Лекция 2. Иррационализм как философское направление



Лекция 1. Философия позитивизма

Начало формы

Позитивизм в переводе с латинского («positivus») означает положительный. Как философское течение позитивизм возник во Франции в 30-40 гг. XIX в. Его основатель О. Конт (1798-1857). Идеи Конта получили свое развитие в трудах английских мыслителей Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.

Конт сформулировал закон трех стадий интеллектуальной эволюции. По его мнению, в своем интеллектуальном развитии каждый отдельный человек и человечество в целом проходят следующие стадии.

1. Теологическая, на которой все явления в мире объясняются действием сверхъестественных сил.

2. Метафизическая предполагает замену религиозных представлений (мировая душа, Бог) абстрактными понятиями (материя, сущность, бытие и т.д.).

3. Позитивная предполагает отказ от решения тех проблем, которые находятся за пределами познавательных возможностей человека, и обращение к непосредственному наблюдению окружающего мира.

Таким образом, Конт утверждал, что задача науки не объяснение, а описание действительности. Она должна отвечать на вопрос «Как?», а не на вопрос «Почему?». Конт стремился объяснить развитие общества не только углублением научного знания, но и расширением его за счет появления новых наук. Он разработал учение об организации и структуре науки, которое назвал энциклопедическим законом или иерархией наук. Конт расположил науки в зависимости от времени их появления и степени сложности. В итоге выстроилась следующая иерархия:

1) математика;

2) астрономия;

3) физика;

4) химия;

5) биология;

6) социология.

Эту систему Конт считал вечной и неизменной. Он отрицал всю предшествующую философию, однако не отказывался от философии как таковой. По его мнению, для полного познания действительности частных наук недостаточно. Необходимо раскрыть связи между отдельными науками. Этим и должна заниматься философия. Конкретные науки выявляют частные закономерности, а философия – общие. Философия – это наука, которая объединяет исследовательские результаты конкретных научных дисциплин и отличается от них только степенью обобщения. Главные произведения Конта: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии».

Естественнонаучным обоснованием классического позитивизма был механицизм. Открытия естествознания на рубеже XIX-XX вв., связанные с развитием квантовой физики, потребовали нового мировоззрения. Кроме того, в ходе научных исследований выяснилось, что их результаты зависят от приборов и органов чувств человека. В этих условиях позитивизм вынужден был обратить внимание на вопросы, которые он раньше игнорировал: о природе познания, об отношении субъекта и объекта познания, о взаимосвязи физических и психических процессов познавательной деятельности. Эти обстоятельства породили вторую историческую форму позитивизма – эмпириокритицизм. Ее основатели – физик Э. Мах (1838-1916) и психолог Р. Авенариус (1843-1896 ). Авенариус написал трактат «Критика чистого опыта». Эмпириокритицизм переводится как «критика опыта»; имя Маха дало второе название новой формы позитивизма – «махизм». Принципиальным отличием махизма от классического позитивизма стало то, что махисты видели свою задачу не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного познания. По их мнению, наука дает человеку не истину, а лишь символы, знаки для практической ориентации. Ядро махизма составляют ряд принципов, главными из которых являются: принцип нейтральных элементов мира, принцип экономии мышления и принцип интроекции. Махисты утверждают, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела. Научный опыт состоит не из психических или физических явлений, а их нейтральных элементов, т.е. ощущений и восприятий отдельного субъекта. Задача философии в том, чтобы упорядочить эти нейтральные элементы мира на основе принципа экономии мышления. Экономия мышления означает требование использовать минимум средств в описании каких-либо явлений. Учение об интроекции представляло собой критику идеи о том, что представление находится внутри головного мозга. Авенариус не отрицал, что мысль является функцией мозга. Он утверждал, что она передается не непосредственно, а через различные объекты внешнего мира. Таким образом, утверждался тезис о внутренней взаимосвязи субъекта и объекта научного познания.

Неопозитивизм возник в 20-е гг. XX в. Его основателями считаются М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел и др. Возникновение неопозитивизма связано с деятельностью «Венского кружка» – теоретического семинара математиков, физиков, логиков, социологов, который действовал при Венском университете. Неопозитивизм состоит из многих школ и направлений. Основной формой неопозитивизма является логический позитивизм. Его сторонники утверждают, что философия – это не наука, а особый способ теоретизирования. Задача философии заключается в логическом анализе высказываний и обобщений. По мнению неопозитивистов, все знания выражаются с помощью языка.

Б. Рассел выдвинул идею о том, что все высказывания можно разделить на три группы:

- осмысленные – они могут быть либо истинными, либо ложными, в зависимости от того насколько соответствуют реальности;

- неосмысленные – это такие высказывания, которым ничего в действительности не соответствует («материя» первична, «сознание» вторично);

- бессмысленные – высказывания, которые не имеют истинности или ложности («жареный лед»).

Задача философии состоит в том, чтобы выделить осмысленные предложения и определить их истинность. Критерием научности в неопозитивизме выступает принцип верификации, в соответствии с которым истинным признается лишь то высказывание, которое подтверждается опытом. Это означает, что оно может быть сведено к непосредственному, чувственному восприятию. Такое высказывание называется атомарным. Если же высказывание связано с опытом, через цепь рассуждений, то оно является молекулярным. Тем не менее, в ходе научных исследований выяснилось, что существует ряд высказываний, которые в принципе невозможно свести к опыту. Это высказывания о фактах прошлого и широкие обобщения. В этой ситуации неопозитивизм требует опытной проверки только частных высказываний, а для других допускает принципиальную возможность осуществления такой проверки. Другим принципом неопозитивизма является физикализм. Он признает научным лишь то высказывание, которое можно выразить языком физики.

Неопозитивизм в своем развитии столкнулся с серьезными противоречиями. Наука, опираясь на опыт, не может развиваться только на его основе. Большое значение для науки имеет конструктивное творческое мышление, которое поднимается над опытом и создает новый результат, напрямую не связанный с экспериментальной деятельностью. В то же время неопозитивизм сыграл положительную роль в развитии науки и философии. Не вызывает возражений утверждение неопозитивистов о том, что процесс познания доступен логическому исследованию только в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики создало предпосылки формализации гуманитарных наук и открыло возможность использования математических методов в гуманитарном познании.

 

Лекция 2. Иррационализм как философское направление

Иррационализм как философское направление начал формироваться еще в античности, однако наиболее полно и всесторонне он проявил себя во второй половине XIX века, а в XX веке стал оказывать определяющее влияние на историко-философский процесс. В конце XIX в. многие убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не решает всех проблем человечества. Люди перестали видеть в своей истории проявления высшего разума, они убеждались в том, что движение мира само по себе не гарантирует осуществления человеческих целей.

Таким образом, основу философского иррационализма составили неверие в созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм. Если рационализм абсолютизирует целесообразные формы человеческой активности, то иррационализм отдает приоритет бессознательным импульсам и эмоционально-волевым структурам субъекта. Основную задачу философии иррационалисты видят не в познании законов объективного мира, а в определении форм субъективного мира личности и выработку эмоционально-нравственных установок, которые должны помочь человеку в межличностных отношениях.

В первой половине XIX века идеи иррационализма нашли свое обоснование в творчестве датского мыслителя С. Кьеркегора (1813-1855). Кьеркегор утверждал, что мир предметов существует только потому, что он что-то значит для человека. Жизнь человека представляет собой познание экзистенции, которое проходит 3 стадии:

- на эстетической стадии человек ощущает смутную тревогу и неудовлетворенность жизнью;

- на этической стадии он понимает, что его беспокойство вызвано страхом перед неизбежностью смерти;

- на религиозной стадии человек обретает надежду, обращаясь своими мыслями к Богу.

Жизнь – это страдания, неуверенность и отчаяние. Иного не дано, ибо иного нет. Поэтому необходимо выбирать: либо наслаждение индивидуальной распущенностью, либо добродетель в соответствии с долгом. И нужно верить, что добродетель угодна Богу. Это не освобождает нас от страданий, но наделяет свободой: выбирать и страдать. Жизнь без веры невозможна. Но никто не может верить в Бога в христианском понимании этого слова. Как же тогда жить? Верить, что твой выбор – это твоя свобода, а связанные с нею страдания и отчаяние – тайный божественный знак о возможности спасения.

А. Шопенгауэр (1788-1860) был первым философом, выступившим против гегелевского рационализма и панлогизма. Системно его взгляды изложены в произведении “Мир как воля и представление”. Критика рационализма здесь такая радикальная, что она ставит под сомнение само понятие разума и осмысленной деятельности человеческого сознания. Интеллект, по мнению Шопенгауэра, функционирует не на основе собственного рационального плана, а под влиянием воли. Эта воля, создающая мир и человека и обладающая иррациональным характером, выступает как абсолютная основа бытия. Интеллект всего лишь средство воли к жизни. Интеллект устает, воля же не знает усталости. Поэтому она, а не разум, – подлинная основа мира и предпосылка личной воли человека. В мире, как и в человеке, нет ничего рационального, ему присуще неутолимое желание, темный глухой порыв. Мир сам по себе бессмыслен, а вся история мира – это история волевых флуктуаций, не имеющих никакого смысла. Не имеет смысла и воля к жизни, ибо сама жизнь бессмысленна, особенно человеческая жизнь. Она бессмысленна потому, что каждому человеку предначертаны болезни, страдания, старость и смерть. Именно воля забросила нас в этот мир без нашего согласия и ведома, именно воля соблазняет нас обманчивыми приманками, наихудшей из которых есть оптимизм – самое беспощадное и бессовестное издевательство над человеком. Жизнь человека – это непрерывные страдания, а то, что называют счастьем, на самом деле является только попыткой освобождения от страданий, за которой приходят новые страдания и неизбывная тоска. Жизнь – это оплата по векселю, подписанному не нами. Так оптимизм и доверие разуму разбиваются о трагизм человеческого существования в мире.

Главным объектом философии Ф. Ницше (1844-1900) является человек, но не как носитель универсальных объективных знаний, а как существо, наполненное субъективными переживаниями. Рациональными средствами нельзя постигнуть объективную истину, не потому, что таких средств нет, а потому, что отсутствует такая истина. Природа мира и человека многозначна и разнообразна и существует множество различных точек зрения для объяснения мира, но ни одна из них не обладает большей ценностью, чем все остальные. Мир в основе своей неопределен и только фактом воли ему можно придать определенную форму. Высшая истина рождается внутри человека благодаря самосозидающей воле. Человек не рождается человеком, а становится им. И это становление человека как живой реальности есть акт творения здесь и сейчас самоопределяющейся личности. Такая личность саму свою жизнь превращает в художественный процесс, в котором она вновь изобретает себя, вживляет себя в бытие и этим актом творения придает порядок и гармонию бессмысленной Вселенной. И тогда Бог, властвовавший над человеком, рождается в его душе и громко звучат под солнцем его слова: “Мир, слышишь ли ты голос своего творца?” Ибо истина – это не то, что необходимо доказывать или опровергать, а то, что нужно создать.

Человек никогда не удовлетворен данным, ибо в нем нет свободы. Это относится не только к вещам, но и к самому человеку. Воля к жизни и власти не дает человеку успокоиться, достигнуть удовлетворения. Человек только тогда шагает дорогой человечности, когда стремится превзойти себя, возвыситься над собой нынешним, стать сверхчеловеком – властителем свободы. Двигаться вперед, превосходить самого себя, стремиться к высшему, расти и совершенствоваться – это все и есть воля к жизни и власти. Сверхчеловек – не белокурая бестия, для которой не существует ни морали, ни совести, это обыкновенный человек, каким он хочет, но не может стать. Это идеал человека будущего. Понятие сверхчеловека означает, что человек неудовлетворен тем, чем он есть, и эта неудовлетворенность является основанием для творения собственной истории. И в этом творении только и осуществляется человек.

Главной преградой на пути к сверхчеловеку является традиционная мораль. Ею проникнута не только религия, но и философия. Эта мораль лишает человека воли, отрывает от жизни, делает его недееспособным. Христианство с его аскетической моралью неизбежно ведет к распаду духовности, “восстания массс” и восхождения на трон “грядущего хама”, нивелирующего человека под знаком всеобщего равенства. Вот почему настает время “переоценки всех ценностей”, преодоления “человеческого, слишком человеческого” и творения “новой добродетели” – этой дороги, ведущей “по ту сторону добра и зла”, в веселый мир сверхчеловека, где нет оскорбительных правил и метафизических границ, а сухой апполоновский разум подчинен дионисическому кипению чувств, которое и есть подлинная жизнь. В этом мире нет ничего данного, а только – становление, буйный танец вечного возвращения, в котором человек превосходит самого себя, возвышается над собой, достигает свободы в трагической мистерии жизни.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!