Общественные отношения у восточных славян.



 Наряду с хозяйственным подъёмом у восточных славян, в первую очередь у полян и ильменских словен, происходили значительные сдвиги в общественном устройстве. Распадалась родовая община. Ей на смену шла семья во главе с мужчиной, которая благодаря прогрессу хозяйства могла теперь обеспечить себя самостоятельно. Собственность (общая пахотная земля) разделялась на отдельные семейные владения. Зарождалось право частного владения, частной собственности. Однако наряду с личными владениями продолжали существовать общие владения — озёра, лесные угодья, выгоны для скота. В общине стали жить не кровные родичи, а соседи.

Резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей и старейшин, племенной знати, воинов из окружения вождей.

В результате этих процессов к концу IX в. сложилась довольно чёткая иерархия (многоступенчатость) восточнославянского общества. На его вершине находился князь, управлявший племенем или союзом племён. Он опирался на преданных ему воинов-дружинников.

Обособилась и племенная знать — главы родов, больших и сильных патриархальных семей, собиравшие в своих руках значительные богатства. Они оказались помощниками и советниками князя. Из их числа формировались будущие бояре.

Вече — собрание свободных членов племени всё более теряло своё значение, а выборы вождя (князя) постепенно превращались в формальность. Князья стремились сделать власть наследственной, передать её от отца к сыну.

Основную часть племени составляли свободные его члены — люди, или смерды, но среди них шло расслоение. Наиболее зажиточные назывались мужами, появились вой — те, кто имел право и обязанность участвовать в войнах и имел деньги на приобретение оружия. Челядь (женщины, дети, другие члены семьи) подчинялась мужам. На нижних ступенях общества оказались бедные, неполноправные, попавшие в зависимость от богатых людей. Это сироты, холопы, убогие, скудные, нищие.

Религия восточных славян.

Природа, была главным божеством славян. Религия с множеством божеств, главных и второстепенных, называется многобожием, или политеизмом (от греч. «поли» — «много» и «теос» — «бог»). Позже на Руси её назвали язычеством . В отличие от язычества более поздние религии — христианство и мусульманство — основывались на вере в единого Бога. Они называются монотеистическими (от греч.«монос» — «один»).

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог — бог Вселенной. Сын Сварога Даждьбог (бог солнца) также весьма почитался славянами. Макошь (Мокошь) - богиня плодородия, связанная с земледельческими занятиями, была особенно популярен. Скотий бог Велес почитался в качестве покровителя скотоводства. Стрибог, по понятиям славян, повелевал ветрами.

Славянский мир был наполнен целым сонмом сверхъестественных существ — упырей (злых духов) и берегинь (добрых духов). Славяне «населили» лес лешими, а воду — русалками. Каждый дом, по представлению славян, находился под покровительством домового и т.д.

Языческий идол славян

В славянском обществе имелась категория людей, которые, как полагали славяне, умели напрямую общаться с богами. Это были волхвы, кудесники — «любимцы богов», как назвал их А.С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге». Они исполняли различные обряды, проводили религиозные церемонии в так называемых капищах, где стояли идолы. Волхвы объясняли соплеменникам природные явления, лечили людей травами и кореньями.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1842; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!