Художественная деятельность эстетики.



Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание -- целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей. В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус - способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культуры личности, развитости его ума, чувств. (Щуркова Н. Е).

Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка [4. c 128].

Художественная деятельность - это организованное взаимодействие ребенка с художественными объектами, в процессе которого дети познают эстетический образ мира, преобразовывают этот мир, созидая художественные предметы. Важной и необходимой частью художественного воспитания является практика общения с художественными ценностями. В результате слияния теории и практики непосредственного общения с произведениями искусства вырабатывается художественный вкус, формируется художественный идеал, художественные потребности и интересы в общении с искусством.

Художественная деятельность через общение детей с искусством и их собственные занятия разными видами искусства помогает обнаружить всю палитру наивысших ценностей мира, поскольку искусство как зеркало отражает в себе весь целостный мир. Данную деятельность еще называют и художественно-творческой, подчеркивая тем самым её значение в эстетическом воспитании детей, в развитии их творческой активности. [2. с 108].

Эстетическое воспитание неразрывно связано с художественной деятельностью. Эстетическое воспитание школьников есть процесс, совершающийся под влиянием искусства и самых различных жизненных отношений и воздействий. Младшие школьники высказывают свои эстетические суждения о вещах и явлениях, испытывают эстетические чувства. Следовательно, организуя педагогический процесс, надо заботиться не об отдельных мероприятиях эстетического характера, а прежде всего о такой системе воздействия, которая охватывала бы в целом всю жизнь ребёнка.

Между художественным и эстетическим воспитанием существует диалектическая взаимосвязь: эти воспитательные процессы пересекаются в сфере искусства. Эстетическое воспитание в области искусства преследует цель формирования способности эстетически переживать изображенное в художественном произведении и давать ему эстетическую оценку. Эстетическое начало в общении с искусством крайне необходимо, поскольку художественная информация, в отличие от информации научной, должна не только пониматься, но и эстетически переживаться [6. c 640].

Художественно-творческая деятельность - первая, самая доступная и близкая ребёнку деятельность, в которой он наиболее полно может выразить себя, свои эмоции, чувства, отношение к миру. Ценность её заключается в том, что дети здесь выступают в естественной для данного возраста роли деятеля и творца. (Щуркова Н. Е).

Основное назначение художественной деятельности - формирование ценностного отношения к искусству, красоте, самому себе как активной творческой личности. Эта деятельность развивает чувства детей, предоставляет возможности для самореализации, развития своих талантов и способностей, воображения, наблюдательности, обостряет эмоциональную восприимчивость, совершенствует эстетический вкус [2. c 108].

Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Духовный мир младшего школьника планомерно обогащается эстетическими представлениями в результате его практического участия в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественно-полезной, художественной [3. c 431].

Формирование эстетического отношения к действительности не может протекать успешно без ознакомления детей с определенными произведениями искусства. Если младший школьник с помощью произведения искусства удовлетворяет свое стремление к расширению жизненного опыта и утрачивает интерес к нему, исчерпав для себя его познавательные возможности, то старший подросток уже начинает рассматривать произведение искусства как некое обобщение. Ему близки и доступны произведения, которые, хоть в какой-то степени обобщают то, что непосредственно пережил он сам. В процессе организации эстетического воспитания младших школьников учитель с помощью искусства помогает ребенку осознать реальную действительность, прекрасное в ней. В ходе обучения происходит развитие не только умственных сил ребенка, но его нравственных качеств, его эстетического отношения к миру. Осваивая искусство, красоту жизни, школьники так же развиваются в умственном и нравственном отношениях [8. с 240].

Назначение художественной деятельности разнообразно.

Она развивает чувства у детей, их эмоциональную отзывчивость; предоставляет возможность реализовать себя, свои таланты, способности; помогает построить общение на уровне высокой культуры; развивает творческую активность, воображение, наблюдательность, способность понимать себя и других людей; обостряет чувства детей; совершенствует их эстетический вкус. (Щуркова Н. Е).

Правильная организация художественной деятельности детей требует от педагога учета их эстетических особенностей, основы которых заложены в дошкольном возрасте. Одна из основных особенностей - эмоциональная непосредственность, открытость в выражении чувств, что может быть позитивно использовано в организации деятельности учащихся

Эстетическое

Важнейшей категорией эстетики, практически полностью охватывающей предмет этой науки, является «эстетическое». Эта наиболее абстрактная и общая категория, в которой схватывается общность всех возможных проявлений художественного, созерцательного отношения человека к действительности. Эстетическое охватывает собой всю широкую сферу неутилитарных, созерцательных субъект-объектных отношений, выражает особый духовно-материальный опыт человека, в процессе которого он получает духовное наслаждение.

Категория «эстетическое» утвердилась в эстетике достаточно поздно - только в XX веке. Она активно употреблялась в работах Г.Гадамера, М.Дюфрена, Э.Сурио, Д.Лукача. Первым среди отечественных философов категорию «эстетическое» в качестве наиболее общей, исходной категории эстетики ввел А.Ф.Лосев в работе «Диалектика художественной формы», первая часть которой была опубликована в 1927г. Этот исследователь показал, что «эстетическое» не тождественно «прекрасному»: «…прекрасное отнюдь не то же самое, что эстетическое. Эстетическое шире: сюда входит возвышенное, низменное, трагическое, комическое и т.п. Прекрасное - один из видов эстетического» Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927. С.108. . Аналогичным образом А.Ф.Лосев строго разграничил категории эстетического и художественного (искусства): «Когда мы мыслим художественное, мы всегда имеем в виду искусство, произведения искусства, т.е. осуществленное творчество. Эстетическое же только еще есть то, что должно осуществляться в виде искусства. Художественное есть осуществленное эстетическое, причем в нем может быть не только эстетическое» Там же. С.108.. Эстетика, по мнению А.Ф.Лосева, должна изучать природу всего многообразия выразительных форм действительности, а не только прекрасное и художественное.

Введение категории «эстетическое» именно в XX веке не было случайностью, поскольку в это время стали очевидны совершенно новые тенденции не только в искусстве, но также в культуре в целом. В начале века появляется, например, реди-мейдс (от англ. ready-made - готовый) Марселя Дюшана - произведения, представляющие собой предметы обихода, выставленные в качестве произведений искусства в том их виде, в каком они непосредственно используются. Свои первые работы - «Колесо от велосипеда», «Сушилка для бутылок» - Дюшан создал и выставил в Нью-Йорке в 1913-1914 гг. Основным принципом реди-мейдс было убеждение в том, что нельзя изобразить предмет лучше, чем он существует в действительности, следовательно, необходимо созерцать сам этот предмет. Тем самым предметы, отнюдь не отличающиеся красотой, ничего не изображающие и не символизирующие, были внесены в сферу художественной культуры, в выставочную среду, а классические эстетические принципы были отвергнуты.

Во второй половине века возникает поп-арт, ярким представителем которого является Энди Уорхол, сделавший предметом изображения мусор, отбросы, лица разыскиваемых полицией преступников, электрический стул и т.п. К этому же направлению относятся и работы Роберта Раушенберга, создававшего так называемые «пространственные картины», в которых живописные поверхности дополнялись коллажами из различных используемых в быту предметов - кусочков ткани, веревок, частей репродукций. В сферу художественной культуры стали активно вторгаться абсурдность, парадоксальность, игра смыслами, а нередко - непристойное, безобразное, омерзительное, пошлое. Современные исследователи к проявлениям новых тенденций в культурном самосознании относят следующие: «придание ряду понятий обыденного сознания (тоска, тошнота, тревога и т.д.) статуса философско-эстетических категорий, тенденции к эстетизации философии; диссонанс, дисгармония в музыке, нефигуративность, асимметрия в живописи; абсурд, безобразное в литературе, театре, кинематографе» Маньковская Н.Б. Эстетика модернизма. М., 2000. С. 8. . В такой ситуации объяснение сферы созерцательной деятельности человека на основе категории «прекрасное» становилось все более и более сложной, если не сказать невозможной, теоретической задачей.

Однако причина введения категории «эстетическое» состоит не только в появлении новых художественных явлений, которые оказалось невозможно объяснить, базируясь на категории «прекрасное». Причина глубже: эстетика к XX веку уже проделала достаточно длительный путь развития, чтобы осознать, что отождествление предмета эстетического анализа с прекрасным не соответствует реальной человеческой эстетической практике. Действительно, как уже отмечалось выше, в главе, посвященной рассмотрению предмета эстетики, невозможно найти в действительности объект, к которому нельзя было бы отнестись эстетически - созерцательно, творчески, неутилитарно, художественно. Самые разнообразные материальные предметы, явления природы, человеческие поступки, бытовые вещи, могут быть оценены как прекрасные или безобразные, комические или смешные, трагические или ужасные, возвышенные или низменные. Многое зависит здесь не только от объективных качеств самих предметов (их объективной красоты), но также от условий восприятия, распространенных вкусов и предпочтений, эстетических идеалов, психологических качеств воспринимающего субъекта, культурных традиций. Если же пытаться сводить предмет эстетики лишь к прекрасному, то окажется, что из него должны быть исключены не только многие объекты, но и то, что классическая эстетика традиционно включала в сферу рассмотрения - трагическое, безобразное, низменное, комическое, дисгармоничное. Ни одна из этих категорий не может быть полностью сведена к прекрасному или к недостаточности прекрасного.

Тем не менее, до настоящего времени далеко не всеми специалистами категория «эстетическое» признана в качестве исходной категории эстетики.

Все это свидетельствует о том, что постепенно утверждающееся в качестве главной категории «эстетическое» является дискуссионной проблемой эстетики. Тем не менее, введение и использование этой категории представляется продуктивным и для обозначения предмета эстетики в самом общем виде и для выражения особой сферы человеческого духовно-материального опыта и неутилитарного отношения к действительности

Думается, что пришло время сказать несколько слов о том, что понимается под «неутилитарностью» эстетических отношений и эстетической деятельности. Латинское слово «utilis» означает «полезный, практически значимый». Таким образом, имеющее латинские корни прилагательное «утилитарный» обозначает все то, что имеет для человека практическую значимость, что является для него полезным, в чем он заинтересован. Вопрос о соотношении эстетического (или его проявления - прекрасного) и полезного обсуждался в философии задолго до того, как эстетика выделилась в качестве относительно самостоятельной научной дисциплины. При этом история философии знает прямо противоположные варианты решения этой проблемы.

Одну из достаточно ранних, но при этом удивительно ярких идей можно обнаружить в учении древнегреческого философа Сократа (469 - 399 гг. до н.э.). Он чрезвычайно сильно сблизил прекрасное и полезное, показывая, что эстетическое и художественное производно от практического назначения предмета и того, насколько хорошо этот предмет выполняет функции, ради выполнения которых он и был создан. Прекрасной может быть, в первую очередь, названа та амфора, которая хорошо хранит вино, но та, которая протекает или слишком хрупка, не является прекрасной, насколько бы великолепно она не была расписана и какой бы совершенной формой не обладала. Как учил Сократ, даже навозная корзина прекрасна, если сделана подобающе для своего употребления. При таком понимании эстетическое оказывается очень тесно связанным с практической деятельностью человека, с практикой.

Но история эстетики знала и прямо противоположную концепцию эстетического, в соответствии с которой оно равнозначно незаинтересованному, неутилитарному, бескорыстному. Ярким примером этого взгляда является концепция И.Канта, выраженная в первой части работы «Критика способности суждения» (1790). Кант считает эстетическое суждение (суждение вкуса) о произведениях искусства специфическим суждением, отличным по своему существу от телеологической способности суждения о природных вещах. Кант считал, что при эстетическом восприятии предмета отношение субъекта к нему бескорыстно, незаинтересованно, что отличает эстетическое от практического и морального. Прекрасное или возвышенное нравится всем только в силу своей чистой формы, без всякого утилитарного интереса, а их восприятие сопровождается особым удовольствием (благорасположением), бескорыстной творческой деятельностью. Эстетическое представляется Канту результатом свободной игры человеческих духовных сил в процессе созерцания объекта: «Суждение называется эстетическим именно потому, что определяющее основание его есть не понятие, а чувство (внутреннее чувство) упомянутой гармонии в игре душевных сил, коль скоро её можно ощущать» Это означает, что отношение к объекту только тогда можно считать эстетическим, когда оно лишено всякой корыстной, утилитарной заинтересованности. Если человек выбрал и купил картину не вследствие того, что она привлекла его своим образным строем и смыслом изображенного, а в силу того, что она замечательно закроет собой пятно на стене, его отношение к предмету искусства эстетическим не является, а будет чисто утилитарным. Если к старинной бронзовой статуэтке относятся исключительно как к орудию для раскалывания грецких орехов, то эстетическим данное отношение назвать трудно. «Если мы рассматриваем произведение со стороны его неприкосновенной действительности и при этом сами ничего своего не привнесем, то оказывается, что произведение выступает перед нами так же естественно, как вещи. Картина висит на стене, как охотничье ружье или как шляпа. Таким образом, в соответствии с теорией И.Канта, качественной характеристикой эстетического является практическое бескорыстие, свобода от всякого интереса.

Антиномия «прекрасное есть бесполезное» - «прекрасное есть полезное», возникшая в истории эстетики, вполне закономерна, поскольку схватывает реальную многогранность человеческой деятельности: в ней могут вполне гармонично сочетаться практическое и эстетическое отношения. Эстетические моменты могут органично вплетаться в практическую активность человека с утилитарными целями и влиять на нее - технику, промышленность, строительство, кулинарию, парфюмерию, моделирование одежды и т.д. И наоборот, практическая целесообразность может оказывать существенное влияние на эстетические отношения и обуславливать стилеобразование в искусстве, как это происходит, например, в архитектуре, промышленном дизайне, декоративно-прикладном творчестве, где художественная форма объекта определяется его практическим назначением. Именно это подчеркивали основоположники технической эстетики.

К одним и тем же объектам возможно и утилитарное и неутилитарное отношение. Всегда, когда субъект рассматривает определенный объект с точки зрения практической значимости материальных или, более узко, вещественных свойств этого объекта, имеет место утилитарное отношение к нему. Когда же за материальными характеристиками и свойствами усматривается нечто иное - идеальный смысл, духовное содержание, выразительность, изящество, красота, образный строй и т.д. - имеет место неутилитарное отношение. В реальной жизни любой человек достаточно легко отличит утилитарное отношение от неутилитарного. Обратимся снова к произведениям А.П.Чехова и вспомним первое действие его комедии «Вишневый сад». Хорошо известна знаковая сцена, в которой купец Лопахин беседует с помещицей Раневской и её братом Гаевым о скорой продаже с торгов вишневого сада: эстетический прекрасное трагический комический

«Л о п а х и н. …Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.

Г а е в. Извините, какая чепуха!

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Я вас не совсем понимаю, Ермолай Алексеич.

Л о п а х и н. Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить… например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…

Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

Л о п а х и н. Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает» Чехов А.П. Соб. соч. в 12 тт. Т.10. М.: Правда, 1985. С.315..

Для Лопахина старый вишневый сад - это ценность материальная (земля, деревья, способные или не способные давать урожай, вишня, которую возможно или невозможно продать), и его отношение, таким образом, абсолютно утилитарно. Для Раневской вишневый сад - это красота цветущих деревьев, напоминание о давно ушедшей юности, символ жизненной энергии, и, следовательно, ее отношение к этому же саду не столько утилитарное, сколько эстетическое. Сад давно не приносит практической пользы, но Любовь Андреевна считает его ценным и значимым. Различие между двумя подходами, двумя отношениями к объекту Чехов показывает чрезвычайно ярко. Эстетическое отношение оказывается «эмоциональной оценкой того, как организовано, построено, выражено, воплощено формой данное содержание, а не самого этого содержания» Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. С.121..

Вместе с тем, несмотря на наполнение человеческого существования эстетическим, нужно понимать, что наличие в отношении к чему-либо только лишь определенного типа эмоциональных реакций отнюдь не означает, что непременно и обязательно имеет место именно эстетическое отношение. Так, смех или трагические чувства, взятые сами по себе, составляют предмет не эстетического, а психологического анализа. Эстетическим эти чувства станут тогда, когда обретут художественную форму, будут творчески восприняты в её ракурсе. Сами по себе комические или трагические отношения в жизни (шутка, ироничная насмешка, сарказм, скорбь, горечь утраты) по существу своему не являются собственно эстетическими переживаниями и эстетическими отношениями. Любые человеческие чувства получают эстетический статус лишь тогда, когда обозначаемое ими содержание оказывается соответствующим образом оформленным, рассматривается с точки зрения выразительности, структурированности, совершенства. Только будучи художественно осмысленными, комические и трагические эмоциональные реакции смогли породить такие устойчивые жанры, как трагедия и комедия. Точно в такой же мере природные явления способны порождать эстетическое отношение в том случае, если их восприятие опирается на художественный принцип, угадывающий за явлением - сущность, за поверхностью - символ. И для этого художественного осмысления не существует абсолютно запретных зон.

Человеческая история свидетельствует о том, что нет такого предмета, события, явления, которое не могло бы войти в эстетическое. Человек повсюду может находить красоту, гармонию, изящество, совершенство - в полете бабочки или летучей мыши, в форме розы или замшелого пня, в движении танцовщицы или акулы. Или, напротив, не находить ничего примечательного в самых, казалось бы, совершенных предметах. Ведь в эстетическом отношении очень многое зависит от культурных и психологических установок, субъективных вкусов и предпочтений, профессиональных привычек и специфики деятельности. Именно поэтому одно и то же явление может или нет оказаться в сфере эстетического. Багряный закат занимает и живописца, и метеоролога, цветущая липа - предмет занятий и для фотографа, и для сборщика лекарственных растений. Эстетическое отношение может зависеть также и от других факторов - пространственных и временных измерений, обстоятельств восприятия, настроения. Девятый вал прекрасен на картине Айвазовского, но страшен вблизи, цунами величественны на картинах японских мастеров, но жутки в непосредственном восприятии. Все это свидетельствует о том, что невозможно выделить какие-либо универсальные объективные, присущие самим объектам свойства (форму, пропорции, цвет и т.п.), которые обуславливают их однозначную принадлежность к сфере эстетического. Хотя вряд ли стоит говорить и об абсолютной субъективности эстетического, поскольку включение объектов в эту сферу в каждый конкретный момент истории обусловлено также целым рядом объективных факторов - природных, культурно-исторических, социально-политических, экономических и т.д.

Более того, онтологические основы эстетического восприятия также обнаруживаются в природе. Ей свойственна ритмическая организация, проявляющаяся в природных циклах, восходах и заходах солнца, морских приливах и отливах, временах года, биологических изменениях живых организмов, движении животных, в биоритме человека, в биении сердца, пульсации крови или дыхании. Улавливание естественного ритма приводило к тому, что «в мышечном и чувственном сознании, а потом и в чувствующем мышлении первобытных людей стал накапливаться естественно потребный для их нормальной и здоровой жизни ритмический, а тем самым и эстетический опыт» Киященко Н.И. Эстетика - философская наука. М., 2005. С.143..

Еще одной онтологической предпосылкой эстетического восприятия является системная организация, упорядоченность материального мира, где имеет место процесс постепенного усложнения структур, «неуклонного повышения уровня их организованности - от неорганических к органическим формам, от простейших живых существ к прямым предкам человека, от элементарных способов самосохранения до генетического механизма передачи информации об оптимальных способах поведения индивида для поддержания жизни вида». Замечаемая упорядоченность в движении светил, в строении цветов и деревьев, в организации животной стаи или человеческого сообщества выводила человека на эмоциональные переживания и эстетические оценки

Не менее важной онтологической основой эстетического является имеющая место в природе симметрия и пропорциональность. Конечно, в ней нет геометрической точности и четкости повторения частей, но нельзя не заметить общую симметрию в строении тела кузнечика и бабочки, морского ската и акулы, лошади и жирафа.

Однако в природе есть не только упорядоченность, но и её противоположность - хаос. Человек улавливал взаимодействие этих противоположных начал, пытаясь познать, какие их сочетания вызывают положительные эмоции, а какие - отрицательные. Современная наука - философия, физика, математика - убеждена в том, что неупорядоченность, хаотичность, стохастичность являются одной из онтологических основ эстетического. «Наше ощущение прекрасного возникает под влиянием гармонии порядка и беспорядка в объектах природы - тучах, деревьях, горных грядах или кристалликах снега. Их очертания - это динамические процессы, застывшие в физических формах, и определенное чередование порядка и беспорядка характерно для них.

Категория «эстетическое», выражая всё многообразие и богатство творческого, художественного отношения человека к действительности, охватывая все возможные варианты освоения мира по законам красоты, является основной категорией эстетики.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1708; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!