Взаимоотношение личности и общества



Формирование личности в обществе предполагает два взаимосвязанных процесса – социализацию и самореализацию.

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом определенной системы социальных ролей и ценностей, позволяющих ему функционировать в обществе. Социализация – это процесс становления личности. В этом смысле ее как результат внешнего воздействия социальной среды на человека.

Выделяют два вида социализации:

- направленная (формирование социальных качеств под влиянием целенаправленного воспитания, образования);

- стихийная (формирование социальных качеств под влиянием общения с ближайшим окружением).

Социализация характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. Выделяют четыре стадии социализации:

- ранняя (от рождения и до поступления в школу),

- обучение,

- социальная зрелость (охватывает период активной трудовой деятельности),

- завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной официальной трудовой активности).

Под самореализацией понимается процесс использования социальных ролей и ценностей, сложившихся в ходе формирования личности.

Противоречивое взаимоотношение личности и общества наиболее остро выражается в проблеме свободы личности. В рамках философской мысли сложились три основных подхода в истолковании данной проблемы:

1) Фатализм (личность, находясь в обществе не имеет никакой свободы; вся жизнь, деятельность и мышление человека полностью определяются внешними социальными силами).

2) Волюнтаризм (человеческая воля не зависит от внешних социальных обстоятельств, а поэтому личность полностью свободна в выборе своей жизненной программы в обществе).

3) Компромиссный подход (деятельность и мышление человека определяются как внешними социальными обстоятельствами, так и внутренними волевыми побуждениями личности).

С вопросом о свободе личности тесно связан вопрос об отчуждении личности. Точнее, это две стороны одной и той же проблемы. Под отчуждением понимается разрыв непосредственных общественных связей между людьми, осознание их как искусственных и навязанных извне. Преодоление отчуждения связывается с выявлением и восстановлением подлинных общественных связей и их разумным регулированием, что рассматривается как важнейшая предпосылка достижения свободы личности.

Конец формы

Лекция 3. Сознание как предмет философского осмысления

Социальность человека проявляется прежде всего в том, что личность обладает таким свойством как сознание. Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека, основой его духовности и рациональности, что отличает человека от всех других живых существ. Сознание:

- выражает способность человека к познанию;

- выступает средством организации человеческой деятельности и регуляции межчеловеческих отношений;

- является средством обмена опытом и передачи его от поколения к поколению;

- объединяет творческие возможности человека;

- обеспечивает ценностные ориентации;

- является средством коммуникации.

Таким образом, сознание – это высшая, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление действительности и регуляцию жизнедеятельности людей.

В истории философии сформировались несколько подходов в понимании сознания. В классической философии сложились два основных подхода:

1) Субстанциональный (представлен в большинстве учений античной, средневековой, ренессансной, а также в новоевропейской и немецкой классической философии). Сознание здесь рассматривается как сверхчеловеческая, надмировая сущность – субстанция (Логос в античной философии; Бог; Абсолютная идея у Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание – это лишь частица или продукт надмирового сознания. Ценность человеческого сознания определяется степенью причастности к этой духовной субстанции.

2) Натуралистически-функциональный (сформировался в трудах английских эмпириков 17 в. и французских материалистов 18 в.). Сознание рассматривается здесь в качестве особой функции мозга. Отличие сознания от других функций мозга усматривается в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о себе и природе. Но при этом сознание рассматривается как чисто материальный объект, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства механически, так же, как печень вырабатывает желчь и т.п.

Объединяет оба подхода классической философии пассивное понимание природы сознания. В обоих случаях сознание рассматривается только как средство отражения объектов внешнего мира.

В неклассической философии сформировался ряд новых подходов:

1) Социокультурный подход. Формируется в рамках таких направлений как марксизм, структурализм и т.д.Согласно данному подходу:

- сознание – продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать;

- сознание – этофункция высокоорганизованной материи, а значит, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга;

- сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения;

- формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику.

2) Экзистенциально-феноменологический подход. Формируется в рамках таких направлений как экзистенциализм, феноменология и т.д. Согласно данному подходу:

- утверждается принципиальная самостоятельность сознания человека в отношении и к природно-материальному миру и к обществу;

- центральной характеристикой индивидуального сознания объявляется интенциональность, т.е. направленность сознания на объект (предмет, явление, процесс) посредством различных способов (восприятие, представление, оценка и т.д.);

- посредством интенциональности сознание выступает как поток образования различных смыслов тех или иных объектов, результатом чего становится формирование мировоззрения и жизненного опыта человека.

3) Психоаналитический подход. Формируется в рамках такого направления как философия психоанализа. Согласно данному подходу:

- формирование и функционирование сознания обусловлено скрытыми факторами психической организации человека, которые определяют мышление и поведение человека (бессознательное).

- бессознательное не является непосредственно частью сознания и его содержание преимущественно недоступно для сознания; однако, путем различных неявных механизмов оно определяет сознательную деятельность человека.

Генезис сознания

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, представленное в различных формах на уровнях неживой, живой и социальной материи. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня ее структурной организации.

Биологической предпосылкой формирования сознания является психика как высшая форма отражения в живой природе. Психика основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (совокупности условных и безусловных рефлексов). В русле психического отражения центральную роль выполняет головной мозг, который управляет деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, способствует формированию в мозгу в конкретной ситуации биологической цели как идеального предвосхищения результата деятельности организма.

Сознание отличается от психики следующими признаками:

- абстрактно-логическое мышление;

- целеполагание;

- самосознание;

- связь с языком.

Социальными факторами возникновения сознания стали формирование трудовой деятельности и языка:

1) Труд – это процесс отношений между людьми, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее:

- коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию;

- коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля;

- в процессе трудавозникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.

2) Язык – знаковая система, выработанная в обществе для коммуникации и передачи информации. Как способ существования сознания язык находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. К основным функциям языка относятся:

- экспрессивная (средство выражения мыслей);

- когнитивная (средство познания);

- коммуникативная (средство общения между людьми);

- кумулятивная (средство накопления и сохранения знаний).

Структура и функции сознания

В структуре сознания выделяют следующие элементы:

1) Интеллект – способность к мышлению и познанию на основе понятий, суждений и умозаключений, выражающихся в речи.

2) Чувства и эмоции – способность к отражению внутренних состояний человека, его отношения к внешнему миру, к другим людям и к самому себе.

3) Воля – способность к регуляции человеческой жизнедеятельности.

4) Внимание – способность к концентрации на каком-либо объекте.

5) Память – способность к сохранению и воспроизведению жизненного опыта человека, это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего.

Существенная роль в деятельности сознания принадлежит бессознательному. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний, которая во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека.

В широком смысле сознание выполняет целый ряд функций, имеющих важное значение для жизнедеятельности человека:

1) Познавательная функция проявляется в способности человеческого сознания добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе.

2) Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде.

3) Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром.

4) Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!