САВВА МОРОЗОВ И МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР



Среди крупных московских купеческих фамилий самой выдающейся была династия Морозовых. Основатель династии, Савва Васильевич Морозов, дожив до глубокой старости, так и не одолел русской грамоты, пройдя удивительный путь от крепостного до купца первой гильдии, человека заметного и богатого. Сын его, Тимофей Саввич, возглавит самую крупную мануфактуру – Никольскую в Орехово-Зуево и в десять раз увеличит унаследованный от отца капитал. Его сын, Савва Тимофеевич, пойдёт ещё дальше, в короткое время сделает фабрику одной из самых производительных и доходных в России.

С.Т. Морозов успешно закончил Московский университет. После окончания университета уезжает в Англию, изучает химию в Кембриджском университете, собирается защищать диссертацию. Работал на текстильной фабрике в Манчестере, специализировался в области красителей, имел патенты на изобретения. Купец Морозов был энциклопедически образованным человеком, сведущим в самых различных областях знаний.

Московскому Художественному театру суждено было сыграть поистине историческую роль не только в жизни отечественного театра, но и в судьбах всей отечественной культуры. Вклад Саввы Тимофеевича Морозова в становление театра не ограничивался поражающими воображение суммами; он сам строил театр в буквальном смысле слова. Именно в этом театре плодотворно работали гениальный режиссёр К.С. Станиславский, создатель авторитетной во всём мире театральной системы, выдающиеся художники сцены: М. Чехов, Е. Вахтангов, В. Качалов и многие другие.

Театр строился не только на деньги С.Т. Морозова, но и в буквальном смысле слова – его трудом, его руками. Решение этого трудного дела Морозов выполнил со всем размахом и широтой, присущими его натуре, и выстроил новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым он руководствовался, гласил: всё – для искусства и актёра, тогда и зрителю будет хорошо в театре. Морозов не жалел денег на сцену, на её оборудование; часть здания, которая предназначена для зрителей, была отделана с чрезвычайной простотой, по эскизам известного архитектора Шехтеля, строившего театр безвозмездно. В отделке театра не было допущено ни одного яркого или золотого пятна, чтобы приберечь эффект ярких красок для декораций и обстановки сцены.

Гордостью театра стала специально сконструированная Шехтелем сцена. Здесь происходило вращение целого подпольного этажа. В самой сцене был устроен огромный люк, который опускался с помощью электрического двигателя. В число нововведений входила и значительно усовершенствованная вентиляционная система. Всем освещением сцены и зрительного зала управлял устроенный по последнему слову техники электрический рояль – детище С.Т. Морозова.

Для актёров предназначались комфортабельные гримёрные с мягкими кушетками для отдыха, письменным столом. Зрительный зал на 1100 мест

(партер, амфитеатр и два яруса) выдержан был в зеленовато-оливковой гамме. Появился ставший вскоре легендой, визитной карточкой Художественного, занавес с белой чайкой, каждый раз напоминавший, что Чехов и театр Станиславского – это синонимы.

Новое оформление получили театральные подъезды – фонари с дуговыми лампами. Пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка служили символом искусства Художественного театра, его историческим предназначением.

(427 слов) По А. Аронову

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Дайте аргументированный ответ на вопрос: есть ли будущее у меценатства?

Текст 43

САД

Среди записных книжек Чехова есть одна, до сей поры неопубликованная. На обложке надпись: «Сад». В ней около двухсот названий – по-русски и по-латыни – высаженных им в ялтинский грунт деревьев и кустарников. Названия звучат экзотически: тюльпанное дерево, мыльное дерево, сакура, рододендрон и другие.

Сад был ещё одним актом творчества Чехова. Он растил его по тщательно обдуманному плану: так создают художественное произведение.

Участок каменистого с корявым выродившимся виноградником косогора в Крыму Чехов купил в долг. Для этого он подписал кабальный договор с книгоиздателем.

Мария Павловна, сестра Чехова, навсегда запомнила тот день, когда брат привёл её, чтобы показать клочок дикой земли весь в камнях и чертополохе, и стал увлечённо рассказывать, что и как здесь будет. Размечтавшись, они будто въявь видели розы, гроты, фонтаны... В действительности же участок пришлось долго выравнивать, спотыкаясь о камни.

А в феврале 1900 года Чехов пишет жене: «В саду из 70 роз, посаженных осенью, не прижились только три. Лилии, ирисы, тюльпаны, туберозы, гиацинты – всё это ползёт из земли. Верба уже зазеленела... Цветёт миндаль... Я по всему саду наставил лавочек, не парадных с чугунными ногами, а деревянных, которые выкрашу зелёной краской. Сделал три моста через ручей. Сажаю пальмы...»

В своём молодом саду Чехов пытался сочетать север и юг: посадил рядом с эвкалиптом берёзку.

Уезжая ненадолго из Ялты, Чехов давал сестре строгие наставления: «Милая Маша, то растение, что у меня в кабинете луковицей наружу, надо поливать раз в три дня. Берёзу раз в неделю тремя вёдрами. Камелию и азалию дождевой водой. Эвкалипт находится среди камней и хризантем, его поливать возможно чаще, каждый день».

При таком уходе зацвели акации, принялись пирамидальные тополя. И сейчас в саду в Ялте около 800 деревьев, некоторые из них помнят прикосновение рук Чехова. Если бы у деревьев была память, они рассказали бы, как высокий узкоплечий человек в застёгнутом наглухо чёрном пальто выходил в сад, держа садовые ножницы, подвязывал розы. а за ним по дорожкам ходил журавль, у ног крутилась беспородная дворняга Каштан.

Чехов завёл связи с зарубежными садоводствами. До сих пор в ящиках рабочего стола Чехова лежат пришедшие уже после его смерти нераспечатанные бандероли: каталоги немецких садовнических фирм.

Сад Чехова продуман и спланирован так, чтобы цвести круглый год: отцветает что-то одно и тотчас зацветает другое. Английский философ Фрэнсис Бэкон назвал этот принцип садоводства с круговоротом цветения «вечной весной».

Через 80 лет принципом чеховского сада с его «вечной весной» заинтересовались: в санаториях и домах отдыха, работающих на юге круглый год, людям, приехавшим поздней осенью или зимой, дорого ощущение «вечной весны».

Известна отмеченная Чеховым в его записной книжке восточная мудрость: «Каждому дана возможность оставить след на земле: вырыть колодец, воспитать человека или посадить дерево».

Чехов посадил сад.

(429 слов) По В. Лакшину

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Если бы и у вас появилась возможность вырастить свой сад, то каким бы он был, кто бы стал гостем этого сада и почему?

Текст 44

СТАРИННОЕ ЗЕРКАЛО

В комнате на стене висело старинное Зеркало, оставшееся Девушке в наследство от прапрапрабабушки.

Девушка любила смотреться в Зеркало, прихорашиваться, кокетничать. Она гордилась тем, что её любили, ею восхищались, из-за неё страдали влюблённые молодые люди. Она тоже любила, но любила… себя. Тоже восхищалась, но восхищалась… собой.

Вот и на этот раз она посмотрелась в своё старинное Зеркало, и её охватило сладостное чувство.

– Боже мой, как я прекрасна! Я могу разбить сердце любого молодого человека! – воскликнула она с гордостью и умилением.

И вдруг зеркало заговорило…

– Да, ты прекрасна, давно я это замечаю, – прошептало оно.

Девушка удивилась и, пока соображала, не ослышалась ли она, увидела, как в Зеркале рядом с её отражением появилось лицо бабушки: бабушка вошла в комнату с большим подносом в руках, а на нём лежали фрукты для Девушки.

Девушка оторвалась от Зеркала и, с ужасом глядя на вошедшую старую женщину, подумала: «Неужели я тоже так постарею?! Неужели красоту мою затмят такие же морщины, как у бабушки?!»

– Да, ты постареешь, как твоя бабушка, и твоё прекрасное лицо может измениться ещё больше… – шёпот Зеркала был спокоен, как сама вечность, беспристрастен, без всякой грусти или злорадства. Оно знало, о чём говорит.

«Как же так?! Не может быть, чтобы угасла моя красота! А бабушка моя, может быть, вовсе никогда и не была молодой и красивой, как я!» – гневно думала Девушка.

– Твоя красота уже начинает угасать, только твои глаза пока этого не видят, – опять шепнуло Зеркало.

Девушка от злости готова была разбить Зеркало, которое смеет предсказывать ей страшное будущее.

– Хочешь увидеть, какой была твоя бабушка в молодости?

И лицо бабушки и весь её облик вдруг преобразились: поднос с фруктами несла прекрасная девушка с лучистыми глазами, восхитительной улыбкой и прекрасным гибким станом.

Девушка была поражена: оказывается, её бабушка знала и молодость, и красоту.

– Но куда же тогда ушла её красота?! – недоумевала она.

– Вовнутрь, – сказало Зеркало, – бабушка твоя сохранила свою красоту сполна и даже преумножила её. Она теперь куда более прекрасна, чем когда-

либо, ибо своей красотой и очарованием она украсила сердце и душу свою. Красота её множится и в людях, которые окружают её: искренняя любовь к ней –отражение её красоты.

–Скажи мне, Зеркало, – взмолилась она, – как мне свою внешнююкрасоту сделать внутренней?

–Неси людям любовь свою, и тогда сияние твоего прекрасного лицастанет сиянием внутренним, ибо облагородятся сердце твоё и душа твоя.

–Внученька, красавица моя, для тебя я эти фрукты собрала в саду: ешь,пожалуйста!

Ласка и забота, прозвучавшие в этих словах, тронули Девушку. Она оторвалась от Зеркала и заглянула в лицо бабушки. И только сейчас осознала, почему бабушка заботится о людях и молится за всех. Не глазами, а сердцем увидела Девушка всё великолепие внутреннего сияния старой женщины, которая протягивала ей поднос с фруктами. А на нём Девушка увидела не фрукты, а любовь, светящуюся вечной красотой.

449 слов По Ш. Амонашвили*

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Объясните, в чём видит известный педагог Шалва Амонашвили истинную красоту, включите в текст рассказ об истинно прекрасном, с вашей точки зрения, человеке.

Текст 45

ТРОПА ДЛИНОЮ В ЛЕТО

Приходилось ли вам ходить рыбачьей тропкой? Это самая длинная из всех троп. Обыкновенные лесные и полевые дорожки торопятся поскорее привести путника куда ему надо. Но если ступишь на рыбачью тропу, не скоро доберёшься до дому: куда река течёт, туда и тропа вьётся. В ином месте, если пойдёшь тропой-береговушкой, часа два проходишь. То вы бежит она на весёлую ромашковую поляну, то ужом проползёт под корнями, свисающими с крутого обрыва, подмытого половодьем, то затеряется в прибрежном песке.

Едва только на реке зачернеют промоины, рыбак-непоседа уже укладывает свои нехитрые пожитки. И ведь знает: рано выходить с удочкой, но утерпеть не может. Так радостно журчат вешние потоки, такая вокруг благодать, что рыболов дома места не находит. И, приняв решение, отчего на сердце сразу становится легко, отправляется по рыбачьему первопутку. Идёт целиной, посеревшей, изъеденной туманами. Проваливается в снег, осторожно, опираясь на удилище, скользит по наледям, залитым коричневатой водой, и наконец выбирается на берег.

Тропа не пустует ни днём ни ночью. В любое время суток кто-нибудь и где-нибудь шагает берегом реки. Субботним летним вечером пригородные поезда и автобусы, ощетинившись лесом удилищ, развозят рыболовов по всем дорогам. Один за другим, растянувшись на много десятков километров, соскакивают удильщики на полустанках и разъездах, сходят с автобусов у просёлочных дорог и тихих деревушек и тотчас теряются в зелёных просторах, в густеющих сумерках. Весёлыми компаниями или в одиночку пробираются они к заветной тропе.

Здесь рыболовы чувствуют себя дома. Гостеприимная тропа быстро разведёт их по излюбленным местам. Одних – к таинственному мельничному омуту, тускло мерцающему отражением звёздной россыпи. Других – на самый кончик песчаной косы на перекате. Третьих – под старые сонные вётлы, склонившиеся над глубоким плёсом. Да мало ли знает рыбачья тропа укромных добычливых местечек! Вот у края кувшинок, закрывающих на ночь свои белые розетки, поднялся водяной бурун. Серебряными брызгами запрыгала рыбья молодь, закачались на круговых волнах широкие лопухи. Ставьте поскорее снасть и ожидайте поклёвки щуки. А у коряги забросьте снасть на сома. Не хотите? Тогда ступайте на крутой обрыв, где у самого дна забились на линьку раки.

Тихо и покорно догорела вечерняя заря. У кого есть – натянуты палатки, у кого нет – принесены охапки сена, ивовых прутьев. Собран сушняк в прибрежных кустах. И вспыхивают один за другим весёлые рыбацкие костры, вспыхивают по всей береговой тропе. Похоже, что кто-то включил рубильник, и тотчас на всём протяжении великого пути рыболовов засияли дорожные маяки. Это, пожалуй, самые счастливые, самые безмятежные минуты для тех, кто пришёл на берег из душного города.

Ярко горит пламя, поёт и пенится в костре сырая ветка, взлетают и гаснут хороводы искр. А в котелке булькает рыбацкая уха, приправленная лавровым листом и надвое разрезанной луковицей. Нет в мире более заманчивого лакомства, чем окуневая уха, сваренная на берегу летней ночью!

(436 слов) По Е. Носову

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Расскажите о своём хобби, включив в сочинение историю о хобби одного из литературных героев.

Текст 46

У-А... У-А!

Я проживал тогда в Швейцарии... Я был очень молод, очень самолюбив и очень одинок. Мне жилось тяжело и невесело. Ещё ничего не изведав, я уже скучал, унывал и злился. Всё на земле мне казалось ничтожным и пошлым, и, как это часто случается с очень молодыми людьми, я с тайным злорадством лелеял мысль... о самоубийстве. «Докажу... отомщу...» – думалось мне... Но что доказать? За что мстить? Этого я сам не знал. Во мне просто кровь бродила, как вино в закупоренном сосуде... А мне казалось, что надо дать этому вину вылиться наружу и что пора разбить стесняющий сосуд... Байрон был моим идолом, Манфред моим героем.

Однажды вечером я, как Манфред, решился отправиться туда, на темя гор, превыше ледников, далеко от людей, где нет даже растительной жизни, где громоздятся одни мёртвые скалы, где застывает всякий звук, где не слышен даже рёв водопадов!

Что я намерен был там делать, я не знал... Быть может, покончить с собою?!

Шёл я долго, сначала по дороге, потом по тропинке, всё выше поднимался, всё выше. Я уже давно миновал последние домики, последние деревья... Камни, одни камни кругом; резким холодом дышит на меня близкий, но уже невидимый снег; со всех сторон чёрными клубами надвигаются ночные тени.

Я остановился наконец.

Какая страшная тишина!

Это царство Смерти.

И я здесь один, один живой человек, со всем своим надменным горем, и отчаяньем, и презреньем... Живой, сознательный человек, ушедший от жизни и не желающий жить. Тайный ужас леденил меня – но я воображал себя великим!..

Манфред – да и полно!

–Один! Я один! – повторял я, – один лицом к лицу со смертью! Уж непора ли? Да... пора. Прощай, ничтожный мир! Я отталкиваю тебя ногою!

И вдруг в этот самый миг долетел до меня странный, не сразу мною понятый, но живой... человеческий звук... Я вздрогнул, прислушался... звук повторился... Да это... это крик младенца, грудного ребёнка!.. В этой пустынной, дикой выси, где всякая жизнь, казалось, давно и навсегда замерла, – крик младенца?!!

Изумление моё внезапно сменилось другим чувством, чувством задыхающейся радости... И я побежал стремглав, не разбирая дороги, прямо на этот крик, на этот слабый, жалкий и спасительный крик!

Вскоре мелькнул предо мною трепетный огонек. Я побежал ещё скорее – и через несколько мгновений увидел низкую хижинку.

Я толкнул полураскрытую дверь – и так и ворвался в хижину, словно смерть по пятам гналась за мною...

Прикорнув на скамейке, молодая женщина кормила грудью ребёнка, её муж сидел с нею рядом.

Они оба уставились на меня, но я ничего не мог промолвить, я только улыбался и кивал головою...

Байрон, Манфред, мечты о самоубийстве, моя гордость и моё величье, куда вы все делись?..

Младенец продолжал кричать – и я благословлял и его, и мать его, и её мужа...

О горячий крик человеческой, только что народившейся жизни, ты меня спас, ты меня вылечил!

447 слов По И. Тургеневу*

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Поразмышляйте, какие ценности утверждает И.С. Тургенев в своём стихотворении в прозе и как они соотносятся с вашей ценностной системой.

Текст 47

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА

Жила в одном маленьком городке медицинская сестра Александра Деревская. Во время войны в городок из прифронтовых местностей эвакуировались детские дома. Некоторые малыши были тяжело больны и истощены. Александра, увидев их в своей больнице, поняла: им нужен материнский уход. В детском доме, где много детей, они не выживут. Медсестра забирала их к себе домой и выхаживала. А потом они так привязывались к ней, что не было сил с ними расстаться. Одного за другим усыновляла и удочеряла детишек добрая женщина. Когда старшие вырастали и покидали дом, в семье появлялись новые дети. Муж Александры Емельян Деревский понимал чувства жены и не возражал.

Жила семья очень скромно, но дружно. Отец много работал. Дети во всём помогали матери. Сажали картошку, морковь, огурцы, кормили кур, ухаживали за двумя козами, убирали в доме.

Бывали и очень трудные времена, но семья переносила их спокойно и мужественно.

Однажды зимой мать заметила, что запасы муки и картошки подходят к концу. Она решила идти в деревню, чтобы обменять на продукты своё единственное нарядное платье и подарок матери – кольцо. Старшая девочка отговаривала её. Ведь есть ещё крупы, сушёная морковь, солёные огурцы. Можно продержаться до весны. А сейчас стоят морозы, до деревни идти далеко. Но Александра хотела, чтобы у детей были масло, картофель, капуста. Она оделась потеплее, положила в сумку краюху хлеба и луковицу, взяла санки, мешок и отправилась в путь. Мороз стоял лютый, а тут ещё ветер подул. Дорогу совсем замело. Ветер кидал в лицо хлопья снега, пробирал до костей. Женщина совсем выбилась из сил. С трудом добравшись до деревни, она рухнула без сил прямо посреди деревенской улицы.

Неделю пролежала она без сознания. Добрые люди выходили Александру.

В семье Деревских воспитывались дети разных национальностей. Это не мешало им крепко дружить и считать друг друга братьями и сёстрами. Но однажды в семье появился немецкий мальчик. Звали его Ральф. Его родители погибли, и соседи привели его к Деревским. Дети сторонились мальчика, не брали его в свои игры, называли фашистом. Однажды мать нашла его в кладовке. Он забился в угол и горько плакал. Долго не хотел он ничего говорить, но в конце концов Александре

удалось вызвать мальчика на откровенность. Она собрала в большой комнате всех детей. Никогда ещё они не видели свою мать такой разгневанной. Она говорила резко и строго: «Запомните: только расисты делят национальности на хорошие и плохие. Ральф – немец, но он не фашист. Он не виноват, что немецкие фашисты напали на нашу страну. И знайте: кто обидит Ральфа, тот мне не сын, та мне не дочь».

Прошло много лет. Александры и Емельяна Деревских уже нет в живых. Все их дети выросли, разъехались по разным городам, но в день рождения матери обязательно собирались в городе, который стал для них родным. Сейчас здесь есть интернат имени Александры Деревской.

(444 слова) По И. Кленuцкой

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Каких людей, по вашему мнению, можно считать добрыми людьми? Встречались ли на вашем жизненном пути такие люди? Дополните изложение кратким рассказом о них.

Текст 48

УРОДИНА

Я живу на новостройке. Наш дом ещё не телефонизировали, поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

Однажды моей соседке Полине Ивановне сделалось плохо с сердцем. Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чём дело, и меня пропустили вне очереди. Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто: то абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

И вдруг дверца кабины распахнулась, и через моё плечо нажали на рычаг. Передо мной стояла девушка лет двадцати. Очень красивая. Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: «Слепой лишь её не заметит…». Подобная красота – столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность. И поэтому поражает.

– Мне надо позвонить, – сказала девушка.

«Мне надо!» – для неё это уже значило всё.

– Меня там ждут. Я спешу! Вы понимаете это?! – добавила она с раздражением в голосе: мол, мне некогда, а тут некоторые… Она выразительно посмотрела на меня…

– Ну и что? – возмущённо раздалось из очереди. – Не мешайте гражданину.

Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

Пока мне помогали её поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

– Что же вы её пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

– Себе дороже будет! – усмехнулся он.

Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

– Серёжа! – кричала она. – Как договорились, жду на условленном месте.

Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас:

– Да тут всякие...

Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

– Уродина!..

Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

– Сейчас приедет неотложка.

– Спасибо.

– Как вы себя чувствуете?

– Лучше.

Полина Ивановна молчала. И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки.

– Вы здесь?! – сказала она с нескрываемым возмущением.

– Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

– Так это вы не для себя звонили? Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

– Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. – Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». Что у кинотеатра делается! Психоз какой-то! А ты побеседуй с этим джентльменом. Приятная компания. Ну, помчалась. Целую!

Неотложка пришла через несколько минут. Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить её в больницу. Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли.

Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. Наконец она ушла. А на другой день я узнал, что ещё в лифте Полина Ивановна умерла.

460 слов

По П. Васильеву*

Творческое задание

Напишите подробное изложение, передав содержание текста от III-его лица. Объясните смысл названия рассказа Павла Васильева.

Текст 49

УТРО

Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца – ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют: «Приветствуем вас, владыка мира!»

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

«Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем. – Добрый день, красавицы! Но – довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?»

Из трещин камней выбегают зелёные ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке: «Сегодня будет жарко!»

Отягощённые росою, шаловливо покачиваются цветы, как они красивы утром, в уборе росы! Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко – они такие простые...

Хитрые штучки! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и – смеются!

Цветы гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу, его лучи горят в каплях росы, осыпая лепестки и листья блеском бриллиантов. А над ними уже кружатся золотые пчёлы и осы, кружатся, жадно пьют сладкий мёд, и в тёплом воздухе льётся их густая песня.

Проснулись красногрудые малиновки; стоят, покачиваясь на тонких ножках, и тоже поют свою песню тихой радости. Птицы лучше людей знают, как это хорошо – жить на земле! Малиновки всегда первые встречают солнце. Перья на грудках этих птичек окрашены в цвет утренней зари. В кустах прыгают весёлые чижи, они похожи на уличных детей, такие же озорники и так же неустанно кричат.

Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно чёрные стрелы, и звенят радостно и счастливо. Хорошо иметь быстрые, лёгкие крылья!

Вздрагивают ветви пиний – пинии похожи на огромные чаши, и кажется, что они налиты светом солнца, как золотистым вином.

Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь – труд; просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю.

Умей любить солнце, источник всех радостей и сил, и будь весел, добр, как для всех одинаково доброе солнце.

Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду. Солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. Оно, когда-то, видело её пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей – наших отцов, дедов, прадедов.

Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!

Над этим не мешает подумать, дети. Сказка о том, как люди работали на земле, – самая интересная сказка мира!..

421 слово По М. Горькому*

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Поразмышляйте над словами М. Горького: «Сказка о том, как люди работали на земле, – самая интересная сказка мира!..»

Текст 50

УЧИТЕЛЬ

В шестом классе пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

Он сделал перекличку. На фамилии «Свиньин» остановился и сказал: «Хорошая фамилия!» Класс заржал с готовностью, Сенька Свиньин налился краской. Учитель поднял недоумённо брови:

– Да что вы смеётесь? Почтенная фамилия! Был старинный боярский род Свиньиных. Пётр Первый посылал одного Свиньина в Голландию учиться.

Уже через три месяца все смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дёргали губами и бровями точно как он.

И ещё учитель читал стихи. Каждый урок он начинал с какого-нибудь стихотворения. Выбирал причудливо: то общеизвестный «Белеет парус одинокий», то непонятный, но запоминающийся «…и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы», то совсем уж какую-то абракадабру:

Стояли холода, и шёл «Тристан».

В оркестре пело раненое море,

Зелёный край за паром голубым.

На все, ну буквально на все случаи жизни был у него заготовлен стишок!

– Мы изучаем литературу! – объявлял он постоянно, как свежую новость. – Литература – лучшее, что есть у человечества. Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке. Это единственная пища для души. И от вас зависит, будете вы вырастать в людей или останетесь на животном уровне.

Когда литература была последним уроком, учитель предлагал:

– Пройдёмся?

Во время первой прогулки речь шла о Пушкине. Но рассказывал о нём Виктор Юльевич так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе. Оказалось, что Пушкин был картёжник! Оказалось, что он страшно волочился за дамами! К тому же он был большим задирой, а о Москве говорил, что здесь «слишком много тёток».

– В этом доме Пушкин читал своего «Бориса Годунова». Кто коротко перескажет содержание?

Игорь сказал неуверенно:

– Он царевича Лжедимитрия убил.

– Поздравляю вас, Игорь. Вообще-то были две версии. Одна: Борис Годунов убил царевича Димитрия. Вторая: он не убивал царевича Димитрия и вообще был приличным человеком. Ваша версия с убийством другого человека – Лжедимитрия – полностью меняет представления историков. Не огорчайтесь,

история – не алгебра. Точной наукой её не назовёшь. В каком-то смысле литература более точная наука. Что говорит великий писатель, то и становится исторической правдой. Военные историки нашли у Толстого множество ошибок в описании Бородинской битвы, а весь мир всё равно видит её именно такой, как описал её Толстой в «Войне и мире». Пушкин тоже не стоял на заднем дворе дворца, где произошло – или не произошло! – убийство Димитрия. То же самое распространяется и на историю с Моцартом. Ну, «Маленькие трагедии» вы читали, надеюсь.

– Гений и злодейство несовместны! – выпалил Миха.

– Да. Про Сальери точно не установлено, отравил ли он Моцарта. Это всего лишь историческая версия. А произведение Пушкина – это факт. Огромный факт русской литературы. Историки могут найти доказательство, что Сальери Моцарта не отравил, и всё равно им с «Маленькими трагедиями» спорить невозможно. Пушкин высказал великую мысль: несовместны в одном человеке гений и злодейство.

448 слов По Л. Улицкой*

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Поразмышляйте, почему учитель ставит художественную правду выше исторической. Выскажите своё мнение по этой проблеме.

Текст 51

УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своём языке: не будьте самовлюблённым болтуном.

Если вам приходится часто публично выступать, – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, – то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут слушатели могут вас слушать внимательно; вторые пять минут они вас ещё продолжают слушать. Через пятнадцать минут они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешёптываться о своих делах, а когда дойдёт до того, что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, – вы пропали.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным для вас. Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то слушателям будет интересно. Интерес не создаётся в аудитории сам, интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления не интересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.

Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, интрига, появится «ожидание конца», слушатели будут догадываться, к чему вы ведёте, в чём вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.

Это «ожидание конца» очень важно, и его можно поддерживать чисто внешними приёмами. Например, выступающий два-три раза говорит в разных местах своего выступления: «Я ещё об этом скажу», «Мы ещё к этому вернёмся», «Обратите внимание на ... » и т. д.

А уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу

характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

Но как научиться писать? Надо постоянно обращать внимание на свою речь и речь других, записывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Дневники следует вести с юных лет, потом они вам будут просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

(440 слов) По Д. Лихачёву

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Согласны ли вы с мнением Д. Лихачёва, что «язык человека – это его мировоззрение и его поведение»? Аргументируйте свой ответ, включив в него рассказ о самом ярком впечатлении этого учебного года.

Текст 52

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Достоевский любил всматриваться в лица, фигуры, походку, жесты людей. У него был пытливый взгляд художника. Разговаривая, Фёдор Михайлович обычно пристально смотрел в глаза собеседнику, как будто изучал его.

Писатель был жаден на новых людей, не пропускал случая познакомиться с интересным человеком. Литератор-бедняк, он пригревал иногда возле себя какого-нибудь голодного и бездомного жителя столицы. Одного из них в 1843 году принимал как дорогого гостя и к обеду, и к ужину. Говорил друзьям, что взялся описывать быт бедняков и рад случаю ближе познакомиться с «пролетарием столицы».

Достоевского интересовали вопросы социальные и политические, психология людей самых разных слоёв общества, вопросы медицины. При этом Достоевского интересовал не человек вообще, а его современник, тот, кого он встречал в канцеляриях, подвалах, в глухих переулках, на знаменитом Невском проспекте. Интересовала жизнь «униженных и оскорблённых». Недаром так он и назвал один из своих романов. Не видеть живых людей, писать на основе фантазии или только по воспоминаниям он не мог.

Придумывая различные сюжетные варианты, Достоевский углублялся в себя. Извлекались из памяти давние эпизоды, впечатления от случайно мелькнувших лиц, припоминались обрывки фраз, диалогов, яркие словечки. Достоевский забывал о еде, о сне. Он был наедине со своей мыслью, и только его одного окружают те, о ком все узнают завтра. Пока он их хозяин, он им судья. Он уподоблён мифическому богу, который сотворил и заселил мир. Это мир его героев.

Он жил в своих образах. Они жили в нём.

Писать Достоевский любил ночью, в совершенном уединении. Прекращал работу под утро. Не изменял этой привычке, даже если приходилось куда-нибудь выезжать. Его племянница вспоминала, как он поселился в Люблине, в небольшой, но очень удобной для работы комнате пустой каменной дачи. Лакей вдруг отказался прислуживать ему и рассказал хозяевам, что Фёдор Михайлович «замышляет кого-то убить», что он всё время ночами ходит по комнатам и сам с собой вслух говорит об этом! Достоевский в это время работал над романом «Преступление и наказание» и, как видно, обдумывал замысел Раскольникова об убийстве старухи-процентщицы.

Нередко, написав несколько глав романа, Достоевский через два-

три дня уничтожал написанное и начинал всё заново. Так было с романами «Братья Карамазовы», «Бесы». А роман «Идиот» он перед самой отправкой в редакцию забраковал и начал усиленно сокращать. Не раз говорил, что писатель должен прежде всего уметь вычёркивать, сокращать написанное.

Чрезвычайная требовательность к себе – неотъемлемая черта таланта – заставляла его менять варианты глав, заново переписывать сцены и диалоги.

Сам Достоевский не заботился о сохранении ни черновиков, ни первых вариантов произведений. Он берёг как зеницу ока лишь основной, окончательный вариант рукописи, боясь, как бы он не пропал даже по пути в редакцию. И писатель никогда не посылал дорогую ему рукопись, в которую вложено столько труда, мыслей, вдохновения и «мук слова», ни с посыльным, ни с прислугой – приносил её сам.

(440 слов) По В. Челышеву

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Ф.М. Достоевский «любил всматриваться в лица, в фигуры, походку, жесты людей». Попробуйте и вы описать самого себя: лицо, фигуру, походку, жесты, мимику, характерные черты и т. д. Оформите свои наблюдения в виде портретной зарисовки.

Текст 53

ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Н.В. Гоголь когда-то сказал: «Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он·беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно ... »

Прежде всего богатство языка заключено в количестве слов. В самом известном однотомном словаре С.И. Ожегова объяснено около пятидесяти тысяч слов. В академическом семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» истолковано более ста двадцати тысяч слов, но его составители пишут в предисловии, что в этом словаре можно найти в основном только слова общеупотребительные и нормативные. С 2004 года издательство «Наука» приступило к изданию «Большого академического словаря русского языка» в 30-ти томах. Издание ещё не окончено.

Богатство русского языка заключается и во множестве различных выражений, словесных оборотов, синтаксических конструкций и форм слов, которые имеют близкое или одинаковое значение, но различную стилистическую окраску, и мы можем выбирать из них именно те слова, выражения, конструкции, которые лучше подходят в каждом отдельном случае.

У языка два назначения, две работы. Служить общению людей и быть средством мысли. Если соберутся несколько человек и начнут общаться, то между ними сразу появится «невидимка» – язык. Он объединяет людей, дарит им возможность взаимопонимания.

Человеку необходимо общение с другими людьми. Представьте, что люди лишились языка. Не могут говорить, понимать речь, читать, писать. Они немедленно опустились бы на уровень коров, кошек и зайцев. Человеческое общество прекратило бы существовать.

Язык служит и для мышления. Знаки языка позволяют соединять значения, строить из них рассуждения, сопоставлять их – мыслить. Даже если я мыслю не вслух, а про себя, всё равно мои мысли должны быть как-то явлены мне самому, а значит, и здесь нужен язык.

Язык как средство общения – это мышление «на людях», для всех. Язык как средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог, спор с собой, согласие. Эти назначения языка связаны неразрывно.

Конечно, мысль рождается в голове отдельного человека. Но родившись, она требует жизни, ей нужно существование, достойное

мысли. Ею надо действовать, её надо высказывать, объяснять, истолковывать, уточнять, совершенствовать, доказывать и оспаривать, подтверждать и отрицать; нужно приводить новые аргументы «за» и «против» неё. Без этой естественной жизни мысль не существует.

Есть у языка и экспрессивная функция. Говорящий выражает не только словами, но и интонацией, тембром, темпом речи своё отношение к тому, что сообщается в высказывании, и к ситуации, в которой происходит разговор. Радость при встрече, приветливость, расположение, дружеское участие или, наоборот, недоброжелательность, отчуждённость, раздражение, вражда – это огромное множество оттенков выражается во всех языках, хотя и по-разному. Каждый язык выделяет свои особые средства для их выражения.

Есть поэтическая функция языка: создаются произведения, где язык становится художественной ценностью.

Назначения языка многочисленны, но в основе их всё-таки лежат две основные функции: быть средством общения и средством мысли.

(440 слов) По М. Панову

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Вспомните о двух функциях языка, которые М. Панов считал основными (язык – средство общения и средство мысли) и напишите поэтическую или прозаическую оду русскому языку или слову.

Текст 54

ЦАРЬ-КОЛОКОЛ И ЦАРЬ-ПУШКА

Есть несколько олицетворений Москвы, например, бронзовая четвёрка несущихся коней и правящий ею Аполлон – знаменитая квадрига, украшающая Большой театр, или Останкинская башня. Но, пожалуй, даже более известны такие столичные долгожители, как Царь-колокол и Царь-пушка. Без их изображения не обходится ни один путеводитель по Москве. Кремлёвские ветераны не только свидетели давних событий. У них богатая родословная, с ними связаны имена государственных деятелей, умельцев, воинов и дипломатов.

Царь-пушка водружена на лафет, украшенный львиной головой. Рядом – чугунные ядра неимоверной тяжести. Почему длинноствольное орудие прозвали Царь-пушкой? Есть разные истолкования. В народной речи, в разговоре необыкновенное, заметно выделяющееся – величиной, весом, значением – принято именовать так: царь-рыба, царь-дерево, царь-девица. Неудивительно, что и крупнейшее артиллерийское чудо Древней Руси именовали Царь-пушкой. Историки доказывают, что прозвание пушка получила потому, что на ней, на правой стороне дульной части, изображён царь Фёдор Иоаннович, едущий на коне. Одно не исключает другое.

На орудии имеется надпись, которая гласит: «Делал пушку пушечной литец Ондрий Чохов». Случилось это событие в 1586 году. Андрей Чохов был знаменитым мастером, вызванным в Москву из Мурома на Оке. Андрей Чохов мастер был отменный. Крепость и раньше видела богатырские орудия, но никогда ещё на холме не стояла пушка весом около сорока тонн, длиною почти пять с половиной метров, а диаметр дула составлял почти метр.

Долгое время считали, что Царь-пушка – это своего рода декорация, отлитая для устрашения. Подробное изучение показало, что орудие предназначалось для стрельбы. Стояла Царь-пушка не в Кремле, а в Китай-городе, хотя утверждают, что из орудия не было сделано ни одного выстрела. Ныне пушка покоится на новом станке, и ядра, лежащие возле неё, декоративные.

Немногие знают, что у Царь-пушки есть младший брат – пушка «Царь Ахиллес», отлитая также Андреем Чоховым. Название примечательно: значит, в Москве издавна знали быстроногого и непобедимого героя, как и других гомеровских героев Троянской войны. «Ахиллес» немного уступает по размеру и весу Царь-пушке.

Царь-пушка – знаменитейшее, но не единственное древнее орудие

холма над Москвой-рекой. И поныне стоят на Троицкой площади медные «боги войны». Их ревностно почитали в старину, давая им причудливые наименования.

Царь-колокол не менее знаменит, чем Царь-пушка. Отливал Царь-колокол Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом в 1733-1735 годах. В мире нет колокола, который превосходил бы Царь-колокол по весу.

В 1737 году отлитый колокол-гигант находился в яме, на строительных лесах. Приключился пожар, объявший Кремлёвский холм. Пылающие головни летели в Москву-реку. В этой огненной суматохе была сделана попытка спасти музыкального титана. Воду лили усердно, раскалённый металл треснул, и выпал кусок двухметровой высоты.

И Царь-пушка и Царь-колокол напоминают нам об умельцах, чьи творения вызывают у нас изумление и восторг.

(434 слова) По Е. Осетрову

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.

Текст 55

ЧАЙКОВСКИЙ И ПРИРОДА

Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени.

На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошёл к окну.

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром.

Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой в сырой гостинице в Риме, он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветёт розовый иван-чай, потом берёзовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост над заросшей речкой и – вверх, в корабельный бор. Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце.

Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернётся – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельётся через край и хлынет потоками звуков.

Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра. С зарослей липы и бересклета капала роса. Столько сырого блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.

Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого? С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещённой сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву – очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.

Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошёл к дому.

Дома он приказал слуге никого к себе не пускать, прошёл в маленький зал, запер дребезжащую дверь и сел к роялю.

Он играл. Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна и ·мила и Фене, и даже старому Василию, ворчливому леснику из соседней помещичьей усадьбы.

Он играл, не зная, что Феня принесла ему земляники, сидит на крыльце, крепко сжимает загорелыми пальцами концы белого головного платка и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплёлся Василий, сел рядом с Феней.

– Играет? – спросил Василий. – Прекратить, говоришь, нельзя?

– Никак! – ответил слуга и усмехнулся на необразованность лесника. – Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимович, святое дело.

(440 слов) По К. Паустовскому

Творческое задание

Напишите подробное изложение. Почему, по вашему мнению, слуга П.И. Чайковского назвал процесс сочинения музыки «святым делом»? Расскажите о том, какое влияние оказывает музыка на вас.

Текст 56


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 637; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!