Лекция 4. Основные этапы развития философии Возрождения



Возрождение (Ренессанс) – это эпоха духовной жизни Западной Европы, которая характеризуется расцветом искусств и ремесел, ускоренным развитием науки и охватывает период с XIV по XVII в. Родиной Возрождения стала Италия - самая развитая европейская страна в XIV-XV вв. Экономической основой Возрождения было городское хозяйство, а движущей силой – горожане.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения можно выделить следующие периоды: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский. Деление это условно и носит не столько хронологический, сколько типологический характер.

Первый гуманистический этап развития ренессансной философии (средина XIV – средина XV вв.) связан с признанием за человеком права и обязанности совершенствовать мир и самого себя с помощью разума и в соответствии с его принципами. Данте Алигьери, Франческо Петрарка, а позже Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Пико дела Мирандола, Эразм Роттердамский разрушали традиционный образ человека как существа греховного и зависимого от Бога и утверждали мысль о том, что место человека в мире обусловлено не грехом и спасением, а исключительно его достоинством. Оно заключается в способности человека возвышаться от животного состояния к человеческому, то есть – в способности к самосовершенствованию, и свидетельством этой способности является созданный человеком мир науки и искусства, экономики и ремесел, мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. Homo humanitas – это культурный, деятельный человек, который созидает и познает мир своего существования и благодаря этому возвышается до уровня творца. Целью и смыслом жизни человека должна стать свобода человеческого деяния.

Такое понимание человека и его предназначения в мире не могло не привести к вопросу о том, соответствует ли современное общество этому “свободному гению”, а если не соответствует, то каким оно должно быть. Томас Мор в своей «Утопии», Томазо Компанела в «Городе солнца» создают модели идеального общества, свободного от частной собственности, неравенства и несправедливости.

На втором этапе своего развития (средина XV – первая треть XVI вв.), получившим название неоплатонического философия Возрождения сконцентрировала свое внимание на природе, ее строении и принципах существования. Стремление понять сущность человека стимулировало онтологические поиски. Именно в онтологии связь Возрождения с предшествующей эпохой средневековья проявилась наиболее отчетливо. Главной проблемой новой онтологии была проблема взаимоотношений Бога и мира. Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Парацельс, Николай Кузанский, признавая Бога в качестве творца мира, отходят от канонического библейского понимания его. Бог не над миром и не вне его, он – душа этого мира, свет, который пронзает весь мир и каждую вещь в нем и придает всему смысл и значение, порождает гармонию. Бог и мир едины. Чем выше становился уровень развития ренессансной философии, тем большего числа своих канонических качеств утрачивал Бог, тем отчетливей проявлялось еще неадекватное понимание его как природного закона, естественной необходимости. Бог не столько творец природы, сколько гуманизирующий ее закон, а сама природа из сферы, подчиненной духу, превращается в естественное начало всех вещей.

Третий этап в истории философии Возрождения (вторая половина XVI – начало XVII вв.) тесно связан с нарождающимся новым естествознанием и характеризуется как натурфилософский. Николай Коперник, Йоган Кеплер, Галилео Галилей, Джордано Бруно создавали новую теоретическую модель Вселенной, окончательно порывали с античными и средневековыми взглядами на ее строение, формировали предпосылки научной революции. Идея бесконечной Вселенной, развивающейся по своим собственным законам, делала очевидным факт несовместимости науки и религии, разума и веры, демонстрировала согласие между строением Вселенной и математическими законами и создавала предпосылки для превращения математики из абстрактного занятия в средство сначала астрономических, а затем и естественнонаучных исследований. Так в противоречиях переходного периода рождаются и набирают силы элементы новой науки, нового мировоззрения, новой культуры – Нового времени.

Таким образом, философия Ренессанса выступает как самосознание новой эпохи, обращенной к античной культуре, античной учености, античному образу жизни и одновременно как выход из средневековья, преодоление средневековой схоластики и засилия религии. Но это было не повторение пройденного, а создание нового философского и культурного пространства, в центре которого стоял человек – творец своей действительности. Главными чертами этой философии являются:

1) антропоцентризм – признание человека главной проблемой философии, центральным элементом природы, высшим проявлением божественного творения;

2) гуманизм – признание за человеком права и обязанности активно вмешиваться в природную и социальную жизнь с целью ее усовершенствования на основе разума и в соответствии с его принципами;

3)эстетизм – отношение к Вселенной как воплощению гармонии, симметрии и красоты;

4)натурализм – мир и человек рассматриваются не с позиций креационизм а, а как естественные сущности, принципы существования которых находятся в них самих;

5)пантеизм – отождествление мира и Бога, растворение Бога в мире, вследствие чего Бог утрачиывает свой надприродный и внеприродный характер и сливается с природой, а природа обожествляется.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!