ДЖНЯТРИ, ДЖНЯНА, ДЖНЕЙЯ (Jnatri, Jnana, Jneya)



"Познающий, Познание, Познанное". На определенной ступени развития в практике джняна-йоги человек осознает, что познающий, познание и познанное представляют собой единую сущность, а не три различных. Легко возразить, что в процессе осознания единого Брахмана, или атмы, для которых отсутствует что-либо "другое", подобное понимание есть именно то, что должно произойти; однако справедливость той же истины обнаруживается и в разуме, когда самонаблюдение показывает, что познание есть познающий, то есть вне самого познания нет никакой сущности, которая совершает акт познавания; познанное также есть познающий, ввиду того, что познанное есть вся карма, передовая позиция и проявление познающего — художник, глядя на свою картину, видит в ней самого себя, ибо его творчество, как зеркало, рассказывает ему о нем самом. Таким образом, в результате видно, что существует только познание, познание и познание. См. также Основы Знания.

 

ДЗЕН (Zen)

Система молчания разума, используемая для достижения полной свободы от привязанностей к объективному миру. Термин "дзен" является видоизменением санскритского слова "дхьяна" (медитация), которое в Китае стало звучать "чань", а в Японии — "джэнь". В основном, эта система базируется на трех методах остановки потока мыслей: состоянии "стены" (см.), мондо (см.) и коанах (см.), которые приводят к опыту прямого восприятия (интуиции), называемого сатори.

Медитацию в системе дзен можно описать как "наблюдение без желания", и ее вершина достигается при проявлении непосредственного восприятия и остановке процессов мышления. Это означает барьер для мыслей и открытый путь для сознания. Принципиально в этом представлении нет отличий от классического индийского подхода, согласно которому при исчезновении желаний, направленных вовне, в человеке загорается внутреннее видение разума.

 

ДИЕТА (Diet)

См. Питание.

 

ДИНАМИЧНАЯ ИНЕРЦИЯ (Dynamic Inertia)

См. Раджас.

 

ДОБРО (Goodness)

См. Добро, Истина и Красота, Лока-Санграха, Парамартха.

 

ДОБРО, ИСТИНА И КРАСОТА (Goodness, Truth and Beauty)

Три идеала Греции, сформулированные как внешние первоосновы общества, цивилизации. Истина является честностью мышления и проявляется в науке; Добро есть любовь, заключающаяся в добрососедстве, дружбе, филантропии и религии; Красота проявляется в совершенстве действий, сочетаемых с твердостью воли. Правда обеспечивает нашу близкую связь с вещами, любовь — с людьми, воля — с телом и его способностями. В человеческой жизни эти три добродетели указывают на присутствие внутреннего Я.

 

ДОВЕРИЕ (Faith)

Доверие, уверенность; добродетель, ведущая к поиску и обретению нового, приходящего с практикой йоги. Вместе с энергичностью (вирья), памятью (смрити), практиками созерцания (самадхи) и познания (праджня), которые придают энергию уверенности (шраддха) и вдохновляют ее, она утверждается как один из лучших путей к высшему созерцанию. Уверенность, однако, является не простым убеждением, но возникает на почве постоянно повторяющихся и совершенствующихся проб и успехов. Она включает в себя принципы веры в самого себя и в методики йоги. Доверие предохраняет йога от привязанности к объективным и субъективным целям и от страха, который сопровождает движение к таким целям. См. Шраддха; Вера в Себя и Вера в Бога.

 

ДОЛГ (Duty)

См. Дхарма, Обязанность.

 

ДОСТИЖЕНИЯ (Attainments)

См. Шатсампатти.

 

ДЫХАНИЕ (Breathing)

См. Кумбхака; Необычные Формы Дыхания; Пранаяма.

 

ДРАВЬЯ, ГУНА, КАРМА (Dravya, Guna, Karma)

Объект, Качество, Действие: все состоит из этих трех проявлений. Это не означает, что объект обладает свойствами и действиями, ибо качества и действия сами по себе объекты; на самом деле, эти три проявления неразделимы, и должны представать таковыми в наших мыслях и мнениях о том или ином явлении. Все обладает воздействием на свое окружение; так железо воздействует на кислоту, хотя многие настаивают на том, что только кислота воздействует на железо. Поэтому действие и противодействие являются фундаментальными по своей природе явлениями, и существующая статичная объективность совсем не является их основой. Все действует сообразно своему собственному естеству; если брошенный человеком камень разбил лампу, то кто разбил ее, камень или человек? Сочетание обоих. Камень, будучи камнем, и человек, будучи человеком, оба свободны быть тем, что они есть. Йога требует от нашего мышления подобного реализма, но не упорной привязанности к старым косным идеям.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!