А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»



Разницу между искусством и ремеслом подсказал нам А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери». Герои всегда состязались в музыке, но первенство неизменно получал Моцарт, хотя его оппонент усерднее готовился и лучше учился. Он часами просиживал, пытаясь выдумать мелодию, что по силе и страсти превзойдет композицию коллеги. Но все напрасно. Гений сочинял шедевр за минуты, не прикладывая, казалось бы, никаких усилий. Тогда отчаявшийся композитор решил расправиться с удачливым соперником и подмешал тому яд. Но талант мертвеца не озарил убийцу, его смерть не помогла Сальери завоевать музыкальный Олимп. Дело было не в Моцарте, а в том, что кому-то свыше суждено проявить непревзойдённое дарование, а другим этого просто не дано. Возможно, они найдут свое призвание, но в другом деле. Таким образом, искусство – это дитя вдохновения, это дар свыше. Оно призвано созидать то, чего раньше не было. А ремесло – это, как правило, коммерческое воспроизведение того, что уже есть. Это не озарение, а рутинный процесс, цель которого – удовлетворение потребностей заказчика. Искусство же всегда направлено в вечность, оно не имеет ориентации на потребителя.

В. Короленко «Слепой музыкант»

Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и осязанием. С детства мальчик интересовался игрой конюха Иохима на свирели, сам начал осваивать дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось преодолеть много испытаний, чтобы принять себя таким, каким он есть. Но талантливому музыканту удалось добиться признания окружающих и обрести личное счастье. В этом ему помогло истинное искусство, которое стало для него смыслом жизни.

А. Твардовский «Василий Теркин»

Простой парень Василий Теркин предстает перед читателем мужественным солдатом и одновременно большим оптимистом. Его задор не раз поднимает боевой дух у сослуживцев. Однажды среди зимы его подбирает проезжающий грузовик с солдатами. Веселый по нраву парень играет им на гармони, от чего бойцам становится теплее, и они пускаются в пляс. Таким образом, музыка помогла людям отвлечься от тяжелых мыслей о происходящем и на время забыть о войне. Следовательно, это настоящее искусство.

Золотая роза» К.Г. Паустовского

К.Г. Паустовский в рассказе «Золотая роза» пишет о любви, тонких душевных струнах, которыми движимо любое искусство. Главный герой – Шамет когда-то был солдатом армии Наполеона, но был списан и отправлен на родину по болезни. Полковой командир доверил ему свою восьмилетнюю дочь ­– Сюзанну. Девочку необходимо было доставить тетке. Вояка и маленькая девочка подружились в пути. Шамет, стремясь развеселить юную спутницу придумывает различные истории. Одной из них стала легенда о старухе, которой в молодости возлюбленный подарил золотую розу. Даже на последней стадии нищеты, старая женщина не продала драгоценность. Ведь роза должна была принести счастье. Так и случилось, к ней приехал из Парижа сын, ставший известным художником. Он помог матери построить новый дом, стал заботиться о ней.

Рассказ стал ключевым в отношения Шамета и маленькой барышни. Она выросла, но счастье не обрела. Продолжала мечтать, что кто-нибудь и ей подарит золотую розу.

Бывший солдат работал тогда мусорщиком, а подрабатывал уборкой ремесленных помещений. Он перестал выбрасывать сор из ювелирных мастерских. Просеивал пыль, отделяя золотые песчинки. Герою удалось сделать слиток, заказать у ювелира розу. Но оказалось, что Сюзи уехала из Парижа в Америку навсегда. И никто не мог подсказать адрес. Шамет так и умер, держа под подушкой свое сокровище. А ювелир, сделавший розу, забрал ее.

Золотой цветок попал в руки пожилого литератора, который вдохновившись историей, написал хорошую книгу. А предисловием к ней стала мысль, что писатель так же всю жизнь выбирает из мусора песчинки золота. А потом создает слиток – книгу, собранную по крупицам. В этом состоит прелесть искусства. Ремесленник же берет готовый материал и механически, не касаясь собственной души, создает продукт.

8. Свеча горела» М. Гелприна (рассказ-антиутопия)

О роли искусства в жизни человека повествует рассказ Майка Гелприна «Свеча горела». Навыки механического труда развивают человека физически, точные науки – умственно, и только литература – духовно, нравственно. Как любая антиутопия, рассказ «Свеча горела» представляет нашему взору ужасающую картину действительности, непривычную нам, которую мы не готовы принять. Но ведь медленными, но уверенными шагами человечество движется к похожему итогу.

Когда-то литература формировала умы, воспитывала духовность, определяла внутренний мир человека. Теперь все иначе. Общество отказалось от книг и любого другого вида искусства.

«Дети растут бездуховными, вот что страшно» – беспомощно восклицает оставшийся без работы учитель словесности Андрей Петрович. Он живет на нищенское пособие по безработице и пытается продавать любимые книги, чтобы как-то выжить, но больше всего его угнетает то, что литературу больше никто не хочет изучать, а это ведет к бездуховности. Однако, кроме него, никто проблемы не осознает. Кому вообще нужны учителя, когда есть роботы? И только загадочный незнакомец лет тридцати, оказавшейся впоследствии домашним роботом-гувернером,  внезапно проявляет интерес к литературе и обращается с просьбой к Андрею Петровичу научить его понимать литературу. Постепенно «поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже». И вдруг он пропал. Оказалось, что его хозяева обнаружили, что он учит литературе их детей и сдали его на утилизацию. Однако к Андрею Петровичу приходят дети, которых учил максим, и просят его заниматься с ними. Учитель понимает, что жертва Максима не напрасна: он успел заронить в детские души семена любви к искусству слова.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!