Современная система образования. 32 страница



Среднее специальное образование. Во 2-й пол. 19 в. были созданы с.-х. (в Ретавасе), мед. (в Вильнюсе) и др. спец. уч. заведения. В 1914/15 уч. г. в Л. было 13 ср. спец. уч. заведе-еий (1,5 тыс. уч-ся). В Литов. Республике (1938/39 уч. г.) их насчитывалось 25 (4,2 тыс. уч-ся).

В 1945/46 уч. г. было открыто 37 ср. спец. уч. заведений, в к-рых обучалось 8,4 тыс. уч-ся. Особенно интенсивно в республике развивалось ср. спец. образование в 1960—70, когда число уч. заведений выросло в 1,5 раза (св. 80 — в 1970), а уч-ся — более чем в 2 раза (65,3 тыс. в 1970). В 1988/89 уч. г. действовало 66 ср. спец. уч. заведений с 55,8 тыс. уч-ся (св. 85% — литовцы). В ср. спец. уч. заведениях было занято 3,5 тыс. преподавателей, из них 99% с высшим образованием. В 1991—92 техникумы реорганизованы в уч. заведения верхнего уровня (колледжи и т. п.), действующие на базе полного ср. образования. Подготовка ведётся по 80 специальностям.

Высшее образование. Начало высш. образованию было положено в 1579 реорганизацией Вильнюсской коллегии (см. Вильнюсский университет). В 1832 ун-т был закрыт, вместо него учреждены Медико-хирургич. академия (в 1842 закрыта) и духовная академия (в 1844 переведена в Петербург).

В Литов. Республике ун-т был организован в 1922 на основе Высш. курсов в Каунасе. Число студентов к нач. 1930-х гг. достигло 4 тыс. В 1924 в Дотнуве осн. Литов. с.-х. академия. В Каунасе открылись вузы: Консерватория (1933), Ветеринарная академия (1936), Худож. уч-ще (с 1922 среднее, с 1939 высшее); в Клайпеде — пед. (1935) и торг. (1934) ин-ты, дававшие неполное высш. образование.

В Литов. ССР вузы перестроили работу по образцу советских. При Вильнюсском и Каунасском ун-тах были организованы рабфаки. Кол-во студентов в 1940/ 1941 уч. г. по сравнению с последними годами существования Литов. Республики выросло на 50%. Во время фаш. оккупации все вузы были закрыты, их уч. база разграблена. После освобождения от фаш. оккупации возобновилась деятельность старых вузов, были организованы Вильнюсский пед. ин-т (1944), Ин-т физич. культуры (1945, Каунас), Вильнюсская консерватория (1945; вместо неё и Каунасской консерватории в 1949 открыта Консерватория Литов. ССР), Худож. ин-т (1951; на основе объединения Каунасского ин-та декоративно-прикладного иск-ва с Вильнюсским худож. ин-том), Шяуляйский пед. ин-т (1954; вместо Шяуляйского учительского ин-та, осн. в 1948). На базе Каунасского ун-та были созданы политехн. и мед. ин-ты (1950). В 1989 открыт Каунасский ун-т им. Витаутаса Великого. В 1989 действовало 13 вузов, в к-рых было св. 66,3 тыс. студентов (86% — литовцы). В вузах занято св. 5,4 тыс. профессоров и преподавателей. Крупнейшие вузы (кон. 80-х гг.): Вильнюсский ун-т (св. 15 тыс. студентов), Каунасский политехн. ин-т (ок. 14 тыс.), Вильнюсский пед. ин-т (ок. 6 тыс.), Литов. с.-х. академия (ок. 7 тыс. студентов). С 1991 вузы действуют на основании Закона о науке и высшей школе, к-рый установил автономию вузов и единство их образоват. и исследоват. деятельности.

Педагогическое образован и е. В 14—18 вв. большая часть учителей были представителями духовенства. Первую светскую учительскую семинарию основала Эдукац. комиссия в 1775 (в 1780 семинария была закрыта). В 1783 была организована семинария для подготовки учителей ср. школ при Гл. школе

509

(см. в ст. Вильнюсский университет). В 1819—32 при Гл. духовной семинарии под контролем ун-та действовала школа приходских учителей и органистов. Для подготовки учителей нач. школ в 1866 осн. учительская семинария в Вейверяе, в 1872 — в Паневежисе. В 1875 создан Вильнюсский учительский ин-т. В Литов. Республике в 1925 действовало 5 гос. и 5 частных учительских семинарий, но их число стало сокращаться, к 1937 было 3 учительские семинарии. Высш. пед. образование давали ун-т, Клайпедский пед. ин-т; учителей физич. воспитания готовили Высш. физкультурные курсы (1934—38).

После 1945 открыты 9 учительских семинарий, к-рые в 1949 преобразованы в пед. уч-ща. В кон. 80-х гг. учителей нач. классов готовил Шяуляйский пед. ин-т (св. 6 тыс. студентов), учителей ср. школ — Вильнюсский пед. ин-т (6,5 тыс. студентов). Кроме того, педагогов для школ выпускают Вильнюсский ун-т и Литов. ин-т физич. культуры (Каунас), Консерватория и Худож. ин-т (Вильнюс). Повышение квалификации пед. кадров осуществляет Ин-т усовершенствования педагогических работников в Вильнюсе (осн. в 1950).

Педагогическая наука. Под влиянием идей Возрождения в кон. 15—16 вв. начался процесс демократизации культуры, появилась литов. письменность, возникла пед. мысль светского направления. Просветители А. Кульветис, М. Мажвидас, М. Даукша и др. указывали на необходимость обучения детей на родном языке, пропагандировали прогрессивные пед. идеи. Важное значение для развития педагогики в Л. имело появление книгопечатания. Первая печатная литов. книга «Катехизис» (1547) включала букварь и содержала начала методики обучения чтению. Ок. 1620 был издан первый литов. словарь К. Сир-видаса (Ширвидас), а в 1653 — литов. грамматика Д. Клейнаса и неск. букварей. В кон. 18 в. предпринимались попытки реформировать систему просвещения, создать под рук. Эдукац. комиссии сеть гор. и сел. общеобразоват. уч. заведений. Выдвинутые проекты реформ учитывали течения мировой пед. мысли, отражали и стремления интеллигенции к созданию демокр. школы. Было организовано Об-во элементарных учебников, к-рое занималось разработкой конкретных преобразований школы.

После включения Л. в состав Рос. империи (кон. 18 в.) литов. интеллигенция выступила за обучение детей на родном языке в начальных, позже и в ср. школах. В дидактич. работах, учебниках для «тайной» литов. школы особое внимание уделялось родному языку, фольклору, нац. истории; применялись педагогич. идеи Коменского и Песталоцци. Буквари, ставшие популярными среди литовцев, составили в 1-й пол. 19 в. К. Незабитаускис-Забитис, С. Даукантас, К. Алякнавичюс. Просветит, значение имели историч. труды Даукантаса. М. Валанчюс (енископ Жемайтии с 1850) пропагандировал создание приходских школ с преподаванием на литов. яз. Воспитывать молодёжь в духе патриотизма, нац. гордости призывали И. Басанавичюс, В. Кудирка и др. Под влиянием идей нац. освобождения развернулось движение общественности за отмену запрета на литов. язык и письменность, за школы с обучением на родном языке.

Эти идеи стали широко реализовываться после завоевания независимости (1918). В Литов. Республике нац. школа создавалась на базе пед. теории, к-рую обосновали С. Шалкаускис и А. Мацейна. Главное в ней — нац. воспитание личности. Каждый человек должен служить своему народу, своей родине. Залог существования, выживания нации — укрепление государственности, своей культуры и духовности. Теория педагогики Шалкаускиса тесно связана с философией культуры. Подчёркивается взаимосвязь пед. системы и культуры общества. Гл. цель воспитания — личность, индивидуальные качества человека. Методы воспитания — индивидуальный подход к вос-питуемому. Но человек формируется не только под влиянием воспитателя. Формирование определяется природой человека и окружающей средой (семья, друзья, отчий дом, родина, нация, нац. культура). «Искусственными» силами воспитания являются школа и молодёжные орг-ции. В качестве гл. воспитателей выступают родители, учителя и духовенство. Цель воспитания — разбудить творческую потенцию человека, личности.

Создавались оригинальные учебники и уч. пособия для нац. школы. В этой области работали И. Генюшас, И. Амб-рашка, С. Эсмайтис-Матьёшайтис, А. Ша-пока и др. Выпускались дидактич. и метод, лит-ра, пед. журналы и газеты.

С 1920 начались исследования дет. психологии (В. Лазерсон, И. Вабалас-Гудай-тис, И. Лаужикас и др.). Была создана эксперим. психол. лаборатория, психол. об-во.

В 1940 открылась кафедра педагогики в Вильнюсском ун-те (в 1947—71 в ун-те имелась и кафедра психологии). В 1945 был образован ф-т педагогики и кафедра психологии в Вильнюсском пед. ин-те. Важное значение для пед. исследований имело создание в 1958 НИИ педагогики. Распространялся передовой опыт школы, готовились учебники и уч. пособия для школ. В кон. 60-х гг. началось широкое исследование проблем воспитания, методики преподавания уч. предметов в условиях литов. школы.

В 1989 НИИП опубликовал концепцию перестройки образования. Согласно новой концепции каждая школа — национальная, т.е. опирается на нац. культуру и родной язык. Цель воспитания — помогать человеку усвоить нац. культуру и через это приобщить к культуре мирового сообщества. В основу системы образования положены принципы гуманизации и демократизации.

В соответствии с концепцией разработаны новые программы по нач. обучению, литов. языку и лит-ре (3 варианта), истории иск-ва и др. предметам, а также по нравств., гражд., экологич. воспитанию и по этнической культуре. Обновляется содержание уч. лит-ры. Изданы новые учебники по литов. языку и лит-ре (в т. ч. для школ с обучением на русском языке), истории, географии, химии и др.

Педагогическая и детская периодика. В дорев. Л. вопросы просвещения обсуждались на страницах демокр. журн. «Аушра» («Заря», 1883—86), «Варпас» («Колокол», 1889—1905) и др. В 1919 выходил первый литов. пед. журн. «Шветимо рейка-лай» («Дела просвещения»), издававшийся Наркомпросом. В Литов. Республике офиц. пед. журн.«Летувос мокикла»

(«Школа Литвы», 1918—40) и чТаутос мокикла» («Школа нации», 1933—40) пропагандировали идеи нац. воспитания. Среди учительства были популярны и журн. «Мокикла ир гивянимас» («Школа и жизнь», с 1920—41), «Мокикла ир ви-суомяне» («Школа и общество», 1933- 1936), выступавшие за демократизацию школы, общедоступность обучения.

После 1940 продолжалось издание только журн. «Мокикла ир гивянимас», к-рый с 1945 стал наз. «Тарибине мокикла» («Сов. школа»), а с 1989 — «Таутине мокикла» («Национальная школа»). С 1970 в помощь родителям издаётся журн. «Шейма» («Семья»). Среди ме-тодич. журналов — «Гимтасис жодис» («Родное слово», с 1989). Выходит учительская газ. «Тевинес швеса» («Свет родины», с 1989). Дет. периодика представлена журналами «Гянис» («Дятел», с 1940), «Мокслейвис» («Учащийся», с 1958), газ. «Айтварас» («Домовой», с 1989), «Жвайгждуте» («Звёздочка»). Уч.-пед. и дет. лит-ру выпускает изд-во «Швеса» («Свет», с 1964, осн. в 1945 как гос. изд-во пед. лит-ры) и «Витурис» («Жаворонок», с 1985).

ЛитИз истории школы Белоруссии и Литвы, М.. 1964; Просвещение и культура Литов. ССР, Вильнюс, 1964; Проблемы истории школы и педагогики в дорев. Прибалтике, Тал., 1973; История Вильнюсского ун-та (1579 — 1979), Вильнюс, 1979; Передовая мысль в истории ун-тов страны. Мат-лы юбилейной науч. конференции, посвященной 400-летию Вильнюсского ун-та, Вильнюс, 1983; на литов. яз.: Очерки истории школы и пед. мысли в Литве, Вильнюс, 1983; Л у к-шене М.. Воспитание демокр. воззрений в Литве, Вильнюс, 1985.

 

ЛИТЕРАТУРА, уч. предмет в общеоб-разоват. школе. Осн. содержание его составляют произведения словесного иск-ва. Особая роль этого иск-ва в истории культуры и в духовной жизни общества определяет место и значение преподавания Л. в школе. Через слово в его образной ху-дож. форме проявляется универсальное воспитат. воздействие лит-ры как вида иск-ва на мысль и воображение учащихся. Отражение действительности, выражение идеала и личности автора рождают в совокупности самобытный худож. мир. Лит. произведение обращается к творческому началу читателя, приглашает к диалогу. На этом основана и активная воспитат. роль Л., формирующей нравств. и эстетич. сознание человека.

Задачи изучения Л. в школе — познакомить учащихся с наиб, значительными и характерными явлениями классич. и совр. отеч. и заруб, лит-ры, развить культуру чтения и речи, худож. вкус школьников, выработать основы эмоционально осмысленного восприятия словесного иск-ва, умение анализировать его в социально-ист, и культурном контексте, творческое отношение к худож. произведению.

Литература как учебный предмет своими далёкими предшественниками имеет риторику и пиитику, занимавших центр, место в изучении словесности в рус. школе с сер. 17 в. до 40-х гг. 19 в. Риторика обозревала состав прозаич. жанров лит-ры, рассматривала особенности ораторского иск-ва и теорию красноречия. Областью пиитики были общие вопросы худож. творчества и родовидовая классификация поэзии.

До 2-й пол. 18 в. риторика и пиитика в основном преподавались на материале антич. авторов. Со 2-й пол. 18 в. ведущей

510

задачей курса пиитики стало изучение и подражание образцам, собственное лит. творчество учащихся. Практика сочинительства, широкое распространение шк. театров, создание «лит. об-в», ученич. публикации в журналах способствовали одновременно развитию интереса к совр. рус. лит-ре и её истории (А. П. Сумароков, М. М. Херасков, В. П. Петров, В. А. Жуковский), росту рус. поэтич. культуры.

По Уставу 1804 гл. внимание в преподавании уделялось усвоению теоретич. и ист.-лит. сведений, критич. анализу текстов. Риторика в 10—20-х гг. приобрела большую практич. направленность. Курс пиитики, отражая влияние сентиментализма и романтизма, заметно модифицировался, прежде всего в толковании природы иск-ва, целей и сущности худож. творчества. Следуя за развитием зап.-европ. эстетич. мысли, преподавание пиитики в 20—30-х гг. строилось на принципах «эстетич. анализа». С 1804 в гимназиях вводился курс эстетики (с 1819 — читался лишь в ст. классах приви-легиров. уч. заведений). Но эклектизм, отсутствие конкретного содержательного подхода к явлениям иск-ва обернулись рассуждениями о «прекрасном», оторванными от реальной проблематики произведений.

Лишь с нач. 30-х гг. краткий курс истории лит-ры, к-рый прежде был частью пиитики, введён в ст. класс гимназии как самостоят, дисциплина (без обязательного чтения «образцов»). С 40-х гг. шк. преподавание Л. в значит, степени зависит от этапов развития университетской филологич. науки.

60-е гг. ознаменованы подлинным переворотом в преподавании словесности в школе. В центр внимания ставился анализ содержания и формы худож. произведения. Если прежние ист.-лит. курсы строились на рассмотрении произведений др.-рус. лит-ры и писателей 18 в., то новые стали активнее ориентироваться на современность. В хрестоматии и учебники вошли произв. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, А. А. Фгт", отд. статьи лит. критиков. Особой популярностью пользовался «Конспект рус. языка и словесности для руководства в воен. уч. заведениях» Ф. И. Буслаева и А. Д. Галахова (1852) и «Программа рус. языка и словесности для желающих поступить в студенты имп. Моск. ун-та» Буслаева (1864), наряду с лит-рой прошлого представившая совр. рус. лит-ру. Подготовка реформы, развёрнутая МНП и уч. комитетом в 60-е гг., обнаружила стремление отеч. педагогов упорядочить преподавание словесности, определить объём и соотношение частей курса. Но попытки оградить шк. словесность от вторжения современности не прекратились. Острые дискуссии о роли новейшей лит-ры и критики развернулись на пед. съездах, проходивших по уч. округам в 1864—67, что нашло отражение в характере программ, утверждённых делегатами. С 1871 в программах снова восстановлена др.-рус. и религ.-нравств. лит-ра.

В 70—80-е гг. 19 в. в рамках предмета помимо чтения произведений изучались курсы теории и истории лит-ры (последняя в ст. классах). Методологич. базой обучения стали идеи культурно-ист, школы с её интересом к обществ, жизни разл. эпох. Худож. произведение в переплетении разл. социальных, ист. и культурных

факторов теряло, однако, свою эстетич. значимость. Реакцией на подобный «универсализм» и иллюстративность стала программа 1890 для гимназий, носившая узкофилол. характер и выдвинувшая в качестве главной задачи изучение языка писателя в связи с особенностями лит. направлений. Программа 1915 значительно сократила долю произведений др.-рус. лит-ры и уделила большее внимание чтению и критич. разбору худож. произведений новой и новейшей лит-ры. Однако в целом направленность курса определяла позиция сторонников т. н. имманентного чтения, т.е. изучения лит. произведений вне социально-ист, контекста.

После Окт. революции изменились ме-тодологич. основы уч. предмета, его цели и задачи. В «Уч. плане по рус. языку в трудовой школе» (1918) были намечены гл. направления работы по Л.: творческое восприятие лит. произведения; анализ его этич. проблематики, худож. языка и совершенствование культуры речи учащихся; воспитание эстетич. вкуса и творческих способностей школьников в процессе наблюдений над природой, восприятия живописи и музыки, изучения лит. текстов; работы над сочинениями разл. жанров, связанных с трудовой деятельностью учащихся. Определились пути сближения преподавания лит-ры с обществ, практикой школьников: организация выставок, проведение диспутов и конференций, выпуск стенгазет. Выбор произведения для изучения предоставлялся учителям. В 1919 в Москве, Петрограде и ряде др. городов была введена программа В. А. Десницкого, построенная на ист.-лит. основе, в к-рую впервые были включены произв. М. Горького, ряда писателей-демократов, статьи Г. В. Плеханова. Первое полугодие 2-го концентра посвящалось изучению отд. произведений заруб, лит-ры, остальные три с половиной года — рус. лит-ре, начиная с фольклора и памятников древней письменности и кончая символизмом. Предусматривалась организация самостоят, работы учащихся на уроках и вне школы. Единая программа по Л. в школе, принятая в 1921, подвела итоги поискам и многочисл. дискуссиям, особенно остро развернувшимся в том же году на съезде учителей-словесников. Несмотря на стремление связать преподавание Л. с жизнью и ряд ценных рекомендаций по организации самостоят, работы учащихся, программы 20—30-х гг. либо недостаточно учитывали эстетич. природу лит-ры и специфику её как предмета (комплексная система обучения, 1923—25), либо имели вульгарно-социологич. направленность (программы 1927), либо вовсе уничтожали Л. как самостоят, уч. предмет, растворяли её в обществоведч. темах (см. Метод проектов).

Во 2-й пол. 30-х гг. в связи с усилением требований к общеобразоват. подготовке школьников Л. была признана одним из важнейших уч. предметов. В ср. классах утвердился курс «лит. чтения» как особая система изучения худож. произведений. Внимание учителя направлялось на тщательное комментирование текста в единстве содержания и формы. Занятия по теории лит-ры сочетались со стилистич. разборами и языковыми упражнениями. В ст. классах изучался краткий курс истории лит-ры, включавший ряд моно-графич. и обзорных тем от древности до современности. Однако стремление

охватить возможно большее кол-во фактов, приблизить этот курс по содержанию к вузовскому оборачивалось недостаточным вниманием к худож. специфике лит-ры, поверхностностью. Требование — «классового подхода», влияние идеологич. схем и шаблонов выхолащивало живую суть лит-ры как иск-ва, тормозило развитие самостоят, мысли учащихся. На отбор произведений для изучения влияли полит, и идеологич. факторы: напр., в программы не входили произв. С. Есенина, И. А. Бунина, А. И. Куприна, Ф. М. Достоевского (с 1937), а также репрессиров. писателей (И. Э. Бабель, П. Н. Васильев и др.).

В годы Вел. Отеч. войны, исходя из потребностей времени, в курс Л. включались произведения текущей лит-ры, материалы газет. Особое значение в преподавании истории рус. лит-ры приобрела патриотич. тема. В первые послевоен. годы Л. (вместе с родным яз.) заняла ведущее место в уч. плане школы. Однако тенденция политизации преподавания Л. особенно усилилась в связи с постановлениями ЦК КПСС по идеологич. вопросам (1946—48).

На протяжении 40—50-х гг. в связи с введением новых уч. программ курс Л. неоднократно подвергался пересмотру. С 1953 уменьшилось кол-во уч. часов, изменился и сократился перечень изучаемых произведений. Вместе с тем больше внимания стало уделяться изучению вопросов теории лит-ры, что в ряде случаев наносило ущерб эмоционально-эстетич. развитию учащихся.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!