Текст 10 Короленко «Слепой музыкант»



1

НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО

Тексты изложения

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Ю. В. Бондареву)

 

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

                                                               (По Юрию Васильевичу Бондареву)

Микротемы к тексту 1. Искусство - это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ. 2. Момент обращения человека к творчеству является величайшим открытием. Так человек и народ осмысляет себя. Язык искусства универсален. Он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. 3. Поэтому с древности искусство понималось как могучая сила, способная показать образ времени и человека и передать его потомкам.

 

2

 

Формулировка задания 15.3

 

Как Вы понимаете значение слов НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

 

Определение.

1) Настоящее искусство - это произведения музыки, живописи, литературы, театра и т.п., которые пробуждают в человеке прекрасные чувства, заставляют переживать и радоваться, страдать, мыслить.

2) ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

Комментарий

Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует  духовному обогащению. Настоящее искусство способно не только пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе. Делает мир вокруг нас лучше. Настоящее искусство вечно.

 Рассмотрим, как это понятие раскрывается в тексте В.П. Астафьева.

Для 2-го примера:

1) Произведения из шк. программы (какие чувства вызвали? О чём заставили задуматься?)

2) Блокадный Ленинград. Шестая симфония Чайковского. Седьмая (Ленинградская) Шостаковича.

3) Концерты в память о погибших в Беслане. Как музыкант, он убежден, что в самые трагические, тревожные моменты человеческой жизни людям придает силы музыка: "Именно музыка имеет безграничные возможности выразить то, что человек не может выразить словами".

 

 

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что настоящее искусство - это не только отражение действительности, но и отражение нашего внутреннего мира. Это великая сила, способная вдохновить человека и поднять его ослабевший дух.

3

Текст 10 Короленко «Слепой музыкант»

(1)В дальнем конце сада стояла старая заброшенная мельница. (2)Это было любимое место слепого. (3)Здесь он просиживал целые часы, прислушиваясь к говору сочившейся воды. (4)Теперь же он быстро ходил по дорожке с переполненным горечью сердцем, с искажённым от внутренней боли лицом. (5)3аслышав лёгкие шаги девушки, он остановился; Эвелина положила ему на плечо руку и спросила серьёзно:

— (6)Скажи мне, Пётр, что это с тобой? (7)Отчего ты такой грустный?

(8)Быстро повернувшись, он опять зашагал по дорожке. (9)Девушка пошла с ним рядом. (10)0на поняла его резкое движение и его молчание и на минуту опустила голову.

(11)От усадьбы слышалась песня. (12)Молодой, сильный голос пел о любви, о счастье, о просторе, и эти звуки неслись в тишине ночи, покрывая ленивый шёпот сада... (13)Там были счастливые люди, которые говорили о яркой и полной жизни; она ещё несколько минут назад была с ними, опьянённая мечтами об этой жизни, в которой ему не было места. (14)Никогда ещё не было так трудно заговорить с ним, овладеть его настроением. (15)Однако она чувствовала, что её присутствие понемногу смягчает его мрачное раздумье. (16)Действительно, его походка стала тише, лицо спокойнее. (17)Он слышал рядом её шаги, и понемногу острая душевная боль стихала, уступая место другому чувству.

— (18)Что с тобой? — повторила она свой вопрос.

— (19)Ничего особенного, — ответил он с горечью. — (20)Мне только кажется, что я совсем лишний на свете.

(21)Она вдруг порывисто остановилась, сжала свои тонкие руки, так что на них хрустнули пальцы, и как-то по-детски заплакала. (22)Слепой взял её за руки с удивлением и участием. (23)Он прислушивался одновременно к её плачу и к тому странному отголоску, каким отзывался этот плач в его собственном сердце. (24)Но вдруг она высвободила руку, и слепой опять удивился: девушка смеялась.

— (25)Какая я, однако, глупая! (26)И о чём это я реву? (27)Какие пустяки! (28)Ведь вот и Максим воевал, пока мог, а теперь живёт, как может. (29)Ну, и мы...

— (30)Не говори: мы! (31)Ты — совсем другое дело...

— (32)Нет, не другое.

— (33)Почему?

— (34)Потому что... (35)Ну да потому, что ведь ты на мне женишься, и, значит, наша жизнь будет одинакова.

(36)Пётр остановился в изумлении.

— (37)Я?.. (38)На тебе?.. (39)3начит, ты за меня... замуж?

— (40)Ну да, ну да, конечно! — ответила она с торопливым волнением. — (41)Какой ты глупый! (42)Неужели тебе никогда не приходило это в голову?

— (43)Конечно, — согласился он с каким-то странным эгоизмом, но тотчас спохватился. — (44)Послушай, Веля, — заговорил он, взяв её за руку. — (45)Там сейчас говорили: в больших городах девушки учатся всему, перед тобой тоже могла бы открыться широкая дорога... (46)А я...

— (47)Что же ты?

— (48)А я... слепой! — закончил он совершенно нелогично.

(49)Несколько секунд стояла тишина, только вода тихо и ласково звенела в шлюзах. (50)Эвелины совсем не было слышно, как будто она исчезла. (51)По её лицу, действительно, пробежала судорога, но девушка овладела собой, и, когда она заговорила, голос её звучал беспечно и шутливо:

— (52)Так что же, что слепой? — сказала она. — (53)Но ведь если девушка полюбит слепого, так и выходить надо за слепого... (54)Это уж всегда так бывает, что же нам делать?

— (55)Полюбит? — переспросил он с возрастающим волнением...

— (56)Ну да! (57)Какой ты глупый! (58)Ну, подумай сам: мог ли бы ты остаться здесь один, без меня?..

(59)Лицо его сразу побледнело, и незрячие глаза остановились, большие и неподвижные.

— (60)Я бы умер, — сказал он глухо.

(61)Её губы задрожали, как в тот день их первого знакомства, и она сказала с трудом слабым, детским голосом:

— (62)И я тоже...

(По В. Г. Короленко)

4

Текст 9. В. П. Астафьев

(1)Жил в караулке Вася-поляк, загадочный, не из мира сего человек, который обязательно приходит в жизнь каждого парнишки, каждой девчонки и остаётся в памяти навсегда.
(2)Вечером я услышал Васину скрипку. (3)Была ранняя осень. (4)Осенью, не то что весной, как-то плохо играется. (5)Один по одному разбрелись ребятишки по домам, а я растянулся на прогретом бревенчатом въезде и стал выдёргивать проросшие в щелях зёрна. (6)Вдруг из-под увала, из сплетений хмеля и черёмух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.
(7)Сделалось страшно: слева кладбище, спереди увал с избушкой, справа тёмная завозня, за нею село, огороды, охваченные чертополохом, издали похожим на чёрные клубы дыма. (8)Один я, один, кругом жуть такая, и ещё музыка-скрипка. (9)Совсем-совсем одинокая скрипка. (10) И не грозится она вовсе. (11)Жалуется. (12)И совсем ничего нет жуткого. (13)И бояться нечего. (14)Дурак-дурачок! (15)Разве музыки можно бояться? (16)Дурак-дурачок, не слушал никогда один-то, вот и…
(17)Музыка льётся тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. (18)И не музыка это, а ключ течёт из-под горы. (19)Кто-то припал к воде губами, пьёт, пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. (20)Музыка эта сказывает о печальном, о болезни вот о моей говорит, как я целое лето малярией болел, как мне было страшно, когда я перестал слышать и думал, что навсегда буду глухим, как являлось ко мне в лихорадочном сне мама, прикладывала холодную руку ко лбу. (21)Я кричал и не слышал своего крика…
(22)О чём это скрипка рассказывала мне? (23)На что жаловалась? (24)На кого гневалась? (25)Почему так тревожно и горько мне? (26)Почему жалко самого себя? (27)Сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
(28)Кончилась она неожиданно, точно кто-то опустил властную руку на плечо скрипача: «(29)Ну, хватит!» (30)На полуслове смолкла скрипка,
смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (31)Но уже, помимо неё, по своей воле другая какая-то скрипка взвивалась выше, выше и замирающей болью, затиснутым в зубы стоном оборвалась в поднебесье…
(32)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (33)Не было сил подняться и уйти. (34)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (35)Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. (36)Ничего сейчас не страшно. (37)В эти минуты не было вокруг меня зла. (38)Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось.

5

Приложения

Работаем над словосочетанием НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО

1. Проникаем в «душу» слов НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО. Сочинение-миниатюра «Когда я слышу слова “настоящее искусство”…»

2. Работаем со словарями

Искусство - 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и.

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и. * Из любви к искусству (разг. шутл.) – из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью. (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

«Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство — это умение, которое способно вызвать восхищение.

Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции, способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: “Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, даёт надежду на будущее, несёт в мир любовь и счастье”». (Из ВИКИПЕДИИ)

Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшей духовной ценностью, которая должна передаваться другим поколениям.

Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство способно не только пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

 

Афоризмы, стихи об искусстве

Искусство дает крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном. А.П. Чехов

Искусство есть заражение чувствами других людей. Лев Толстой

Дело художника — рождать радость. К. Г. Паустовский

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дени Дидро

6


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 595; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!