Общая характеристика и этапы проектирования одежды



В условиях индивидуального производства

 

Конструирование - это создание конструкции какого-либо предмета, в частности одежды, с разработкой его проекта.

Конструкция - построение, устройство чего-либо. Для одежды это ее детали, их соединение, используемые материалы.

Проект представляет собой замысел, план построения чего-либо, ко­торый оформляется в виде конструкторской документации.

Проектирование в общем смысле - это совокупность (комплекс) ра­бот по созданию нового образца изделия; может включать исследования, расчеты и обоснования, создание эскизов изделий, их моделей в материале, построение чертежей, а также изготовление и испытание опытных образцов.

Проектирование часто сопровождается макетированием, т.е. изготов­лением макета изделия в каком-либо материале. Применительно к одежде макет представляет собой изделие в натуральную величину. Это возмож­но потому, что затраты времени и материалов при изготовлении образца изделия несравнимо меньше, чем, например, при изготовлении макета ав­томобиля или станка. В швейном производстве макетирование называют моделированием.

Таким образом, проектирование одежды включает два последователь­ных этапа:                                                                                  

- творческий, к которому относится разработка эскиза будущей мо­дели, а также ее конструкции, включая образец в натуральную ве­личину из заданных материалов;

- технический, включающий разработку конструкторско-технологической документации, необходимой для запуска проекта изделия в производство.

С 1971 г. проектирование всех видов изделий промышленного изго­товления производится с учетом требований специальных стандартов в виде Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). ГОСТы ЕСКД определяют этапы проектирования, их содержание, требования к оформлению конструкторской документации.

При изготовлении одежды по индивидуальным заказам населения про­цесс ее конструирования усложняется, а подготовка конструкторской до­кументации исключается или сокращается до минимума по сравнению с массовым производством.

Индивидуальные особенности заказчика учитываются на этапе созда­ния эскиза модели и разработки конструкции изделия. Отсутствуют ста­дии изготовления окончательных лекал, их градация и оформление техни­ческого описания на новую модель одежды.

Проектирование одежды для индивидуального производства может быть организовано на отраслевом уровне и на уровне предприятия-изготовителя. В этом случае конкретный потребитель одежды неизвестен и конструирование женской одежды ведется на фигуры манекенщиц. На­правляющая коллекция включает как остромодные изделия, так и изделия «умеренной» моды текущего сезона. Последние создаются художниками-модельерами с учетом спроса населения и сложившихся условий произ­водства. Организуются показы коллекций для пропаганды моды и для по­вышения квалификации специалистов.

Для знакомства закройщиков со способами получения модных форм в экспериментальных лабораториях разрабатываются перспективные базо­вые конструкции в остромодных вариантах, как правило, одного средне­го размера. В настоящее время в индивидуальном производстве часто применяют раскрой моделей по лекалам базовых конструктивных основ (БКО).

Базовые конструктивные основы создаются на 2 - 3 года с учетом рекомендаций перспективной моды. Эти рекомендации устанавливают ве­личины прибавок на свободное облегание, виды членения и способы фор­мообразования изделий. БКО разрабатывают по каждому виду одежды на различные силуэты, покрои, с учетом половозрастных групп. На них оформляются техническая документация и каталог зарисовок перспектив­ных моделей («папка» художника-модельера).

На предприятиях службы быта может выполняться корректировка кон­туров обмелки БКО применительно к размерным признакам конкретной фигуры. Используются также типовые раскладки деталей БКО. Могут соз­даваться и универсальные базовые конструкции, которые учитывают группу моделей и включают детали с максимальным количеством члене­ний.

После конструкторской и технологической проработки образцов на­правляющей коллекции и обучения специалистов ателье приемам конст­руирования и изготовления новых моделей оформляется техническая до­кументация на БКО. Она включает:

• образцы моделей (эталоны);

• чертежи конструкций;

• лекала базовых конструктивных основ и отделочных деталей;

• техническое описание модели или группы моделей.

Индивидуальное (оперативное) конструирование изделий осуществ­ляется по заказам населения непосредственно в ателье или домах быта. Исходными данными при этом являются:

• каталоги зарисовок моделей, БКО и «папки» художников, получен­ные из экспериментальных лабораторий, журналы мод;

• размерные признаки заказчика;

• перечень требований, предъявляемых заказчицей к модели;

• свойства конкретных материалов.

Процесс конструирования включает следующие этапы.

1. Фигуру заказчицы изучают по ее внешним данным. Устанавливают
(хотя бы зрительно) некоторые важные при моделировании и конструиро­вании свойства материалов. Заказчице предлагают на выбор несколько эс­кизов моделей и детально обсуждают с ней основные узлы и решения, вы­бирают окончательный вариант модели. Для обеспечения качества работы
в ателье введена должность художника-консультанта.

2.Непосредственно в салоне ателье с участием заказчицы оформляют
паспорт-заказ. В нем содержится краткое описание модели: зарисовка фа­
сонных особенностей, данные о количестве материалов, измерения
фигуры. Обычно на бланке заказа схематически изображают контуры фигуры.

3. Производят обмер фигуры заказчицы, строго соблюдая правила об­мера. По его результатам, сравнивая отдельные размерные признаки, ус­танавливают тип фигуры и ее отклонения от типовой.

4. Производят построение чертежа конструкции модели, чаще всего,
используя расчетно-графические методы. Они включают расчет и по­
строение основы конструкции и внесение в нее модельных особенностей в соответствии с эскизом модели. Можно выполнить наколку изделия либо его отдельных узлов или использовать БКО.

5. Осуществляют раскрой основного материала. Раскрой может осуще­ствляться как по первичным шаблонам деталей (без припусков на швы),
так и в результате построения деталей непосредственно на ткани.

6. Выполняют подготовку изделия к первой примерке. Проводят при­-
мерку изделия на фигуре заказчицы. Существуют приемы и правила под­
готовки, проведения примерок и рекомендации по устранению дефектов
конструкции. Изготовление изделий может выполняться с одной или
двумя примерками. Можно использовать специальный жилет и бес-­
примерочный метод.

7. Производят окончательное изготовление изделия, расчет затрат,
сдачу изделия заказчице.

Иногда, например, при разработке новых перспективных конструктив­ных основ в условиях экспериментальной лаборатории на них оформляет­ся конструкторская документация. Ее состав и объем определяются видом оказываемых услуг населению. Это может быть изготовление пар­тии изделий по заказу (униформа, фирменная одежда и т.д.), изготов­ление полуфабрикатов или мелких партий изделий без предваритель­ных заказов.

Состав конструкторской документации в этом случае аналогичен тех­нической документации для массового производства. Он включает:

• образец базовой модели (эталон);

• полный комплект всех видов лекал с учетом их градации по разме­рам и ростам;

• техническое описание базовой модели и ее вариантов.

Одним из перспективных направлений развития процесса конструиро­вания одежды является совмещение раскроя изделий на индивидуальную фигуру с изготовлением их в поточном производстве. В этом случае ис­пользуется безнастильный раскрой с помощью автоматизированных ком­плексов.

Для разработки чертежей конструкций новых моделей изделий, изго­тавливаемых по индивидуальным заказам, чаще всего применяют Единый метод конструирования' одежды (ЕМКО), разработанный ЦОТШЛ (Центральной опытно-технической швейной лабораторией). Это расчетно-графический метод, который предусматривает два этапа построения кон­струкции. Сначала строится силуэтная основа заданного покроя, а за­тем в Нее вносятся модельные особенности в соответствии с эскизом модели.

 

Т ребования к женской одежде

 

Требования к одежде можно разделить на несколько различных по ха­рактеру и содержанию групп. Наиболее важными из них являются требо­вания к одежде как к предмету потребления. Вторая группа требований включает технико-экономические, т.е. требования, учет которых обеспе­чивает изготовление изделия с минимальным расходом материалов и за­трат времени.

Потребительские требования к одежде можно разделить на пять ос­новных групп: функциональные, эстетические, эргономические/ эксплуа­тационные и социальные.

Функциональные требования - это соответствие изделия условиям его эксплуатации. Оно выражается в том, что каждый вид женской одеж­ды по своим размерам, конструкции, используемым материалам должен соответствовать назначению, условиям носки, а также внешнему и внут­реннему облику женщины. Другими словами, для каждого рода деятель­ности и отдыха нужна соответствующая одежда.

В зависимости от назначения женская одежда может быть следующих видов: белье, легкое платье и верхняя одежда. Кроме того, ее различают по времени и месту использования: для торжественных случаев, повсе­дневная и др. По сезону женская одежда делится на зимнюю, внесезон­ную, демисезонную и летнюю, а по используемым материалам - на. одеж­ду из тканей, меха, трикотажа, кожи и др.

По форме, конструкции и композиции женская одежда должна соот­ветствовать возрасту заказчицы.

Эстетические требования - это прежде всего соответствие одежды современным требованиям стиля и обеспечение индивидуальности женщины. В настоящее время в основу стиля положен принцип предельной гармонии между человеком и окружающим его предметным миром. Ос­новную роль при этом играют целесообразность, демократизм, четкость и совершенство линий и форм в одежде.

Одним из важнейших эстетических свойств женской одежды является следование направлению моды. Ежегодно проводятся методические сове­щания и показы направляющих коллекций одежды. Направление моды представляет собой рекомендации по видам одежды, силуэтам и покроям, материалам и отделкам, которые обеспечивают современный стиль раз­личных видов одежды.

Эстетические требования к одежде обеспечиваются хорошей взаимо­увязкой формы, конструкции и материала. Свойствами материала, кото­рые влияют на эстетическое восприятие изделия, являются драпируемость, поверхностная плотность, волокнистый состав, учет оформления поверхности ткани и ее цветового решения. Все эти свойства соотносят с силуэтом и фасоном конкретной модели на конкретную фигуру заказчицы. Безупречный товарный вид одежды достигается, с одной стороны, тщательной разработкой формы, а с другой - точностью и совершенством обработки и отделки изделия. Все открытые для зрительного восприятия элементы модели должны быть четко и точно обработаны.

Эргономика - наука, которая изучает условия труда и быта человека с целью создания комфортных условий его деятельности. Следование реко­мендациям этой науки при проектировании женской одежды обеспечивает эргономические требования к ней.

От одежды в процессе эксплуатации требуется, чтобы она была не только красива и прочна, но и удобна. Это обеспечит хорошее настроение и самочувствие человека в бытовой одежде, а также безопасный труд в производственной одежде.

Эргономические требования предполагают:

• соответствие изделия антропометрическим характеристикам данной
фигуры, т.е. ее размерным признакам;

• целесообразные размеры изделия и его отдельных частей. Громозд­кие вещи неудобны, некрасивы, мешают в работе и отдыхе. Одежда по размеру меньше требуемой ограничивает и затрудняет движе­ния. Чтобы женская одежда не стесняла свободы дыхания и движе­ния, при выборе прибавок на свободное облегание необходимо учи­тывать изменения размеров тела женщины в динамике. Установлены покрои, которые являются наиболее эргономичными;

• удобство одежды в пользовании достигается и рациональным расположением застежки, карманов, наличием разрезов, складок, вырезом горловины и другими элементами в одежде;

• одежда должна быть легкой, хорошо сниматься и надеваться.

К группе эргономических требований к одежде относятся и ее гигие­нические свойства. Одежда служит для создания и поддержания ком­фортных условий для жизнедеятельности организма. В то же время одеж­да является надежным средством защиты от неблагоприятных воздей­ствий внешней среды (холода, влаги, действия солнечной радиации , и др.).

По мнению гигиенистов, температура воздуха под одеждой должна быть близкой к 33 °С, допустимое содержание углекислого газа - 0,08 %, влажность воздуха - 20 - 40 %; должно обеспечиваться тепловое равнове­сие организма женщины и окружающей среды.

Кроме того, одежда - это барьер, который предохраняет организм от высоких и низких температур.

В климатических условиях нашей страны важное значение имеют теп­лозащитные функции отдельных видов женской одежды. Так, при проек­тировании спецодежды можно рассчитать величину ее теплового сопро­тивления с учетом температуры атмосферного воздуха, скорости ветра, энергозатрат человека и времени пребывания его в заданных условиях. Установлено, что на теплозащитные свойства одежды большое влияние оказывают толщина пакета (состав слоев) и конструкция изделия. Особен­но важны покрой, силуэт модели, а также вид застежки и использование специальных защитных элементов (капюшоны, напульсники по низу рука­ва, пояс по талии и др.). Большое влияние на теплозащитные свойства из­делия оказывают теплофизические свойства материалов.

Для сохранения комфортного микроклимата в одежде ее конструкция и используемые материалы должны обеспечивать достаточную вентилируемость пододежного слоя воздуха. Это достигается такими свойствами ма­териалов, как воздухопроницаемость, гигроскопичность, паропроницаемость. Можно улучшить своевременное удаление выделяемой кожей вла­ги и углекислоты за счет проектирования отлетных кокеток, отверстий под рукавом, стежки изделий из материалов с покрытиями.

Следует отметить, что гигиенические свойства одежды зависят от за-грязняемости тканей. Меньше загрязняются шерстяные ткани с гладкой поверхностью. В одежде из трудностирающихся материалов следует избе­гать сложных швов и карманов, сборок и других элементов.

На самочувствие человека в одежде влияет и масса (вес) одежды. При увеличенной массе верхней одежды появляется усталость, снижается ра­ботоспособность. Масса верхней женской одежды снижается за счет ис­пользования легких утепляющих материалов и облегченных тканей.

Одежда для лета должна защищать тело от теплового и химического воздействия солнечных лучей, но должна пропускать инфракрасные излу­чения тела (гладкая и светлая поверхность ткани).

Любое изделие для человека, в том числе и одежда, должно обладать необходимой прочностью и формоустойчивостью при эксплуатации (эксплуатационные требования).

Прочность оценивается способностью одежды оказывать достаточное сопротивление усилиям, действующим на детали и их соединения. Вели­чина нагрузки зависит от телосложения женщины, вида движений и при­бавок на свободное облегание. Максимальные нагрузки испытывают уча­стки одежды в области ягодиц, лопаток, полочки в области карманов, ру­кав - по локтю. Прочность одежды определяется прочностью материалов и швов.

Хорошее сохранение внешнего вида изделия обеспечивается несми-наемостью материалов, стойкостью тканей к раздвижке нитей, жестко­стью пакетов одежды. Для создания и сохранения формы изделия на от­дельных его участках используются прокладки, специальные пропитки, учитывается направление нитей основы в деталях при раскрое материалов.

Социальные требования к одежде выражаются в конкурентоспособ­ности изделий. Это особенно важно для индивидуального пошива. Одним из непременных условий здесь является оригинальность и неповторимость каждого изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчицы.

Технико-экономические требования к одежде, изготавливаемой в ус­ловиях индивидуального производства, определяются прежде всего его
технической базой. Однако уменьшение затрат времени и материалов при
изготовлении конкретной модели может быть обеспечено и при разработ­ке так называемых технологичных конструкций за счет следующих эле­ментов:

• уменьшения припусков на подгонку изделий на фигуре благодаря тщательному обмеру фигуры, учету свойств материалов, точности метода построения и правильности конструктивного моделирования;

• использования типовых (базовых) основ при разработке новых мо­делей, в частности при выпуске полуфабрикатов или изделий в виде серий моделей на типовые фигуры в условиях индивидуального производства;

• использование (по возможности) цельнокроеных деталей (цельнокроеный с полочкой подборт, манжеты на сгиб и др.);

• использования унифицированных форм и размеров производных деталей (подкладка, прокладки, прикладные детали некоторых кар­манов, пояса, манжеты для некоторых видов одежды и др). Такие детали предварительно отбираются и разрабатываются их лекала по группам размеров;      

• использования специальной тесьмы для окантовки срезов, вешалок и других готовых элементов;

• рационального членения деталей подкладки в зависимости от по­кроя изделия.

Кроме обеспечения технологичности конструкций в условиях изготов­ления изделий по индивидуальным заказам необходимо учитывать требо­вания к технологии их пошива и отделки. Должны тщательно соблюдаться основы технологии поузловой обработки и соответствие современному - уровню техники, технологии и организации производства.

Экономические требования включают экономию материалов и уменьше­ние трудоемкости обработки изделий для снижения их себестоимости, определяют доступность изделий для потребителя при их высоком качестве.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 3383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!