Основные направления психокоррекционной работы для детей дошкольного возраста.



Практические навыки

По курсу «Общая психокоррекция»

 

Задание 1.

Составить коррекционно – развивающее занятие в рамках одного из методов психокоррекции (Арт-терапия, психодрама, игротерапия, психогимнастика и т.д.)

Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии (младший школьный возраст)

Цель: формирование у учащихся младших классов групповой коммуникации, позитивного опыта, усвоения групповых норм и ценностей, знакомства со своими чувствами и эмоциями.

       Материалы: разнообразные изобразительные средства и материалы в достаточном количестве.

       Структура занятия:

1. Настрой («разогрев»).

2. Актуализация визуальных, аудиальных, кине­стетических ощущений.

3. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).

4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).

5. Коллективная работа (театрализация, риту­альная драматизация).

6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

Начало занятия — настрой на творчество. Задача пер­вого этапа состоит в подготовке участников к спонтан­ной, художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации.

Техника «Каракули». Каракули как бы создают свободное символическое пространство для борьбы между хаосом и автономией и позволяют добиться некоторой целостности. Интерпретация что у кого получилось, свободные ассоциации детей.

В содержание второго этапа включаются эле­менты музыкальной и танцевальной терапии в сочета­нии с изобразительным творчеством. Включается музыка Моцарта, которая способствует улучшению настроения, и самочувствия. Громкость звучания устанавливается с об­щего согласия. Детям предлагается делать под музыку движения согласно их настроению, чувствам.

Третий этап занятия предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных чувств, про­блем и переживаний, желаний у детей. К примеру: нарисовать и раскра­сить в соответствии с собственными ассоциациями эмоци­ональные состояния — счастье, печаль, гнев, страх.

Четвертый этап. Обсуждение. Каждому участнику предлагается показать свою работу, поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, ассоциациях, которые возникли у него в процессе рисования. Предложить сочинить историю про свою эмоцию,  и придумать для нее название. Начало рассказа словами «Жила-была эмоция, похожая на меня...» облег­чает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффекты проекции и идентификации.

Пятый этап — коллективная работа. Детям предлагается придумать сюжет и разыграть не­большой спектакль на тему. Я и мои друзья – чувства. Этап коллективной работы, основанный на со­вместной творческой деятельности и групповой комму­никации, активизирует групповые процессы, способству­ет формированию позитивного опыта, усвоению групповых норм и ценностей.

Шестой этап - приглашая детей сесть в круг для того, что бы они рассказали, как прошло для них занятие, какое настроение у детей к завершению занятия.

Завершая занятие, важно подчеркнуть успех каждо­го из детей и всех в целом.

Задание 2.

Подобрать литературные источники для библиотерапии (до 10) и обозначить их коррекционные возможности.

«Библиотерапия» - воздействие на человека с помощью специально подобранных книг. Термин, сложное слово «библиотерапия», состоит из двух слов: библио - и терапия (от греч. слов: книга и забота, уход, лечение) — отражает сложность понятия, стоящего за ним.

Библиотерапия достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей.

Сказка  Сказка про колобка объясняет ребенку как далеко можно уйти от родителей. Золушка - как важно влияние труда на счастливую жизнь. Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием обычной семьи из мамы, папы и сына. Можно сказать, что ребенка сказка движет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. Сказка обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье - по одной дороге пойдешь - коня потеряешь, по второй - смерть свою найдешь, по третьей пойдешь - себя потеряешь); отношение к смерти, умение принимать решения, способность быть свободным и независимым. сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии.

В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший - добрые. Сказка предлагает  различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя.

Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) - стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации. Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновьях. Для девочек - сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я - мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк» и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке выразить амбивалентные чувства по отношению к матери.

Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон Притча, философская сказка, поэма в прозе обращена автором к тем, как писали прежде, «немногим избранным», кто готов поверить в свои силы и добиваться результатовв жизни. Даёт представление о целостности мира и месте человека в нём.

Так рассказы Носова«Денискины рассказы»способствуют осознание ребенком сложных ситуаций и реакции на них; определение ребенка отношения к самому себе; организации деятельности и создания ситуаций, которые разрядят эмоциональное напряжение.

Шолохов «Судьба человека» Раскрывается значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа, формируется коммуникативные и информационные компетентности; способствует  воспитанию духовно-нравственной личности. Человек не рождается, а становится тем, кто он есть. Рассказ Шолохова «Судьба человека» — это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей Родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, Шолохов воплотил в главном герое рассказа – Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.

Грин «Бегущая по волнам» Главным мотивом является, неведомое. То неведомое, которое таится в каждом человеке. В каком-то смысле вся проблематика книги исчерпывается расхожей фразой «чужая душа - потемки». Поэтому и повествование насыщенно такой экзистенцией, глубоким прочувствованием деталей, то есть тем, на что способен человек индивидуально. И бесконечными попытками понять других людей, их эмоции через какие-нибудь приметы, взгляды, профили и элементы костюма.

Грин «Алые паруса» Совершенствование интереса к художественной литературе, совершенствование навыка регулярного самостоятельного чтения, развитие кругозора и накопление словаря в контексте содержания произведения, создание условий для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей (вера в свои силы, в добро, в чудо).

          Иван Шамякин «Сердце на ладони». В центре этого многопланового романа жизнь двух семей: известного хирурга Яроша и журналиста Шиковича — и их борьба за высокие идеалы коммунистической морали. Большой дружбой и общностью интересов связаны эти семьи. Сильные духом, самоотверженные труженики и искатели, они живут интересной и яркой жизнью. Размеренное повествование даёт ощущение устойчивости. Чужие ошибки заставляют задуматься о своих.          Чтение произведений Шекспир является средством от угнетенного состояния. Под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активируется зона самоконтроля. Чёткий ритм нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.          Произведения Ф.М. Достоевского, наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают, неведомые до этого внутренние чувства и переживания.          А. Кристи: «Шестое чувство» Тренирует внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем.                    

Задание 3.

Проанализировать любую волшебную сказку согласно схеме размышления над сказками по Зинкевич - Евстигнеевой Т. Д.

 

Задание 4.

Заполнить таблицу «Специфика рисунков детей разных возрастов». 

Возраст Особенности рисунков детей данного возраста Стадия развития детского рисунка
Дошкольный Несоответствие величины и отсутствие объема рисунка. Появляется осмысленный сюжет рисунка (4-5 лет). Создание иллюстраций к своей жизни, прочитанным сказкам. Учитывание пропорций объема (5-6 лет). От 6 – 7 лет изображение того, что окружает. Пытаются передать объем, движение, настроение, особенности одежды. Доизобразительный период - это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5–2 лет, длится вплоть до 3–3,5 лет. Различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию. Стадия «мараний» - это стадия лишенных смысла штрихов. Этап изобразительного периода (3–5 лет). После 3,5 схематичное изображение. (6–7 лет) детские рисунки становятся еще более схематичными. По мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в детских работах появляется чувство формы и линии. Последний этап изобразительного периода - это правдоподобные изображения.
Младший школьный Ребенок постепенно овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Постепенный отказ от схемы и попытки воспроизвести действительный вид предметов. Изображение людей становится более пропорциональными. Прорисовываются тщательнее черты лица. Чаще передаются действия человека. Стадия правдоподобных изображений. Возраст ребёнка – от 6 до 14 лет. Схематически-пластическое изображение с преобладанием схематического. Возраст ребёнка – от 6-ти до 7-ми лет. Схематически-пластическое изображение. Возраст ребёнка – от 7-ми до 9-ти лет. Схематически-пластическое изображение. С 7 лет дети переходят в стадия смешанного профиля. К 9-ти годам ребенок начинает осваивать стадию правильной профильной ориентации. Примерно с 10 лет в рисунке начинают преобладать пластические элементы над схематическими. В этот период младшего школьного возраста изображения в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.
Подростковый К подростковому возрасту рисование, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.   Стадия правдоподобных (правильных, реалистических) изображений. Возраст – от 12-ти лет. Высшей и последней стадией в развитии детского рисунка является рисование по наблюдению, то есть реальное изображение предмета. Стадия правдоподобных изображений характеризуется последовательными отходами от схем к собственно изображениям. В подростковый период развития зрительный фактор начинает преобладать над сенсорным.

 

Задание 5. Теоретически рассмотреть один из следующих вопросов:

Основные направления психокоррекционной работы для детей дошкольного возраста.

Ведущее (базовое) положение в психодиагностическом направлении в деятельности практического психолога занимает диагностика детей. Затем - опосредованная диагностика лиц, взаимодействующих с детьми и принимающих участие в их развитии, воспитании и образовании (родители, воспитатели, педагоги).

Следуя традиционным представлениям о психологических воздействиях в контексте нормального онтогенетического развития, «психокоррекци» рассматривается как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического развития». Это существенно расширяет само понятие «коррекция» и позволяет говорить о комплексе психологических воздействий.

В контексте профессиональной деятельности практического психолога данный комплекс представлен психокоррекцией, психопрофилактикой, психогигиеной и психореабилитацией. Психопрофилактика обеспечивает предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, психогигиена сохраняет и укрепляет нервно-психическое здоровье, а психореабилитация восстанавливает и компенсирует нарушенные психические функции и состояния, личностный и социальный статус.

Остановимся подробнее на двух из перечисленных направлениях деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения: коррекции и профилактике отклонений и нарушений в психическом развитии и поведении детей. Первоначально следует сформулировать правила психокоррекционной деятельности:

1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

2. Пространство коррекционных воздействий детского практического психолога ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.

3. Детский практический психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.

4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

В целом содержание психокоррекции в условиях дошкольного учреждения определяется: направлением психологических воздействий (дети, семья, педагогический коллектив), контекстом отклонений (общие и парциальные характеристики психического развития и поведения), а также коррекционной задачей. Так, психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабилизации эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

Следует сказать несколько слов о трудностях в психокоррекционной деятельности содержательного и организационного характера. Прежде всего это проблема направленного психологического изменения, обусловленная фактом тесной взаимосвязи структурных компонентов психики. Именно по этой причине сложно точно дифференцировать область психокоррекционных воздействий.

Оптимальная форма психокоррекционных воздействий определяется возрастной спецификой, а именно типом ведущей деятельности ребенка-дошкольника. В условиях детского сада это игра, а также игровые занятия с использованием развивающих и обучающих приемов. Что касается коррекционных средств, то перечень их в работе с детьми достаточно широк: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные, вербально-коммуникативные. Следует отметить также, что психокоррекция детей от 3 до 7 лет осуществляется с опорой на определенные психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Это связано с возможностью относительно легкой активизации у детей дошкольного возраста психологических механизмов данного ряда. Таким образом, сочетание (чередование) направленности коррегирующих средств и приемов, опосредованных специфическим психологическим механизмом, даст возможность специалисту-практику обоснованно выстроить психокоррекционную систему, адекватную возрастным особенностям контингента.

Особенности организации и проведения психокоррекции в условиях дошкольного учреждения. Это аспекты формирования коррекционных групп и построения коррекционных занятий. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом). При построении коррекционных занятий необходимо следовать принципу сериационности, т.е. наличию нескольких модификаций основного "базового" занятия. Это позволит варьировать задачи в зависимости от возраста, состава коррекционных групп, индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений. Данный факт немаловажен для обеспечения результативности психокоррекционной работы.

Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

Таким образом, психокоррекционная система в условиях дошкольного учреждения представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

Задание 6. Творческая работа.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!