Процедуры ввода-вывода данных
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Язык Pascal характеризуется хорошо развитой библиотекой модулей, позволяющих использовать возможности ОС, организовывать ввод, вывод, формировать графические изображения и т.д. Среда программирования позволяет создавать тексты программ, компилировать их, находить ошибки, компоновать программы из отдельных частей, отлаживать и выполнять отлаженную программу. Пакет предоставляет пользователю большой объем справочной информации.
Алфавит языка- совокупность допустимых в языке символов.
Структура программы
Программа на языке Pascal состоит из заголовка , раздела описаний и раздела операторов .
PROGRAM Имя (Input,Output); Заголовок программы
Label - раздел меток
Const - раздел констант
Type - раздел типов Раздел описаний
Var - раздел переменных
Procedure - раздел процедур
Function - раздел функций
BEGIN
Оператор 1 ;
Оператор 2 ; Раздел операторов
Тело программы)
Оператор n
END.
Заголовок содержит служебное слово PROGRAM, имя программы, задаваемое программистом, и в круглых скобках имена стандартных процедур Input, Output для связи программы с внешними устройствами ввода-вывода. Заканчивается заголовок символом ";" (точка с запятой).
Раздел описаний предназначен для объявления всех встречающихся в программе данных и их характеристик (имена данных, их тип, возможные значения). Этот раздел содержит следующие подразделы: объявление меток, констант, типов, переменных, объявление процедур и функций. Порядок расположения разделов не важен и описания могут повторяться.
|
|
Объявление процедур и функций является одним разделом. Следует заметить, что не все перечисленные разделы обязательны в программе. В простых программах могут потребоваться, например, только разделы описания констант и переменных.
После каждого описания ставится символ ";".
Раздел операторов ("тело" программы) заключается в операторные скобки вида: BEGIN ("начать") и END ("окончить"), при этом после служебного слова END обязательно ставится точка. В разделе операторов записывается последовательность исполняемых операторов и каждый выражает действие, которое необходимо выполнить. Исполняемые операторы отделяются друг от друга символом ";".
Константы и переменные
В зависимости от способа хранения в компьютере данные можно разделить на две группы: константы и переменные . В программе они определяются идентификаторами (именами), по которым к ним можно обратиться для получения текущего значения.
Константы - это данные, значения которых не изменяются в процессе работы программы. Константы "узнаются" компьютером по форме их записи. В языке Pascal используются константы трех видов: числовые, булевские и символьные. Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да-нет, истина-ложь). Символьные константы представляют данные, являющиеся последовательностями символов.
|
|
Значения переменных , в отличие от констант, могут изменяться во время выполнения программы. Переменные "узнаются" компьютером по именам (идентификаторам), более того с каждой переменной программы связывается одна и только одна ее характеристика, называемая типом
Тип - это множество значений переменной вместе с множеством операций, которые можно выполнять над элементами этого множества.
Приписывая переменной некоторый тип, мы тем самым явно определяем множество значений, которые можно присвоить этой переменной, а также операции, с помощью которых можно манипулировать ее значениями.
Идентификатор | Длина (байт) | Диапазон значений | Операции | ||
Целые типы | |||||
integer | 2 | -32768..32767 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | ||
byte | 1 | 0..255 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | ||
word | 2 | 0..65535 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | ||
shortint | 1 | -128..127 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | ||
longint | 4 | -2147483648..2147483647 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > | ||
Вещественные типы
| |||||
real | 6 | 2,9x10-39 - 1,7x1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | ||
single | 4 | 1,5x10-45 - 3,4x1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | ||
double | 8 | 5x10-324 - 1,7x10308 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | ||
extended | 10 | 3,4x10-4932 - 1,1x104932 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > | ||
Логический тип | |||||
boolean | 1 | true, false | Not, And, Or, Xor, >=, <=, =, <>, <, > | ||
Символьный тип | |||||
char | 1 | все символы кода ASCII | +, >=, <=, =, <>, <, |
Процедуры ввода-вывода данных
Для организации ввода и вывода информации в языке программирования Pascal служат четыре процедуры: Read и ReadLn, Write и WriteLn. Эти процедуры являются "встроенными" в язык Pascal, поэтому для того, чтобы ввести информацию в оперативную память компьютера для ее дальнейшей обработки, программисту не надо писать специальную программу, а всего лишь нужно правильно обратиться к процедуре Read или ReadLn. Соответственно, чтобы вывести информацию на дисплей из оперативной памяти компьютера, необходимо вызвать процедуру Write или WriteLn.
|
|
1. Процедура ввода информации
Процедуры ввода (или чтения информации) Read или ReadLn обеспечивают ввод числовых данных, символов, строк и т.д. для последующей их обработки программой.
Синтаксис процедуры Read и ReadLn:
Read (X,Y);
ReadLn (X,Y);
где X, Y - переменные, описанные в разделе описания переменных.
Отметим, что указанные процедуры Read и ReadLn аналогичны, единственное отличие заключается в том, что после ввода значений переменных, указанных в списке процедуры ReadLn, ввод значений переменных, указанных в списке следующей процедуры ReadLn, будет производится с новой строки. Этого не происходит в ходе выполнения процедуры Read, т.е. ввод осуществляется на той же строке. Таким образом, процедура ReadLn не только вводит значения указанных переменных, но еще и переводит курсор на новую строку. Это позволяет делать суффикс Ln.
2. Процедура вывода информации.
Процедуры вывода (или записи информации) Write или WriteLn обеспечивают вывод числовых данных, символов, строк на дисплей. В отличии от процедуры ввода процедура вывода WriteLn может не иметь параметров. В этом случае процедура WriteLn обеспечивает лишь перевод курсора на следующую строку.
Синтаксис процедуры Write и WriteLn:
Write (X,Y);
или "Слепой" вывод значений переменных.
WriteLn (X,Y);
Write (X:6:2);
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!