сером или чёрно-белом); акцент на «вечных» ценностях, успокаивающих, убаюкивающих сознание («справедливость», «правда», «надежда», «благополучие», «стабильность»).

Отмечается и такой любопытный приём НЛП: при создании пропагандистских листовок или плакатов изображения, «презентующие» будущее, помещаются в правом верхнем углу листа, а «презентующие» прошлое – в левом верхнем углу, что связано с зафиксированной психологами закономерностью: когда мы припоминаем прошлое, непроизвольно направляем взгляд влево и вверх, и, наоборот, думая о будущем, направляем взгляд вправо и вверх.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!