Глава 151 ОБ ИСТИННЫХ ФАРИСЕЯХ
Говорил Иисус ученикам своим: «Человек сей был истинным фарисеем; и да будет угодно Всевышнему, чтобы в День Суда смогли мы назваться друзьями его».
И взошел Иисус в лодку, и сожалели ученики о том, что забыли они принести с собою хлеб. Порицал их Иисус, говоря: «Бойтесь закваски нынешних фарисеев, ибо малая толика ее повреждает железо». И говорили ученики друг другу: «Какую же закваску имеем мы, если нет у нас даже хлеба?» И отвечал Иисус: «О маловерные, неужели позабыли вы, что сотворил Господь в Наине, где не родилось ни одного зерна? И сколькие ели и насытились пятью хлебами и двумя рыбами? Закваска фарисейская есть желание веры в Бога и помыслы о себе, кои одолели не только фарисеев нынешних, но одолели Израиль. Ибо люд простой, что не умеет читать, делает то, что делают фарисеи, коих почитает он за святых.
Знаете ли вы истинного фарисея? Он есть масло природы человеческой. И как масло остается на поверхности жидкости всякой, так и праведность истинного фарисея остается на поверхности добродетели людской. Он — живая книга, которую дарует Господь миру; и все, что говорит и делает он, — в согласии с Законом Божьим. И кто поступает так, как поступает он, чтит Закон Божий. Истинный фарисей есть соль .что хранит плоть человеческую от гниения, кое есть следствие греха; ибо всякий видящий его обращается к покаянию. Он есть светоч, озаряющий путь паломников, ибо всякий, помышляющий о бедности своей с раскаяньем, понимает, что не должны мы закрывать сердца наши в мире сем. Но делающий масло прогорклым искажает книгу, разлагает соль, гасит свет — человек сей есть фарисей ложный. И если не погибнете вы, опасайтесь стать такими же, что и нынешние фарисеи».
|
|
Глава 152 РИМСКИЕ ВОИНЫ ПРОСЯТ ИИСУСА ОБРАТИТЬ ИХ В ИСТИННУЮ ВЕРУ
И пришел Иисус в Иерусалим, и вошел в Храм в день субботний, и приблизились к нему солдаты, чтобы искушать его и после схватить его, и говорили: «Учитель, законно ли вести войну?» Отвечал Иисус: «Вера наша учит тому, что жизнь наша есть беспрерывная война на земле». Говорили солдаты: «Так обрати же нас в веру свою, чтобы забыли мы множество наших богов (ибо поклоняется Рим множеству богов) и последовали за Богом твоим, Который един и Который невидим, а потому не ведает никто, где Он, и, возможно, Он — лишь суета».
Отвечал Иисус: «Если б создал я вас, как создал вас Господь наш, желал бы я обратить вас». Вопрошали они: «Как создал нас Бог твой, если неведомо никому, где он? Покажи нам Бога твоего, и станем мы евреями». И говорил Иисус: «Если б были у вас глаза, чтобы узреть Его, показал бы вам Его я, но слепы вы, и не могу я сделать се». Говорили солдаты: «Воистину, почести, что оказывает тебе народ твой, затмили разум твой. Ибо всякий из нас имеет по два глаза, а ты говоришь, что слепы мы».
|
|
Отвечал Иисус: «Глаза тела видят лишь непристойное и внешнее, и потому видите вы лишь богов своих, что из дерева и серебра, кои не могут ничего. Но люди веры иудейской имеют зрение духовное, которое есть страх Божий и вера в Господа нашего, и потому везде видим мы Всевышнего». Говорили солдаты: «Остерегись выказывать непочтение к богам нашим, иначе предадим мы тебя в руки Пилата, который отомстит за богов наших, кои всемогущи».
Отвечал Иисус: «Если всемогущи они, стану я поклоняться им!» Возрадовались солдаты, услышав сие, и восхваляли идолов своих. И говорил Иисус: «Нужны нам не слова, но деяния; ибо, если сотворят ваши боги хотя бы муху, стану поклоняться я им». Устрашились солдаты, услышав сие, и не нашли, что сказать, и молвил Иисус: «Воистину, если не могут сотворить они и мухи, не оставлю я ради них Господа моего, Который сотворил все единым словом своим и Которого Имя одно устрашает целое войско»'. И говорили солдаты: «Дай нам узреть сие; ибо хотим мы забрать тебя», и стали тянуть руки свои к Иисусу.
И возгласил Иисус: «Господь мой Саваоф!» И выкатились солдаты из Храма, как выкатываются деревянные бочки, когда моют их, чтобы наполнить вином; и головы их и стопы их ударялись о землю, не касаясь ее. И устрашились они, и покинули Иудею, и не видели ее более.
|
|
Глава 153 ЧУДО, НИСПОСЛАННОЕ ВОИНАМ
Роптали левиты и фарисеи меж собою и говорили: «Мудрость его от Ваала и Асфарота, и сила его — от сатаны». Раскрыл уста Иисус и сказал: «Приказал нам Господь наш, чтобы не крали мы добро ближнего своего. Но даже единую заповедь эту нарушают и предают поруганию, и наполнился мир грехом, и не простится грех сей вовек, как простятся грехи прочие ибо всякий иной грех, если скорбит человек о нем, и не совершает его более, и постится, творя молитву и милостыню, простится Господом нашим, Всемогущим и Всемилостивым. Но грех сей не простится вовек, если не возместится то, что отнято было».
И сказал один книжник: «Учитель, как воровство заполнило мир весь грехом? Воистину, ныне, по милости Божьей, мало воров, и не могут показать они себя, ибо немедленно повесят их солдаты». Отвечал Иисус: «Незнающие добра не могут отличить воров. Истинно, истинно говорю вам, что многие крадут, не ведая, что творят они, и потому грех их больше, чем грехи других, ибо нельзя излечить неизвестную болезнь». И приблизились фарисеи к Иисусу и говорили: «Учитель, если в Израиле тебе одному ведома истина, научи нас».
|
|
Отвечал Иисус: «Не говорил я, что я один, кто в Израиле ведает правду, ибо слово один применимо к одному лишь Господу и ни к кому иному. Ибо Он есть истина, и одному Ему ведома истина. И потому, если скажу я сие, стану я великим вором, ибо украду я славу Господню. И говоря, что лишь я один знаю Бога, впаду я в невежество более великое, чем у других. И потому совершили вы тяжкий грех, сказав, что мне одному ведома истина. И если говорите вы сие, желая искусить меня, еще более велик грех ваш».
И продолжал Иисус: «Не один я в Израиле, кому ведома истина, но один я стану говорить; и посему внимайте, если просили меня научить вас. Все творения принадлежат Создателю, и потому ничто не может называться чьим-то еще. И потому душа, плоть, время, добро и честь — все принадлежит Господу, и если получит их человек, когда нет на то воли Божьей, становится он вором. И как истинно, что жив Господь, пред Которым трепещет душа моя, так истинно то, что, когда присваиваете вы себе время, говоря: „Завтра сделаю я сие, и скажу я сие, и направлюсь туда-то" — и не говоря: „Если будет на то воля Божья", становитесь вы ворами. И становитесь еще большими ворами, если тратите лучшую часть своего времени в свое удовольствие, а не для удовольствия Господа, и отводите худшее время служению Богу; воистину, воры вы. Вершащий грех, каким бы ни был он, есть вор, ибо крадет он время и душу и саму жизнь свою, кою должен посвятить служению Господу, и отдает ее сатане, врагу Всевышнего.
Глава 154 ИИСУС И КНИЖНИК
Если у владеющего честью, и жизнью, и богатством крадут добро его, то, поймав вора, вешают его; если его лишают жизни, то обезглавливают убийцу. И справедливо сие, ибо так установил Бог. Но если крадет человек честь у ближнего своего, почему не распинают его? Ценней ли богатство чести? Разве заповедовал Всевышний, чтобы карали крадущего добро и отнимающего жизни, но отпускали лишающего чести? Воистину нет; но из-за ропота вошли в землю обетованную не отцы наши, но дети их. И за грех сей умертвил змий семьдесят тысяч народа нашего. Истинно, истинно говорю вам, что лишающий чести заслужил наказания большего, чем отнимающий добро и жизнь. И виновен внимающий роптаниям, ибо один уподобляется сатане языком своим, другой — ушами своими».
И, услышав сие, преисполнились фарисеи гневом, ибо не нашли порицания словам его. И приблизился к Иисусу книжник и говорил ему: «Благой учитель, почему не даровал Бог хлеба и плодов отцам нашим? Если ведал Он, что будут нуждаться они, даровал бы Он им пищу и не допустил страданий их».
Отвечал Иисус: «Человече, называешь меня благим, но заблуждаешься ты, ибо благ лишь Господь Бог единый. И более заблуждаешься ты, вопрошая, почему не поступил Всевышний согласно тому, что говорит тебе разум твой. Но говорю тебе, что Господь, Творец наш, не поступает согласно разумению людскому, ибо нелепо, если творение, желая, чтобы было все по его воле, ищет выгоды своей, а не славы Божьей; должно же тому быть, чтобы создание зависело от Создателя своего, но не Создатель от создания Своего. Поистине, если бы Всевышний даровал роду людскому все без остатка, вовек не признал бы себя человек рабом Божьим и почитал бы себя властителем Рая. И потому Создатель, благословенный во веки веков, запретил ему вкушать плод запретный, дабы оставался человек в послушании у Него.
Истинно, истинно говорю вам: чей взгляд не замутнен — видит тот все ясно и извлекает огонь даже из тьмы; но неподвластно сие слепцу. И если бы не был человек свободным и не согрешил, то не познал бы он милость Господню и справедливость Его. И если бы сотворил Бог человека безгрешным, то также не познал бы он милость Господню и справедливость Его. И потому сотворил Господь человека добрым и праведным и даровал свободу делать в жизни своей, что пожелает тот, во имя спасения или же погибели своей». Услышав сие, изумился книжник и ушел в смятении.
Глава 155 О ЗАПРЕТНОМ ПЛОДЕ
И призвал к себе первосвященник двух пожилых левитов и послал их к Иисусу, который покинул Храм и пребывал ныне в притворе Соломоновом, ожидая полудня, дабы вознести молитву Господу. И собрались подле него ученики его вместе с множеством людей. И приблизились к Иисусу священники и говорили ему: «Учитель, почему вкушал человек хлеб и плоды? Была ли на то воля Божья?» И вопрошали они так, искушая его, и если бы отвечал он: «Была на то воля Господня», говорили бы они: «Почему воспретил он вкушать плод запретный?» И отвечал бы Иисус: «Была на то воля Господня». Сказали бы они: «Выходит, что у человека власти больше, чем у Всевышнего, если творит он вопреки воле Его». Отвечал же Иисус: «Вопрос ваш подобен тропе горной, по левой стороне от коей — обрыв и по правой — тоже; но пойду я посередине». Услышав сие, смутились левиты, ибо поняли, что разгадал он сердца их. И продолжал Иисус: «Если испытывает человек нужду, трудится он для пользы своей. Но Господь, не испытывающий нужды ни в чем, творит все сущее согласно благой воле Своей. И потому, сотворив человека, сотворил Он его свободным, дабы знал он, что не нуждается в нем Всевышний, verbi gratia*, как царь показывает богатства свои и, чтобы еще больше любили его рабы его, дарует им свободу.
И сотворил Господь человека свободным, дабы возлюбил он Творца своего и познал щедроты Его. И хотя всемогущ Бог и не нуждается в человеке, коего сотворил Он во всемогуществе Своем, создал Он его свободным щедростью Своею, дабы противился тот злу и творил добро. И хотя владеет Всевышний властью препятствовать греху, не станет Он противоречить щедрости Своей (ибо не ведает Господь противоречия), дабы не противоречил Он греху в человеке, чтобы познал тот милость Божью и справедливость Его. И дабы уверовали вы, что истинны слова мои, говорю вам: первосвященник прислал вас искушать меня, и сие плоды первосвященничес-тва его». И ушли старцы те и рассказали все первосвященнику, что говорил: «В муже сем сидит сатана и указывает ему, что говорить, ибо жаждет он царской власти над Израилем; но видит все Всевышний».
Глава 156 О СЛЕПОРОЖДЕННОМ
Сотворив полуденную молитву, покинул Иисус Храм и узрел слепца, от рождения не видевшего света. И вопрошали его ученики его, говоря: «Учитель, чем согрешил человек сей, отец его или мать его, что родился он слеп?» Отвечал Иисус: «Не согрешили ни отец его, ни мать его, но Господь сотворил его таким во свидетельство Евангелия моего». И призвав к себе слепца, плюнул он на землю и, растерев, приложил глину к глазницам слепца и сказал: «Иди в купель Силоамскую и омойся в ней!»
И, направился слепец в места те и, совершив омовение, узрел свет; и когда вернулся он домой, говорили ему встречавшие его: «Если был слепцом человек сей, то имел он обыкновение сидеть подле прекрасных врат Храмовых». Иные говорили: «Это он, но как прозрел он?» И вопрошали они его: «Ты ли тот слепец, что имел обыкновение сидеть подле прекрасных врат Храмовых?» Отвечал он: «То был я, но что с того?» И говорили они: «Как же вернул ты себе зрение?»
Отвечал он: «Некий человек плюнул на землю и, растерев ее, приложил глину к глазницам моим и сказал мне: „Иди и омойся в купели Силоамской"; и сделал я по сему и ныне вижу, да будет благословен Бог Израиля!» И когда пришел слепорожденный к прекрасным вратам Храмовым, весь Иерусалим преисполнился слухом о том. И привели его к главным священникам, что сговорились с левитами и фарисеями против Иисуса. Вопрошал его первосвященник, говоря: «Человече, был ли ты рожден слепым?» «Да», — отвечал тот. Говорил первосвященник: «Воздай же хвалу Господу и скажи нам, какой пророк явился тебе во сне и даровал свет. Был ли то отец наш Авраам, или Моисей, слуга Божий, или иной пророк? Ибо никому другому не по силам деяние сие».
Отвечал слепорожденный: «Ни Авраам, ни Моисей, ни какой иной пророк не привиделся мне во сне и не исцелял меня, но, когда сидел я подле врат Храмовых, человек призвал меня к себе и, плюнув на землю, растер ее в глину и приложил к глазницам моим, велев мне отправляться в купель Силоамскую, дабы совершить в них омовение; и пришел я, и омылся, и прозрели глаза мои». И вопрошал первосвященник имя исцелившего его. Отвечал слепорожденный: «Не назвал он мне имени своего, но видевший его подозвал меня и говорил: „Иди и омойся, как сказал тебе человек сей, ибо сей есть Иисус Назарянин, пророк и святой Бога Израилева"». И говорил первосвященник: «Исцелил он тебя сегодня, в день субботний?» Отвечал слепец: «Воистину, сегодня исцелил он меня». И сказал первосвященник: «Грешен человек сей, ибо не чтит он день субботний!»
Глава 157 О СЛЕПОРОЖДЕННОМ
Отвечал слепец: «Не знаю я, грешен ли он, но знаю, что был я слеп, и исцелил он меня». Не поверили ему фарисеи и говорили первосвященнику: «Пошли за отцом его и матерью его, ибо поведают они нам истину». И послали за отцом и матерью слепца, и, когда явились те, вопрошал их первосвященник: «Сын ли вам человек сей?» Отвечали они: «Воистину, сын он нам». И говорил первосвященник: «Сказал он, что был рожден слеп и ныне прозрел; как же случилось сие?»
Отвечали ему отец и мать слепорожденного: «Воистину, был рожден он слеп, но как ныне прозрел он, неведомо то нам; достиг он совершеннолетия, а потому спросите его, и скажет он правду». Отпустили их домой, и обратился первосвященник к слепцу: «Воздай хвалу Господу и говори правду». Убоялись говорить о том отец и мать слепца, ибо римский Сенат издал приказ, что под страхом смерти запрещается говорить о пророке Божьем Иисусе, что он Бог; прокуратор получил приказ тот, и потому сказали они: «Достиг он совершеннолетия, а потому спросите его».
И говорил первосвященник слепорожденному: «Воз-дай хвалу Господу и говори правду, ибо знаем мы, что че-ловек, про коего говоришь ты, что исцелил он тебя, грешник». Отвечал слепорожденный: «Не знаю я, грешник ли он, но знаю, что не видел я, а он даровал мне зрение. Воистину, от сотворения мира и до нынешнего часа не прозревал ни единый слепорожденный; Господь же не станет внимать грешнику». Спросили фарисеи: «Что же содеял он, исцеляя тебя?» Изумился слепорожденный неверию их и рек: «Сказал я вам то, зачем же вопрошаете вы снова? Разве сделаетесь вы учениками его?»
И порицал его первосвященник, говоря: «Рождены вы оба во грехе, и теперь поучаешь ты нас? Иди и становись учеником этого человека! Ибо мы ученики Моисея, и знаем мы, что Бог говорил с Моисеем, но не знаем, откуда взялся человек сей». И прогнали они его из синагоги и из Храма, запретив ему творить молитву вместе с правоверными иудеями.
Глава 158 О ТРЕХ МИРАХ
И направился слепорожденный к Иисусу, и когда отыскал его, был утешаем Иисусом, говорившим: «Никогда не было на тебе столь великого благословения Божьего, ибо благословил тебя Всевышний, прорекший устами пророка Своего Давида, отца нашего, против возлюбивших мир: „Проклинают они, Я же благословляю", и через Михея, пророка Своего, говорил Он: „Проклинаю Я благословляющих". Ибо не противостоит так земля воздуху, вода — огню, свет — тьме, холод — жаре, любовь — ненависти, как воля Божья противостоит воле мира сего».
Соглашались с ним ученики его, говоря: «Господин, велики слова твои; разъясни же нам смысл их, ибо не понимаем мы их». Отвечал Иисус: «Когда познаете вы мир, поймете вы, что истинны слова мои, и так признаете истину во всяком пророке. Знайте же, что существуют три мира, для коих есть единое имя; первый суть небеса и земля с водою, воздухом, огнем и всем, что подвластно человеку. Мир сей со всем, что есть в нем, следует воле Господней, ибо сказано у Давида, пророка Божьего: „Дал им Господь заповедь, кою не преступают они".
Второй мир есть дом всего рода людского, подобно дому, что стоит не для стен, но для семьи. Мир сей возлюбил Господа, ибо по сути своей тоскует он по Богу, как всякий по сути своей тоскует по Нему и, пребывая в заблуждении, ищет Его. Знаете ли вы, почему тоскует все сущее по Всевышнему? Потому что тоскуют они по бесконечному добру, не запятнанному никаким злом, и сие есть Господь Бог единый. И потому посылает Создатель пророков Своих в мир сeи для спасения его.
Третий мир есть мир людей, павших вследствие греха, ставшего законом, противным Господу, Творцу мира сего. И делает он людей подобными демонам, врагам Всевышнего. И столь сильно ненавидит Господь Бог мир этот, что, если бы возлюбили его пророки Его, воистину, отнял бы Бог у них дар пророческий. Истинно, истинно говорю вам, что, если явится в мир сей даже Посланник Божий и возымеет любовь к миру злому, воистину, лишится он всех даров Всевышнего и будет превращен в нечестивца: столь велика ненависть Божья к миру сему!»
Глава 159 О ПРИРОДЕ ГРЕХА
Говорили ученики: «Учитель, сложны слова твои, а потому смилуйся над нами, ибо неясно нам значение их». Отвечал Иисус: «Думаете ли вы, что сотворил Бог Посланника Своего, чтобы стал тот соперником Его и стремился стать равным Господу? Воистину нет, но, как хорошим рабам Его, не должно нам желать того, чего не желает Всевышний. Не можете вы понять сего, ибо не ведаете, что есть грех. И потому внимайте словам моим. Истинно, истинно говорю вам, что не родится в человеке грех, если не противостоит он Господу, ибо грех лишь то, чего не желает Всевышний, и все, чего желает Он, чуждо греху.
Посему же, если бы гнал меня первосвященник наш с левитами и фарисеями за то, что народ Израилев зовет меня Богом, творили бы они угодное Господу, и вознаградил бы Он их; но преследуют они меня за другое — чтобы не говорил я истину о том, как оскверняют они книги Моисея и Давида и пророков и друзей Божьих обычаями своими, и потому ненавистен я им, и жаждут они смерти моей, и Господь возымел к ним отвращение. Моисей умерщвлял людей, и Ахав умерщвлял людей, но что из того было убийством? Моисей умерщвлял во имя истребления идолопоклонства и сохранения веры в Бога истинного, Ахав же умерщвлял во имя истребления веры в Бога истинного и сохранения идолопоклонства. И потому смертоубийства, совершенные Моисеем, были богоугодными, совершенные же Ахавом — святотатством: ибо схожие деяния принесли разные плоды.
Истинно, истинно говорю вам, что если бы заговорил сатана с ангелами, дабы узреть, сколь велика их любовь ко Всевышнему, то не перестал бы он быть отторгнутым от Господа, но стремился бы он отвратить их от Бога, и потому нечестив он». И вопрошал пишущий сие: «Как же понимать слова пророка Михея о лжи, что Господь вложил в уста ложных пророков, как написано то в книге царей Израиля?» Говорил Иисус: «Варнава, расскажи кратко все случившееся, дабы распознали мы истину».
Глава 160 АХАВ И МИХЕЙ
И сказал пишущий сие, что пророк Даниил, рассказывая историю царей и тиранов Израильских, говорил: «И соединился царь Израильский с царем Иудейским против сынов Велиаловых (то есть нечестивых), коими были аммониты. Иосафат, царь Иудейский, и Ахав, царь Израильский, восседали на престоле в Самарии, и стояли пред ними четыреста ложных пророков, говоривших царю Израильскому: „Иди против аммонитов, ибо пожелал Господь предать их в руки твои, и рассеешь ты Аммон".
И вопрошал Иосафат: „Есть ли здесь пророк Бога отцов наших?" Отвечал Ахав: „Лишь один, но дурной он, ибо всегда пророчествует лишь плохое, и потому бросил я его в темницу". И говорил он лишь один, ибо всех пророков умерщвляли по приказу Ахава; остальные же, как сказал ты, учитель, скрылись среди горных вершин, где не жили люди. И говорил Иосафат: „Пошли за ним, и послушаем мы, что скажет он". И повелел он привести Михея, и были закованы в цепи ноги его, и лицо его было лицом человека, который находится между жизнью и смертью. И обращался к нему Ахав со словами: „Говори, Михей, во имя Господа нашего. Нужно ли нам идти против аммонитов? Предаст ли Всевышний города их в руки наши?"
Отвечал Михей: „Иди, иди, счастливо уйдешь и более счастливо возвратишься!" Ложные пророки воздали хвалу Михею как пророку истинному и сняли оковы с ног его. Иосафат, боявшийся Господа нашего и никогда не преклонявший колен перед идолами, вопрошал Михея: „Во имя любви к Богу отцов наших, говори правду о грядущей войне". Отвечал Михей: „Иосафат, страшусь я гнева твоего. Ибо говорю я тебе: народ Израилев подобен стаду без пастыря". И смеялся Ахав и сказал Иосафату: „Говорил я тебе, что человек сей предсказывает лишь дурное, но не верил ты мне".
И вопрошали они его вместе: „Как узнал ты сие, Михей?" Отвечал Михей: „Узрел я собрание ангельское пред Господом и услышал, как говорил Бог наш: "Кто обманет Ахава, чтобы вышел он в поход против Аммона и был убит?" И сказал один ангел одно, другой — другое. И приблизился к Нему один из ангелов и говорил: "Господи, сражу я Ахава, придя к ложным пророкам и вложив ложь в уста их, и выйдет царь в поход и будет умерщвлен". Услышав сие, сказал Всевышний: "Иди и делай по сему, ибо восторжествуешь ты"". Пришли в ярость ложные пророки, и предводитель их бил Михея по лицу со словами: „О нечестивец, когда же ангел истины покинул нас и пришел к тебе? Когда пришел к нам ангел, принесший ложь?" Отвечал Михей: „Узнаете вы, когда станете бегать от дома к дому, убоявшись смерти за то, что обманывали вы царя своего". Разгневан был Ахав и говорил: „Схватите Михея и цепи, что опутывали ноги его, наденьте на шею его, и держите его на хлебе и воде до возвращения моего, ибо ныне не знаю я, какой смерти предать его". И выступили они в поход, и свершилось все по слову Михея. Ибо сказал царь аммонитов слуге своему: „Сражаешься ты не с царем Иудейским, не с правителями Израилевыми, но с Ахавом, царем Израиля и врагом моим. Убей же его"».
И молвил Иисус: «Остановись здесь, Варнава, ибо достаточно сего».
Глава 161 О ПРИРОДЕ ГРЕХА
«Слышали вы сие?» — вопрошал Иисус. Отвечали ученики его: «Да, господин». И говорил Иисус: «Ложь есть грех, но убийство — больший грех, ибо ложь есть грех лишь говорящего, убийство же, будучи грехом свершающего его, есть уничтожение самого дорогого, что есть у Господа на земле сей, сиречь человека. Ложь можно исправить, сказав противное уже сказанному; убийство же исправить нельзя, ибо невозможно вернуть жизнь мертвому. Так согрешил ли Моисей, умерщвляя жертв своих?»
Отвечали ученики: «Простит Господь, простит Господь Моисея, что согрешил он, не желая ослушаться воли Божьей!» И говорил Иисус: «И я говорю: простит Господь ангела, что согрешил он, обманув ложных пророков Ахава; ибо как принимает Всевышний человекоубийство как жертву, так принимает Он и обман врага во хвалу Себе. Истинно, истинно говорю вам: как ошибается дитя, надевая сандалии великана, так ошибается и считающий Бога подчиненным Закону, как сам он, будучи человеком, подчинен Закону. И потому, поверив словам моим о том, что единственный грех есть то, чего не желает Всевышний, обретете вы истину. Неизменен Господь Бог наш, и потому не может так быть, чтобы Он желал и не желал одно и то же; ибо тогда родились бы в Нем противоречие и боль, следствие его, и не был бы Он благословен во веки веков».
Вопрошал Филипп: «Но как понимать слова пророка Амоса: „Нет в городе зла, коего, не сотворил Господь"»? Отвечал Иисус: «Узри, Филипп, сколь опасно смотреть лишь на слова, как то делают фарисеи, что придумали для себя предопределение Божье в избранных, чтобы обвинять Господа в неправедности, обмане и лжи и в ненависти Его к Суду праведному, коего не избежать им.
И потому утверждаю я, что Амос, пророк Господень, говорит о зле, которое мир зовет злом, ибо если бы говорил он на языке праведных, не понял бы его мир. Потому как все несчастья хороши, ибо очищают они ото зла, сотворенного нами, или же не позволяют нам творить зло, или же позволяют человеку познать жизнь свою, дабы возлюбили мы жизнь вечную и стремились к ней. И потому сказано у пророка Амоса: „Нет в городе добра кроме того, что сотворил господь"; и тем позволил он отчаявшимся вовсе потерять надежду, ибо видели они, что сами живут в нужде и горе, а грешники пребывают в горе. И уверовали многие, что сатана властвует над родом людским, и, убоявшись его, стали служить ему, дабы не страдать более. И поступил Амос подобно римскому толкователю, что не задумывается над словами своими, говоря перед первосвященником, но помышляет о желаниях и нуждах иудеев, не знающих языка еврейского.
Глава 162. О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
Если бы сказал Амос: „Нет ничего хорошего в городе, и сие деяние Божье", воистину, совершил бы он величайшую ошибку, ибо нет в мире ничего, кроме беззакония и греха, что творятся из-за суеты. И творили бы люди еще больше беззакония, уверовав в то, что нет греха или злодеяния, не совершенного Господом, при упоминании чего содрогается земля». И когда сказал сие Иисус, случилось землетрясение великое, и упал каждый наземь, словно мертвый. И поднял их Иисус со словами: «Узрите же, что истинны речи мои. Да удовольствуетесь вы тем, что Амос, сказав: „Сотворил Господь зло, разговаривая с миром", подразумевал беды, кои лишь грешники зовут злом. Поведаю я вам о предопределении, о коем желаете вы узнать, и стану говорить я о нем завтра на том берегу Иордана, если будет на то воля Всевышнего».
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!