Жорж Бизе (1838 – 1875) – французский композитор.



Европейская музыка 19 века

Рихард Вагнер (1813-1883) – крупнейший реформатор оперы в XIX веке.

 

Родился в Лейпциге в семье полицейского чиновника. Рос в семье культурной, тесно связанной с театром, где работали его отчим, старшие братья и сестры.

В детстве он не проявил особого музыкального дарования, как Моцарт. Ему ближе была литература, увлекался античной литературой и великим английским драматургом Шекспиром, пробовал писать трагедии в духе древнегреческих классиков.

В Дрездене окончил гимназию, а потом слушал лекции по философии и эстетике в университете. Знакомится с музыкой Бетховена, которая произвела на него сильное впечатление, начал брать уроки игры на фортепиано и теории музыки.

Первый опыт в опере был неудачен. Он сжег текст и музыку начатой им оперы «Свадьба» в 1833 году. В 1834 году начал карьеру дирижера в маленьком оперном театре в городе Магдебурге. Постановка новой оперы «Запрет любви» по пьесе Шекспира «Мера за меру». Эта опера не имела успеха.

Переезд в Ригу, создает оперу «Риенци», либретто писал сам.

1839 год Вагнер тайно покидает Ригу и отправляется морем в Лондон, а оттуда в Париж. По дороге он чуть не погиб во время сильной бури. В Париже композитору не повезло, он жил случайными заработками, писал статьи. В 1842 году он вернулся в Германию – новый этап творчества. С большим успехом была поставлена опера «Риенци», вскоре появился «Летучий Голландец».

«Летучий Голландец» - первая зрелая опера, навеяна той бурей, которая чуть не стоила Вагнеру жизни.

«Летучий Голландец» представляет собой нечто новое в оперном искусстве. В ней почти нет законченных музыкальных номеров, обязательных в итальянской и французской операх того времени. Именно в этой опере композитор ввел систему лейтмотивов, а картины бушующего моря были переданы средствами симфонической музыки. Всё это вызвало недоумение публики -  стремление Вагнера к оперной реформе.

Следующие 2 оперы – «Тангейзер» (1845 г.) и «Лоэнгрин» (1850 г.) – написаны в Дрездене, где Вагнер стал дирижером оперного театра, и в Веймаре. Это были следующие этапы на пути его реформаторской деятельности. Сюжеты их тоже взяты из фольклора – немецких средневековых легенд. Оперы встретили холодный прием публики, которая не сумела оценить новые творения Вагнера со стороны их значения.

В Дрездене началась замечательная деятельность Вагнера как дирижера. Он был человеком эмоциональным и принципиальным.

Вагнер стремился к созданию идеальной оперы, в которой драма служила бы главной целью, а музыка - средством. Для непрерывности развития действия Вагнер предлагает упразднить деление на вокальные «номера» - арии и речитативы, введя свободно возникающие диалоги и монологи. Большое значение придает выразительной вокальной речи.

Роль оркестра, по мнению композитора, должна заключаться в углублении и усилении передачи чувств героев. Вагнер был великим мастером и знатоком оркестра. И сегодня оркестровые эпизоды его опер украшают программы концертов симфонических оркестров всего мира.

Сущность оперной реформы Вагнера проявилась во многих операх композитора – «Тристан и Изольда», поставленной в 1885 году.

Новаторские начинания Вагнера сначала вызывали недоумение и насмешки, но с 60-х годов его поклонники часто считали, что опера дальше должна идти только по вагнеровскому пути. Вагнер написал 13 опер ).

 

 

Джузеппе Верди (1830 – 1901) –

Гениальный итальянский оперный композитор.

 

Последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Верди: «Риголетто», «Травиата», «Аида» и другие. Многие мелодии из опер Верди стали знаменитыми, а на родине композитора, в Италии, поются как народные песни.

Популярность творчества Верди объясняется его глубокой народностью, неразрывной связью с национальной демократической культурой своей страны, жизненной правдивостью, необычайным мелодическим богатством.

Верди прошел большой творческий путь: создал 26 опер на протяжении почти 60-ти лет – от 30-х до 90-х годов. Первый зрелый период творчества Верди венчается операми «Риголетто»(1851 г.) и «Травиата» (1853 г.); второй – «Аидой» (1871 г.);, третий – «Отелло» (1887 г.) и«Фальстафом» (1893 г.).

 

Неоднократно итальянская опера в различные периоды своей истории находилась в состоянии идейно-художественного кризиса. В 30-40-е годы XIX века ряд явлений в итальянском оперном искусстве свидетельствует о кризисе, заключавшемся в культе красивого голоса певцов и вокальной виртуозности в ущерб содержанию и драматическому смыслу, в жалкой роли оркестра, в игнорировании музыкальных характеристик действующих лиц и драматических ситуаций.

Историческая заслуга Верди заключалась в том, что, основываясь на лучших реалистических традициях итальянского оперного искусства, он вывел итальянскую оперу из кризиса, реформировал ее и в лучших своих операх создал национально-итальянское реалистическое, насыщенное глубоким драматизмом, психологически правдивое музыкально-театральное искусство.

 

Верди всю свою долгую творческую жизнь исповедовал одни принципы: слушался только своего голоса, своего сердца, стремился рассказать в своей музыке о людях и жизни, основой оперной музыки считал сильные чувства.

Творчество Верди связано с элементами романтизма. Ведь в самой жизни борющейся за свободу Италии было много романтического. Освобождение Италии Гарибальди и его добровольцами звучит как увлекательное романтическое повествование. Поэтому творчество Верди можно считать реалистическим.

Реализм – направление в искусстве, правдиво и объективно отражающее действительность.

Верди приблизил серьезную оперу к простым людям и к современности, даже если речь в операх шла о древности.

Он был величайшим музыкальным драматургом, и его деятельность в этом направлении оказала очень большое влияние на все дальнейшее развитие оперного искусства.

 

Родился Джузеппе Верди в маленькой деревне Северной Италии Ле-Ронколе, недалеко от города Буссето.

Верди был выходцем из крестьянской среды, его отец был трактирщиком, содержателем деревенской харчевни, получал мало и с трудом содержал семью.

 Любовь к музыке Джузеппе испытал с раннего детства, вслушиваясь в игру и пение бродячих музыкантов. Так итальянская народная музыка вошла в жизнь будущего композитора.

Когда Верди было 7 лет, он прислуживал в деревенской церкви за обедней. Здесь он впервые услышал орган. Потрясенный этим впечатлением Верди обратился к родителям с просьбой учить его музыке. Отец достал старый спинет (род клавесина) и пригласил в качестве учителя своего сына церковного органиста Байстрокки. В течение 3-х лет учился Джузеппе у Байстрокки и овладел игрой на спинете настолько хорошо, что его учитель уже больше не мог ничего ему дать.

Когда ему исполнилось 12 лет, отец отправил его в город Буссето (недалеко от Милана) для занятий в городской школе. Учась в школе, Верди продолжал заниматься музыкой. По воскресеньям и праздникам он отправлялся в свою деревню, где работал церковным органистом вместо умершего Байстрокки.

 

Несмотря на большую одаренность и любовь к музыке, ему не удалось поступить учиться в консерваторию. Молодой музыкант был вынужден брать частные уроки, так как испытывал большие материальные трудности.

 

В молодые годы Верди постиг жестокий удар: в течение 2-х лет умерли его двое детей и горячо любимая жена. В это трагическое для него время одна из его первых опер «Король на час», на которую он возлагал большие надежды, с треском провалилась. Уже в следующих его операх – «Навуходоносор» (1841 г.) и «Ломбарды» (1842 г.) прозвучали патриотические мотивы.

Хоры из этих и других опер – пел народ на тайных сходках, они звучали и в домах интеллигенции и в хижинах бедных крестьян. Его называли «маэстро итальянской революции».

Тяжелые семейные события и неудачи в молодости наложили отпечаток на характер композитора. Он до самой смерти избегал всяких встреч со зрителями, спокойно относился к оценке своих произведений, будь то восторги или порицания. Больше всего он любил жить в своем сельском доме и работать, встречаясь только с близкими людьми.

 

В 50-е годы композитор достиг своей вершины, он создает знаменитую триаду «Риголетто» (1851 г.), «Трубадур» (1853 г.) и «Травиата» (1853 г.). Сегодня эти оперы принадлежат к самым популярным в мировом оперном репертуаре.

В них полностью проявилось своеобразие творческого стиля композитора – соединение силы и масштабности человеческих страстей с тонкостью и гибкостью их передачи в музыке. После этого слава Верди становится поистине мировой. Ему заказывали оперы Париж и Лондон, Петербург и Мадрид. Для театра «Гранд-опера» в Париже он написал оперы «Сицилийская вечерня» (1854 г.) и «Дон Карлос» (1867 г.). Для театра в Петербурге – оперу «Сила судьбы» (1861 г.) и для постановки ее дважды приезжал в Россию.

Все это время Верди поддерживал итальянскую революцию, вплоть до того, что на собственные деньки сам покупал оружие повстанцам.

Авторитет композитора был столь велик, что его назначили сенатором. Но он быстро разуверился в том, что правительство заботится о народе и стране, и отошел от дел. Он был человеком принципиальным и прямым.

Среди произведений композитора надо отметить оперу «Аида». Она была заказана Верди египетским хедивом к открытию Суэцкого канала и в первый раз поставлена в Каире в 1871 году. После этого она обошла все сцены Италии. В Милане после ее представления в 1872 году автору устроили грандиозные овации: он более 30-ти раз был вызван на сцену.

В 1887 году появилась его опера «Отелло», ставшая одним из высочайших достижений оперы в целом. В 1873 году композитор переделал свой Реквием, написанный в память поэта Манцони.

Последней оперой Верди стал «Фальстаф», поставленный в «Ла Скала» в 1893 году. Кроме опер, композитор написал струнный квартет, серию романсов, духовные произведения.

Последние годы жизни Верди доживал на своей вилле, получившей название «вилла профессора Верди». Здесь композитор отдыхал от своих трудов, занимался хозяйством, благотворительной деятельностью. Он создал прибежище для престарелых и беспомощных итальянских музыкантов и певцов.

Умер Верди 27 января 1901 года в Милане. На похоронах присутствовало до трехсот тысяч человек.

По силам своего таланта Верди принадлежит к самым выдающимся итальянским композиторам второй половины XIX века .

 

Жорж Бизе (1838 – 1875) – французский композитор.

 

Бизе родился в семье музыкантов. В раннем детстве проявил блестящие способности и в 9 лет был принят в парижскую консерваторию. За время учебы он одержал победу на девяти конкурсах, а в 1857 году при окончании консерватории получил знаменитую Римскую премию, дававшую право пребывания в Италии для совершенствования своего искусства.

Из Италии Бизе прислал двухактную оперу «Дон Прокопио», две части симфонии, увертюру и одноактную оперу. Пробыв в Италии четыре года, композитор возвратился в Париж и в 1863 году дебютировал на сцене Лирического театра оперой «Искатели жемчуга», которая успеха не имела, так же успеха не имела и опера «Пертская красавица».

Симфоническая музыка Бизе оказалась счастливее: музыка к драме А. Доде «Арлезианка», увертюра «Родина», сюиты «Рим» и «Детские игры» были приняты и публикой и слушателями.

В 1875 году композитор выступил со своей оперой «Кармен». Эта опера, которая сегодня стала любимейшей, на первом представлении провалилась. Она была слишком непривычна для буржуазной публики.

Кармен – испанская цыганка, не признающая над собой никакой власти, кроме власти собственных чувств. Ей понравился молодой сержант Хозе, и она добилась того, что он стал дезертиром и контрабандистом. Но вот она увлеклась тореадором Эскамильо. И отказывается остаться с Хозе, хотя знает, что это грозит ей смертью.

В Кармен живет такая жажда свободы, такое презрение к условностям, «общепринятой морали», она так смела и человечески талантлива, что эта оперная Кармен стала символом свободолюбия, героиней многих стихов, в том числе замечательных стихов Александра Блока.

Эта опера во многом противостоит оперным принципам Вагнера. Сюжет ее взят из современной жизни. В новелле Мериме, легшей в основу либретто, автор даже сам был участником событий, о которых рассказывает.

Опера четко членится на законченные вокальные номера. Ведущее место в опере занимает близкая городскому фольклору песенная стихия.

Творчество Бизе – высшая точка реализма во французской музыке второй половины XIXвека. Его оперы стали продолжением традиций французского оперного театра. Мировую славу композитору принесли оперы, в них раскрылся гений композитора, его мудрое и правдивое мастерство в показе большой драмы людей из народа, красочных картин жизни.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!