Слайд 12: фото Прокофьева и Эйзенштейна
Янта Многие исследователи искали и продолжают искать, в чем состоит сила музыки. Как она порой незаметно для нас преображает наше мышление и даже поведение. Как формирует круг интересов и стиль жизни. Эта тема волнует и нас. Мы с Софией непосредственно связаны с музыкой, но по-разному. Она поет в вокальном ансамбле (фото), слайд 1 -фото ансамбля "Радуга" а я танцую в хореографическом ансамбле (фото). слайд 2 - фото ансамбля с Янтой София Мы вместе изучаем сольфеджио, чтобы лучше понять музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности. В прошлом году мы проводили исследование, пытаясь выяснить, помогает ли зрительное представление образов восприятию музыки. И пришли к выводу, что музыка сама рождает разнообразные неповторимые образы, и, тем самым, привлекает слушателя. Но способность образной фантазии необходимо развивать с детства. С этой задачей справляются музыкальные мультфильмы для детей. Мы их приводили в качестве примеров В этом году мы продолжили исследование на тему влияния музыки на эмоции и сознание человека, но немного в другом ключе. Мы решили обратиться к музыке кино, где восприятие музыки уже сопровождается образными картинами.
Слайд 3 - тема проекта
Кино и музыка
И теперь мы хотим разобраться: меняет что-либо музыка в восприятии кинофильма зрителем или просто усиливает впечатление?
|
|
Слайд 4 - цель
Цель: Выяснить: какую роль выполняет музыка в кино?
слайд 5 - Гипотеза:
Мы предполагаем, что музыка в кино выполняет образную и эмоционально-психологическую роль, то есть раскрывает суть событий и отношение к ним автора фильма. Таким образом, музыка расширяет границы мышления зрителя.
Янта Поводом для такой постановки вопроса послужило изучение нами основ греческой культуры, где театр был тесно связан с музыкой. Древнегреческие философы утверждали, что через музыкальные закономерности можно постичь закономерности строения всего мира и для того, чтобы увидеть это проще, музыка была средством познания мира, постижения себя. Они считали , что началом познания служит музыка, а завершением - философия. А мы считаем, что кино, как искусство синтетическое, включающее в себя театр в том числе, должно сохранять его традиции. Кстати, слово "музыка" в греческом языке означало понятие "общая культура".
Итак, мы решили разобраться в этом вопросе и поставили такие задачи:
Слайд 6 - задачи
Задачи:
- изучить историю появления музыки в кино;
|
|
- изучить виды музыки в кино и особенности работы композитора;
- проанализировать особенности восприятия музыки в кино;
-провести социологический опрос и эксперимент по теме исследования;
В процессе изучения истории возникновения музыки в кино, мы выяснили, что она в том или другом виде всегда существовала.
София Слайд 7 . Даже во времена немого кино под сменяющие друг друга экранные картинки импровизировал музыкант-тапёр , чтобы перекрыть сильный треск проектора и привлечь внимание зрителей к экрану (Одним из таких тапёров был Д.Д. Шостакович.)
Что значит музыка для фильма ТЕПЕРЬ? На первый взгляд, кажется, роль ее второстепенна. Ну а если вдуматься? Случалось ли вам смотреть фильм, где все на высоте – и сюжет и герои – но что-то не то, и уходили вы из кинотеатра с посредственным впечатлением. А наоборот? Не блещущий новизной и актерским составом фильм вы вдруг заворожено смотрели и уносили его глубоко внутри себя. У меня такое бывало. И я твердо знаю, что тут не обошлось без музыки.
Чтобы более конкретно выявить воздействие музыки на зрителя, мы просмотрели внимательно несколько фильмов разных по жанру и прислушались к музыке. Начали с фильма "Александр Невский". Он является классикой киноискусства, создан в 1938 году режиссером Сергеем Эйзенштейном и композитором Сергеем Прокофьевым. Рассказывает о победе русского князя и его войска над рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 г. Жанр - Исторический фильм
|
|
Слайд 8 - Фрагмент фильма 58.58-59.40
В этой сцене мы видим начало битвы. Здесь музыка точно рисует происходящее на экране, она состоит из двух тем: одна искаженной мелодией рисует скачущее вражеское войско, другая - это тема с восходящей мелодией, уверенная, яркая, рисует русское войско. Композитор иллюстрирует происходящее в кадре.
Слайд 9 - Иллюстрация - музыка подчеркивает происходящее на экране, синхронизирована с кадром Эмоционально усиливает воздействие художественного образа, но не нарушает целостности содержательной палитры изображения.
слайд 10 фрагмент фильма - победа войска
Слайд 11 - контрапункт
В этой сцене мы видим исход битвы войска Александра Невского. Здесь Сергей Прокофьев использовал другой прием - контрапункт, который построен на контрастном сопоставлении музыки и изображения. Музыка усиливает осознание важного кульминационного момента фильма, расширяя границы смысла кадра. Дает обобщение.
|
|
Взаимодействие изображения и музыки приобретает скрытую и сложную форму. Оно существует на уровне смыслов. Мы думаем, что музыка здесь с одной стороны, издевается над врагом, с другой, передает миролюбивый характер русского народа. Этот прием усиливает драматизм показываемых событий.
слайд 12: фото Прокофьева и Эйзенштейна
Иногда Эйзенштейн говорил Прокофьеву "напиши мне музыку, и я под нее сниму". Так снималась сцена убийства Владимира Старицкого, которого играл Павел Кадочников. Прокофьев написал тему клятвы опричников ("Перед Богом клянусь…") и задал темп движения в кадре. Кадочников рассказывал, что Эйзенштейн перед съемкой подходил к нему, на ухо напевал тему в нужном ритме и говорил: "Помни, здесь движение под эту тему". Здесь музыкой было задано совершенно определенное темпо-ритмическое развитие сцены… Актеры снимались, неся таким образом в себе эту музыку, а потом уже Прокофьев делал оркестровую версию, и музыка ложилось на зрелище абсолютно точно.
Позднее С. Прокофьев из тем к фильму "Александр Невский" создал одноименную кантату, где активно использовал принцип лейтмотивного развития музыкального материала.
Слайд 13 ЛЕЙТМОТИВ
(от нем. leitmotiv , букв. - ведущий мотив) - яркий, образный мелодический оборот иногда целая тема), применяемый в музыке для характеристики какого-либо лица, идеи, явления, переживания и многократно повторяющийся в произведении по ходу развития сюжета.
13 Такой же принцип лейтмотивов использует Микаэл Таривердиев в фильме "17 мгновений весны"
В многосерийном телевизионном фильме режиссера Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» две песни, написанные композитором М. Таривердиевым на слова поэта Р. Рождественского. Сменяя одна другую, песни звучат в фильме как образно трансформирующийся лейтмотив. Музыкальные темы хорошо согласуются с развитием сюжета - варьируются и транспонируются по ходу фильма, звучат то в мажоре, то в миноре, то в оркестровом, то в вокальном исполнении, отчего воздействие их возрастает. Экранное действие заканчивается, но песни еще продолжают звучать, они долго остаются в памяти зрителей.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!