ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА БРАЗИЛЬСКОЙ АЯХУАСКИ



 

В мае 1991 года Деннис Маккена и я приехали в Cан-Паулу в качестве участников на Первую конференцию по здравоохранению, организованную Центром медицинских исследований УДВ, одной из трех религиозных организаций, которые используют аяхуаску как атрибут таинства. Именно в этой организации самое большое количество членов — около 7 тысяч во всех штатах Бразилии. Примерно 5–7 процентов членов УДВ — работники здравоохранения, в том числе врачи, психиатры, психологи, гомеопаты и хиропрактики. На этой конференции мы с Деннисом предложили провести биомедицинское исследование аяхуаски, которое обсуждали с 1985 года. Идея была принята с энтузиазмом, и в июле 1993 года проект стартовал.

Я не смог присоединиться к группе, но Джейс Калауэй, специалист по пинолину, с которым я познакомился в Финляндии, Маккена, Чарлз Гроб и Глакус де Соуза Брито, член УДВ, провели исследование в одном из старейших центров этой организации, в Манаусе, столице штата Амазонка. Последующие научные работы были осуществлены в университетах Бразилии, США и Финляндии. Исследование было профинансировано «Ботаническими измерениями», Институтом Хеффера и Междисциплинарной ассоциацией психоделических исследований. Ученые провели психологическую оценку 15 членов УДВ, каждый из которых состоял в организации более 10 лет и принимал аяхуаску один раз в две недели; полученные результаты сравнили с результатами исследования пятнадцати контрольных субъектов из той же социально-экономической среды, которые не пили аяхуаску.

Опубликованные материалы исследований[166] показывают, что члены УДВ имели психологический профиль исключительно здоровых людей. Они обладали значительно большей уверенностью, склонностью к общению и оптимизмом; им были в меньшей степени свойственны страх и нерешительность, застенчивость и ожидание неприятностей. Они также показали значительную стоическую твердость по отношению к диагностической возбудимости, большую регламентацию по отношению к беспорядочности и тенденцию к размышлениям по отношению к импульсивности. Ни у кого из субъектов исследования, являвшихся членами УДВ, не было обнаружено неврологических или психиатрических симптомов. Пятеро из них в прошлом страдали от алкогольной зависимости, двое — от глубокой депрессии, а трое — от фобической тревожности.

Исследователи делали анализ крови, а также изучали фармакокинетику [167] алкалоидов в напитке. Интересным открытием стало то, что пьющие аяхуаску люди имели более высокую плотность транспортных рецепторов [168] серотонина в тромбоцитах крови. Вернувшись в Финляндию, Джейс Калауэй провел эксперимент с аяхуаской на самом себе, используя возможности сканирования на гамма-томографе (Single Photon Emission Computerized Tomography, SPECT) в Университете Куопио, и обнаружил высокую плотность транспортных рецепторов серотонина в лобной коре, которая вернулась к нормальному уровню после того, как он прекратил принимать напиток. Не совсем ясно, что это означает, но любопытно, что дефицит поглощающих серотонин участков в этой области коррелирует с проявлениями агрессии у буйных алкоголиков. Если тетрагидрогармин способен, в частности, устранить этот дефицит, то это может найти применение в лечении данного синдрома. Аяхуаска использовалась в качестве лечения алкогольной и наркотической зависимости, особенно кокаиновой и героиновой, в Институте Такиваси, созданном в Тарапото (Перу) французским врачом Жаком Маби, который приехал на перуанский берег Амазонки в 1986 году для работы в организации «Врачи без границ». Здесь он познакомился с традицией метисов по приему аяхуаски, которую включил в собственную практику. Доктор Маби работает здесь с женой Росой Хиове, психологом и коренной перуанкой.

Мое изучение феномена бразильской аяхуаски стало более глубоким, когда я приехал в Флорианополис на юге Бразилии и занял должность приглашенного профессора на факультете антропологии в Федеральном университете штата Санта-Катарина. Подать заявление на эту должность мне посоветовала профессор Джин Лэнгдон, ставшая пионером в этнологическом исследовании аяхуаски благодаря своей работе в племени сиона в Колумбии. Я попросил разрешения у лидеров УДВ провести исследование среди членов их организации и получил возможность посещать ее центры по всей Бразилии, проводя интервью и участвуя в ритуалах. УДВ — это религиозная организация с чрезвычайно развитой иерархической структурой и четырьмя уровнями посвящения. Только мужчины могут достичь четвертого уровня — мастера. Подъем по иерархической лестнице частично зависит от запоминания серии историй, которые постепенно сообщаются устно неофиту, и от соблюдения особых правил в общественной и частной жизни.

Главной причиной для приема напитка в УДВ является индивидуальное духовное развитие. Постоянные члены принимают бехеталь (аяхуаску) каждые две недели. Члены более высокого ранга в иерархии принимают напиток чаще, и для них проводят особые сеансы. Ритуалы очень просты и проходят под руководством мастера. Все члены принимают напиток одновременно и проводят заключительную часть сеанса, сидя в удобных креслах. Храм хорошо освещен, в нем минимальное количество декоративных элементов. Главные тексты организации читаются тогда, когда люди уже ощущают действие напитка. Иногда мастер поет чамада, песню, которой их обучил основатель, мастер Габриель, или один из членов организации. Песни должны быть одобрены на одном из самых высоких советов организации. Мастер также обращается к общине, комментируя различные аспекты доктрины. Члены могут задавать вопросы или просить разрешения выступить перед другими участниками. На некоторых стадиях сеанса проигрывается записанная заранее музыка. Несмотря на то что адепты УДВ считают учение мастера Габриеля уникальным, его можно рассматривать как возникшее в рамках традиции бразильских бехеталистас, до сего времени недостаточно изученной. Однажды я встретил аяхуаскеро, сеньора Доминго, в Бока-до-Акре, городке, расположенном недалеко от Рио-Бранко. Он исполнял вариации песен, полученных мастером Габриелем «из астрала».

Вероятно, самым поразительным элементом использования аяхуаски в УДВ является то, что сами адепты называют «тайной мира». Они осторожно выбирают слова, поскольку верят, что слово, произнесенное под влиянием напитка, обладает особым могуществом. Даже малообразованные мастера могут быть очень красноречивы во время сеансов. Применив известную метафору о правом и левом полушариях, можно сказать, что члены УДВ являются преимущественно левополушарными и стремятся к сдержанности в своей речи. Многие в УДВ высокообразованны, есть и университетские профессора, юристы и журналисты. В значительной степени именно благодаря влиянию УДВ религиозное использование аяхуаски было одобрено в Бразилии в 1987 году. Организация имеет несколько центров за пределами страны, включая США, где в 2005 году Верховный суд США, рассмотрев судебный иск, разрешил УДВ проведение ритуалов.

В июне 1995 года я вернулся в Рио-Бранко на бразильском берегу Амазонки (штат Акра) и впервые принял участие в ритуалах «Баркинхи», религиозной организации, созданной Даниелем Перейра де Матосом. В некоторых отношениях она сильно отличалась от УДВ. Церкви «Баркинхи» в изоблилии украшены объемными изображениями Иисуса, Марии и многих святых. Верующие участвуют в длинных ритуалах, во время которых вся община молится в церкви и поет иное. После полуночи в определенные дни они проводят фестас — торжества, во время которых танцуют много часов подряд под аккомпанемент музыкальных инструментов (барабанов, гитар и электрического пианино). Некоторые адепты общаются с духами афро-бразильского пантеона: духами черных рабов — претос белхос, духами индейцев — кабоклос, духами детей — эрес и духами принцев и принцесс, воплощенными в растениях или животных, — энкантадос. Первый раз, когда я вместе с другими членами этой организации танцевал вокруг корето , центральной эстрады, где играли музыканты, я ощутил невидимый поток, который нес меня мимо других участников торжества. Эта бразильская религиозная организация имеет самое большое количество церковных ритуалов. Я подсчитал, что одна из трех церквей «Баркинхи» провела сто семьдесят три ритуала в церкви и девятнадцать торжеств — всего сто девяносто две церемонии, на которых члены принимали «Санто Дайме». Несмотря на такую интенсивность ритуальной жизни, члены церкви имеют постоянную работу.

Одним из последствий регулярного приема аяхуаски является уменьшение потребности в сне. Джейс Калауэй предполагает, что состояние видений может быть эквивалентно фазе быстрого сна, а следовательно, индивидуум, который принимает аяхуаску, чувствует себя обновленным, даже если спит всего 4 или 5 часов в сутки. Я не наблюдал случаев ухудшения здоровья из-за приема аяхуаски среди членов церкви. Некоторые из них являются адептами церкви в третьем поколении. Они принимали аяхуаску, находясь еще в лоне своих матерей: женщины, являясь активными членами религиозных организаций, пьют аяхуаску во время беременности, рожают под воздействием этого напитка и кормят грудью детей.

Несколько лет я в свободное время проводил полевые исследования среди членов «Баркинхи». Я участвовал во многих ритуалах, наблюдал за особыми сеансами исцеления и консультаций, во время которых несколько медиумов соединялись с духами черных рабов, чтобы давать советы людям, стремящимся получить руководство в решении материальных и эмоциональных проблем[169]. Медиумы «Баркинхи» утверждали, что они находятся в сознании и сохраняют свою индивидуальность, хотя одновременно ощущают присутствие других существ, говорящих с ними. Несколько раз я консультировался с духами черных рабов и всегда был удивлен мудростью слов, передаваемых через этих обычных людей. Однажды я пошел в лес на сбор урожая лианы банистериопсис, которая может расти вверх до самой кроны лесных деревьев. Иногда, чтобы срезать ее верхние побеги, необходимо забираться достаточно высоко. Члены церкви рассказали мне историю одного из их друзей, который пережил приступ паники, когда, собирая урожай, оказался в 20 метрах над землей. В конце концов он соединился с прето белхо,  который помог ему безопасно спуститься. Это заставило меня задуматься о возможных эволюционных преимуществах измененных состояний сознания.

Люди «Баркинхи» готовят самую сильную аяхуаску из всех, которые я встречал за все время изучения этого напитка. В свой напиток они добавляют психотрии больше, чем члены других религиозных организаций и перуанские шаманы-метисы. Их преданность своей религии, которая полностью охватывает их духовную и социальную жизнь, абсолютна.

 

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ

 

В 1997 году, через 26 лет после первого опыта приема аяхуаски, по просьбе моих друзей я пригласил их выпить этот напиток под моим руководством. Постепенно я приобрел уверенность и начал проводить периодические сеансы, создавая в конечном счете ритуал, который включал в себя определенные техники (я имел возможность наблюдать их в течение многих лет непосредственного контакта с различными традициями), а также мои собственные способы проведения сеансов. В 1998-м я вернулся в Хельсинки, но не потерял связей с Бразилией. Я приобрел участок земли во Флорианополисе и построил дом для Васиваска — Исследовательского центра изучения растений-психоинтеграторов, провидческого искусства и сознания; это некоммерческая организация, которая была создана прежде всего с целью исследования аяхуаски. Термин психоинтегратор заимствован у Майкла Винкельмана[170], который предложил его как альтернативу понятиям галлюциноген, психоделик и психотомиметик, чтобы описать основные эффекты воздействия этих духовных, терапевтических и мистических веществ, а также их влияние на физиологическом, эмпирическом, психологическом и социальном уровнях.

В центре Васиваска было проведено несколько исследований. Два из них провел Эде Фреска, оценивая воздействие аяхуаски на бинокулярную конкуренцию, класс зрительных иллюзий, в котором двойственный, но неизменный сенсорный входной сигнал приводит к внезапным изменениям в восприятии. Явления конкуренции возникают, когда разнородные образы стимулируют соответствующие области сетчатки обоих глаз. В процессе такой конкуренции образ, представленный в одном глазу, исчезает из сознания (то есть подавляется), в то время как воспринимается (то есть доминирует) только образ другого глаза. Прием внутрь аяхуаски приводит к снижению конкурентной скорости чередования и увеличению длительности восприятия объекта. При этом было получено доказательство перцептивного слияния[171]. Последнее может указывать на наличие синтеза обоих полушарий как неврологического процесса, лежащего в основе психоделического опыта.

В ходе второго исследования изучалось воздействие аяхуаски на бинокулярную конкуренцию с дихоптическим чередованием стимулов. Стимулы прикладывались к глазам методом быстрого чередования. Был сделан вывод, что аяхуаска вызывает гамма-волны в зрительных путях[172]. Гамма-ритм (20–70 Гц) появляется в активном состоянии мозга. Волны такой частоты представляют широко изучаемый диапазон частот ЭЭГ, появляющихся одновременно с восприятием информации и ассоциирующихся с различными функциями поведения, колеблющимися от сенсорной фиксации до памяти. Нейроны, совершающие колебания (с точностью до 1 миллисекунды), работают совместно, вне зависимости от того, насколько далеко друг от друга в мозгу они находятся.

Гамма-ритм можно представить в виде тактовой частоты группы синхронизированных нейронов, которые выполняют одну и ту же задачу, например связывают несколько сенсорных входных сигналов (зрительный, слуховой и прочие) в один субъективный объект восприятия или выполняют задачу на запоминание. Синхронизация гамма-волн может объяснить некоторые опыты измененных состояний сознания. Например, синестезия, такая как «видение» звука, может происходить в результате синхронизированной активности некоторых зрительных и слуховых нейронов. Она же может отражать связь элементов в нормальном состоянии сознания.

Изучение аяхуаски с помощью ЭЭГ было проведено в 2000 году Дэвидом Стаки под руководством профессора Фрэнка Эхенхофера из Калифорнийского института интегральных исследований в Сан-Франциско. Это исследование было проведено с участием только двух опытных субъектов. Самым важным открытием было то, что у обоих субъектов общая когерентность [173] ЭЭГ после приема аяхуаски повысилась в диапазоне гамма-частоты. Когерентность — это мера подобия ЭЭГ в двух различных участках, которая может рассматриваться как мера взаимодействия между двумя областями мозга. Широко распределенная кортикальная гиперкогерентность вполне может быть вызвана данными интенсивными феноменами синестезии, которые часто возникают в результате приема аяхуаски[174]. Сообщается также, что во время интенсивных медитаций монахов дзен[175] наблюдаются высокие уровни гамма-активности и когерентности в мозге, особенно в лобных долях, областях так называемого «нового мозга», которые, как считается, имеют важное значение в процессе пробуждения более высокого уровня сознания[176].

В 2005 году Фрэнк Эхенхофер и Кате Винья в течение семинара в центре Васиваска провели дополнительное исследование с двенадцатью субъектами из девяти стран. Хотя анализ мозговых волн еще не завершен, предварительные результаты показывают снижение альфа- и тета-ритмов, сопровождающееся повышением когерентности гамма- и бета-волн. Эти изменения могут быть рассмотрены как усиление кортикальной активности, бдительности, возбуждения, вызванные увеличением объема обрабатываемой информации, а также повышением нейронной и когнитивной сложности[177].

 

 

* * *

Изучение аяхуаски, которым я занимался много лет, оказалось очень полезным для меня — в плане не только личного опыта, но и опыта сотрудничества с учеными различных дисциплин, художниками и другими творческими людьми. Моя работа в качестве куратора проектов помогла наладить контакты с выдающимися людьми во многих странах мира. Вне сомнений, аяхуаска имеет большой потенциал для изучения сознания и терапевтического использования. Пенроуз утверждал: «Научное мировоззрение, которое не может примириться с проблемой сознательной психической деятельности, не может, соответственно, иметь серьезных претензий на завершенность. Сознание является частью нашей Вселенной, поэтому любая физическая теория, которая не уделяет ему достойного внимания, не может представить адекватного описания мира[178].

Я считаю, что аяхуаска, также как и другие психоинтегрирующие растения и вещества, может служить удивительным инструментом для изучения сознания. Аяхуаска и другие учителя растений, как указывал Тапер[179], могут расширить «экзистенциальный интеллект», который Говард Гарднер, предложивший теорию множественного интеллекта, характеризует как включающий в себя «повышенные способности к пониманию и вниманию к космологическим загадкам, характеризующим состояние человека. Этот интеллект подразумевает «исключительную осведомленность о метафизических, онтологических и эпистемологических тайнах, которые являются вечной заботой людей всех культур».

В то же время не стоит забывать об осторожности, поскольку число современных аяхуаскерос растет во многих странах, и не все из них достаточно обучены, чтобы иметь дело с широким спектром эффектов, которые может вызвать напиток. Особое внимание должно быть уделено установке и окружающей обстановке. Установка — это намерения, ожидания и предположения тех, кто участвует в сеансе. Окружающая обстановка — конкретные обстоятельства, в которых проводится сеанс, включая и тех людей, в присутствии которых принимается аяхуаска. Если окружение выбрано надлежащим образом, негативные побочные эффекты от приема аяхуаски оказываются минимальны. Ее сильные рвотные и слабительные эффекты, драматичные переживания, которые она вызывает — все это заставляет уважать тех, кто ее использует. Кроме того, эти ее особенности снижают потенциальные возможности злоупотребления. Спонтанной реакцией многих людей на аяхуаску является признание того, что они имеют дело с чем-то священным.

Самым важным вопросом является выбор людей, с которыми принимается напиток. Когда вы имеете дело с отдельными шаманами или практикующими, важно распознать опыт и намерения лидера, о котором идет речь, поскольку каждый принимающий аяхуаску может попасть в эмоциональное пространство, где может понадобиться поддержка. Религиозные организации обычно заслуживают доверия в этом отношении благодаря этике членства и большому опыту приема аяхуаски. Но у них также есть ограничения — структура, которую они предлагают, может оказаться слишком жесткой из-за религиозных «истин», не резонирующих с убеждениями человека. Тайна аяхуаски остается всегда, и она находится за пределами любого отдельного набора идей. В моей работе я делаю акцент на исследование исходных предположений каждого человека, затем мы делимся опытом и, таким образом, учимся друг у друга.

В нашем мозаичном и постоянно меняющемся постмодернистском мире повторное открытие и восстановление традиционных интегрирующих техник может стать очень важным, особенно ввиду экологического кризиса, спровоцированного человеком. Не существует противоречий между научным и шаманским пониманием человеческого существования и природы реальности. Эти подходы, скорее, дополняют друг друга и могут позволить нам лучше понять многомерный мир, в котором мы живем.

 

 

5. ПРИЕМ АЯХУАСКИ: РАЗНООБРАЗИЕ ОПЫТА. Луис Эдуардо Луна, доктор философии

 

Документально подтверждено использование аяхуаски аборигенами долины Амазонки, практикующими метисами и членами бразильских религиозных организаций. Растет объем научных знаний, имеющих отношение к аяхуаске, множится число публикаций в популярной периодической литературе и Интернете, описывающих опыты людей, принимавших напиток в различной обстановке. Налицо благоприятная возможность изучения потенциала этой сильной психотропной смеси — одного из величайших открытий коренного населения долины Амазонки. Мы можем также добавить в наш исследовательский список другие открытия Южной Америки: кураре, яд, которым пропитывают наконечники стрел, готовится из нескольких видов растений рода Strychnos и содержит вещества, вызывающие релаксацию мышц, без которой были бы невозможны хирургические операции на открытом сердце; хинин, основное средство в борьбе с малярией; каучук, оказавшийся необходимым для изготовления шин и труб в ходе технической революции XX века.

Как и при приеме любых других психотропных растений и веществ, установка и окружение оказывают большое влияние на воздействие аяхуаски. В процессе лечения своих пациентов практикующие местные жители и метисы обычно требуют пройти подготовительный период, который может предполагать один или несколько дней диеты и воздержания, особенно когда считается, что болезнь вызвана животным, духом или человеком. Эти требования оказываются более гибкими, когда практикующие имеют дело не с жителями долины Амазонки.

В религиозных организациях не делается особого акцента на диете, за исключением алкоголя, который обычно не употребляется вообще. Более важными являются религиозный календарь (обычно весьма строгий), специфическая доктрина каждой организации и процедуры ритуалов, которым она следует. Даже внутри одной организации существуют различные виды сеансов, которые оказывают различное воздействие на участников. В религиозной организации «Баркинха», например, некоторые сеансы акцентируют внимание на молитве, другие — на исцелении, третьи могут включать в себя общение с духами, дающими советы через медиумов. УДВ (UDV, Uniao do Vegetal) регулярно проводит сеансы для всех членов

и специальные сеансы, во время которых некоторые члены проходят обряд посвящения в специфические, тайные учения. Особенно важны для религиозных организаций ритуалы, называемые фетьос или препарос, во время которых напиток готовят члены, находящиеся под его воздействием. В отличие от религиозных групп, независимые практикующие часто вырабатывают собственные правила, обусловленные традициями, в которых они воспитывались, и личными предпочтениями.

Традиционные сеансы приема аяхуаски в определенном отношении уникальны и включают в себя разнообразные процедуры и игру на музыкальных инструментах. Среди практикующих метисов часты обращения к защитным силам (в том числе к Иисусу и Марии) в самом начале церемоний. Такие призывы способствуют возникновению чувства доверия, поскольку участники часто испытывают тревогу, несмотря на прошлый опыт приема аяхуаски. За последние 10 лет появление большого количества аяхуаскерос, прибывших из разных стран и имеющих различное культурное происхождение, усилило разнообразие ритуалов приема аяхуаски. Некоторые практикующие, например, применяют техники и процедуры различных терапевтических школ.

Мы сконцентрируемся на различных аспектах ритуального использования аяхуаски. Участники этого вида сеансов обычно не разделяют общую космологию, как это бывает в коренных племенах, или набор религиозных верований, которые предлагают бразильские синкретические религиозные организации. В этой модели ритуала философские и экзистенциальные воззрения каждого человека разнятся в зависимости от его происхождения и наклонностей. Сопоставимой моделью является деятельность шаманов племени сиона, описанная Лэнгдоном[180]. Те с помощью песен уводят общину в специфические места их духовной географии, сопровождая ритуал характерными звуками, ритмами, музыкой, запахами и цветами. Они принимают яхе (аяхуаску) в течение трех ночей подряд, когда посещают, например, Высокую Реку, расположенную в одной из областей «другой стороны».

При определенных условиях аяхуаска позволяет принимающим ее вступить в особенно глубокие состояния сознания, где личность может столкнуться с «великими вопросами», в частности относящимися непосредственно к нашему времени. Такие вопросы связаны с неизведанным — глубочайшими тайнами существования, а следовательно, со священным.

Для глубоких опытов необходимы определенные процедуры. К тому времени, когда участники решают присутствовать на своем первом сеансе, им следует уже познакомиться (послушав лекции, посмотрев фильмы или прочитав соответствующие публикации) с ботаникой, фармакологией и различными аспектами традиционного этнографического использования аяхуаски. В идеале им было бы полезно увидеть растущие растения и узнать, как готовится напиток, который они собираются принимать. Они должны быть также осведомлены о необходимости отказа от приема других веществ, таких как антидепрессанты, по меньшей мере за две недели до сеанса, а также от определенной пищи, которая может оказать неблагоприятное воздействие. Прием всех необязательных медикаментов должен быть прекращен по крайней мере за неделю до опыта, во избежание любого возможного неблагоприятного взаимодействия с аяхуаской. Чем более вдумчиво человек готовит себя к путешествию с аяхуаской, тем лучше будет итог опыта.

Все церемонии предполагают установление границ ритуальных пространства и времени. Пространство должно быть защищенным, красивым, как можно более близким к природе, где участники могут быть уверены в том, что их ничто не потревожит. Эстетически приятное окружение способствует более глубокому исследованию. Напиток часто приводит личность к неизвестным, даже пугающим глубинам человеческой души. Попасть из таких глубин в красивую окружающую обстановку будет тем более приятно. Время суток также играет важную роль. Большинство сеансов начинаются около 8 или 9 часов вечера и продолжаются до раннего утра следующего дня. Астрологические переменные могут быть также приняты во внимание. Основываясь на большом количестве данных, Стэн Гроф и Ричард Тарнас в своих публичных лекциях пришли к выводу, что анализ натальных карт, персональных и мировых транзитов может предоставить лучшее объяснение тому величайшему многообразию психоделических опытов, которые один и тот же человек описывает в разное время.

Групповые сеансы часто приводят к самым лучшим опытам, возможно потому, что возникает некий вид синергетического процесса. Знание о том, что каждый из нас не один в потенциальной борьбе за доступ к новой информации о самом себе или своем внутреннем мире, достаточно обнадеживает. Аяхуаскерос иногда используют метафору «каноэ духа»: хотя участники переживают свои собственные опыты, возникает также чувство солидарности в течение путешествия.

Аяхуаска таит в себе немало сюрпризов. Даже на сеансах, которые продолжаются в течение нескольких дней подряд, полученные опыты могут сильно различаться. Фактически всегда присутствует элемент изменчивости — от стадии приготовления до стадии приема внутрь. Во-первых, существует несколько вариантов самого напитка (растительные добавки могут быть различными и включать психотрию виридис или диплоптерис кабрерана и другие растения), возраста растений, состояния почвы, на которой они выращены, используемой части растения и даже определенного времени сбора растений (месяца, фазы луны и времени дня). Не менее важен способ приготовления напитка: пропорции растительных ингредиентов, время кипячения и множество других факторов, о которых могут знать только опытные аяхуаскерос, — интенсивность огня, способ розлива напитка по бутылкам и даже, как часто утверждается, мысли и намерения людей, готовящих напиток. Во-вторых, важно осознавать, что каждый человек отличается от других по многим физиологическим, психологическим и культурным параметрам. Некоторые люди быстро усваивают активные соединения напитка, другие — более медленно. Кто-то более чувствителен к напитку. Для одних — возможно, для большинства — лучше принимать напиток на пустой желудок. Для других, может быть, лучше немного перекусить до или после приема напитка, чтобы помочь всасыванию активных алкалоидов.

Большинство людей начинают ощущать воздействие аяхуаски через 45–60 минут, некоторые могут почувствовать его уже через 20 минут, у других же эффекты появляются только через 1,5–2 часа. В перуанской традиции приема аяхуаски местные аяхуаскерос часто просят людей соблюдать особый режим в течение трех дней до и трех дней после сеанса. Это подразумевает отсутствие в пище соли и сахара, отказ от секса, алкоголя и прохладительных напитков, а также другие диетические ограничения. Насколько строга должна быть диета, зависит от намерения человека, принимающего аяхуаску. Для чего он это делает: для исцеления, изучения растений или просто из любопытства? В традиционных сообществах, если цель — стать аяхуаскеро, соблюдается очень строгая диета, состоящая только из плантенов, маниока, риса и небольшого количества рыбы и жира.

В идеале сеанс должен проводить опытный руководитель — тот, кто знаком с многообразием состояний, вызываемых аяхуаской. Роль куратора на сеансах приема аяхуаски очень важна. Возможно, его самой важной функцией является передача участникам сеанса уверенности — духа бесстрашного исследования, чтобы те осмелились погрузиться в собственные опыты настолько глубоко, насколько это возможно. Они должны верить, что куратор способен справиться с любой ситуацией, которая может возникнуть. В ритуалах синкретических религиозных организаций практикующего поддерживает все окружение. Религиозные лидеры обычно имеют многолетний опыт проведения ритуалов. Участники могут сидеть или стоять, а свет остается включенным. Сеансы, проводимые традиционным способом коренного населения долины Амазонки — в темноте, требуют большей концентрации внимания и определенных усилий.

Теория не может заменить опыт проведения сеансов, его можно приобрести только благодаря практике под руководством опытного лидера. Проведение сеанса приема аяхуаски требует большой ответственности. Куратор, шаман или религиозный лидер, который обычно тоже принимает напиток, должен обладать способностью действовать под его влиянием, в том числе когда требуется контролировать состояние практикующих, вызванное интоксикацией. В традиционной или религиозной обстановке лидеры всегда принимают напиток, также как и современные аяхуаскерос. Важно, чтобы человек, руководящий сеансом, обладал способностью эффективно совершать необходимые действия под влиянием аяхуаски и мог справиться с любой ситуацией, возникшей на сеансе. Следует отметить, что проведение ритуала под воздействием напитка не означает ухудшения восприятия действительности у его участников; под влиянием аяхуаски опытный человек оказывается подключенным к высшему источнику знания, высшему «Я», трансперсональной силе и может воспринимать, думать, говорить и действовать по-другому и более эффективно, как будто через него говорит его внутренний голос. Например, лидеры религиозных организаций под воздействием аяхуаски часто становятся очень красноречивы, даже если имеют довольно скромное образование.

С другой стороны, осторожность тоже важна. Аяхуаска — сильное вещество, и люди, которые принимают ее, часто переживают глубокие и значимые опыты. Участники сеанса обычно бывают благодарны человеку, помогающему им получить такой опыт, однако возможность злоупотребления с его стороны все же исключать нельзя — некоторые могут использовать таинство только преследуя цель извлечь материальную выгоду или добиться сексуальных отношений. Рекомендуется не придавать большого значения отдельному человеку, помогающему получать опыт, избегая, таким образом, создания культа личности и ловушек силы. Вероятно, самой большой опасностью на пути знания является раздувание эго. Скромность — это необходимое качество для лидера. В традиционных сообществах аяхуаска рассматривается как реальный учитель; шаман просто помогает неофиту обращаться с растениями. В наше время количество практикующих употребление аяхуаски, местных и приезжих, растет, и каждый старается узаконить свою практику различными способами. Такие явления, как проекция или перенос, довольно распространены. Этические стандарты, подобные тем, которые существуют в психиатрической и психологической практике, следует внедрить и здесь. К сожалению, текущая правовая ситуация не допускает открытого обсуждения этих вопросов.

Хорошо, если перед сеансом вы обладаете ясным намерением или сумели сформулировать интересующие вас вопросы. Мысли и желания во время ритуала приема аяхуаски действуют самым непостижимым образом. Шуары, жители эквадорского берега Амазонки, верят, что мы принимаем аяхуаску не для того, чтобы «видеть будущее», но чтобы «создавать будущее». Сильно прочувствованное намерение может задать опыту определенное направление.

Большинство людей, стремящихся получить опыт в результате приема аяхуаски, обычно ведут себя уважительно, независимо от того, к какой культуре они принадлежат; такова репутация этого напитка. Ниже приведены высказывания образованных представителей западной цивилизации различного вероисповедания из многих стран мира, записанные в процессе полевых исследований. Всем был задан один и тот же вопрос: почему они принимают аяхуаску?

• «Чтобы взглянуть на мою жизнь под другим углом».

• «У меня сейчас проблемы со здоровьем, и мне нужно руководство».

• «Я надеюсь более глубоко исследовать творческую сторону своей личности».

• «Я хочу принимать аяхуаску ради личностного роста и психологических прозрений, то есть, я думаю, что с помощью глубоких внутренних исследований смогу лучше узнать себя, свои способности, потенциал и лучший путь или способ жить».

• «У меня есть несколько психологических блоков, и я хочу бесстрашно взглянуть на них».

• «Мне хотелось бы понять те сферы своей личности, которые мне не совсем ясны».

• «Я хочу поработать со своими разрушительными мыслительными моделями».

• «Мне бы хотелось увидеть образы, которые могут помочь мне в процессе исцеления».

• «Я хочу вновь обрести свою истинную сущность, которой обладал до травм».

• «Мне бы хотелось, чтобы аяхуаска помогла мне стать настолько хорошим врачом, настолько это возможно».

• «Я намереваюсь продолжать работать с духами».

• «Я хочу возвратить свою потерянную душу и исцелиться от стыда, который испытываю большую часть своей жизни».

После успешных сеансов намерения могут стать более специфическими:

• «Я хочу идти глубже. Я просто хочу принять все, что придет».

• «Я не хочу больше ничего контролировать, я хочу все отпустить».

• «Я хочу узнать источник моей тревоги».

• «Мне бы хотелось глубже исследовать тот опыт, который я пережил прошлой ночью».

Многие принимают аяхуаску для исцеления, духовного подъема, просветления, прозрения и познания внутреннего мира, связи или соединения с космическим сознанием, природой или планетой Земля, для того чтобы обнаружить творческую энергию. Другие принимают ее, «просто чтобы знать».

Опыты, получаемые при приеме аяхуаски, могут быть чрезвычайно разнообразными. Распространенная тема — контакт с инопланетными существами, которые могут принимать разные формы, или посещение внеземных и иногда высокотехнологичных цивилизаций. Образы этих миров присутствуют в работах перуанского живописца Пабло Амаринго, который был практикующим аяхуаскеро и изображал видения, вызванные аяхуаской[181]. Ниже приводится запись рассказа о похищении, которое пережил американец 45 лет в течение сеанса приема аяхуаски.

 

4 апреля 2007 года я был похищен… Я думаю. Я говорю «я думаю», потому что когда я размышляю об этом опыте, я нахожу, что в это верится с трудом. Я читал об опытах похищения других людей и думал про себя: «Эти люди, должно быть, добиваются внимания, или психи, это все кажется очень странным». Я инженер-механик. Мой ум работает, как калькулятор: для того чтобы прийти к решению, должна существовать формула, жизненные явления должны иметь логическое объяснение. Я действительно в недоумении из-за этого опыта, потому что в этой формуле так много недостающих частей. До тех пор пока это не случилось со мной, я не верил, что это возможно. В моем случае похищение не имело места в физическом мире, поскольку обычно мы знаем об этом. Это происходило на другом уровне.

Несколько лет назад я пережил ОСО — околосмертный опыт, во время которого открылся туннель и начал затягивать меня внутрь, как пылесос затягивает жука. Излишне говорить, что я сопротивлялся и меня не засосало, но я был заинтригован! После этого изменившего мою жизнь опыта я провел исследование, чтобы понять, что означает появление этого всасывающего туннеля. В результате я обнаружил, что шишковидная железа, находящаяся в мозге, может вырабатывать диметилтриптамин, сильное психоактивное соединение, которое в момент смерти человека может выделяться непосредственно в мозг. Диметилтриптамин предоставляет мозгу возможность увидеть вещи, о которых он в других случаях не ведает. Я узнал, что шаманы регулярно пьют напиток, называемый аяхуаской; они готовят его из лиан и других растений, богатых триптаминами, и принимают во время ритуалов, чтобы пробудить духовных проводников и путешествовать в других мирах. Опыт и исследование в лесах Бразилии привели меня к антропологу и посреднику. Я хотел выпить священный напиток аяхуаску в надежде, что он откроет туннель снова и я смогу узнать, что там, на другой стороне.

На вечерней церемонии мне дали чашку, на вид в ней было от 160 до 175 миллилитров ужасно пахнущего темного сиропа, который я и выпил. Через час я погрузился в глубокое медитативное состояние в поисках ответов, которые должны были прояснить мое место в этом мире. Внезапно на меня пролился сверху этот белый свет, это ощущалось как антигравитационная энергия, которая поднимала меня вверх из моей кровати и еще выше — через крышу. Этот луч белого света был цилиндрическим и достигал неба, и казалось, что его диаметр равен 5–7 футам. Он будто разделил меня на две части и поднял нематериальную копию моего тела. Я старался анализировать этот опыт. Когда я поднимался, я все еще мог видеть свою вторую половину, лежащую на кровати. Я чувствовал, что определенные части моей сущности, голограмма моего тела, структура моего ума и большая часть моего сознания были подняты. Было приятно ощущать себя невесомым и поднимающимся вверх, хотя я все еще чувствовал гравитацию. Меня перенесли в комнату на корабле, очень чистую, стерильную, в отличном состоянии: нержавеющая сталь и белый цвет, приглушенный белый свет, полный спектр. Я лежал на столе, похожем на те, которые можно увидеть в морге, потому что он был похож на неглубокую коробку, и от него отходили дренажные трубки и шланг для мытья. Но там были подушки, поэтому у меня создалось впечатление, что я нахожусь здесь не для того, чтобы быть просто расчлененным — ведь мне обеспечили комфорт. Тем не менее, мои руки и ноги были закреплены ремнями, но я не думаю, что моя грудь тоже была стянута ими. В тот же момент я почувствовал, что мое сознание успокоилось, но этого было недостаточно. Я сразу же стал осознавать свое окружение и попытался сесть и оглядеться; и тут я со всей остротой ощутил присутствие этих существ — высоких, худых, почти тощих, с очень тонкими чертами, но с головой богомола, треугольных и очень похожих на насекомых. У меня появилось чувство, что они были сознательными и обладали высокоразвитыми технологиями. Кондиционер воздуха работал просто отлично, я мог слышать устойчивый гул. Этот звук издавал корабль, с прочной структурой, полый и испускающий энергию.

Вокруг меня и этого стола находились инструменты, приспособления нескольких видов, зонды, странные механизмы, выполняющие сложные действия. Все они свисали с потолка, а некоторые были прикреплены к стенам. Комната была не квадратной, а почти круглой и цилиндрической, вдоль границы были расположены конторки с белым приглушенным светом, который обладал полным спектром, как в затененных окнах, но этот свет был искусственным и подавался по трубам. Это очень расслабляло, к тому же свет имел успокаивающую частоту. Казалось, что и гул успокаивал меня; он мог быть и не звуком корабля, но, вероятно, своеобразной акустической энергией, которая проникала в мой разум. Каким-то образом, с достаточной долей усилий и концентрации, я смог преодолеть его. В определенный момент они начали настраивать инструменты и приближаться ко мне. Мне стало немного страшно, но они уверили меня, что все будет хорошо, и я ответил на это: «Поймите, я чувствую себя пленником, а когда люди чувствуют себя пленниками, у них пробуждается врожденное чувство опасности — они боятся насилия или сексуального изнасилования. Если это мужчина — через его анус, если женщина — через влагалище. И я думаю, что для женщины это даже хуже, потому что если в нее имплантировали нежеланное, это может означать, что придется вынашивать нежеланного ребенка. И еще хуже, отчасти инопланетного ребенка».

Мне показалось, что они смотрели в изумлении, как я пытался сесть и общаться с ними. Потом я заявил: «Это как давать и получать, если вы нуждаетесь в чем-то, вы позволяете этому случиться, но поскольку у меня нет никаких повреждений, я покину это место нетронутым и целым, точно таким же, как прибыл сюда или лучше, и все будет хорошо. Я не хочу сбегать отсюда и вызывать крушение этого корабля». После моего заявления они в большой спешке и очень быстро ввели эти зонды в мою грудь. Я не вполне уверен, вставили они приборы или нет. У меня возникло ощущение, что они просто осматривали, проверяли и брали пробы на биопсию, образцы крови и спермы, содержимого желудочно-кишечного тракта и бактерий моего тела. Каждый раз я чувствовал беспокойство, они же каким-то образом успокаивали мой мозг, говорили мне, чтобы я «расслабился» и что «все будет в порядке». Когда они работали надо мной, я заставил себя вернуться в полусознательное состояние и посмотрел вокруг. Там было очень, очень чисто и стерильно, все было в отличном состоянии, все сияло и не имело ни единого пятнышка. После того как я увидел, насколько хорошо была оборудована комната, я почувствовал себя там более комфортно, все еще испытывая беспокойство от того, что они делали. В какой-то момент там, где находилось мое реальное тело, начала лаять собака (я подумал, что это интересно, поскольку я мог все еще слышать то, что испытывало мое настоящее тело), и сказал: «Мне нужно идти». Они ответили: «Хорошо». Закрыли мою грудь и попрощались. Я был быстро доставлен обратно в свою кровать и соединился с самим собой.

Этот корабль улетел, и мне показалось, будто другой тут же, очень быстро занял позицию над домом и поднял меня вверх, очень насильственно и быстро. Это была не очень приятная прогулка. Я очнулся на грязном столе, тоже похожем на стол в морге, но в антисанитарном состоянии. У них тоже были различные инструменты вокруг стола, которые тоже были немного грязные. Существа тут же начали вставлять свои устройства в мою грудь, закрепляя их вокруг моих органов. Они вставляли цилиндрические металлические устройства вокруг моей аорты, моих почек, печени, кишечника и моего позвоночника. Я не вполне уверен насчет позвоночника. Я почувствовал что-то у себя на шее, как ошейник… В любом случае я заставлял себя находиться в сознании. Они использовали очень острую, пронзительную звуковую энергию, которая воспринималась болезненно, и, казалось, с ее помощью они хотели ввести меня в бессознательное состояние. Я боролся и стремился вырваться из этой энергии и почувствовал, будто вырвался из своего тела. Я посмотрел на них, когда оказался вне тела. Огляделся и быстро вытащил все приспособления, ограничивающие движения. Позже, когда я проснулся, то обнаружил синяк на руке и не смог вспомнить, где я мог ушибиться на этой неделе. Тот звук, видимо, погрузил меня снова в полубессознательное состояние, и они вставили что-то в меня. Это было очень пугающе и мучительно. Казалось, они не прикасались к моему анусу. Я помню, что каким-то образом сообщил им: «Вы знаете, если вы причините мне какой-то вред, для вас это тоже закончится плохо; на этом корабле происходит насилие, и вас обнаружат. Я взорву это место, и меня не заботит, как вы собираетесь удерживать меня. Эта ситуация не закончится для вас хорошо». (Или для меня в таком случае.) Я почувствовал, что это может закончиться борьбой и моей физической смертью. Я посмотрел на них, они были похожи на рептилий с жесткой серой кожей, как у слонов, с очень редкими волосами. Эти волоски были толстыми (они могли быть вообще не волосками, а вибриссами, как усы у кошек или волоски у жуков). У них были большие глаза, как у слонов. Их сознание ощущалось как сознание пресмыкающихся, с почти инстинктивным способом мышления и быстрой передачей сообщений. Они стояли (от 3,5 до 4,5 фута ростом); у них были маленькие руки и большое цилиндрическое тело с перепончатыми лапами и маленькими коготками на них. На мой взгляд, больше всего они напоминали Кузена Ита. [Кузен Ит — подобный инопланетянину карикатурный персонаж телевизионного шоу «Семейка Адамс» 1960-х годов. Кузен Ит ростом в три фута и покрыт с головы до ног длинными волосами, он испускает пронзительные нечленораздельные вопли, которые понимали только члены семейства Адамс.] Эти существа могли двигаться достаточно быстро и были довольно сильны. Я помню, что подумал: очевидно, что они обитают здесь дольше, чем мы, потому что у них есть эта развитая технология и этот корабль, но им действительно следует почистить его и обслуживать лучше. И им следует работать с нами, а не насильно забирать нас.

В какой-то момент показалось, что поблизости появилось еще одно существо, и они бросили меня обратно в мою кровать. Как только я вернулся, я был нежно поднят снова, и казалось, что предыдущий корабль улетел, а его позицию над домом занял другой корабль. Я был поднят на этот корабль очень нежно, плавно, спокойно, деликатно и уложен в очень удобную кровать без приспособлений, ограничивающих движения, и с мягкой подушкой. Я посмотрел вокруг и увидел существ. Они были немного пугающими, около 7 футов ростом, с головами, напоминающими осьминогов на канделябре, и создавалось впечатление, что внутри такой большой головы огромные мозги будто распределены по отсекам. В какой-то момент я почувствовал три мозга, но я в этом не уверен. Одна часть мозга устанавливала связь, другая заботилась о функционировании физического тела, а третья думала и общалась с другими существами. Случай весьма расширенного мозга. У них были очень странные осьминогоподобные головы, с щупальцами, выходящими наружу. У них были и руки, большие и очень сильные. Я почувствовал, что не хочу вступать с ними в физическую конфронтацию. Я ощущал, как они нежно зондировали мое тело и исправляли неряшливую работу, сделанную предыдущими инопланетянами, а также чистили меня. Однако они не собирались удалять устройства. Они полностью понимали мой дискомфорт, вызванный этими устройствами, вставленными другими пришельцами, но ясно дали понять, что не будут их вытаскивать. Я осмотрел корабль и заметил различные цвета. Он не был белым, как первый корабль, и не таким темным и унылым, как второй. Он вызывал радость, но был очень сложно устроен. Эти существа были дружелюбны. Я упомянул, что хотел бы выйти из своего полубессознательного состояния и пообщаться с ними на более сознательном уровне. Они ответили: «Не сейчас. Вы почти готовы. Скоро». Это было похоже на приглашение, на то, что такое может случиться вскоре, возможно, даже во время моего следующего путешествия.

Мне бы хотелось встретиться с этими существами снова. Мы можем многому научиться у них. Они живут здесь очень долго. Они могут принадлежать другому измерению, но они определенно знают, как путешествовать. У меня было такое чувство, что они путешествуют на далекие расстояния и в течение очень долгого времени. Я показал, что наступило время вернуться, поэтому они заботливо перенесли меня обратно, и я почувствовал себя очень спокойно. Хотя я не был рад тому, что у меня в теле находятся имплантаты, я понимал, что демонтаж произойдет скоро.

 

 

ДОЗИРОВКА

 

На церемониях, которые проводят аборигены, а также практикующие метисы, шаман определяет дозу (часто — используя обычную маленькую чашку или миску). Нередко от представителей западной цивилизации, приезжающих в район реки Амазонки, можно услышать жалобу, что бехеталистас дают им заниженную дозу, возможно, для того чтобы избежать неприятных ситуаций с иностранцами, не говорящими по-испански. Варианты напитка сильно отличаются по активности: это качество зависит от предпочтений шамана. Существуют также разновидности напитка, которые используют бразильские синкретические религиозные организации. Если установка и окружение являются подходящими, лучше принять сильную дозу — от 80 до 100 миллилитров — хорошо приготовленного напитка. Проводящий сеанс куратор, безусловно, должен быть хорошо знаком с потенциальной активностью напитка, чтобы дать соответствующие рекомендации участникам. Вообще, не стоит быть слишком консервативным. Заниженная доза способна вызвать все нежелательные эффекты, включая рвоту и диарею, и ни одного трансцендентного. Аяхуаска не ядовита. Летальной дозой считается объем, равный приблизительно 6 литрам, а это количество невозможно выпить, не вызвав рвоту.

Как только участники познакомятся с силой напитка, им следует решать самим, какое количество принимать на последующих сеансах, увеличивая или уменьшая дозу в зависимости от их предыдущего опыта. После двух или трех сеансов участники обычно представляют себе оптимальное количество, которое они могут выпить. Руководителю сеанса, однако, следует всегда быть бдительным, потому что участники часто стремятся получить сильный опыт и склонны недооценивать активность напитка. Участники должны постараться удержать напиток в желудке в течение, по меньшей мере, 1 часа, чтобы активные компоненты полностью абсорбировались. Вес тела является фактором, который нужно учитывать, хотя часто он не играет решающей роли, поскольку люди обладают различной восприимчивостью к напитку. Приблизительно через 1,5 часа участники могут принять маленький бустер [182]. Те, у кого метаболические процессы замедлены, должны отдавать себе отчет, что им требуется больший промежуток времени, чтобы ощутить воздействие первой дозы, поэтому они должны ждать дольше, прежде чем принимать бустер. В редких случаях участник может не ощутить никаких эффектов даже после попыток повторного приема, вероятно, из-за особенностей его или ее метаболических процессов. К тому же некоторые люди явно сопротивляются опыту и способны свести его к минимуму. Тем не менее, средней дозы аяхуаски обычно бывает достаточно для того, чтобы оказать сильное воздействие на большинство людей.

 

ТЕМНОТА И ТИШИНА

 

У местных жителей, как правило, существует две разновидности церемоний: коллективные, которые проводятся в больших общинных зданиях, или малокас, где пространство освещено и участники танцуют под аккомпанемент флейт, трещоток и других музыкальных инструментов, и частные, шаманские по своей сути, которые проводятся в темноте. Традиция метисов, живущих у реки, соответствует второй модели, в то время как в бразильских синкретических ритуалах и церквях всегда используется освещение. Темнота, однако, усиливает переживаемый опыт и минимизирует отвлечение внимания, помогая участникам сосредоточиться на своем внутреннем мире. В современных культурах аборигенов и метисов полная темнота является необходимым требованием для шаманской практики.

Тишина также способствует сосредоточению на внутреннем путешествии. В обстановке традиционных амазонских сеансов участники сидят с прямыми спинами, но разрешается также лежать, стараясь удерживать спину в прямом положении. Тишина необходима, особенно в те часы, когда напиток наиболее активен. Любое движение — даже движение глаз — и любое слово, произнесенное в ритуальном пространстве, может отвлечь участников от их путешествия. Фокусирование на точке на лбу, между бровями, оказывает большую помощь в навигации. Перед внутренним взором часто появляются геометрические узоры. С помощью намерения можно войти в эти узоры и увидеть трехмерное или четырехмерное пространство непостижимой красоты. Участнику следует дышать глубоко и медленно и постараться обрести состояние душевного спокойствия, особенно в сложных ситуациях, которые могут возникнуть во время путешествия.

 

МУЗЫКА

 

Замечательным инструментом навигации может стать музыка, если ее использовать мудро. В племенах индейцев тукано, живущих в колумбийском районе реки Ваупес, таких как кубео, макуна, барасана и других, участники сеанса привязывают трещотки к лодыжкам и играют на трубах и флейтах Пана [183]. Шаманы племени шуар, живущие на эквадорском берегу Амазонки, могут играть на туманке [184] или китиаре, двухструнной скрипке. В традиции метисов шаман поет на протяжении всего сеанса, часто аккомпанируя себе на трещотке из листьев растения рода париана (Pariana ) [185], и делая несколько перерывов. Перуанские метисы-аяхуаскерос называют эти песни силы икарос и говорят, что получают их от духов растений в период своего посвящения. Количество, разнообразие и порой сложность икарос являются знаком силы и эффективности работы шаманов — и из аборигенов, и из общин метисов. Участники сеансов часто сообщают, что икарос оказывают исцеляющее воздействие сами по себе, а также влияют на видения. В перуанском районе Амазонки, в среде племени шипибо-конибо, живущем на берегах реки Укаяли, песни, исполняемые в течение сеанса, визуализируются как кенес, сложные геометрические фигуры, которыми женщины украшают керамику, текстиль и тела[186].

Музыка оказывает заметное влияние на опыты приема аяхуаски и, в частности, на настроение при совершении ритуала. Кураторы современных ритуалов, не придерживающиеся амазонских традиций, могут использовать во время сеанса широкий диапазон музыкальных записей: от местных икарос до мировой классической музыки, фольклорной, вокальной, инструментальной и электронной, подбирая музыкальные произведения таким образом, чтобы они соответствовали различным эмоциональным состояниям. В течение сеанса приема аяхуаски у участников часто повышается восприимчивость к музыке, и они становятся крайне чувствительными к ее влиянию. Вероятно, участники воспринимают определенную музыку как исцеляющую. Некоторые могут отметить удивительную синхронность, связывающую специфические музыкальные фрагменты с важными моментами их субъективного опыта. Иногда бывает интересно использовать музыку, которая особо значима для вас, например песни, которые были популярны в определенный период жизни, фольклорные или даже детские песни, которые могут вызвать соответствующие детские воспоминания. Определенная мелодия может затронуть струны души, вызывая поток эмоций. Некоторые музыкальные произведения участники воспринимают как ужасные. В таких случаях полезно изучить эти эмоции, потому что они могут вызвать внутренние состояния, воспоминания или ассоциации с богатым контекстом.

На сеансах приема аяхуаски участники становятся особенно открыты для такой музыки, на которую раньше они не обращали внимания; более того, в обычной обстановке они могли даже отвергать ее как не соответствующую их личным вкусам. Благодаря музыке можно путешествовать в пространстве и времени. В этом отношении племенная этническая музыка может быть особенно пробуждающей; она может позволить пережить удивительное культурное многообразие мира.

В определенный момент, обычно через несколько часов, может постепенно вводиться танцевальная музыка в качестве средства для создания праздничного настроения. После напряженной работы предыдущих часов такая музыка может оказывать терапевтическое воздействие сама по себе. Люди могут пережить огромную радость и освобождение от напряжения. А с помощью танцевальных движений участники обретают способность выражать то, что с ними происходит. Более того, как указывается в работах Рафаэля Карстена и Ирвинга Голдмана, танец является неотъемлемой частью общинных церемоний в племенах шуар и кубео. Танец также является существенной составляющей ритуалов синкретических религиозных организаций, таких как «Санто Дайме» и «Баркинха».

Каждый ритуал и каждая группа имеют свою динамику развития, которую необходимо уважать и в соответствии с которой нужно подбирать музыку. Лидер ритуала должен быть чувствителен к специфическому настроению каждого сеанса, чтобы, находясь в гармонии с ним, ненавязчиво руководить процессом, подбирая соответствующее музыкальное сопровождение. Сегодня с помощью компьютерных программ, например iTunes, легко подобрать музыкальные произведения для проигрывания на любом сеансе, и это менее шумно и отвлекает внимание не так, как использование большого количества компакт-дисков.

В конце концов, присутствие лидера ритуала может быть обозначено с помощью трещотки, барабана или другого инструмента, который служит путеводной нитью для благодарных участников, поскольку они могут чувствовать, что кто-то наблюдает за ними и может оказать поддержку, если путешествие окажется трудным.

Важно помнить, что очень полезны и периоды полной тишины. Кроме того, участники могут и петь — по очереди или одновременно, в зависимости от согласованности ритуала. Они могут также тихо напевать. В неприятных ситуациях можно использовать трещотку в качестве средства заземления. И, конечно, вариантов здесь множество.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!