Современная система образования 98 страница



Наряду с общеобразоват. нач. школами земства с 70-х гг. создавали проф. нач. школы (ремесл., с.-х.), а также ср. спец. уч. заведения (учительские, ветеринарные, мед.) со сроком обучения 3—5 лет. Особое внимание уделялось с.-х. образованию. В 1884—1903 было открыто 49 с.-х. школ с 3-годичным сроком обучения и 4 ср. с.-х. школы. В нек-рых нач. земских школах открывались 2-годичные с.-х. отделения.

Просветительская деятельность земств в области внешк. образования проявилась в открытии воскресных школ, «повторительных классов» для взрослых; организации нар. чтений, библиотек-читален (в 1898 — 3 тыс., в 1904 — св.4 тыс.), книжных складов (к 1905 — 188). В Москов-

329

ской, Нижегородской, Вятской, Вологодской, Тверской, Черниговской и Тамбовской губерниях в 1880—1900-х гт, были открыты музеи кустарных промыслов. Активизация деятельности земств в области нар. просвещения в кон. 19 — нач. 20 вв. связана с подъёмом обществ, движения в стране, ростом числа и влияния земской интеллигенции, т. н. третьего элемента. В просветительной деятельности земств кроме земских учителей (в 1910 — ок. 40 тыс.) принимали участие тысячи врачей, статистиков, агрономов и др. земских служащих. В 1890-х гг. улучшились организац. формы руководства нар. образованием. В 23 земствах были созданы шк. комиссии, в к-рые входили земские гласные, служащие и педагоги. Исполнительными органами комиссий были бюро, отделы и столы по нар. образованию в каждой земской губернской управе. Комиссии занимались организацией учительских курсов, созданием об— в взаимопомощи учителей, разработкой шк. статистики и др. вопросами организации шк. сети в связи с проблемой всеобщего нар. образования.

Ещё в 1870-х гг. отд. земства стали обращаться к пр-ву с предложениями о введении всеобщего нач. обучения. В кон. 19 в. с появлением земской статистики проблема всеобщего обучения подучила реальные обоснования. На основе статистики и практики земской школы был составлен проект организации всеобщего обучения (1908), однако в дорев. России эта проблема в целом не была решена.

Лит.: Чарнолуский В. И., Земство и нар. образование, ч. 1—2, СПБ, 1910- 1911; его же, Земство и внешк. образование, в кн.: Юбилейный земский сб., СПБ, 1914; Чехов Н. В. [сост.]. Нар. образование в России с 60-х гг. XIX в., М., [1912]; Звягинцев Е. А., Полвека земской деятельности по нар. образованию. М., 1917; В с с е-ловский Б. Б., История земства за 40 лет, т. 1—4, СПБ, 1909 — 11; Корнилов Е. Г.., Земские учителя в рев. движении 70-х гг. XIX в., УЗ МГПИ им. Ленина, 1971, т. 439; Пирумова H. M., Земская интеллигенция и ее роль в обществ, борьбе до нач. 20 в., М., 1986. H. M. Пирумова.

ЗЕМЦОВА Мария Ивановна [р. 27.7 (9.8).1903, с. Хлебновка Саратовской обл.], тифлопедагог, дер пед. наук (1958), проф. (1962). Окончила Саратовский ун-т (1920). Пед. деятельность с 1921, в 1934—52 в ЦИЭТИН, в 1952—79 в НИИ дефектологии АПН СССР (зав. сектором тифлопедагогики), с 1979 консультант ин-та. Под руководством и при участии 3. разработаны науч. основы системы образования, методы обучения и трудовой подготовки детей с нарушениями зрения. Тр. по психол.-пед. изучению слепых и слабовидящих детей, исследованию компенсаторных функций.

Соч.: Пути компенсации слепоты в процессе познават. и трудовой деятельности, Ми956; Учителю о детях с нарушениями зрения, М., 1973.

Лит.: Выдающийся тифлопедагог М. И. Земцова. Биобиблиография, указатель. Сост. И. А. Юрьева, М., 1992.

Г. Л. Зайцева.

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич [4(16) 7 1881, Проскуров Подольской губ , ныне Украина — 58 1962, Париж], философ и богослов, теоретик и историк педагогики, обществ деятель Окончил (1909) Киевский ун-т, с 1912 доцент, с 1915 проф этого ун-та, преподавал также на высших жен курсах Дир Киевского Фребелевского ин-та дошк воспитания Пред Киевского религ -филос и Фребелевского об-в В 1919 мин культуры и вероисповеданий в пр-ве П П Скоропадского Эмигрировал в Югославию в 1920—22 проф Белградского ун-та

С 1922 в Праге Пред Пед бюро по делам ср и низшей рус школы за границей (1923—27), организатор пед съездов и совещаний Один из основателей Русского пед ин-та им Я А Коменского, где заведовал кафедрой эксперим и дет психологии (1923—26) Возглавлял (1923—60) Рус студенч. христ движение (РСХД) С 1927 проф Свято-Сергиевского Православного богословского ин-та в Париже, вел курсы философии, богословия, педагогики и психологии, рук Религ -пед кабинетом (1927—58) В 1942 принял сан священника.

Взгляды 3 прошли сложную эволюцию Отринув юношеский атеизм, он вначале увлекся идеями Вл Соловьева и Л Лопатина, а затем пришел к христ антропологии и философии В русле гумани-стич традиции рус религ философии обосновывал православную педагогику «духовного устроения» Как психолог 3 выполнил под рук Г И Челпанова исследование «Совр состояние психофи-зиологич проблемы» (опубл в 1912), в к-ром подверг критике эксперимент психологию и педагогику Рассматривая проблемы психологии в тесной связи с педагогикой, 3 отстаивал идею целостности личности в единстве интеллектуального и эмоционального и единства воспитания и образования (приоритет отдавал воспитанию) Индивидуальность — по 3 — осн ориентир воспитания и образования, но «правда индивидуализма» должна соотноситься с «правдой универсализма» личности

Исследовал вопросы психологии детства, в т ч воздействие войны, революции, эмиграции на состояние дет души В основе периодизации детства — идея «иерархической конституции» личности на каждом этапе доминантой оказывается одна из ее страт (тело, душа, дух), соответственно меняется специфика развития, выбор задач и средств воспитания Гл задачу видел в том, чтобы «помочь молодежи обрести самих себя»

3 утверждал, что человек не может быть понят вне его социальных связей и именно социальное воспитание призвано стать фактором развития потребности в солидарности, самодеятельности, активности 3 считал нежелательным как привнесение в школу «элементов партийности», так и проникновение в души «яда антисоциальности» Среди факторов становления личности он рассматривал

667

семью, школу, традиции, обычаи, родной язык, человечность, основы наук Оставаясь сторонником светского шк образования, он уделял значит внимание религ воспитанию детей и православию как фактору нац идентификации в условиях эмиграции Большое значение он придавал приходской жизни детей В парижский период проявилось стремление 3 к толкованию проблем педагогики с позиций православия Гл идеей 3 становится «оцерковление жизни», глубокое духовное приобщение к ценностям христианства, особенно к воплощенным в иск-ве, философии, лит-ре 3 не был чужд идеям экуменизма Свою пед концепцию 3 изложил в труде «Проблемы воспитания в свете христ антропологии» (Париж, 1934, переизд в России в 1993)

3 создал направление рус православной педагогики за рубежом (Л А Зандер, И А Лаговский, О С Четвериков и др ) Цель школы определялась как помощь детям в их духовном росте После принятия священнического сана дальнейшая воспитат концепция 3 концентрировалась как педагогика «духовного делания»

В кн «История русской педагогики в XX в » (1960) одним из первых дал ее единый очерк, охватив проблематику рос дореволюц и сов периодов и рус зарубежья В сов пед системах 3 отмечал филос противоречивость, прагматизм, диктат коммунистич идеологии, превратившейся в разновидность «религиозной» Пед воззрения 3 испытали влияние евразийства

Соч Социальное воспитание, его задачи и пути, M , 1918, О пед интеллектуализме, Рус школа за рубежом, 1923, кн 4, Психология детства, Лейпциг, 1924, Курс общей психоло гии, Прага, 1925, Беседы с юношеством в вопросах пола, Париж, 1929, На пороге зрелости, Париж, 1929, 19552 Апологетика, Париж, 1959, История рус философии, т 1—4, Л , 1991

Лит ВерховскийС, Отец В Зень-ковский, Новый журнал, Нью-Йорк, 1961, №70, Лосский H О, Отец В Зеньков-скии, в кн История рус философии, M , 1991, Памяти о В Зеньковского, Париж, 1984, МальцеваВ М, В В Зеньковский о духовно-нравств развитии личности, П , 1994, № 4 E Г Осовский, М В Богуславский.

 

ЗИЗАНИЙ (Зизаний-Тустановский) Лаврентий Иванович (наст, фам. К у к и л ь) (?, с. Потелич, ныне Нестеровского р-на Львовской обл., — ок. 1634, г. Корец, ныне Ровенской обл.), белорус, и укр. гуманист-просветитель, церк. деятель, переводчик. Преподавал в братских школах Львова (до 1591), Бреста (1592—94), Вильно (1595—97), а затем — домашний учитель. С 1619 редактор и переводчик в типографии Киево-Печерской лавры, преподаватель лаврской школы.

В 1596 в Вильно была напечатана «Азбука» 3. с рисунками в тексте (использованы клише из изданий Ф. Скорины). В «Азбуке» дан алфавит, а затем отд. буквы не по порядку, а вразбивку для того, чтобы добиться осмысленного усвоения букв в противовес зазубриванию. В конце «Азбуки» помещался «Лексис» — словарь (1061 слово), своеобразная энциклопедия, содержащая сведения по истории, географии, естествознанию, а также по вопросам воспитания и обучения. Он оказал влияние на мн. словари более позднего времени, особенно на «Лексикон» Памбо Берынды (1627). «Грамматика словенская» (1596) изложена в виде катехизиса и делилась на разделы (грамматика, орфография, этимология и т. д.). При её составлении 3. использовал грамматику «Адельфотес», изд. Львовским братством в 1591. Грамматика 3. широко применялась в белорус., укр. и рус. школах, была известна в Польше, Чехии, Болгарии, Сербии. Последним крупным соч. 3. был «Катехизис Великий» (1627).

Брат Лаврентия — Стефан (ок. 1570- ок. 1621) известен как церк. деятель, просветитель; преподавал во Львовской и Виленской братских школах.

С оч: Лексис, К., 1964.

ЛитХарлампович К, Запад-норус. православные школы XVI и нач. XVII в, Каз., 1898, Анушкин А., Во славном месте Виленоком, M, 1962, А л с к-сютович Н. А, Культ, просвет. деятельность бр. Зизаниев, в кн Из истории филос. и обществ.-полит, мысли Белоруссии, Минск, 1962; Подокшин С, Рационалистические и гуманистические идеи во взглядах Стефана и Лаврентия Зизаниев, в кн.. Академия наук БССР. Отделение общественных наук. Материалы IX конференции молодых ученых Белоруссии. [Сер.] Философия, в 6, Минск, 1965; Ботвинник М., Л — Зи-заний, Минск, 1973. В. П. Мещеряков.

ЗИККИНГЕР (Sickinger) Йозеф Антон (21.9.1858, Харполинген, Баден, — 3.8. 1930, Оберстдорф, Бавария), нем. педагог. Окончил Гейдельбергский ун-т (д-р философии, 1883). Преподавал в гимназиях в Карлсруэ и Брухзале. В 1895- 1923 гор. шк. советник в Мангейме, где осуществил реформу гор. школ, исходя из принципов единой школы и необходимости соответствия уч. нагрузки и методов обучения индивидуальным возможностям детей (см. Мангеймская школьная система). 3. разрабатывал также проблемы трудового обучения и методику физич. воспитания учащихся.

С о ч Arbeitsunterricht, Einheitsschule, Mannheimer Schulsystem im Lichte der Reichsverfassung, Lpz., 1920, Zur Geschichte der Förderklassen. [25 Jahre Mannheimer Schulsystem]. Langensalza, 1926; в рус. пер. — Школа труда, П, 19202 (совм. с Ф Гансбер-гом) А . И . Пискунов .

ЗЙНЧЕНКО Владимир Петрович (р. 10.8.1931, Харьков), психолог, акад. РАО (1992), дер психол. наук (1967), проф. (1968). Сын П. И. Зинченко. Окончил отделение психологии филос. ф-та МГУ (1953). На пед. работе с 1951, в 1960—82 работал в МГУ (с 1971 зав. кафедрой инж. психологии), в 1969—84 зав. отделом эргономики ВНИИ техн. эстетики ГКНТ СССР, с 1984 зав. кафедрой эргономики Моск. ин-та радиоэлектроники и автоматики, вице-през. Об-ва психологов СССР (1968—83), зам. пред. Центра наук о человеке РАН (с 1989). Осн. труды в области методологии и теории психологии, эргономики, функцио-

П. И. Зинченко,

П. А. Знаменский.

нальной структуры восприятия, памяти, двигательных навыков.

С о ч. (в соавторстве): Психология восприятия, Ми973, Методол. проблемы эргономики, М., 1974; Психометрика утомления, М., 1977; Функциональная структура действия, М., 1982.

ЗЙНЧЕНКО Пётр Иванович [1(14).7. 1903, слобода Николаевская, ныне г. Николаевск Волгоградской обл., — 17.2.1969, Харьков!, психолог, дер пед. наук (1959), проф. (1960). Окончил Харьковский ин-т нар. образования (1930). С 1921 работал учителем, с 1932 в разл. уч. и науч. учреждениях Харькова (до 1936 в Укр. НИИ педагогики, Все-укр. психоневрология, акад.; с 1960 в Харьковском ун-те). 1-я науч. публикация «Харьковская пед. школа и психология» («Коммунистич. воспитание», 1934, 10) была направлена на преодоление механи-стич. подхода к психол. проблематике, к-рый наметился в педологии. 3. — один из создателей теории деятельности. Разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания. 3. развил применительно к памяти принцип единства сознания и деятельности, указав на возможности управления её развитием в процессе обучения.

Соч.: О забывании и воспроизведении шк. знаний, «Науч. зап. Харьковского гос. пед. ин-та иностр языков», 1939, т. 1; Вопросы психологии памяти, в кн.: Психол. наука в СССР, т. 1, М, 1959, Непроизвольное запоминание, М, 1961.

Лит.: П. И. Зинченко. Некролог, ВП, 1969. № 3

ЗЛО, наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, объемлющая все отрицат. нравств. значения обществ, и личной жизни человека. Противоположность 3. — добро или благо. 3. обозначает как негативные состояния личности (страдание, болезнь, смерть, нищету, униженность), так и силы, их вызывающие: природные стихии, обществ, условия, качества и поступки людей. В более узком смысле, моральное 3. характеризует только те отрицат. действия, к-рые производятся неразвитой или извращённой человеческой волей, свойства и отношения людей, противоречащие нравств. идеалу личности и общества. На личностном уровне моральное 3. (порочность) проявляется как произвольная ущербность, когда чисто человеческие способности используются во вред др. людям или самому себе. Осн. формы морального 3. — пережитки, примитивизм и извращённость, эгоизм и конформизм, цинизм и ханжество, жестокость и разврат, враждебность, зависть к др. человеку и безразличие к себе.

В этич. учениях источником 3. считалось активное внеш. начало (бог Ангро-Майнью, олицетворяющий 3., в зороастризме, Сатана в христианстве) или внутр. несовершенство (понятие материи у Платона, ничто у Августина), хаос своекорыстных интересов, разрушающих обществ, целое (Т. Мор, Т. Кампанелла) или насильств. подавление человека обществ, институтами (Ш. Фурье) и т. д. Согласно диалектич. пониманию, развитому Гегелем и основоположниками марксизма, добро и 3. — это не самостоят, силы, а только разл. соотношения противоположных тенденций человеческой жизнедеятельности. В отличие от добра как гармонии противоположностей 3. есть их разрыв, обособление и одностороннее развитие.

Положит, и отрицат. содержание морали складывается из практически одних и тех же побуждений, поэтому возможен взаимопереход добра и 3. Благие чувства могут быть поставлены на службу 3. Наиболее губительным является моральное 3., к-рое имеет внешнее сходство с добром, декларирует высокие идеалы (идейность, долг), стремление насильственно осчастливить все человечество или отд. людей. А. П. Скрипник.

ЗЛОДЕЯНИЕ, действие, представляющее собой преступление против нравственности и посягающее на духовные или материальные ценности. Содержание понятия 3. соответствует этимологии слова, это — деяние зла. 3. — противоположность благодеянию и выражается в поступке, являющемся моральным злом по характеру деяния и мотива и социальным злом по своим последствиям. 3. призвано не только отличить совершённое зло от замышляемого (злонамеренность), но и подчеркнуть агрессивно-деятельную природу зла. Конкретное содержание 3. может быть различным обмлн, глумление над святынями, насилие, убийство и др. Обычно различают намеренные и ненамеренные, умышленные и непредумышленные 3. С психол. точки зрения 3. совершается вследствие интеллектуальной, волевой или нравств. неполноценности. 3. как результат заблуждения и слабости воли осуждается общественностью менее сурово, чем хладнокровно рассчитанное преступление. Относит, величина 3. зависит от степени осознанности действия лицом, свершившим проступок, и значимостью причинённого им вреда. Незна-чит. проступки порицаются или высмеиваются окружающими. Поступок не считается 3. или заслуживает снисхождения, если сохраненная им ценность выше разрушенной, напр. иногда может быть оправдана ложь «во спасение». Наиботее опасные для общества 3. юридически квалифицируются как преступления и подлежат уголовному наказанию (см. Преступность детская).

А. II — Скрипник.

ЗНАМЕНСКИЙ Петр Алексеевич [11(23).9.1878, Вологда, — 28.3.1968, Ленинград], педагог, физик-методист, ч. к. АПН РСФСР (1944), дер пед. наук (1933), проф. (1925), засл. деят. науки РСФСР (1959). Окончил физ. матем. ф-т Петерб. ун-та (1901), преподавал в реальном уч-ще в Кронштадте. С 1918 вёл науч.-пед. работу в вузах и н.-и, учреждениях Петрограда (Ленинграда), Пед. академии (1918—22), ЛГПИ им. А. И. Герцена (1920—41, 1944—63), НИИ педагогики АПН (1945—60). Труды по методике преподавания физики в ср. школе и её истории, по вопросам оборудования физ. кабинета, постановки практич. занятий, связи физики с математикой и химией,

ЗОНА

взаимосвязи общего образования с по-литехн. и проф. обучением. Автор учебников и уч. пособий для ср. школы и пед. ин-тов.

Соч.: Практич. занятия по физике, М., 1925 (соавт.); Очерки по истории преподавания физики в России, Л., 1945; Лабораторные занятия по физике в ср. школе, ч. 1 — 2, Л., 19556; Методика преподавания физики в ср. школе, Л., 19553; Сб. вопросов и задач по физике. Для 8 — 10 кл. ср. школы, M., 196214. Лит.: И. А. Знаменский, ФШ, 1968, № 3. Р. П. Гуцалюк.

ЗНАНИЯ, проверенный обществ.-ист. практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 3. фиксируются в форме знаков естеств. и искусств, языков.

Элементарные 3., обусловленные биол. закономерностями, свойственны и животным, у к-рых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. 3. являются ор-ганич. единством чувственного и рационального. На основе 3. вырабатываются умения и навыки.

3. могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфич. способ эстетич. освоения действительности) и научными (эмпирические и теоретические). Житейские 3., основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Эта форма 3. развивается и обогащается по мере прогресса науч. 3. В то же время сами науч. 3. вбирают в себя опыт житейского познания.

Науч. 3. могут быть переданы путём организованного целенаправленного обучения и характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки.

Науч. 3., получаемые учеником в школе, зачастую расходятся и даже противоречат житейским представлениям и понятиям ребёнка в силу ограниченности или односторонности опыта, на к-рый последние опираются. Усваивая науч. понятия, имеющие строго определённое в данной науч. области значение (напр., понятие тела в курсе физики), уч-ся понимают их в соответствии с более узким (или более широким) житейским смыслом.

3., усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематичными, охватывать всё основное в изучаемой области, быть взаимосвязанными, иметь определённую логич. структуру и усваиваться в определённой последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же уч. предмету, должны создаваться и межпредметные связи.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!